Программа обучения сотрудников Брянской воспитательной колонии теоретическим основам по проблеме «Исправление несовершеннолетних правонарушителей на стадии исполнения уголовного наказания»

(Тутиков А. В.)

(«Вопросы ювенальной юстиции», 2010, N 3)

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ БРЯНСКОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

КОЛОНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ОСНОВАМ ПО ПРОБЛЕМЕ «ИСПРАВЛЕНИЕ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ НА СТАДИИ

ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ»

А. В. ТУТИКОВ

Тутиков А. В., г. Брянск.

Рецензенты:

Артюхов А. Н. — доктор юридических наук.

Кезикова И. З. — кандидат психологических наук.

Буравцов В. В. — начальник УФСИН по Брянской области.

Данная программа является методическим пособием для обучения сотрудников воспитательных колоний и может использоваться как в системе служебной подготовки, так и для самоподготовки сотрудников.

ВВЕДЕНИЕ

История воспитательных колоний насчитывает 140 лет. 5 декабря 1866 г. императором Российской империи был утвержден Закон «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников». Закон предусмотрел создание системы учреждений для отбывания наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними заключенными, определил порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних, которые существенно отличались от исполнения лишения свободы в отношении взрослых заключенных.

Таким образом, на заре создания уголовно-исполнительной системы не вызывала сомнений необходимость особого отношения к несовершеннолетним, совершившим преступление, и заведениям, где исполнялось наказание.

Сегодня воспитательные колонии являются учреждениями, в которых концентрируются наиболее социально дезадаптированные и опасные подростки. По данным судебной статистики, к реальному лишению свободы осуждаются лишь 13% несовершеннолетних осужденных. Это означает, что суды не стремятся применять к подросткам сразу максимально суровую меру наказания.

Между тем наблюдения практических работников и анализ статистических данных показывают, что осужденные несовершеннолетние в психолого-педагогическом плане становятся из года в год сложнее: растет число лиц, осужденных за умышленное убийство, нанесение тяжкого вреда здоровью, разбой, грабеж. Увеличивается количество осужденных, имевших до осуждения криминальный опыт: более половины ранее осуждались условно к лишению свободы, состояли на учете в ППДН, нигде не работали и не учились.

Уголовно-исполнительная система вплотную сталкивается с нерешенными проблемами общества, фокусируя его проблемы. Прежде всего это касается социально уязвимых категорий граждан, к которым относятся несовершеннолетние.

В воспитательных колониях концентрируются не только наиболее социально опасные подростки, но прежде всего оказавшиеся вне деятельности основных социальных институтов.

Все больше в воспитательные колонии поступает нездоровых подростков: с заболеваниями, передающимися половым путем, страдающие алкоголизмом, наркозависимые, больные туберкулезом, ВИЧ-инфицированные, имеющие отклонения в психическом развитии. В силу этих причин воспитательные колонии сегодня — это не только исправительные учреждения для несовершеннолетних преступников, а во многом определенная социальная ниша для социально неблагополучных и неустроенных подростков, оказавшихся в экстремальной ситуации. Это обусловливает тот факт, что решаемые воспитательными колониями задачи выходят за рамки исполнения наказания. Все больше на первый план выдвигаются иные социальные задачи: оказание необходимой медицинской, психологической и педагогической помощи несовершеннолетним в период нахождения их в местах лишения свободы, подготовка к жизни в обществе после освобождения.

Перечисленные проблемы ставят перед сотрудниками ВК задачи по изучению вопросов, связанных не только с пенитенциарной педагогикой, но и с правом, ювенальной юстицией и психологией.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Правовая подготовка

Тема: Конституционные права, свободы и ответственность личности.

1. Понятие и содержание конституционных прав и свобод.

2. Конституционные гарантии прав и свобод.

3. Уголовно-правовая и административно-правовая защита прав человека. Международная защита прав человека.

4. Правовое государство и юридическая ответственность.

Нормативные акты и литература.

1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. М., 2006.

2. Всеобщая декларация прав человека. Принята 10 декабря 1948 г. М., 2005.

3. Конвенция о правах ребенка.

4. Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1984.

5. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации / Под ред. О. И. Тиунова. М., 2005.

6. Малеин Н. С. Юридическая ответственность и справедливость. М., 1982.

