Цифровые технологии в пространстве музейной экспозиции: технические, концептуальные и коммуникационные возможности

(Смирнова Т. А.) («Культура: управление, экономика, право», 2010, N 1)

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОСТРАНСТВЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ: ТЕХНИЧЕСКИЕ, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Т. А. СМИРНОВА

Смирнова Т. А., ведущий специалист-эксперт Росохранкультуры.

Использование цифровых технологий в музейной экспозиции подразумевает размещение комплекса цифрового оборудования, позволяющего за счет современных технических средств расширить выставочное и информационное пространство музейной экспозиции. Одним из наиболее заметных процессов рубежа XX — XXI вв. стало активное проникновение в музейную сферу новейших информационных, цифровых технологий, что во многом объясняется быстрым развитием технических средств создания, презентации и хранения информации. Интеграция компьютерных технологий в отечественную музейную сферу анализируется с начала 1990-х годов в среде российских исследователей, а также с начала XXI в. регулируется на федеральном и региональном уровнях законодательства РФ. Появилось словосочетание «дигитальный век» (от англ. «digital» — цифровой). Информационные технологии окружают и сопровождают современного человека, во многом определяют его отношение к отдельным предметам действительности. Сфера культуры — особое направление в становлении и развитии любого государства; направление, в котором сильна доля традиционного и классического. Однако постепенно новые технологии проникают в деятельность учреждений культуры, в том числе и в практику музейного дела. И если проникновение технологий менеджмента и маркетинга, на наш взгляд, можно охарактеризовать как постепенное (особенно на региональном уровне), то информационно-коммуникационные технологии, в том числе и цифровые, активно внедряются на протяжении последних лет. Безусловно, сегодня рано говорить о полноценном использовании цифровых технологий во всех музеях мира. Как правило, проводниками использования цифровых технологий являются государства, достигшие успехов в техническом развитии (США, Япония). Одна из главных причин популярности цифровых средств при создании музейной экспозиции заключается в том, что они предоставляют реальные формы интерактивности, способы творческого использования компьютерной техники и информационного потенциала музейного предмета. Аргументируя тезис о том, что музей — это не абстрактный «институт социальной памяти», специалист в сфере музейного проектирования Т. П. Поляков отмечает, что «музей начинается и заканчивается там, где начинается и заканчивается музейный предмет, т. е. подлинный материальный свидетель историко-культурных процессов, явлений и событий, имеющих социальную значимость» <1>. Ключевым элементом музейной экспозиции всегда был и остается музейный предмет. Однако идея, смысл, история музейного предмета могут доноситься до зрителя различными способами. Цифровые технологии — один из способов, позволяющий расширить информационное пространство музейной экспозиции и с помощью технических эффектов показать предмет в контексте виртуального пространства, которое дает возможность представить атмосферу времени существования предмета. ——————————— <1> Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования. М., 2003. С. 211.

В экспозиционном пространстве цифровые технологии реализуются в двух качествах: — техническая аппаратура для раскрытия сценария экспозиции, когда преимущественна вспомогательная роль цифрового оборудования; — экспонат, музейный предмет (в данном случае цифровому оборудованию или цифровому произведению отводится центральная роль). В данной статье производится описание первого качества, подразумевающего использование цифровой техники для раскрытия замысла экспозиции. На современном этапе наиболее распространенным является использование цифровых технологий при создании экспозиций новых музеев или реинтерпретации старых экспозиций. На наш взгляд, качественное внедрение цифровых технологий в музейное пространство — это не размещение сенсорного дисплея в экспозиционном предметном ряду, а включение сенсорного дисплея в «контент» экспозиции, ее идейный ряд, замысел, что представляется наиболее возможным на этапе разработки и монтажа экспозиции. Рассмотрим три основных направления использования цифровых технологий в музейном пространстве: техническое, концептуальное и коммуникационное.

