Надзор за выдачей жилищных субсидий и сертификатов

(Басманов Н.)

(«Законность», 2007, N 8)

НАДЗОР ЗА ВЫДАЧЕЙ ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЙ И СЕРТИФИКАТОВ

Н. БАСМАНОВ

Н. Басманов, первый заместитель прокурора Республики Коми.

Географически Республика Коми расположена в неблагоприятной климатической зоне. По этой причине выполнение на ее территории Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, в частности направлений «Обеспечение жильем военнослужащих, увольняемых в запас, граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц», «Обеспечение жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера», особенно актуально. Поэтому прокурорский надзор за исполнением законодательства в этой сфере прокуратурой Республики Коми выделен в качестве одного из приоритетных.

Прокурорскими проверками в течение нескольких лет выявляются многочисленные нарушения законодательства в органах местного самоуправления при регистрации и ведении учета граждан, которые имеют право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а именно: незаконная постановка на учет; необоснованное снятие граждан с учета; несдача при получении государственного жилищного сертификата ранее занимаемого жилья; необоснованное включение гражданина в списки на получение государственного жилищного сертификата и т. п.

Наиболее часто выявлялись такие нарушения, как несдача гражданами при получении государственного жилищного сертификата ранее занимаемого жилого помещения. При этом основная причина несдачи жилья — ненадлежащее исполнение работниками органов местного самоуправления возложенных обязанностей по контролю за использованием муниципального имущества.

В нарушение требований ФЗ от 25 июля 1998 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (ныне утратил силу), ФЗ от 25 октября 2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» из 77 бывших работников ликвидированного ГУП «Интагеонефть», получивших по переселению жилые помещения, 23 не сдали ранее занимаемое жилье.

В целях устранения нарушения закона в феврале текущего года прокурор г. Инты внес представление в адрес и. о. главы администрации МО «Город Инта», по результатам рассмотрения которого орган местного самоуправления направил 21 заявление в суд о выселении граждан, не сдавших в установленном порядке жилые помещения.

По фактам неисполнения обязанностей по передаче в муниципальную собственность жилья в отношении граждан, продавших жилье, прокуратурой г. Инты возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 159 УК РФ.

В ходе проверки было выявлено незаконное распоряжение главы МО МР «Вуктыл» от 29 декабря 2006 г. о несдаче жилья до окончательного решения вопроса о переезде на новое место жительства. На основании протеста прокурора г. Вуктыла указанное незаконное распоряжение отменено, должностное лицо администрации МО МР «Вуктыл» привлечено к дисциплинарной ответственности, квартира сдана муниципалитету.

Результаты расследований мошеннических действий граждан при получении жилищных субсидий (сертификатов) свидетельствуют о том, что, как правило, преступления совершаются при пособничестве работников органов местного самоуправления, органов регистрационных служб, медико-социальных экспертиз и др.

Так, незаконные действия должностного лица отдела по учету и распределению жилья администрации МО «Город Воркута», выразившиеся в изменении даты подачи заявления гражданки Я. на получение жилищного сертификата на более раннюю, способствовали включению ее в список получателей государственных жилищных сертификатов на 2005 г.

При расследовании уголовного дела установлено, что гражданка Я. в октябре 2005 г. умерла. Члены ее семьи Г. и Б., понимая, что в связи с ее смертью не будет выделена жилищная субсидия по категории первой очереди и они смогут получить жилищную субсидию лишь на общих основаниях в гораздо поздние сроки на меньший состав семьи, скрыли от сотрудников администрации МО «Город Воркута» факт ее смерти и, представив подложные документы (доверенность на представителя), получили на умершую жилищную субсидию в размере 1260000 руб.

В настоящее время уголовное дело по обвинению этих лиц в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК, направлено прокурором г. Воркуты для рассмотрения в суд. В рамках этого дела прокурор предъявил иск о взыскании причиненного ущерба в размере 1260000 руб.

Прокуратурой Республики Коми внесено представление в адрес министра архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, по результатам рассмотрения которого виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Нарушения закона устранены.

Не обошла стороной жителей северных территорий получившая распространение проблема обманутых дольщиков.

Прокуратурой г. Инты возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159 УК, по фактам мошеннических действий при строительстве квартир в г. Саратове, в результате которых оказались обманутыми 38 граждан г. Инты, заключивших договоры на долевое строительство жилья по полученным ими жилищным субсидиям.

Установлено, что в 2002 — 2003 гг. 38 граждан заключили договоры с администрацией МО «Город Инта» о выделении жилищных субсидий за счет средств государственной поддержки угольной отрасли для переселения их из районов Крайнего Севера, после чего они заключили договоры долевого участия в строительстве жилья в г. Саратове. В установленный договором срок квартиры в собственность этим гражданам переданы не были, а предоставлены иным лицам. Причиной тому послужила перепродажа ЗАО «Калуга-градостроитель» квартир мошенническим путем нескольким участникам долевого строительства.

Особо грубые нарушения законности прокуратурой Республики Коми были выявлены при исполнении направления «Обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас, граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц» в системе управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми.

Причиной стало то, что в этом ведомстве сложилась система полной безответственности должностных лиц управления, не было ведомственного контроля, а также допускались злоупотребления служебным положением. Как пример безответственности в этом вопросе можно привести то, что в системе УИН в течение многих лет не были назначены ответственные лица за организацию этой работы, за все время существования Программы не было проведено ни одной ведомственной проверки.