7. Права человека / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2004.

Тема: Правовой нигилизм и правовые средства его предупреждения.

1. Нигилизм как общесоциальное явление.

2. Понятие и источники правового нигилизма.

3. Способы преодоления правового нигилизма.

4. Правовой идеализм и конформизм.

5. Толерантность в современном обществе.

Нормативные акты и литература.

1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.

2. Демидов А. И. Политический радикализм как источник правового нигилизма // Государство и право. 1992. N 4.

3. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1995.

4. Лысенко В. Конституционный нигилизм. Как лечить? // Российская Федерация. 1999. N 7.

5. Новиков А. И. Нигилизм и нигилисты. М., 1972.

6. Политология: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. М., 2002.

7. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

8. Справедливость и несправедливые социальные неравенства в современной России / Под ред. Р. В. Рывкина. М., 2003.

9. Толерантность и согласие / Под ред. В. А. Тишкова. М., 1997.

10. Туманов В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. N 8.

11. Франк С. Л. Этика нигилизма // Вехи. Из глубин. М., 1991.

Тема: Социально-правовые аспекты кризиса в современной российской семье.

1. Понятие и функции семьи в современном обществе.

2. Правовые аспекты государственной политики в отношении семьи.

3. Актуальные вопросы определения правового статуса детей в семье.

4. Реализация прав детей по российскому законодательству.

Нормативные акты и литература.

1. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изм. и доп. от 3 июня 2006 г.). М., 2006.

2. ФЗ от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (с изм. и доп. от 21 декабря 2004 г.).

3. Пчелинцева Л. М. Семейное право. М., 2006.

4. Антакольская М. В. Семейное право. М., 2005.

5. Грудцына Л. Ю. Семейное право. М., 2004.

6. Сорокин С. Конвенция ООН о правах ребенка // Российская юстиция. 2000. N 6.

7. Вышкина С. В. Защита прав несовершеннолетних // Законодательство. 1998. N 3.

8. Грудцына Л. Ю. Правовое регулирование охраны и защиты прав несовершеннолетних // Адвокат. 2005. N 8.

9. Беспалов Ю. Защита прав несовершеннолетних // Российская юстиция. 1997. N 1.

Ювенальная юстиция

Тема: Понятие ювенальной юстиции.

1. Понятие ювенальной юстиции. Несовершеннолетние — правовой источник ювенальной юстиции. Ювенальная юстиция как ветвь общего правосудия.

2. Ювенальная юстиция как специфическая система правосудия. Преимущественно охранительная ориентация ювенальной юстиции. Социальная насыщенность ювенальной юстиции.

3. Суд по делам о несовершеннолетних — центральное звено действующей ювенальной юстиции.

4. История становления и развития ювенальной юстиции: отечественный и зарубежный опыт.

Нормативные акты и литература.

1. Конституция Российской Федерации 1993 г.

2. Уголовный кодекс РФ.

3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

4. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

5. Семейный кодекс РФ.

6. Трудовой кодекс РФ.

7. Конвенция ООН о правах ребенка.

8. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.).

9. Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. пос. М.: Дело, 2000. Сер. «Российское право: теория и практика».

10. Мельникова Э. Б., Карнозова Л. М. Ювенальная юстиция — охранительная и восстановительная: Учеб. пос. М.: Проспект, 2002.

Тема: Международно-правовые акты в сфере ювенальной юстиции.

1. Конвенция ООН о правах ребенка.

2. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила).

3. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, 1990 г.).

4. Декларация о социальных правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей.

5. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Нормативные акты и литература.

1. Конвенция ООН о правах ребенка.

2. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985 г.).

3. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, 1990 г.).

4. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными.

5. Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила).

6. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Тема: Правовые основы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.

1. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

2. Основные понятия, задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

4. Категория лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа. Основания проведения индивидуальной профилактической работы. Сроки проведения.

5. Права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа.

Нормативные акты и литература.

1. ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

2. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.).

3. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.).

4. Ювенальные технологии. М., 2002.

5. Ювенальная юстиция в России. Вчера. Сегодня. Завтра / Сост. В. Д. Ермаков. М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2001.

Тема: Основные органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Их деятельность.

1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2. Органы управления социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания.

3. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

4. Органы управления образованием. Учреждения образовательные и специальные.

5. Органы опеки и попечительства. Органы по делам молодежи. Органы здравоохранения.

6. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Нормативные акты и литература.

1. ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

2. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.).

3. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.).

4. Ювенальные технологии. М., 2002.

5. Ювенальная юстиция в России. Вчера. Сегодня. Завтра / Сост. В. Д. Ермаков. М.: ИМПО им. А. С. Грибоедова, 2001.

Тема: Особенности применения норм уголовного, административного и гражданского права в отношении несовершеннолетних в уголовном и административном судопроизводстве.

1. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних и применения норм административного и гражданского права к несовершеннолетним правонарушителям.

2. Восстановительное правосудие.

3. Процессуальные особенности применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним.

Нормативные акты и литература.

1. Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. пос. М.: Дело, 2000. Сер. «Российское право: теория и практика».

2. Воронова Е. Л., Ткачев В. П. Ювенальный суд и социальные службы: механизм взаимодействия. Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2004.

3. О судебной практике по делам и материалам о правонарушениях несовершеннолетних / Под науч. ред. канд. юрид. наук, заслуженного юриста РФ В. Н. Ткачева. Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2005.

4. Воронова Е. Л. Становление правосудия в отношении несовершеннолетних: опыт Ростовской области // Российская юстиция. 2005. N 3.

Общая психология

Тема: Проблема характера в современной психологии.

1. Понятие о характере. Особенности характера как психического феномена.

2. Особенности формирования характера.

3. Типологии и акцентуации характера у подростков.

Литература.

1. Гипенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учеб. пос. для вузов. М.: ЧеРо, 2000.

2. Личко А. Г. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.

3. Страхов И. В. Психология характера. Саратов: СГПИ, 1970.

Социальная психология

Тема: Изучение взаимоотношений в подростковом возрасте.

1. Изучение внутригрупповых и межличностных процессов.

2. Особенности межличностных отношений подростков в группе сверстников.

3. Особенности общения в подростковом возрасте.

Литература.

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2001.

3. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитания. М., 1986.

4. Бодалев А. А. Развитие Я-концепции и воспитания. Рязань, 1994.

5. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2002.

Возрастная психология

Тема: Проблема психологического развития подростков.

1. Психологическая характеристика подросткового возраста.

2. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, психического и социального развития подростков.

3. Развитие и особенности аффективно-потребностной сферы подростков.

4. Взгляды психологов на причины кризиса подросткового возраста.

Литература.

1. Божович Л. И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Проблемы формирования личности. М., 1995.

2. Выготский Л. С. Педология подростка // Психология возраста / Под ред. Ю. И. Фролова. М., 1997.

3. Кон М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М., 1991.

Психология девиантного и делинквентного поведения

Тема: Депривация — дефицит, неудовлетворение личностных потребностей.

1. Депривационный опыт, депривационная ситуация.

2. Причины психической депривации.

3. Виды психической депривации: эмоциональная, сенсорная, интеллектуальная (когнитивная), социальная, отцовская, физическая.

4. Проявления и последствия депривации.

5. Диагностика и коррекция психической депривации.

Литература.

1. Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н. Л. Белопольская. М., 2001.

2. Лангмейер П., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте / Пер. с чеш. Прага, 1984.

3. Князев Е. А. Педагогика и психология социальной депривации // Вопросы психологии. 1993. N 3.

Тема: Дезадаптированные дети и подростки.

1. Понятие, сущность дезадаптации.

2. Причины дезадаптации детей и подростков.

3. Типология личностных особенностей дезадаптированных детей и подростков.

4. Содержание, методы психологической диагностики и пути преодоления школьной дезадаптации.

Литература.

1. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С. А. Беличевой и др. М., 1993.

2. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М., 2003.

3. Алмазов Б. И. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.

4. Каган В. И. Психологические формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. N 4.

Тема: Девиантная виктимность (созависимость, жертвенность).

1. Понятие «девиантная виктимность».

2. Причины виктимности. Восприятие норм групповой субкультуры как фактор виктимности.

3. Классификация виктимности. Показатели виктимности личности.

4. Психологические аспекты работы с лицами, подвергшимися насилию.

Литература.