Технические особенности использования цифрового оборудования

Для организации пространства музейной экспозиции используются следующие виды цифрового оборудования: — средства отображения информации (проекторы, плазменные и ЖК-панели, интерактивные доски, фоторамки для электронных фотографий, видеокубы, светодиодные экраны, псевдоголограммы и др.); — средства озвучивания помещения; — средства аудио — и видеоконференцсвязи; — средства обработки и передачи сигналов; — средства управления функционалом комплекса. В техническом плане, на наш взгляд, следует выделять три уровня (вида) проектирования музейной экспозиции в зависимости от сложности оборудования. I. Первый уровень — установка минимального набора оборудования. В подавляющем большинстве отечественных музеев использование цифровых технологий ограничивается установкой простейшего оборудования (персональный компьютер, сенсорный киоск и др.). На данном уровне отсутствует проектирование сложной системы управления цифровым устройством музейной экспозиции. С другой стороны, существуют минимальные риски нарушения функционирования оборудования в часы работы экспозиции для посетителей. Возникающие технические проблемы, как правило, возможно решить силами сотрудников музея, не привлекая сторонних специалистов. Примеров экспозиций с использованием цифровых технологий на данном уровне большое количество. К сожалению, значительное число экспозиций иллюстрирует непродуманное внедрение цифровых средств, в результате происходит разрушение атмосферы музейного пространства. Удачным примером установки минимального набора цифрового оборудования является экспозиция «Слава Зайцев. Жизнь = творчество», расположенная в Музее ивановского ситца (г. Иваново) и посвященная жизни и деятельности российского модельера В. Зайцева. На примере данной экспозиции можно проиллюстрировать продуманное использование цифрового оборудования. В одном из залов расположена ЖК-панель, демонстрирующая показы моделей одежды, разработанные модельером. Таким образом, посетитель, рассматривающий на манекенах статичное расположение одежды, на экране имеет возможность увидеть, как та или иная модель смотрится на живом человеке. Данный подход является действенным средством в раскрытии темы экспозиции, способствует расширению информационного поля музейной экспозиции. Следует отметить, что интеграция плазменных и ЖК-панелей (креативная инсталляция) находит сегодня особое распространение в сфере дизайнерского оформления помещений модных магазинов и ресторанов. II. Второй уровень — установка в экспозиционном пространстве расширенного набора оборудования. Данный уровень иллюстрирует экспозиция «Американский кабинет» Иосифа Бродского, расположенная в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме (г. Санкт-Петербург). В 2003 г. Фонд наследственного имущества И. Бродского и вдова поэта Мария Бродская передали Музею Анны Ахматовой в Фонтанном доме вещи из дома И. Бродского в небольшом американском городке Саут-Хедли в штате Массачусетс: письменный стол, секретер, настольную лампу, кресло, диван, постеры, связанные с итальянскими поездками Бродского, его библиотеку, коллекцию почтовых открыток и фотографии интерьеров дома в Саут-Хедли, сделанные Ноэми Палмерс. Коллекция небольшая, однако авторам удалось создать экспозицию, позволяющую посетителю погрузиться в мир жизни и творчества И. Бродского. По нашему мнению, серьезную вспомогательную роль при этом играют использование в экспозиции цифровых рамок для электронных фотографий, игры света и тени в интерьере, проецирование на стену портретных изображений И. Бродского, трансляция видеорепортажей с писателем. Основная идея экспозиции не зависит напрямую от установленного оборудования. Основная смысловая нагрузка сосредоточена на музейных предметах. Однако размещение цифровой техники в экспозиции повышает ее аттрактивность и информационный потенциал. III. Третий уровень — установка комплекса оборудования с системой программного управления. В данном случае происходит формирование цифрового комплекса и объединение цифровой техники в единую сеть в рамках экспозиционного пространства. Экспозиции данного уровня можно считать образцовыми в сфере использования цифровых технологий. На наш взгляд, удачным примером являются экспозиции Государственного Дарвиновского музея (г. Москва). В музее прослеживается гармоничное соответствие цифрового оборудования сценарному замыслу. Технически инновационными следует считать экспозиционные проекты 2008 г. «Река времени» и «Многообразие жизни на Земле». Мультимедийная экспозиция «Река времени» была спроектирована в зале «Макроэволюция». На экране длиной 28 метров 9 проекторов демонстрируют короткие фильмы, которые в непрерывном режиме рассказывают о разных этапах развития жизни на Земле. Для каждого из экранов создан собственный двухминутный фильм, посвященный определенному историческому периоду. Фильмы, объединяясь в единую систему (река времени), позволяют представить посетителю музея, как происходило становление и развитие жизни на Земле от ее зарождения до современности. Технология видеоэкскурсии «Многообразие жизни на Земле» заключается в том, что на установленных экранах поочередно транслируются видеоролики с экскурсионным рассказом. Реализация такого проекта позволяет решить проблему большого числа посетителей музея. В соответствии с третьим уровнем, на наш взгляд, спроектирована экспозиция Дома Н. В. Гоголя — мемориального музея и научной библиотеки, открывшегося в Москве в 2009 г. В музее собраны подлинные исторические предметы и произведения искусства, вещи, принадлежавшие роду Гоголей. В данной музейной экспозиции были созданы инсталляции, «в которых подлинный музейный предмет выражает «душу» мемориального пространства» <2>. В прихожей таким предметом служит «сундук странствий», в гостиной — камин, в кабинете Н. В. Гоголя — конторка, в зале «Ревизора» — кресло, в комнате памяти писателя — его посмертная маска. Все аудиовизуальные и световые эффекты в Музее Гоголя работают автоматически. Заключительной частью экспозиции является зал «Воплощение», представляющий собой художественную фантазию, созданную по мотивам произведений писателя. Доминирующее звено зала — восемь экранов с сенсорным управлением, представляющие мультимедиа-ресурсы на следующие темы: ——————————— <2> Центральная городская библиотека — мемориальный центр «Дом Гоголя» // Материалы сайта компании Activision. М., 2009. URL: www. activision. ru.

