За правовую культуру России!
(Редакционный материал) («Военно-юридический журнал», 2009, N 8)
ЗА ПРАВОВУЮ КУЛЬТУРУ РОССИИ!
Девятнадцатого июня 2009 г. на базе Московского гуманитарного университета прошла первая Всероссийская научно-практическая конференция «Правовая культура России». Организатором выступил Центр исследования проблем российского права «ЭКВИТАС» Национального института бизнеса совместно с Московским пограничным институтом ФСБ России. Возглавлял оргкомитет генеральный директор Центра, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор, генерал-майор юстиции В. Е. Чеканов. В состав оргкомитета вошли: завкафедрой истории государства и права МГЮА, доктор юридических наук, профессор И. А. Исаев; доктор философских наук, профессор А. В. Водолагин; зав. сектором ИГПАН РАН, доктор юридических наук, профессор Т. Е. Абова. Ответственный секретарь — кандидат юридических наук Н. В. Круглик. В конференции приняли участие ученые и практики из ведущих университетов Дальневосточного федерального округа, Приволжского федерального округа, Вологодской области, Ульяновской области, Правового управления Главного командования Внутренних войск МВД России, Академии сферы социальных отношений во главе с ректором, профессором М. Ю. Карелиной, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Военного университета МО, Московского гуманитарного университета, Университета Российской академии образования, Амурского государственного университета, Курского государственного университета, Голицынского пограничного института ФСБ России, Московского пограничного института ФСБ России, Национального института бизнеса и др. Предметом обсуждения пленарного заседания стали актуальные проблемы правовой культуры России как с позиции исторической хронологии, так и с современной точки зрения. Не забыли и про религиозный аспект данного вопроса. В современной отечественной юридической литературе проблема формирования правовой культуры России, как правило, рассматривается через призму христианства. Поэтому вполне естественно прозвучало выступление первого докладчика — кандидата богословия, старшего преподавателя РГСУ отца Дмитрия Бондаренко на тему «Православие как духовная основа правовой культуры России». В своей речи он подметил: «Актуальность темы обусловлена ее значимостью. Правовая культура, являясь неотъемлемой частью общей культуры, базируется на ее началах. Это своеобразный критерий развития культуры и менталитета народа. Уровень правовой культуры свидетельствует о государстве и обществе, определяет правовое самосознание гражданина. Важную роль в формировании отечественной правовой культуры сыграло православие, что и понятно, поскольку православие является государственной и культурообразующей религией России. Христианские ценности были восприняты русским народом и отражены в русском праве. Любое европейское, в том числе и российское, право содержит основные христианские принципы, определяющие взаимоотношения людей: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй. Большее влияние православия на формирование и развитие правовой культуры России находим в естественном праве. Связано это с тем, что правовые ценности, нормы и стандарты правового поведения усваиваются человеком на протяжении всей жизни. А в России большинство граждан на протяжении всей истории нашего государства определяло себя как исповедующих православие. «Даже в самом раннем возрасте, — отмечает исследователь А. Р. Ратинов, — человек с молоком матери впитывает первые элементы правовой культуры. Он приобретает навыки и усваивает стандарты нормативного поведения, получает первые юридические представления из сказок, в ролевых играх приобретает понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности и выполняемых ролей происходит интенсивное обогащение и развитие этой, равно как и иных, сферы сознания». В свете этого влияние православия с его учением о добре и зле, системой гражданских, правовых, семейных и иных ценностей, влияние православия как традиционной религии России на формирование правовой культуры трудно переоценить. В то же время новейшие исследования и наша повседневная жизнь ясно свидетельствуют о том, что правовая культура современного россиянина остается на невысоком уровне. При этом очевидно, что в то время, когда правосознание граждан и элиты оперирует по большей части псевдоправовыми категориями, построение правового государства практически невозможно. Выход из сложившейся ситуации видится в позитивном развитии правосознания и оформлении правовой культуры. Именно взаимодействие, совместные усилия государства и церкви способны повысить правовую культуру современного человека и общества и, соответственно, способствовать построению правового государства. Христианская церковь с самого начала своего исторического бытия призывала своих чад к почитанию властей и гражданскому самосознанию. В послании к римлянам апостол Павел призывает: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению <…> И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (глава 13, ст. ст. 1 — 2.5). Апостол Петр, в свою очередь, поясняет: «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, — как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1-е Петр. 2, 13-16). Замечательную формулировку правового самосознания находим в книге Деяний святых апостолов как