Легализация политкорректности. Более 15 лет термин «политкорректность» считался неуместным американизмом

(Пантелеев Б.)

(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 19)

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТКОРРЕКТНОСТИ.

БОЛЕЕ 15 ЛЕТ ТЕРМИН «ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ»

СЧИТАЛСЯ НЕУМЕСТНЫМ АМЕРИКАНИЗМОМ

Б. ПАНТЕЛЕЕВ

Борис Пантелеев, кандидат юридических наук, консультант-эксперт Общественной палаты РФ, советник юстиции, г. Москва.

Наконец-то на самом высоком уровне признано, что в нашем раздираемом противоречиями обществе только государство путем своей долговременной планомерной политики должно решать стратегическую задачу преодоления правового нигилизма.

Гармонизация свободы выражения

Президент РФ Дмитрий Медведев 4 мая 2011 года официально утвердил Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, которые направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности. Основы государственной политики РФ предусматривают как формирование преобладающей модели социального поведения, так и преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства, говорится в документе.

Кроме того, теперь официально признано, что именно государство должно создавать условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, а власти страны — подробно и бесплатно информировать население о способах защиты его прав, а также предоставлять гражданам России свободный доступ к квалифицированной юридической помощи. Государство также должно постоянно разъяснять жителям РФ их обязанности, правила общежития и уважения законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.

Более 15 лет эти международные стандарты являлись предметом дискуссий, а сам термин «политкорректность» считался неуместным американизмом. Возможно, он до сих пор непривычен для обывателей, а многими толкуется узко и непрофессионально как «мягкая узда» для свободы самовыражения. Однако нельзя не признать, что за эти годы границы «приемлемого» или «терпимого в приличном обществе» существенно расширились как в нашей стране, так и во всем мире. Однако понятие «свобода» не означает падения всех норм и всяческих границ, торжества вседозволенности. Такой примитивный подход категорически не подходит для современного хрупкого мультикультурного мира.

Детальный анализ содержательной стороны вопроса реализации свободы самовыражения неизбежно приводит к необходимости анализировать очень сложные конфликтные ситуации, возникающие, в частности, в случаях использования «языка вражды», злоупотребления правами масс-медиа для распространения информации, разжигающей межнациональную, религиозную рознь и т. п. Видимо, ошибочно было бы сводить все проблемы взаимодействия государства и общественности только к экономическим мерам или к правовым нормам. Трудные задачи гармонизации свободы самовыражения требуют комплексного многоуровневого подхода. Не обойтись в этом случае без учета исторического, культурного и духовного опыта каждого народа. Важна активная позиция самих национальных, религиозных и прочих меньшинств и их общин. Важно, чтобы их слышали и хотели услышать, когда они говорят на языке закона.

«Бархатная» революция правосознания…

Изучая международные подходы к решению подобного уровня проблем, было обнаружено, что современные исследователи и практики нередко применяют термин «политкорректность» для обозначения целой системы новых критериев и нравственных стандартов в отношениях не только в собственно политической сфере, но и в философии, этике и культурологии. Точного и единообразного определения этого термина пока не выработано. Но в этом случае важен сам подход, та общепризнанная методология, которая позволяет не только провозгласить независимость СМИ, но и реально обеспечить каждому подлинную возможность самовыражения без нарушения прав и ущемления достоинства других людей.

Применяемый в подобных ситуациях термин «толерантность» также имеет право на существование. Однако сфера его использования намного уже, а результативность использования менее эффективна. Терпимое отношение к окружающему миру действительно должен формировать в себе каждый социально ответственный человек. При этом он самостоятельно и с помощью поддержки государственных структур вынужден преодолевать в себе глубинные стереотипы и природные страхи, имеющие нередко вполне реальное обоснование. Этот процесс самосовершенствования многотруден. Следует честно признать, что сегодня он не может быть успешным без активно выраженной государственной воли к повсеместному утверждению политической вежливости, строгой официальной корректности. Поэтому логично было бы перейти к более сложному, но и более эффективному социальному явлению — процессу внедрения политкорректности.