1. Ривман Д. В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений. М., 1975.

2. Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. М., 1997.

3. Васильев Р. Л., Мамайчук И. И. Анализ личности несовершеннолетних жертв половых преступлений // Вопросы психологии. 1993. N 1.

4. Ильина С. В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. 1998. N 6.

Пенитенциарная педагогика

Тема: Средства и методы процесса исправления осужденных.

1. Понятие системы средств исправления осужденных.

2. Методы формирования сознания и организации поведения осужденных.

Нормативные акты и литература.

1. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 — 2005 годы)»: Постановление Правительства РФ от 25 августа 2001 г. N 629.

2. Федеральная целевая программа «Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002 — 2006 годы»: Постановление Правительства РФ от 29 августа 2001 г. N 636.

3. Зубков А. И., Калинин Ю. И., Сысоев В. Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. М., 1998.

4. Исправительно-трудовая педагогика. М., 1978.

5. Исправительная (пенитенциарная) педагогика. Рязань, 1993.

6. Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации.

7. Методические рекомендации по реализации основных направлений совершенствования воспитательной работы с осужденными. М., 2000.

8. Организация исправления и перевоспитания осужденных. М., 1985.

9. Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь, 1994.

10. Сборники нормативных документов и методических рекомендаций по организации воспитательной работы с осужденными. М., 1979, 1981, 1983, 1988. Ч. 1, 2, 3, 4.

11. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология. Рязань, 2003.

12. Байдаков Г. П. Система основных принципов процесса исправления и перевоспитания осужденных. М., 1991.

Тема: Основные организационные формы воспитательной деятельности.

1. Понятие формы воспитательной деятельности как способа педагогического взаимодействия в основных сферах жизнедеятельности осужденных. Взаимосвязь форм и методов воспитательных воздействий.

2. Классификация форм воспитательной деятельности в зависимости от объекта воздействия: индивидуальные, групповые (коллективные), массовые.

3. Понятие и основные направления самовоспитания осужденных.

Нормативные акты и литература.

1. Литвишков В. М. Пенитенциарная педагогика. М., 2004.

2. Столяренко А. М. Юридическая педагогика. М., 2000.

3. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология. Рязань, 2003.

Тема: Особенности воспитательной работы с различными категориями осужденных.

1. Организация воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, ее специфика.

2. Организация воспитательной работы с осужденными, имеющими отклонения в развитии.

3. Организация воспитательной работы с осужденными, придерживающимися уголовных традиций, ее специфика.

Нормативные акты и литература.

1. Антонян Ю. М., Первозванский В. Б. Исправление и перевоспитание осужденных с психическими аномалиями. М., 1985.

2. Зубков А. И., Калинин Ю. И., Сысоев В. Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. М., 1998.

3. Исправительно-трудовая педагогика. М., 1978.

4. Исправительная (пенитенциарная) педагогика. Рязань, 1993.

5. Лытвишков В. М. Пенитенциарная педагогика. М., 2004.

Тема: Информационно-методическое обеспечение и планирование воспитательной работы с осужденными.

1. Задачи и организация информационно-аналитического обеспечения воспитательной работы с осужденными.

2. Понятие, задачи, виды и принципы планирования воспитательной работы с осужденными.

3. Понятие и основные функции методической работы в исправительных учреждениях.

Нормативные акты и литература.

1. Анисимков В. М. Оценка эффективности деятельности ИТК. М., 1998.

2. Кузьмин С. И. Деятельность исправительно-трудовых учреждений. М., 1988.

3. Зубков А. И., Калинкин Ю. И., Сысоев В. Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. М., 1998.

Тема: Оценка и закрепление результатов исправления осужденных.

1. Понятие и классификация критериев оценки исправления осужденных.

2. Психолого-педагогическая система организации, подготовки и закрепления результатов исправления осужденных к освобождению из ИУ.

3. Социально-педагогическая адаптация освобожденных из мест лишения свободы.

Нормативные акты и литература.

1. Анисимков В. М. Оценка эффективности деятельности ИТК. М., 1998.

2. Кузьмин С. И. Деятельность исправительно-трудовых учреждений. М., 1988.

3. Зубков А. И., Калинин Ю. И., Сысоев В. Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. М., 1998.

——————————————————————