норму, определяющую отношение христианина к ближнему: не делать другим того, чего себе не хотите (см. главу 15, ст. ст. 19 — 29). Таким образом, именно в православии мы видим духовную основу правовой культуры: быть законопослушным гражданином не из страха ответственности и наказания, а в силу своего жизненного кредо, т. е. соблюдать закон по совести. Некоторые исследователи, например профессор О. В. Мартышин, считают, что поставление религиозным сознанием веры, истины и справедливости выше закона «может легко привести к правовому нигилизму, желанию действовать на основе высших критериев и соображений в сфере, где должны царить законы». Заканчивая свое выступление, отец Дмитрий подчеркнул, что православный христианин, как это отражено в «Основах социальной концепции Русской православной церкви» (III, 5), только в конкретных случаях выражает неповиновение государственной власти: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям <…> Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху», и процитировал слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Россия будет великой страной — когда она научится сопрягать духовное с материальным и временное с вечным». Данное выступление вызвало одобрение среди присутствующих. С основным докладом по проблемам современной правовой культуры выступил Григорий Петрович Ивлиев, председатель Комитета по культуре Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Злободневность данной темы сегодня очевидна. Ломка привычных ценностей, стереотипов мысли и поведения заставляет россиян по-новому взглянуть и оценить историческую судьбу своей страны. Произошедшие изменения в правосознании российского общества показывают его готовность к участию в государственно-правовом реформировании. Сформировался новый тип современного человека, обладающего высоким уровнем правосознания и правовой культуры. Докладчик отметил, что культура и правовая культура — вещи взаимосвязанные. Наша обязанность — защищать правосознание как часть культуры. Но защита возможна только в том случае, если она будет опираться на закон. Законы же у нас несовершенны. В российском обществе нет понимания того, что социалистическое государство — это государство, которое обеспечивает каждому достойный уровень культурных благ. Не прописаны права граждан, касающиеся культурной жизни. К сожалению, правовая составляющая — одно из слабых звеньев в российском законодательстве. Но законотворческий процесс не стоит на месте. В настоящее время в Государственную Думу внесен пакет документов по защите культурного наследия и ценностей. Это, несомненно, положительно повлияет на решение многих проблем современной правовой культуры. Большой интерес вызвало выступление завкафедрой государственно-правовых дисциплин УРАО, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста РФ Натальи Михайловны Золотухиной на тему «Проблемы философской герменевтики анализа системообразующих терминов понятийного аппарата средневековых нормативных актов и политико-правовых доктрин». Наталья Михайловна дала историческое понимание основных терминов понятийного аппарата средневековой политики: — в области государствоведения — термина «самодержавие»; — в области правоведения — «правда» и «закон». Показала на ярких примерах, что неправильная постановка вопроса приводит к неправильному толкованию нормативных актов. Также докладчик обратила внимание на законы в их историческом понимании. Изначально закон рассматривался как высшая Божественная категория с сакраментальным содержанием. Затем, в позднее Средневековье, начиная с конца XV в. (после выхода Судебника) — как правило, выражение воли государства. «Закон должен соответствовать правде, а правда — это истина, а истина — это Христос!» «Правда и закон» — это аналог современного понимания «право и закон». Неправильная трактовка традиционного значения этих терминов препятствует адекватному восприятию формирования российского правопонимания… Выступление профессора Золотухиной не оставило аудиторию равнодушной. У присутствующих возник ряд вопросов. Так, например, доцент кафедры ГПД МПИ ФСБ России Г. А. Бондарева поинтересовалась: «Существует дискуссия о термине «самодержавие» после 1905 г.: воспринимать ли Россию абсолютной монархией (вплоть до февраля 1917 г.) или ограниченной?» Отвечая диспутанту, Наталья Михайловна пояснила: «Термин «самодержавие» применяется в исконном смысле суверенности, а не как синоним абсолютизма». Следующий выступающий перешел от «поэзии» Средневековья к «прозе». Завкафедрой истории государства и права МГЮА, доктор юридических наук, профессор Игорь Андреевич Исаев представил вниманию слушателей доклад «Правовая культура России: этапы развития». Он подчеркнул, что необходимо предпринять усилия по сохранению тех основ правовой культуры, которые уже существуют; коснулся вопросов хронологии исторических рамок; констатировал тот факт, что правовая культура национальна. И наконец, обратил внимание на многочисленность источников правовой культуры. В заключение И. А. Исаев ответил на вопросы аудитории. Необходимо отметить выступление доктора юридических наук, профессора МГЮА Аркадия Владимировича Корнева на тему «Теоретические проблемы правовой культуры». Он обратил внимание присутствующих на любопытный факт — результаты статистического опроса, проведенного институтом социологии РАН и фондом