Пытаясь определить собственную нишу политкорректности в сложной иерархии указаний и запретов, реально регламентирующих общественные отношения, необходимо выделить следующие характерные особенности этого явления. Общеизвестно, что законодательные нормы непременно опираются на силу государственного принуждения. История показывает, что нередко законы носят новаторский, экспериментальный, а иногда и революционный характер. Если они не исполняются, то бессмысленно говорить о правовом государстве.

Моральные нормы, напротив, основаны исключительно на силе общественного мнения. Мораль традиционна по своей сути, ибо поддерживает уже сложившиеся представления, а иногда и предрассудки всего общества или отдельной корпорации. Здоровое общество в идеале и без помощи государственных структур способно обеспечить минимально достаточные стандарты приемлемого поведения каждого из своих членов. Однако на практике — и прежде, и сегодня — с большой долей условности можно применительно к России говорить и о целостном правовом поле, и о единой общественной морали.

Поэтому и возникает жизненная необходимость введения нового понятия, которое устанавливает с помощью международных и государственных ресурсов единые для всех более прогрессивные стандарты, но исключает непосредственное применение репрессивных мер государственного принуждения. Вопрос о том, каким же образом будут приживаться в обществе и поддерживаться «навязанные сверху» образцы поведения, является очень сложным. Но сама жизнь, международная практика и развитие общества дают на него конкретные обнадеживающие ответы. Это в первую очередь различные корпоративные нормы, в том числе редакционные уставы социально ответственных СМИ, воспринимающих новые стандарты, и солидарная реакция общества на новые вызовы эпохи — терроризм, экологические проблемы, техногенные катастрофы и т. п. В подобных случаях государственные институты не могут пассивно, со стороны наблюдать за развитием событий уже в силу их масштабности и возможных глобальных последствий.

Таким образом, сегодня политкорректность на практике — это реализация желательных социальных стереотипов силами прогрессивной общественности, в частности адвокатским, журналистским сообществами, при самой активной поддержке со стороны государства. Политкорректность можно определить как «бархатную» революцию правового сознания, реальную вынужденную альтернативу государственной цензуре и дальнейшему расколу общества на противоборствующие классы, нации и группы.

…и процедура ее реализации

Подтверждение такого подхода к пониманию и попытке определения политкорректности можно найти в современном международном праве. В частности, многие декларации ООН и конвенции Совета Европы очень часто ссылаются на так называемые дух закона, дух терпимости и понимания, а также на особые формы позитивных действий, направленных на преодоление дискриминации и нарушений прав человека. Что это, если не особые стандарты, более важные и современные, чем моральные нормы, но не получившие по различным причинам закрепления в букве закона? И именно из признания этой истины исходят анализируемые Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.

Международное сообщество утверждает взаимно согласованные образцы поведения в той или иной сфере и настоятельно рекомендует следовать им. Так, например, принятая Советом Европы в 1995 году Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств подтверждает, что ее участники намерены «во имя защиты и развития идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием», создавать обстановку «терпимости и диалога» для того, чтобы культурное разнообразие было источником и фактором обогащения, а не раскола каждого общества. Российская Федерация присоединилась к этой Конвенции.

Очень важные ориентиры для точного понимания актуальных проблем меньшинств и механизмов их разрешения дает еще один международный акт 1992 года. Важнейшие вопросы имплементации и конкретизации методик вовлечения органов власти и СМИ в развитие региональных языков или языков меньшинств уже сегодня можно и нужно решать на основе Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств. Эта Хартия также была подписана Российской Федерацией, но пока, к сожалению, не ратифицирована.

Не только политкорректность, но и многие базовые понятия международного права, а именно «раса», «народ», «нация», «меньшинства», до сих пор, к сожалению, не имеют утвержденных общепризнанных дефиниций. Однако их содержание раскрывается через подробное описание составов международных правонарушений, с ними связанных, таких как дискриминация, геноцид и т. п. Смысл, вложенный в них международным сообществом, становится более понятным при учете основных положений общей теории прав человека.

Также большое внимание уделяется сегодня международным сообществом стимулированию плюрализма в средствах массовой информации и поощрению духа терпимости и диалога между культурами. Любые международные акты на эту тему фактически направлены на согласование интересов государства, независимых СМИ и общества в целом.

