Условия и стратегии реализации личностно-ориентированного подхода в вузе системы МВД в процессе подготовки юриста — сотрудника правоохранительных органов
(Журавлев В. Е.) («История государства и права», 2008, N 1)
УСЛОВИЯ И СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВУЗЕ СИСТЕМЫ МВД В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТА — СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
В. Е. ЖУРАВЛЕВ
Качественная подготовка сотрудников органов внутренних дел к сложным условиям их деятельности была и остается приоритетной задачей учебных заведений вузов системы МВД. Итоговые цели педагогов здесь отличаются известным дуализмом. С одной стороны, необходимо подготовить юриста, обладающего знаниями, навыками и умениями, отвечающими Государственному образовательному стандарту по соответствующей специальности. В этой части подготовка выпускника вуза системы МВД ничем не отличается от обучения студента «гражданского» юридического вуза или факультета. С другой стороны, нужно учитывать специфику будущей служебной деятельности курсанта. В связи с этим непременным элементом учебного и воспитательного процессов в вузах системы МВД является обучение «силовой» составляющей деятельности сотрудника милиции, привитие навыков действий в экстремальной ситуации и т. п. Эти элементы, понятно, отсутствуют в процессе подготовки будущих адвокатов или юрисконсультов. Гармоничная интеграция ключевых аспектов воспитания, образования, культуры личности юриста — сотрудника правоохранительных органов, подготовки его к будущей деятельности состоит главным образом во взаимодействии педагогики, психологии и ряда профессиональных дисциплин. Эту интеграцию призван обеспечить личностно-ориентированный подход (ЛОРП). Однако при его реализации в вузе МВД следует учитывать специфику последнего, которая заключается в воспитании у выпускников высокого уровня правосознания, ответственности, преданности избранной профессии, высоких моральных качеств и дисциплинированности, а также уважения к закону и профессионализма. Процесс подготовки юриста — сотрудника правоохранительных органов состоит в том, что по отдельным дисциплинам предусмотрены учения, деловые игры, лабораторные занятия. Они способствуют выработке навыков экспериментальной, аналитической работы. Для повышения эффективности подготовки будущих специалистов в рамках учебного процесса и вне его осуществляется привитие курсантам исследовательских навыков и умений. Достигается это с помощью проведения научно-исследовательской работы курсантов. Активизация различных моделей, подходов в рамках ЛОРП происходит на семинарских и практических занятиях. Методика их проведения зависит от индивидуальности преподавателя, а разнообразие форм вытекает из практической направленности. Именно здесь происходит активизация дискурсивных стратегий продуктивного педагогического общения, индивидуального подхода, раскрытие личностного потенциала курсанта. Главным условием является поддержание уровня личностной мотивации курсанта: необходимо организовывать занятия так, чтобы курсанты «постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений» <1>. ——————————— <1> Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2002. С. 115.
П. И. Образцов и В. М. Косухин выделяют следующие типы семинарских занятий, которые, на наш взгляд, могут служить иллюстрацией некоторых моделей взаимодействия курсанта и преподавателя, реализующего ЛОРП: семинар с использованием «сократовского» метода обучения, семинар с использованием метода «мозговой атаки», семинар с использованием метода «круглого стола» (разновидность диалога) и некоторые другие <2>. Применение данных методик представляется вполне обоснованным при обучении курсантов — будущих юристов, так как способствует динамичности процесса мышления, побуждает к генерированию идей с последующим их анализом, сопоставлением, выбором результата. Кроме того, у курсантов повышается мотивация к процессу обучения, формируются навыки самостоятельной работы, раскрываются и развиваются определенные личностные качества. ——————————— <2> Образцов П. И., Косухин В. М. Дидактика высшей военной школы: Учеб. пособие. Орел, 2004. С. 217.
