О развитии органов прокуратуры

(Чайка Ю. Я.)

(«Адвокат», 2006, N 7)

О РАЗВИТИИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

Ю. Я. ЧАЙКА

23 июня 2006 г. Президент Российской Федерации подписал Указ N 646 о назначении на должность Министра юстиции Российской Федерации бывшего Генерального прокурора РФ В. В. Устинова. В этот же день Совет Федерации утвердил на посту Генерального прокурора бывшего министра юстиции Российской Федерации Ю. Я. Чайку. Вновь назначенный Генеральный прокурор выступил перед собравшимися в Совете Федерации с докладом.

Органы прокуратуры Российской Федерации — важнейший институт государственного устройства, уже не раз доказавший свою состоятельность, необходимость и востребованность. Главная задача настоящего времени — его дальнейшее развитие и модернизация применительно к реалиям общественной жизни, российского законодательства и приближение к международным стандартам.

Как человек, отдавший почти тридцать лет прокурорской и следственной работе, считаю категорически недопустимыми какие бы то ни было «революционные» шаги в вопросах совершенствования ее деятельности. Нужна не революция, а эволюция: последовательное разрешение накопившихся проблем, правильный выбор приоритетов, акцентирование усилий на решении узловых задач с постепенным освобождением прокуратуры от несвойственных ей функций.

Необходимо сконцентрировать главные усилия на шести основных направлениях. Это правозащитная функция прокуратуры; сопровождение реализации приоритетных национальных проектов; повышение координации правоохранительных органов в борьбе с преступностью и усиление законности при проведении следствия и дознания; борьба с коррупцией, углубление международно-правового сотрудничества; проведение политики прозрачности и открытости в деятельности прокуратуры.

Правозащитная деятельность прокуратуры должна стать системообразующей, поскольку главной задачей любой отрасли прокурорского надзора является защита прав и свобод человека.

Общеизвестно, что у нас крайне низок уровень правовой грамотности населения, есть серьезные проблемы с доступностью юридической помощи. В этих условиях именно органы прокуратуры должны стать тем инструментом, с чьей помощью простой человек может отстоять свои законные права. Но только этим правозащитная функция прокуратуры не ограничивается. Необходимо участие во всех широкомасштабных государственных мероприятиях, направленных на достижение нового качества жизни населения.

Сопровождение реализации приоритетных национальных проектов является важнейшей государственной задачей. Органы прокуратуры должны задействовать весь спектр предусмотренных законом полномочий, чтобы помочь достижению целей, поставленных Президентом Российской Федерации. Конечно, в этом контексте должна рассматриваться и работа по обеспечению единства правового пространства страны. Стройная система законодательных и нормативных правовых актов всех уровней власти является гарантом защиты и обеспечения прав и свобод человека. Необходимо отметить, что на этом направлении уже проведена большая работа, но успокаиваться рано. Мы должны завершить ее на уровне субъектов Российской Федерации и перевести в плановое русло. Это особенно актуально, учитывая проводимую реформу местного самоуправления, передачу субъектам Федерации и муниципалитетам большого числа полномочий. Требуется системный доскональный анализ всех нормативных правовых актов местного самоуправления. И здесь до благополучия нам еще очень далеко. Первые же месяцы реализации приоритетных национальных проектов показали, сколь велико количество нарушений закона со стороны местных властей. По сути, это становится реальным тормозом на пути социально-экономического развития страны. Мириться с таким положением нельзя и здесь у органов прокуратуры — широчайшее поле для работы.

Не первый год продолжается дискуссия о разделении функций расследования и надзора, необходимости выделения следствия из прокуратуры и создания самостоятельного следственного ведомства. Несомненно, стратегический и концептуальный путь развития заключается именно в таком подходе. Но при любой модели прокуратура должна оставаться субъектом следствия. Однако этот вопрос не следует решать поспешно, чтобы не сломать то, что имеем, не построив ничего взамен. Подобный печальный опыт есть уже у наших коллег из соседних стран: в итоге им пришлось возвращаться к прежней модели.

Поэтому насущной задачей на сегодняшнем этапе является повышение качества следственной работы в существующих условиях. Для этого внутри самой системы прокуратуры есть все силы и средства, и резервы далеко не исчерпаны.

В то же время необходимо наладить полноценное межведомственное взаимодействие всех органов, участвующих в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений. Для повышения эффективности борьбы с преступностью требуется усилить оперативность и работоспособность Координационного совещания руководителей правоохранительных органов. Естественно, это должно сопровождаться и повышением качества государственного обвинения. Недостаточно лишь обеспечить участие обвинителей по всем рассматриваемым в судах делам. Современный уголовный процесс стал по-настоящему состязательным, ошибок или недоработок не прощает, что требует постоянного повышения квалификации сотрудников. Об этом должны позаботиться руководители прокуратуры.

Особое место органы прокуратуры должны занять в борьбе с фашистскими и экстремистскими проявлениями. Необходима принципиальная позиция и оперативность реагирования. Эта сфера будет находиться под постоянным контролем руководства Генеральной прокуратуры.

