Некоторые аспекты современного законодательства о земельном налоге
(Верстова М. Е., Христова Н. А.) («Налоги» (газета), 2006, N 41)
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ
М. Е. ВЕРСТОВА, Н. А. ХРИСТОВА
Верстова М. Е., докторант Академии управления МВД России, кандидат юридических наук.
Христова Н. А., соискатель Академии управления МВД России.
Глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) не изменила круг налогоплательщиков земельного налога, но определила его более четко, чем это было раньше <1>. Налогоплательщиками <2> применительно к новому земельному налогу признаются организации и физические лица, которые обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения <3>. ——————————— <1> Напомним, что ст. 1 Закона N 1738-1 «О плате за землю» относит к плательщикам земельного налога собственников земли, землевладельцев и землепользователей. <2> См.: Налоговое право России: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Ю. А. Крохиной. М., 2003. С. 223; Химичева Н. И. Налоговое право: Учебник. 1997. С. 57; Финансовое право: Учебник / Под ред. Н. И. Химичевой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1999. С. 284. <3> По мнению Н. В. Голубевой, данное обстоятельство предопределяет особенность субъектного состава земельного налога и разнообразие видов налогоплательщиков. Круг налогоплательщиков определяется через право собственности и другие права на землю. См.: Голубева Н. В. Земельный налог по-новому: глава 31 Налогового кодекса РФ // Налоговая политика и практика. 2005. N 1. С. 20 — 28.
НК РФ, определяя плательщиков земельного налога, связывает понятие «налогоплательщик» с правом на земельный участок. Заметим, что данная норма претерпела существенное изменение по сравнению с действовавшим ранее Законом РФ «О плате за землю», поскольку в последнем плательщиками платы за землю признавались пользователи земельных участков (землевладельцы и землепользователи) <4>. ——————————— <4> Так, в Законе РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 (ред. от 29 ноября 2004 г.) «О плате за землю» плательщики земельного налога определялись через плату за землю по категориям земель. Данная классификация позволяла выделить налогоплательщиков за земли сельскохозяйственного назначения: колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, кооперативы и другие сельскохозяйственные предприятия (с них взимается только земельный налог); сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие на самостоятельном балансе). Последние кроме земельного налога уплачивали и другие налоги в установленном законодательном порядке. Затем следуют налогоплательщики за земли несельскохозяйственного назначения, и к ним отнесены предприятия, организации, учреждения и граждане.
В соответствии с ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (ст. 15) <5>. ——————————— <5> Комментарий главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации «Земельный налог» (постатейный) / Под ред. Н. В. Голубевой. М., 2005.
Статья 20 ЗК РФ предусматривает, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Особо отметим, что гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Вопросы права собственности и других вещных прав на землю регулируются также Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ) (часть первая) <6>. ——————————— <6> ГК РФ. Ч. 1. М., 1995 (с изм. на 2006 г.).
Пункт 2 ст. 388 НК РФ определяет случаи, когда пользование земельными участками не служит основанием для отнесения к налогоплательщикам пользователей данных категорий земельных участков. Так, не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Собственники земельных участков, землепользователи и землевладельцы имеют право в соответствии с действующим законодательством передавать свои земельные участки в безвозмездное срочное пользование или в аренду (см., например, ст. 22, 24 ЗК РФ). Отметим, что налогоплательщики должны иметь на земельные участки, являющиеся объектом налогообложения, правоустанавливающие документы, выдаваемые органами Росрегистрации, которые ведут Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним <7>. ——————————— <7> Поскольку объект налогообложения по земельному налогу относится к недвижимому имуществу, момент возникновения либо прекращения прав на него привязывается к юридическому факту государственной регистрации. В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
В случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщик определяется на основании государственных актов, свидетельств и других удостоверяющих права на землю документов, выданных как физическим, так и юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», либо на основании актов, изданных органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований, о предоставлении земельных участков <8>. ——————————— <8> Н. А. Гаврилова отмечает, что вышеуказанные документы должны содержать соответствующие права на земельные участки, а не условия пользования земельным участком. См.: Гаврилова Н. А. О земельном налоге // Налоговый вестник. 2006. N 2. С. 73 — 74.
Следовательно, налогоплательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, обладающие правами собственности, правами постоянного (бессрочного) пользования или правами пожизненного наследуемого владения в соответствии с правоудостоверяющими документами на земельные участки. В этой связи налогоплательщикам, которые своевременно не регистрируют свои права на земельные участки, налоговые органы вправе доначислить земельный налог и предъявить налоговые санкции за сокрытие объекта (земельного участка) от налогообложения. Налогоплательщики должны иметь в виду, что, если документы на государственную регистрацию не поданы, они могут быть привлечены к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а именно — за сокрытие объекта от налогообложения умышленно или по неосторожности (п. 2 ст. 110, ст. 114, 122 НК РФ), а также к административной ответственности. Следует отметить, что с 1 сентября 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» <9>. Закон, который принято называть «дачная амнистия» и который упростит условия и порядок регистрации права собственности на земельные участки и расположенные на них строения, привлек внимание значительного числа россиян. В Законе речь идет о легализации в упрощенном порядке принадлежащих гражданам объектов жилой недвижимости, таких как дачи, гаражи, садовые и огородные участки, а также строения, которые имеются на этих участках. Указанный выше Закон «о дачной амнистии» вносит ряд изменений в некоторые законодательные акты РФ. ——————————— <9> Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» // СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2881.
В частности, внесены изменения в Федеральный закон N 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» <10>. Изменения здесь касаются упрощения порядка оформления сельских индивидуальных домов и коттеджей в пригородах, а также всех соответствующих построек, таких как сараи, гаражи, бани и т. д. По этому Закону подтвердить свое право владения земельным участком или недвижимостью можно на основании любого документа — решения, справки, выписки, то есть документа, подтверждающего факт предоставления гражданину данного земельного участка. ——————————— <10> СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2881.
Новое законодательство устанавливает, что основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводчества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, является один из следующих документов: 1. Акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления. 2. Свидетельство о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданное уполномоченным органом государственной власти. 3. Выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок. 4. Иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок. Таким образом, если ранее подтвердить свое право владения земельным участком можно было такими документами, как договор купли-продажи или дарения данного земельного участка, справки из БТИ, свидетельства о праве собственности, теперь же наравне с этими документами будут приниматься и другие бумаги, к примеру решение местной администрации, профкома предприятия, при котором когда-то организовывалось садовое товарищество. Если земля была предоставлена давно и у гражданина вообще не сохранилось никаких документов, его право можно подтвердить, предъявив выписку из похозяйственной книги, заверенную органами местного самоуправления. По новому законодательству все эти документы являются достаточным основанием для регистрации права собственности на земельный участок.
——————————————————————