Фридриха Эберта (исследование проводилось серьезными экспертами). На вопрос: «Какие страхи сейчас доминируют у россиян?» — были получены следующие ответы: — 90% россиян считают вопиюще несправедливым общественно-экономический строй страны; — 85% считают, что они никак не влияют на принятие политических решений; — 75 — 80% населения России считают, что реформы (земельная, жилищная и др.) были проведены в нарушение интересов большинства. Эти данные говорят сами за себя, давая понять, насколько низок уровень нашей правовой культуры. Правовая культура России — явление многогранное. Первоначально она формировалась в рамках собственно-культурных традиций. Со временем правовая культура России активно заимствует институты и ценности из иных культур (прежде всего Запада). Это обстоятельство порождает определенную конфронтацию между властью и обществом. Если выражаться в терминах культуры — то между западной культурой и национальной. В формировании национальной правовой культуры огромную роль сыграла отечественная юридическая наука. Многие из видных дореволюционных юристов стажировались, писали диссертации за границей. В силу этого в образование отечественного законодательства приносились западные радикальные принципы, которые в основном сыграли положительную роль в формировании правовой культуры российского общества. Современное состояние правовой культуры в России находится под большим влиянием негативных социальных явлений, таких как отчуждение общества от власти, коррупция, квазисудебные формы решения юридических проблем и т. д. Повышение правовой культуры общества напрямую связано с минимизацией негативных социальных процессов, которые подвергают сомнению ценность права, невозможность такового регулировать общественные отношения. Подводя итог вышесказанному, профессор Корнев отметил, что для повышения правовой культуры необходимо иметь программу ресурсного обеспечения, которая позволила бы поднять правовую культуру России. Это является совместной задачей институтов общества и государства. Завершил пленарную часть конференции завкафедрой философии МГЮА, доктор философских наук, профессор Сергей Николаевич Лебедев, сделавший сообщение на тему «Религиозные основы правовой культуры». После заслушивания докладов и выступлений участники конференции полагали необходимым продолжить развитие обозначенных на ней направлений по формированию системного подхода к решению одной из основополагающих задач государства и общества: повышению правовой культуры народов Российской Федерации, формированию у них уважительного отношения к праву и закону, нетерпимости к коррупционному поведению. В этих целях было предложено ознакомиться и проголосовать за проект резолюции 1-й всероссийской научно-практической конференции «Правовая культура России», который предусматривал: 1. Ежегодное проведение научно-практической конференции «Правовая культура России». 2. Издание журнала «Правовая культура». 3. Проведение выездных мероприятий, направленных на формирование правовой культуры населения регионов, в субъектах Российской Федерации. 4. Создание научно-экспертного сообщества для организации проведения совместных с Центром научных исследований и иных форм научного взаимодействия в сфере определенных конференцией направлений деятельности. 5. Выработку критериев оценки состояния правовой культуры в субъектах Российской Федерации. 6. Внедрение полученных результатов в практическую деятельность органов государственной власти, общественных объединений в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений высшего профессионального образования. 7. Создание на web-сайте Центра информационной базы по пропаганде передовых форм и методов работы по формированию правовой культуры народов России. 8. Активизацию взаимодействия с Русской православной церковью, другими конфессиями по укреплению духовной основы правовой культуры населения страны. Проект был принят единогласно. Дальнейшая работа проводилась по четырем секциям: 1. Теория и история государства и права России. 2. Гражданское право. 3. Уголовное право. 4. Военное право. В целом конференция носила познавательный и продуктивный характер. Выступающие покорили аудиторию высоким интеллектом, гибким умом, глубиной познаний. Общение с такими людьми вызывает позитивные эмоции, а работа с ними дает положительный результат. Атмосфера творчества, взаимопонимания и доброжелательности отразилась на ходе работы участников. Организаторы конференции старались предусмотреть любые мелочи, столь необходимые для плодотворной деятельности. Большой светлый конференц-зал Московского гуманитарного университета, воплотивший в себе умелую дизайнерскую руку, создавал комфортные условия работы. Заявленным участникам были вручены папки, содержащие программу конференции; резолюцию; сертификат, удостоверяющий участие в работе 1-й всероссийской научно-практической конференции «Правовая культура России» за подписью генерального директора Центра, профессора В. Е. Чеканова; ручку и листы для записи с логотипом Центра, а также специально вышедшую к мероприятию монографию профессора И. А. Исаева «Правовая культура России». По результатам конференции будет издан сборник материалов Первой всероссийской научно-практической конференции «Правовая культура России», выход которого запланирован на сентябрь 2009 г.
——————————————————————