Приставы за расширение полномочий

(Винниченко Н. А., Каширин А.)

(«ЭЖ-Юрист», 2006, N 12)

ПРИСТАВЫ ЗА РАСШИРЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ

Н. А. ВИННИЧЕНКО, А. КАШИРИН

Николай Александрович Винниченко, директор Федеральной службы судебных приставов, главный судебный пристав РФ.

На состоявшемся 18 марта 2006 г. Всероссийском совещании Федеральной службы судебных приставов (ФССП) были подведены итоги ее деятельности за первый год работы в статусе самостоятельного органа исполнительной власти, подведомственного Минюсту России. Несколькими днями позже в здании Министерства юстиции РФ прошла пресс-конференция по вопросам деятельности в сфере исполнительного производства, главной темой которой стало расширение полномочий судебных приставов и переход судебных приставов на правоохранительную службу как мера повышения эффективности исполнения решений судов и актов других уполномоченных органов. Вел конференцию директор Федеральной службы судебных приставов, главный судебный пристав РФ Н. А. Винниченко.

Несмотря на достижения ФССП (далее — Служба) в истекшем году, в ее деятельности имеется ряд нерешенных проблем. Прежде всего, на что обратил внимание главный судебный пристав страны, — это несовершенство действующего законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов.

Устранение пробелов в законодательстве

Разработанные в 1991 году и принятые в 1997 году Федеральные законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» создали необходимые правовые предпосылки для становления и функционирования самостоятельной службы, но изменившиеся условия и обновленное за истекшее время законодательство РФ требуют внесения дополнений, изменений и корректировки ряда норм указанных Федеральных законов.

Кроме того, подготовка новой редакции Федерального закона «Об исполнительном производстве» обусловлена необходимостью приведения законодательства об исполнительном производстве в соответствие с требованиями международных договоров Российской Федерации, прежде всего Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

ФССП совместно с Министерством юстиции РФ проведены процедуры согласований проектов федеральных законов, существенно корректирующих законодательство в сфере исполнительного производства и обеспечения установленного порядка деятельности судов. Указанные законопроекты направлены в Администрацию Президента РФ для последующего их внесения Президентом РФ на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Предлагаемые проекты федеральных законов, не меняя концепции действующего законодательства об исполнительном производстве, предусматривают ряд существенных новелл в правовом регулировании данной сферы, подготовленных с учетом складывающейся судебной практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов, а также практики деятельности ССП по принудительному исполнению исполнительных документов. Кроме того, в законопроектах отражены последние изменения законодательства РФ, главным образом арбитражного процессуального и гражданского процессуального.

Наряду с этим ФССП с Министерством юстиции РФ ведется работа над комплексным федеральным нормативным актом — Исполнительным кодексом РФ. Решением Министра юстиции в ноябре 2005 года создана межведомственная рабочая группа по его разработке.

Параллельно с совершенствованием законодательства, непосредственно регулирующего деятельность судебных приставов, ФССП проводится работа по внесению изменений в иные законодательные акты, что позволит устранить имеющиеся законодательные коллизии и повысить результативность ее деятельности.

В частности, розыском должников и их имущества на сегодняшний день занимаются оперативные подразделения МВД России, а не ФССП. Чтобы придать легитимность этому направлению деятельности, ФССП выступила с инициативой о включении Службы в число субъектов оперативно-розыскной деятельности.

Кроме того, ФССП считает необходимым изменить подследственность по делам о злостной неуплате алиментов, предусмотренным ст. 157 УК РФ, а также расширить круг субъектов, в отношении которых возможно уголовное преследование за злостное неисполнение судебных решений (включение в круг таких субъектов также физических лиц). В настоящий момент ст. 315 УК РФ предусматривает ответственность только руководителей предприятий и учреждений, а в отношении рядовых граждан могут применяться только штрафы. Это позволит, считает директор ФССП, поднять уровень ответственности должников и предоставит Службе новые рычаги в деле более четкого и жесткого исполнения судебных решений.

Еще одна из идей, которую обсуждает ФССП, — введение уголовной ответственности за злостное неисполнение постановлений налоговых органов.

Огромная нагрузка, тяжелая и опасная работа судебного пристава по сути своей являются правоохранительной деятельностью. Сейчас оплата труда и социальные гарантии судебных приставов не соответствуют тем функциям, которые они выполняют. Только включение ФССП России в систему правоохранительных органов позволит существенно поднять правовой и социальный статус пристава, средний оклад которого в настоящее время составляет около 1600 рублей.

На рассмотрение депутатов Госдумы внесен законопроект, предполагающий наделение судебных приставов правом административного задержания и личного досмотра. Эти правомочия будут соответствовать тем обязанностям, которые уже возложены на службу судебных приставов. Так, ст. 11 Закона «О судебных приставах» возлагает на них обязанность по предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений, выявлению нарушителей, а в случае необходимости задержания их с последующей передачей в органы милиции.