— биография Н. В. Гоголя; — Н. В. Гоголь в Москве (в основе представлена карта-схема, на которой обозначены все известные места, где бывал писатель); — иллюстрации художников к произведениям Н. В. Гоголя («Ревизор», «Мертвые души», фантастические повести). Стены зала оклеены баннерной пленкой с изображением фантазий художника по мотивам произведений Н. В. Гоголя, поверх пленки прикреплены объемные скульптурные инсталляции — главные персонажи. На плазменных панелях в непрерывном режиме транслируются фильмы, посвященные жизни и творчеству выдающегося писателя. Пример данной экспозиции иллюстрирует особенность третьего уровня — включение цифрового оборудования в сценарный замысел экспозиции. Таким образом, без обращения к цифровому оборудованию посетитель не получит законченный образ экспозиции. Приведем еще пример, когда можно говорить о формировании цифрового комплекса в музейном пространстве. В начале 2007 г. в Михайловском (Инженерном) замке Русского музея (г. Санкт-Петербург) состоялась презентация экспозиционного проекта «Фонды музея, доступные зрителю, — открытый фонд скульптуры XX века». В апреле 2009 г. в канун дня рождения музея фонд был впервые торжественно открыт для посетителей. Всего на витринах и постаментах фонда разместилось около 200 произведений отечественной пластики XX в., не вошедших в постоянную экспозицию музея. Для проекта были разработаны интерактивные киоски с экранами, поворачивающимися на 270 градусов, а система управления экспозицией, в том числе управление общим и акцентным освещением в зале, адресной подсветкой витрин, вращением платформ подиума, интегрирована с мультимедийным программным обеспечением. Также были реализованы система озвучивания помещения, локальная компьютерная сеть фонда и видеопроекция на экран с переменной прозрачностью.