В части 4 ст. 15 Конституции РФ признается, что международное законодательство по вопросам защиты прав человека является составной частью национальной правовой системы и применяется непосредственно.

Мировые стандарты правоприменения предлагают эффективные методики усвоения культурной чуткости и демократические механизмы для контроля за установлением и соблюдением правил политкорректности работниками печати и других средств массовой информации. Не посягая на безусловное право СМИ на независимость и свободу распространения информации, международные нормы обязывают журналистов выполнять свои функции с сознанием ответственности перед обществом и гражданами. Для этой цели согласно Декларации о средствах массовой информации и правах человека, принятой Парламентской ассамблеей Совета Европы еще в 1970 году, каждой стране-участнице необходимо предусмотреть и постоянно развивать:

а) профессиональную подготовку журналистов, которая должна находиться в ведении редакторов и журналистов;

б) кодекс профессиональной этики для журналистов, который должен охватывать среди прочего такие вопросы, как распространение точных и сбалансированных сообщений, исправление ошибочной информации, проведение четкого различия между распространяемой информацией и комментариями, недопущение распространения клеветнических утверждений, уважение права на частную жизнь, уважение права на справедливое судебное разбирательство;

в) советы по печати, полномочные расследовать и даже пресекать случаи непрофессионального поведения, в целях осуществления саморегулирования самими органами печати.

Вот это и есть примерная процедура реализации идеи политкорректности на практике. При таком весьма демократичном подходе всякие домыслы о попытках возрождения цензуры под видом политкорректности теряют основу. Роль государства и его профильных органов заключается лишь в том, чтобы постоянно держать эти проблемы в фокусе своего внимания и обеспечивать техническую и процедурную возможность широкой общественности, профессионального сообщества активно разбирать конкретные казусы, самостоятельно давая им принципиальную оценку.

Триада культурной чуткости

В общем плане применительно к любым другим профессиональным сообществам методику развития культурной чуткости можно было бы сформулировать следующей триадой:

1. Образование, повышение квалификации как непрерывный процесс, гарантированный и обеспечиваемый государственными ресурсами.

2. Постоянно развивающиеся корпоративные стандарты как обязательный первоисточник при разрешении любых, в том числе и юридически значимых, конфликтов.

3. Стимулирование самими государственными служащими практики разбора цеховыми профессиональными органами самоуправления и этическими комиссиями всех пограничных спорных ситуаций, выходящих за пределы традиционных стандартов.

В некоторых случаях именно политкорректность становится единственно возможным механизмом предотвращения больших социальных потрясений и сдерживания эскалации межнациональных конфликтов. Особенно это касается специфики освещения в российских массмедиа модных ныне исторических открытий и исследований по национальной проблематике. Не раз уже мы имели печальную возможность убедиться, сколь хрупок наш многонациональный дом и как легко возникают, а затем тлеют веками конфликты на этой почве!

Подобное необдуманное разыгрывание религиозной и национальной карты ради ложно понятой модной идеи укрепления государственности, а то и просто для повышения тиража СМИ, к сожалению, не является единичным. Не принимается во внимание предупреждение мудрецов, что если вы выстрелите в прошлое из пистолета, то оно непременно ответит артиллерийским залпом.

Готовы ли отечественные журналисты и те, кто за ними стоит, рассматривать данные публикации с позиций реальной возможности возбуждения уголовного преследования за разжигание национальной вражды и религиозной розни с использованием широких возможностей СМИ? Напомним, что ст. 282 УК РФ, предусматривающая серьезные меры ответственности за такие преступления, сегодня уже перестала быть «спящей» и применяется все чаще. Мы не сторонники такого силового подхода и убеждены, что использование алгоритма действий по внедрению стандартов политкорректности способно предотвратить подобного рода нарушения.

Позиция органов государственной власти по таким важным для общества вопросам должна быть ясно и заблаговременно изложена в доступных для всеобщего обозрения нормативных актах и политических заявлениях. Более того, широко обсуждена самим журналистским сообществом и конкретно закреплена в уставах наиболее авторитетных общефедеральных и региональных СМИ. Применять стандарты политкорректности на практике по каждому резонансному случаю должны постоянно действующие или специально созданные общественные органы профессионального сообщества.