Нарушения законодательства со стороны жилищно-бытовых комиссий учреждений исполнения наказаний допускались, начиная от процедуры постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведения журнала учета заявлений граждан о постановке на такой учет и заканчивая принятием решения о постановке на учет и уведомления об этом заявителя.

При изучении материалов учетных дел граждан установлено, что справки о составе семьи и занимаемой жилой площади с места жительства во многих случаях были датированы значительно более поздним числом, чем принято решение о постановке на учет. Это свидетельствует о том, что на момент постановки граждан на учет документов, подтверждающих право на постановку в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не было.

В ФГУ ОИК-37 выявлены факты, когда на дату рассмотрения заявлений граждан о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятия решения не было документов, подтверждающих состав семьи заявителя. Зафиксированы случаи принятия решения о постановке на учет без проверки жилищных условий и составления соответствующего акта.

Практически во всех учетных делах, оформленных в ФГУ КП-32, не было справки бюро технической инвентаризации о наличии другой жилой площади в собственности заявителя.

При проверке в ФГУ ОИК-33 установлено, что учетные дела на граждан, подавших заявление о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не заводились.

В ходе проверки установлено, что многие граждане не уведомлялись о необходимости представления документов, предусмотренных п. 33 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 г. (ныне утратило силу), в результате чего нарушались их права.

В то же время в связи с тем, что не проверялись документы при подписании сертификатов должностными лицами, принимавшими решения о выдаче жилищного сертификата, стала возможна выдача жилищного сертификата лицам, не имеющим права на его получение. При этом 27 работников получили сертификаты с нарушением очередности.

Так, начальник колонии-поселения С., получивший квартиру в 1997 г. за счет государственных средств, с целью получения государственного жилищного сертификата умышленно ухудшил жилищные условия путем отказа от доли в квартире в пользу дочери, после чего эту квартиру дочь продала «третьим лицам». Без проверки документов, связанных с ухудшением жилищных условий, Учреждением М-222/7 было принято решение о признании С. и трех членов его семьи нуждающимися, а в дальнейшем — о предоставлении жилищного сертификата стоимостью 831600 руб., на который С. «купил» квартиру.

По этому факту в январе 2007 г. прокурор Княжпогостского района возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК.

Из п. 32 Правил (ныне утратили силу) следует, что гражданин — получатель сертификата, проживающий на служебной жилой площади или в жилом помещении на территории закрытого военного городка или поселка, обязан сдать занимаемое им ранее жилье.

Только на территории Княжпогостского района (ФГУ ОИК-50, ФГУ ОИК-37, ФГУ ОИК-41, ФГУ ЛПБ-48) не выполнили обязательства в установленные законом сроки по сдаче жилья 25 граждан.

Должностными лицами учреждений не истребовалась информация о реализации сертификата от граждан, а также иных лиц, участвующих в Программе; сведения, документы, свидетельствующие о реализации сертификата, в органы местного самоуправления не направлялись.

Одной из причин многочисленных нарушений закона, допущенных учреждениями исполнения наказаний при реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, стал ненадлежащий контроль со стороны Федеральной службы исполнения наказаний.

По результатам проверок УИН прокурорами городов и районов в суды направлено 39 заявлений о взыскании с граждан стоимости неосновательного обогащения (в результате неисполнения обязательств по сдаче ранее занимаемого жилья и необоснованного получения государственных жилищных сертификатов) на общую сумму более 35 млн. руб. и 6 — о выселении. По результатам рассмотрения 38 заявлений вынесены 2 решения о выселении, 2 решения о взыскании жилищной субсидии на общую сумму 1,5 млн. руб., все остальные заявления удовлетворены ответчиками в добровольном порядке. В результате в муниципальную собственность возвращены 32 квартиры, в федеральный бюджет поступило 1,7 млн. руб. По результатам проверок в порядке ст. ст. 144, 145 УПК по фактам незаконного получения жилищных субсидий возбуждено 2 уголовных дела по ст. 159 УК.

Кроме того, прокурор республики внес представление в адрес начальника УФСИН России по Республике Коми. По результатам рассмотрения представления приняты меры, в том числе: выделены 2 штатные единицы, на которые возложена обязанность по исполнению законодательства о жилищных сертификатах; разработано Положение о жилищно-бытовой комиссии (в ее состав включены наиболее опытные и грамотные сотрудники); пересмотрены списки граждан на предмет обоснованности и законности предоставления жилищного сертификата. Совместно с администрациями муниципальных образований муниципального округа «Сыктывкар» и районов «Княжпогостский», «Усть-Вымский», «Удорский» проводится сверка лиц, получивших жилищные сертификаты ранее 2005 г., в целях установления граждан, не выполнивших обязательства по сдаче жилья.

Всего за 2005 — 2007 гг. с целью устранения выявленных нарушений федерального законодательства, регламентирующего вопросы регистрации и учета граждан, имеющих право на жилищные субсидии, а также предоставления жилищных субсидий (сертификатов), прокурорами внесено 8 представлений, возбуждено 9 уголовных дел, направлено в суды 48 исковых заявлений о взыскании 34 млн. руб. жилищной субсидии в связи с неисполнением обязательства по сдаче жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера. Все иски рассмотрены и удовлетворены.

——————————————————————