Концептуальные особенности использования цифрового оборудования

Концептуальный аспект («с какой целью используются цифровые средства») представляет мультимедийное, контентное наполнение музейной экспозиции. Следует отметить ряд преимуществ мультимедийного способа подачи музейной информации перед традиционными носителями информации на бумаге (этикетаж, текстовые аннотации и др.): возможность представления большего объема информации, в ряде случаев система поиска и навигации по ресурсу, выразительная визуализация предложенных материалов (в том числе разнообразные анимационные эффекты и технология трехмерного моделирования). В соответствии с концептуальным аспектом можно выделить следующие направления использования цифровых технологий: — информационное, дополняющее материалы экспозиции виртуальными материалами либо позволяющее наилучшим образом воспринимать музейный предмет (если говорить о светоэффектах); — маркетинговое, ориентированное на продвижение имиджа музея, предоставление информации о музее и музейных коллекциях; — образовательное, сфокусированное на обучении через синтез цифровых технологий и музейных средств работы; — направление, когда цифровое оборудование выступает в роли музейных предметов (например, экспозиции музеев технического профиля).

Коммуникационные особенности использования цифрового оборудования

Некоторые ведущие специалисты в области художественного оформления выставок и музееведения рассматривают музейную выставку как форму визуальной коммуникации <3>. Цель коммуникации достигается посредством музейных экспонатов и произведений искусства с помощью использования графической и письменной информации в форме текстовых панелей и этикетажа. Конечная цель должна состоять в передаче послания, которое несет в себе показ или выставка, на четком и точном визуальном и письменном языке, легко понятном на любом уровне или уровнях интерпретации, как в хорошей газете или журнале. Цифровые технологии, в свою очередь, также содействую выражению главной идеи выставки, передаче послания, расширению информационного поля музейного предмета и музейной экспозиции. Коммуникационный аспект подразумевает степень участия цифровых технологий в информационном обмене между экспозицией и посетителем музея. В данном случае можно выделить: ——————————— <3> См.: Херреман Я. Показ, экспонирование и выставки // Управление музеем: практическое руководство. Париж, 2004. С. 104.

— демонстрационный тип (экспозиция — посетитель: происходит монолог, посетитель «читает» экспозицию). Примером может служить описанная выше экспозиция «Слава Зайцев. Жизнь = творчество»; — интерактивный тип (экспозиция — посетитель: происходит диалог, посетитель взаимодействует с экспозицией), иллюстрацией которого является экспозиционное пространство Государственного Дарвиновского музея. Коммуникационный аспект наглядно иллюстрируют виртуальные музеи, ставшие довольно популярным видом сайта в начале XXI в. На наш взгляд, виртуальный музей как мультимедийный ресурс — этап развития сайта, на котором сайт из информационного звена перерастает в увлекательную систему, органично соединяющую в себе информацию и привлекательные для пользователя формы представления данной информации. Создание диалога с пользователем — именно та особенность, которая, на наш взгляд, отличает современные оригинальные виртуальные музеи. Существует ряд моделей, по которым разрабатываются виртуальные музеи: виртуальные каталоги (виртуальный музей спичечных этикеток: www. match. ru; виртуальный каталог икон: www. wco. ru/incons/; виртуальный музей авиации: www. russian. ru; виртуальная галерея современного искусства: www. art4.ru); виртуальный музей как образовательное пространство (интерактивные элементы сайта Метрополитен-музея в Нью-Йорке: www. metmuseum. org); виртуальный музей как демонстрация пространства реального музея (сайт Государственного Эрмитажа: www. hermitagemuseum. org); маркетинговая модель (виртуальный музей автопроизводителя Mazda: www. mazdausa. com). Подводя итоги, отметим, что музейное пространство в XXI в. стало именно той сферой, в которой наблюдается творческий, оригинальный подход к использованию цифровых технологий. Согласимся с точкой зрения Т. П. Полякова о том, что «музей будущего» не сводится к виртуальному музею <4>. Однако современные тенденции развития музея ставят перспективы дальнейшей интеграции цифровых технологий в практику, как музейной экспозиции, так и других направлений музейной деятельности. ——————————— <4> См.: Поляков Т. П. Указ. соч. С. 218.

——————————————————————