Следуя международным стандартам, обязанность государственных органов, рассчитывающих на уважительное отношение к своим действиям и решениям, заключается в том, чтобы всемерно содействовать повышению правовой грамотности и постоянному профессиональному обучению журналистов; обеспечивать на практике процедуру приведения уставов СМИ и профессиональных кодексов в соответствие с политико-правовыми реалиями сегодняшнего дня; своевременно предоставлять возможности, в том числе и финансовые, для регулярной и плодотворной деятельности общественных советов по разрешению информационных конфликтов.

Знаковый акт созидания

Политкорректность в отличие от толерантности всегда предполагает наличие ясно выраженной и последовательно проводимой государственной воли. Отсутствие четкой государственной правовой позиции приводит к тому, что в случае конфликта данный вопрос каждый раз получает непредсказуемое решение в правоохранительных органах и в суде. Например, некоторые правоприменители до сих пор используют в широком смысле понятие «нецензурные выражения», хотя, как известно, цензура прямо запрещена в Конституции РФ. Другие предпочитают вообще никак не реагировать на некорректные дискриминационные формулировки, ссылаясь на их общеупотребительность. Всем известны печально закончившиеся попытки правоохранительных органов достойно отреагировать на явные антисемитские высказывания отдельных депутатов Государственной Думы ФС РФ, получившие самый широкий резонанс в СМИ. Государство в этом случае своим бездействием само показывает яркий пример неполиткорректности обществу.

В связи с этим адвокаты, журналисты, представители национальных, религиозных меньшинств и других социальных групп, отдельные граждане каждый раз испытывают давление от неопределенности. Отсутствие государственного и правового подхода способствует различным злоупотреблениям на практике в разрешении конфликтных ситуаций. Применительно к реалиям Российской Федерации этот упрек особенно справедлив, поскольку количество СМИ, находящихся непосредственно в ведении различных государственных структур, не сокращается. Опыт последних десятилетий показывает, что самостоятельно решить проблему такого масштаба своими силами только журналистское сообщество в настоящее время явно неспособно.

Поэтому законодательное урегулирование отношения к политкорректности, на наш взгляд, нисколько не ущемляет права народов, свободы слова и права граждан на самовыражение, а напротив, обозначает международно признанную процедуру и дает четкие ориентиры для разрешения спорных, пограничных, конфликтных ситуаций и поэтому объективно способствует их профилактике.

Все ветви государственной власти должны, а правоохранительные органы и суды, адвокатское сообщество могут принять участие в реализации государством своей части обязанностей по цивилизованной реализации раздела «B» «Меры по обеспечению ответственности печати и других средств массовой информации» Декларации о средствах массовой информации и правах человека. Мы называем этот комплекс долговременных мероприятий методикой развития культурной чуткости или «механизмом утверждения политкорректности».

Политкорректность — это система взаимоотношений субъектов гражданского общества и государства, основанная на взаимном уважении, признании и учете интересов и целей всех взаимодействующих сторон, высокой политической культуре, цивилизованных формах выработки и реализации решений, оперировании достоверной и полной информацией. Политкорректность предполагает безусловный приоритет общепризнанных прав и свобод человека, общества и государства перед достижением односторонних преимуществ какой-либо из сторон. Это, в свою очередь, предусматривает преимущественно договорную форму взаимодействия, базирующуюся на взаимных уступках и исключении силовых форм решения проблем. Способствовать этому, на наш взгляд, может выработка механизма постоянного обучения и корректного взаимодействия сторон, который включал бы в себя общепризнанные правила поведения и общения субъектов, процедуры, позволяющие цивилизованными методами влиять на стороны, игнорирующие эти правила, функционирование институтов посредников и арбитров, групп поддержки и сдерживания конфликта интересов.

Уже сегодня можно утверждать, что поощрение правового сознания и развитие культурной чуткости должны стать основой всего процесса переподготовки отечественных кадров во всех сферах жизнедеятельности и особенно в просвещении подрастающего поколения. При таком комплексном подходе Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан станут знаковым актом созидания правового государства в нашей стране.

——————————————————————