Трудно переоценить общественную опасность коррупции. Многие проблемы в экономической и социальной жизни — не что иное, как результат засилья коррупции. Поэтому своевременное вскрытие таких фактов, принципиальность реагирования и обеспечение неотвратимости наказания — основная задача всех правоохранительных органов и в первую очередь прокуратуры. Не случайно в недавнем послании Федеральному Собранию Президент особенно акцентировал внимание на необходимости ужесточения антикоррупционных усилий. Особого внимания и расследования требуют случаи использования прокуратуры или отдельных ее работников в так называемых корпоративных войнах. Прокуратура по определению не может быть инструментом в конкурентной борьбе. Использование при этом уголовно-правовых полномочий недопустимо вдвойне. Все это — элементы коррупции, и будет жестко пресекаться со всеми надлежащими выводами. В то же время я не намерен проводить массовые «зачистки». В своей основной массе сотрудники органов прокуратуры — порядочные, профессиональные люди, стоящие на страже закона. Важнейшим направлением деятельности прокуратуры полагаю углубление международно-правового сотрудничества. В условиях глобализации и роста транснациональной преступности невозможно вести войну с криминалом в одиночку. Особенно это касается борьбы с терроризмом. Не надо видеть в зарубежных коллегах исключительно критиков существующего у нас положения, большинство из них открыто к сотрудничеству. Имеющийся опыт показывает, что партнерские отношения позволяют добиваться необходимых результатов, значительно увеличивают эффективность работы.

Нам необходимо не только научиться правильно использовать уже существующий международно-правовой инструментарий, но и подойти к разработке и применению новых форм и методов работы. Это касается взаимодействия как в двустороннем формате с отдельными странами, так и с международными институтами в целом.

Активная международная деятельность — один из элементов политики открытости в деятельности прокуратуры. Считаю, что прозрачность и открытость нашей работы, понимание обществом принимаемых решений, своевременное разъяснение позиции позволяют не допускать или вовремя снимать ненужное, а порой искусственно нагнетаемое напряжение.

Несомненно, прокуратура является независимым и самостоятельным органом, занимающим особое место в системе государственной власти. Однако она не должна ограничиваться надзором за законностью деятельности органов исполнительной власти, ей по силам стать партнером по проведению в жизнь наиболее важных задач, обеспечивая безусловное исполнение закона.

Не менее важным является и полноценное взаимодействие с органами законодательной власти. Был бы крайне признателен вам, если бы совместными усилиями нам удалось выстроить механизм эффективного сотрудничества между прокуратурой и парламентом. Надеюсь, активное участие в этой работе примет и Общественная палата, и институты гражданского общества, и общественные организации, поскольку участие представителей общественных и правозащитных организаций в обсуждении концептуальных вопросов деятельности дает возможность для выработки взвешенных решений. Кстати, подобный опыт у нас уже есть — практика деятельности общественных советов при руководителях государственных органов показывает их высокую эффективность. Поэтому полагаю целесообразным создание такого совета, в который могли бы войти представители широко известных организаций.

Очевидно, что нам предстоит большая, ответственная работа, цели и задачи которой продиктованы самой жизнью. Разрешить все накопившиеся проблемы в одиночку, конечно же, невозможно. Я очень рассчитываю на поддержку наших начинаний со стороны Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, членов Общественной Палаты, представителей всех слоев общества, заинтересованных в укреплении российской государственности на принципах законности и правопорядка. Только совместными усилиями нам удастся достигнуть необходимых обществу результатов.

P. S. Уже после утверждения в качестве Генпрокурора, 26 июня 2006 г., Ю. Я. Чайка попрощался с сотрудниками и руководством центрального аппарата Минюста России и подведомственных федеральных служб.

В своем обращении Ю. Я. Чайка так сказал о своей деятельности в Минюсте России: «Эти семь лет стали великолепным этапом в моей жизни, школой непосредственного правоприменения, работы с людьми высокопрофессионального класса. В настоящее время в России сформирована такая юстиция, которая определяет лицо Российской Федерации, формирует гражданское общество, пользуется авторитетом на международной арене».

Ю. Я. Чайка выразил уверенность в том, что юстиция будет и дальше динамично развиваться и идти вперед.

Он поблагодарил коллектив Минюста России за совместный труд и пожелал успехов в профессиональной деятельности на ниве дальнейшего укрепления российской юстиции.

На следующий день, 27 июня, руководитель Администрации Президента Российской Федерации С. С. Собянин представил коллективу Минюста России Министра юстиции Российской Федерации В. В. Устинова.

С. Собянин подчеркнул, что одна из задач Минюста России — приведение в соответствие с законодательством актов органов местного самоуправления. Минюст — один из координирующих органов в части юридического обеспечения Правительства Российской Федерации, подготовки законодательных и нормативно-правовых актов, которые определяют юридическую и политическую жизнь нашей страны.

Биографическая справка

Устинов Владимир Васильевич, родился в 1953 г. в городе Николаевске-на-Амуре Хабаровского края. В 1968 г. пошел работать токарем-инструментальщиком на сахарный завод в г. Кореновске Краснодарского края.

В 1972 г. Владимира Устинова призвали в армию. После окончания службы, в 1974 г., он поступил в Харьковский юридический институт. Через четыре года был принят стажером в органы прокуратуры, затем он последовательно занимал должности помощника прокурора, старшего помощника прокурора, заместителя прокурора, прокурора ряда районов Краснодарского края.

В 1994 г. В. В. Устинов был назначен прокурором г. Сочи и первым заместителем прокурора Краснодарского края, а в 1997 г. — заместителем Генерального прокурора Российской Федерации. Уже через три года он возглавил Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

23 июня 2006 г. Указом Президента Российской Федерации В. В. Устинов назначен на должность Министра юстиции Российской Федерации.

Владимир Устинов имеет государственные награды, в том числе орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, а также почетные звания — заслуженный юрист Российской Федерации, почетный работник прокуратуры Российской Федерации. Действительный государственный советник юстиции, доктор юридических наук. Женат, имеет двоих детей.

По материалам Центра общественных связей

Министерства юстиции Российской Федерации

подготовила Людмила Григорьева

——————————————————————