Перечень субъектов, осуществляющих такое задержание, определен ст. 27.3 КоАП РФ. Однако судебные приставы в этом перечне отсутствуют. Соответственно и порядок осуществления административного задержания на них не распространяется.

Охрана судов

На сегодня приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов охраняется только 62% участков мировых судей. Связано это с быстро увеличивающимся количеством участков мировых судей, и поэтому задача Службы, подчеркнул Н. А. Винниченко, — это увеличение штатной численности. Такую возможность ФССП получила совсем недавно по Указу Президента РФ от 14.02.2006 N 108 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов». Во исполнение данного Указа в 2006 году в связи с увеличением штатной численности на 20 тыс. человек будут внесены изменения во внутреннюю структуру Федеральной службы судебных приставов и обеспечено 100% присутствия приставов во всех зданиях судов, включая военные.

Искоренение коррупции

Главный судебный пристав страны озабочен фактами преступных проявлений и коррупции в работе сотрудников Службы и считает одной из приоритетных задач полное искоренение последней.

Из всех уголовных дел, которые возбуждаются и расследуются в отношении судебных приставов (в 2005 году в отношении судебных приставов-исполнителей было вынесено 25 обвинительных приговоров, для сравнения: количество судебных приставов, в отношении которых вынесены обвинительные приговоры, составляют 0,05% от общей численности судебных приставов ФССП России), только треть выявляется самой Службой. Поэтому необходимо усилить работу прежде всего служб собственной безопасности.

Банкротство

В настоящее время самый удобный способ ухода от внимания Службы — инициация процедуры банкротства предприятия. Тем самым ограничивается доступ приставов к активам предприятия и недвижимости, что приводит к печальным последствиям для должников.

Процедуру банкротства допустимо передать под двойной контроль — ФССП и конкурсных управляющих. Полномочия приставов-исполнителей в случае введения процедуры банкротства в отношении юридического лица должны быть расширены. Перечень тех обязательных взысканий, которые пристав может проводить, в том числе на стадии процедуры банкротства, также подлежит увеличению.

Частные судебные приставы

Довольно часто обсуждается вопрос о пользе введения у нас в отдаленной перспективе института частных судебных приставов.

Так, в странах Европы, например, институт частного исполнения получил достаточно широкое распространение. В настоящее время Казахстан проводит эксперимент, касающийся внедрения частных приставов.

Применима ли система частного исполнения в России в нынешней ситуации, покажет результат исследований этого правового института, которые проводит ФССП и МЭРТ.

Прежде чем делать выводы, необходимо проанализировать все последствия, которые повлечет введение частных приставов.

Снижение исполнительского сбора

Критика со стороны А. Н. Винниченко последовала в адрес снижения исполнительского сбора. В прошлом году главный судебный пристав страны запретил применять такую процедуру, считая ее неправильной. Но в основном исполнительский сбор снижается судебными органами по заявлениям должников. По его мнению, суды неоправданно применяют эту меру, не всегда анализируя и проверяя причины снижения исполнительского сбора, на которые указывает должник. ФССП планирует в первом полугодии этого года подготовить и направить председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ обобщение фактов неправомерного снижения исполнительского сбора судьями. Анализ этой практики позволит повысить эффективность работы службы по данному направлению.

Таким образом, недостаток правовых полномочий мешает полноценному осуществлению административной практики судебными приставами и ограничивает их возможности по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Внесение изменений в действующее законодательство РФ и принятие базовых федеральных законов, регулирующих деятельность ФССП, позволит решить ряд проблем, стоящих в настоящее время перед Службой.

* * *

На 6,1% возросло количество исполненных судебными приставами по ОУПДС принудительных приводов в суды по определениям (постановлениям) судей (81% от общего количества).

Среднемесячная нагрузка на одного судебного пристава-исполнителя в 2005 году превысила установленные нормы более чем в 4 раза.

На исполнении в 2005 году находилось 23 млн. исполнительных производств. Окончено 18,6 млн. исполнительных производств, из них фактическим исполнением — свыше 10 млн. или 54% (в 2004 году данный показатель составил 49,7%).

В производстве розыскных подразделений ФССП в 2005 году находилось свыше 65 тыс. розыскных дел, что почти в 1,3 раза больше, чем в 2004 году.

В 2005 году судами удовлетворено 3547 жалоб (13,1%) на действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей. В 2004 году судами признаны обоснованными 4102 жалобы (14,9%) из 27589 жалоб.

Алексей Каширин,

руководитель отдела

судебной практики

«ЭЖ-Юрист».

——————————————————————