Понятие интереса в страховании профессиональной ответственности адвоката

(Михайлова А. С.) («Юрист», 2007, N 5)

ПОНЯТИЕ ИНТЕРЕСА В СТРАХОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ АДВОКАТА

А. С. МИХАЙЛОВА

Михайлова А. С., Коломенский государственный педагогический институт.

Одной из новелл российского законодательства является институт страхования профессиональной ответственности, закрепленный в различных нормативно-правовых актах: Федеральном законе от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральном законе от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральном законе от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральном законе от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и др. Становление института страхования ответственности ставит задачи теоретического осмысления многих понятий в области страхования, в том числе страхового интереса. Согласно положениям гл. 48 ГК РФ объектом страхования является имущественный интерес лица. Сама же категория интереса, в том числе и имущественного, является одной из наиболее спорных в страховом праве. Это объясняется тем, что рассматриваемые отношения весьма сложны, а их объект специфичен; но определение последнего имеет большое значение для всех видов страхования, в том числе и для страхования профессиональной ответственности. Думается, что интерес при страховании представляет собой в первую очередь определенное отношение субъекта к конкретному объекту и всему, что связано с ним, однако страхованию будет подлежать не сам этот объект, а именно страховой интерес. Существует точка зрения, высказанная Ю. Б. Фогельсоном, которая обосновывает, что «требование об имущественном характере интереса… является… анахронизмом», так как «имущественный интерес — это интерес, имеющийся у лица в отношении вещей и имущественных прав. Раньше гражданское право регулировало в основном оборот имуществ… Современные законодательные системы относят к объектам гражданских прав и нематериальные блага — жизнь, здоровье, честь и др. В ст. 934 ГК страхование жизни, здоровья и т. д. не ограничено случаем причинения застрахованному лицу материальных убытков… ст. 934 ГК допускает осуществление личного страхования на случай наступления любого события в жизни» <1>. ——————————— <1> Фогельсон Ю. Б. Комментарий к страховому законодательству.

В связи с этим представляется целесообразным привести мнение М. И. Брагинского и В. В. Витрянского, которые подразделяют страховой интерес на позитивный, заключающийся в заинтересованности лица в получении возмещения при наступлении страхового случая, и на негативный, направленный на то, чтобы страховой случай не наступил <2>. Таким образом, термин «имущественный интерес» ими не отрицается. ——————————— <2> См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право.

Страховщик не может обеспечить сохранность имущества, неприкосновенность жизни и здоровья, уберечь одно лицо от причинения вреда другому, так как в силу своей деятельности и задач он не наделен необходимыми механизмами достижения этого. Такую функцию должен обеспечивать сам страхователь (выгодоприобретатель и застрахованное лицо). Страховщик же может только помочь на основании заключенного со страхователем договора возместить возникший вред посредством выплаты. Он не сможет восстановить утраченную либо поврежденную вещь в натуре; исполнить за лиц по их договору (не страховому) с иным контрагентами обязательства и тем более вернуть жизнь или здоровье. Его задача — лишь смягчить негативные последствия в случае их наступления, восстановить status quo в имущественном выражении. Часто понятие «имущественный интерес» трактуется как материальная заинтересованность лица в определенной денежной сумме. Тем не менее с такой позицией позволим себе не согласиться, так как в таком случае он превращается в интерес относительно получения страховой выплаты. Такая заинтересованность, конечно, необходима, иначе само страхование потеряло бы смысл, сама оплата страховой премии обусловливает возможность осуществления страховых выплат в дальнейшем, но при условии наступления страхового случая. Заключая любой договор, стороны рассчитывают на добросовестность друг друга. В том случае, если бы страхователь был заинтересован именно в получении определенной суммы, то это фактически легализовало бы страховое мошенничество, так как незначимой становилась бы сохранность блага. Таким образом, интерес в получении страховых выплат распространяет свое действие именно на договорные отношения сторон. Его, на наш взгляд, больше характеризует следующее утверждение: «Объект страхования — это страховой интерес; предметом же договора страхования является обязательство страховщика уплатить сумму денег, т. е. предметом договора страхования является денежное обязательство» <3>. ——————————— <3> Фогельсон Ю. Б. Комментарий к страховому законодательству.