Поддержка руководством вуза МВД инициативных преподавателей, реализующих ЛОРП, а также вовлечение и подготовка к этому других преподавателей — первое условие реализации личностно-ориентированного подхода в вузе МВД. Это связано с тем, что ведущая роль при введении личностно-ориентированного подхода, несомненно, принадлежит преподавателю: именно он активно взаимодействует с курсантами. Преподаватель-новатор, кроме того, является главным звеном, связующим элементом подсистемы, включающей других преподавателей, офицеров воспитательных структур, специалистов различных отделов и служб. Именно он обеспечивает активное функционирование динамических элементов структуры, реализуя на практике дискурсивные стратегии. Решающее значение в этом процессе имеет способность педагога к изменению определенных личностных установок, стремление к открытости и истинности, принятию и доверию, эмпатическому пониманию — все то, что послужит базисом для построения диалогических отношений и фактором внутренней мотивации обучения курсанта. Преподаватель должен опираться на традиции гуманистической психологии, где под «учением» понимается не процесс простой трансляции информации, т. е. собственно «преподавание», а процесс саморегуляции, самодеятельности, самопознания <3>. С позиций воспитания корпоративной культуры в этом процессе важны дискурсивные практики прошлого, сближение позиций подсистем внешней структуры: руководства вуза, профессорско-преподавательского состава. Это является вторым условием при введении личностно-ориентированного подхода в вузе системы МВД и должно обеспечить целостность педагогического процесса, под которым еще К. Д. Ушинский понимал единство административного, учебного и воспитательного элементов, считая, что от комбинации основных элементов всякой школы долее всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями. Третьим условием является готовность преподавателя к выработке способов усиления динамических элементов внутренней структуры педагогического процесса. Должно происходить расширение полей общения, применение разных моделей, подходов (в рамках ЛОРП) в дискурсе настоящего: в процессе обучения, в видах деятельности (лекциях, семинарах, учебно-воспитательных мероприятиях, межличностных отношениях и т. д.). ——————————— <3> Роджерс К. Р. Freedom to Learning for 80″s. Columbus, 1983. С. 36.
Схематично суть всех трех условий можно сгруппировать вокруг центра, которым будет являться преподаватель-новатор (П). Другие преподаватели (п), руководство вуза (Р), курсанты (к) находятся в тесном взаимодействии друг с другом: 1-е условие: П <-> п 2-е условие: Р <-> П <-> п 3-е условие: П <-> к Данная схема отражает логику учебного процесса при введении ЛОРП, основным постулатом которого остается творческое отношение к нему всех участников, а главными актантами — курсант и преподаватель. Первые два условия выражают готовность преподавателя, его коллег и руководства вуза системы МВД к введению личностно-ориентированного подхода и являются в какой-то степени субъективными. Однако они требуют дополнительного разъяснения, так как по сути своей это вопросы кадрового состава. Методы, способы, средства, составляющие динамику педагогического процесса, сориентированную на конкретный результат, т. е. на прогнозируемый эффект реализации ЛОРП, зависят от решения этих вопросов. Любой вуз, в том числе и вуз МВД, имеет «сложившуюся организационную структуру, в которой вопросы управления образовательными процессами строго регламентированы руководящими документами, а функции управления этими процессами строго расписаны между должностными лицами» <4>. Вместе с тем гарантией качества результатов деятельности вуза становится на сегодняшний день «наличие у него… системы менеджмента качества» <5>. Если принять во внимание современное состояние общества, анализ состояния кадрового состава, то, несомненно, кадровой проблеме и связанной с ней проблеме качества должно уделяться пристальное внимание. Поэтому задача введения ЛОРП и успешность его реализации напрямую зависят от требований к подбору профессорско-преподавательского состава, а также другого персонала для обеспечения процессов образовательной деятельности. Руководство вуза должно учитывать также возможность переподготовки, стажировки педагогических кадров. ——————————— <4> Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учеб. пособие. М., 1999. С. 28. <5> Там же.