Что же касается таких понятий, как вещи, имущественное право и т. п., то они являются объектами гражданских прав, по поводу которых заключаются договоры; но они опосредуются в страховании интересами лиц, связанных с ними, которые, в свою очередь, и являются объектом страхования. Страховой интерес, как представляется, можно считать явлением многогранным; но его не стоит отождествлять с правом на получение страховых выплат. На наш взгляд, интерес можно классифицировать в том числе на имущественный и неимущественный, в зависимости от объектов гражданских прав. Однако, по всей видимости, интерес всегда будет проявлять себя с нематериальной стороны, что выражается в желании лица сохранить то, что ему принадлежит (и это отражает значимость блага, а не только возможность материальной выгоды), без этого невозможно страхование. Такой нематериальный по своей природе признак страхового интереса должен существовать как до заключения договора страхования, так и после, в противном случае лицо уже не будет рисковать принадлежащим ему благом. Этот признак обладает постоянством и обусловливает целесообразность страхования. Помимо сказанного, страховой интерес также должен содержать в себе признак имущественности, так как без этого невозможно говорить, например, об эквивалентности и о возможности выплат при наступлении страхового случая (т. е. экономическая оценка должна быть). Что касается вопросов страхования профессиональной ответственности адвокатов, то стоит отметить, что законодательство РФ (ГК РФ в ст. 929, а также ст. 4 Федерального закона «Об организации страхового дела в РФ») относит данный вид страхования к так называемому имущественному. Однако Условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ, утвержденные Приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 19 мая 1994 г. N 02-02/08, помимо имущественного и личного страхования, отдельно выделяют страхование ответственности, подчеркивая его специфику, к которому и относят страхование профессиональной ответственности. Если же рассматривать определение, которое Условия лицензирования дают страхованию профессиональной ответственности, то оно «представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования» <4>. Думается, что данное определение является не вполне корректным в части следующей формулировки: «компенсация ущерба, нанесенного объекту страхования», которым, как уже видим, является страховой интерес. ——————————— <4> Условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ, утвержденные Приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 19 мая 1994 г. N 02-02/08 // СПС «КонсультантПлюс».

Что касается непосредственно адвокатов, то Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» в ст. 19 обязывает их «осуществлять страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности за нарушение условий соглашения об оказании юридической помощи, заключенного с доверителем» <5>. Проанализировав данное положение, можно прийти к выводу, что законодатель относит данный вид страхования к обязательному страхованию договорной ответственности. ——————————— <5> Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» // СПС «КонсультантПлюс».

Еще одним определением, которое упоминалось в начале настоящей статьи, а также встречается в вышеназванной ст. 19, является страхование риска. В связи с этим хотелось бы привести следующие рассуждения. Как справедливо отмечают исследователи, занимающиеся разработкой таких категорий, как «интерес» и «страховые риски», в ГК РФ термин «риск» употребляется в различных значениях: как возможный вред; как событие, на случай которого производится страхование (такое определение содержится в ст. 9 Федерального закона «Об организации страхового дела в РФ»); как вероятность наступления вреда и даже как интерес. Тем не менее представляется целесообразным говорить о том, что лицо страхует не риск, а именно свой страховой интерес, связанный с конкретными объектами гражданских прав, от возможности воздействия негативных факторов, которые в случае своей реализации превращаются в конкретный страховой случай. Но при страховании профессиональной ответственности эти факторы обусловлены личностными качествами (в частности, опытом и компетентностью) самого носителя статуса адвоката. Как при любом виде страхования, при страховании профессиональной ответственности адвокатов лица (адвокат и его доверитель) должны быть заинтересованы не только в получении страховых выплат при наступлении страхового случая, но и в надлежащем и своевременном исполнении обязательств по заключенному между ними соглашению. Страхователями в данном случае, по всей видимости, будут сами адвокаты, а выгодоприобретателями — их клиенты. Таким образом, адвокат должен иметь интерес в своем правомерном поведении, в надлежащем исполнении договора на оказание юридической помощи, так как от этого во многом зависит его репутация. Клиент, в свою очередь, обращаясь к адвокату, должен иметь возможность рассчитывать на то, что ему будет оказана действительно квалифицированная юридическая помощь, гарантируемая каждому в соответствии с Конституцией Российской Федерации; а в случае ее неоказания — хотя бы на компенсацию понесенных расходов в рамках вознаграждения, выплаченного адвокату. В этом и выражается защитная функция страхования. В заключение стоит еще раз обратить внимание на то, что понятие «страховой интерес» является одной из разновидностей интереса вообще и имеет отношение именно к таким участникам страхования, как страхователь, выгодоприобретатель и застрахованное лицо. К толкованию рассматриваемого определения исследователи подходят с различных точек зрения, что вполне оправданно, так как в данном случае мы имеем дело со сложной категорией, представляющей значение для страхования в целом и отдельных его видов в частности.

——————————————————————