Иными словами, необходима организация системы менеджмента качества, которая и послужит базисом введения ЛОРП в вузе МВД, будет способствовать становлению профессиональной корпоративности. Выполнение третьего условия, связанного с усилением динамических элементов внутренней структуры педагогического процесса, готовность и способность к этому преподавателя являются особенно важными при введении ЛОРП в вузе МВД. Сложность здесь представляет применение на практике тех или иных дискурсивных стратегий в рамках ЛОРП. Однако при наличии подготовленных преподавателей и поддержке руководства это условие вполне выполнимо. Поскольку стратегии охватывают подходы, поля общения, модели — то есть все, что относится к дискурсу настоящего и составляет динамику педагогического процесса вуза системы МВД, — при введении ЛОРП необходимо продумать пути их взаимодействия, прежде всего с видами деятельности. Исходным пунктом здесь будут являться лекции, семинары, учебно-воспитательные мероприятия и прочие виды работы. Реализуя дискурсивные стратегии ЛОРП в указанных видах деятельности, преподавателю вуза МВД необходимо учитывать тот факт, что понятие педагогического взаимодействия включает в себя педагогическое влияние, его активное восприятие, собственную активность курсанта, проявляющуюся в ответных действиях, в самообучении и самообразовании. Собственно же «педагогическое воздействие» можно расценивать как некий опыт нахождения истины (по А. Дистервегу): плохой педагог преподносит истину, насаждая свой авторитет, «влияя» на обучаемого, а хороший учит находить истину, тем самым и воспитывая, и обучая. Таким образом, преподаватель и курсант в дискурсе настоящего образуют «сложную самонастраивающуюся и самосовершенствующуюся систему… с устойчивым функционированием, которая с учетом взаимоотношения людей содержит особый смысл…» <6>. Смысл этот, на наш взгляд, заключается в личностном, профессиональном росте и в способности к самосовершенствованию. ——————————— <6> Образцов П. И., Косухин В. М. Указ. соч. С. 71.
Рассмотрим некоторые пути использования преподавателем дискурсивных стратегий в рамках ЛОРП в основных видах учебной деятельности. Ведущим и традиционным видом деятельности в организации учебного процесса в вузе продолжает оставаться лекция. При введении ЛОРП следует иметь в виду, что преимуществами лекции являются творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие; лекция — мощный способ «развивать активное внимание… вызвать движение мысли вслед за мыслью лектора» <7>. В развитии тенденции к ориентации на личность обучаемого широкое распространение получили такие лекционные формы, как проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция — пресс-конференция и др. Однако, на наш взгляд, подобные формы не всегда должны являться непременным условием организации учебного процесса при реализации ЛОРП в вузе МВД: выбор зависит от подготовленности, степени мастерства преподавателя и его личных предпочтений. Зачастую более действенной бывает авторская лекция, когда обучаемые ставят целью не столько посетить конкретное занятие по конкретной дисциплине, сколько «идут на лектора». Лектор при этом должен быть художником, яркой личностью, что, к сожалению, дано не всем. «Насаждение» сверху лекционных вариантов не послужит гарантией успеха ЛОРП и не может считаться непреложным условием его введения. В случае если преподаватель заинтересован в нетрадиционной подаче лекционного материала, если им освоены данные методики и эффект взаимодействия с курсантами от этого сильнее, то он имеет полное право реализовывать ЛОРП в данном дискурсе. При этом преподаватель должен соблюдать определенные стратегии. Так, стратегия проблемной лекции сводится к побуждению курсанта к поисковой, исследовательской деятельности; такая лекция лучше всего обеспечивает развитие теоретического мышления, познавательного интереса, профессиональной мотивации, корпоративности (что является важным аспектом в подготовке юриста). ——————————— <7> Буланова-Топоркова М. В. Указ. соч. С. 107.
Лекция с заранее запланированными ошибками особенно актуальна для курсанта вуза МВД — будущего юриста, так как формирует умение выступать в роли исследователя, активизирует внимание, развивает мыслительную деятельность, побуждает к сопоставлению разных точек зрения, вырабатывает способы совместного поиска и принятия решений; преподаватель осуществляет стратегии диагностического характера, стимулирует и вместе с тем контролирует курсанта. Названные методы и формы проведения семинарских занятий и лекций не исчерпывают возможностей применения стратегий ЛОРП преподавателем в дискурсе настоящего. Они служат иллюстрацией возможной организации педагогического процесса с аттракцией последнего на усилении динамических элементов внутренней структуры, что является одним из важных условий введения личностно-ориентированного подхода в вузе МВД при подготовке профессионалов с квалификацией «юрист».
——————————————————————