Защита адвокатом нарушенных прав граждан в Европейском суде по правам человека

(Высоцкая О. К.) («Российский судья», 2008, N 10)

ЗАЩИТА АДВОКАТОМ НАРУШЕННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В ЕВРОПЕЙСКОМ СУДЕ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

О. К. ВЫСОЦКАЯ

Высоцкая О. К., соискатель РГТЭУ.

Автор статьи рекомендует практикующим юристам получить специальные знания и сотрудничать с юристами-международниками для эффективной защиты прав и свобод граждан в Европейском суде по правам человека.

5 мая 1998 г. Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. С этого момента российские граждане получили реальную возможность направлять индивидуальные жалобы, связанные с нарушением их прав, в Европейский суд по правам человека (г. Страсбург). Часть 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации установила дополнительные международные гарантии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, провозгласив, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В ноябре 2005 г., по словам советника Президента РФ доктора юридических наук В. Ф. Яковлева, Россия вышла на первое место по количеству обращений граждан в Европейский суд по правам человека. Общее количество жалоб, направленных гражданами и организациями Российской Федерации в ЕС, только в 2004 г. составило 6691 (по состоянию на 1 января 2005 г.). Подготовлены для принятия решения о приемлемости — 5835. Вынесено решений в 2004 г. — всего 15. Из них: отмечены нарушения Конвенции — 13. Не отмечено нарушений Конвенции — 2. Статистика Европейского суда по правам человека (далее — ЕСПЧ) показывает, что «только в среднем 10% всех зарегистрированных жалоб рассматриваются на предмет приемлемости, а 90% жалоб отсеиваются, лишь 5 — 6% поступивших удовлетворяются» <1>. ——————————— <1> Государство и право. 2002. N 8. С. 25.

Такое количество жалоб обусловлено несовершенным внутренним законодательством и негативной стороной правосудия в России. Гражданин, направляющий жалобу в Европейский суд, должен быть признан жертвой нарушения одного из прав, предусмотренных Конвенцией <2>. ——————————— <2> Статья 34 Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод.

Обращение граждан в Европейский суд является последней и единственной возможностью для них восстановить справедливость. Рост количества жалоб, поступающих из РФ, превышает способность ЕСПЧ рассматривать дела, что влечет скопление нерассмотренных жалоб. Проблема, на которую указывает практика Суда, — неприемлемость жалоб и большие сроки рассмотрения типичных дел в ЕСПЧ. К сожалению, большинство жалоб, подаваемых от граждан РФ, признаются неприемлемыми по различным причинам — это и неправильный субъект, и нарушение правил подачи жалобы, невозможность обратиться к помощи адвоката-специалиста. Признание жалобы приемлемой означает, что признано нарушение прав человека. Несоответствие жалобы установленным требованиям Конвенции и несоблюдение условий о надлежащем субъекте права являются признанием жалобы, которая подана против Российской Федерации, неприемлемой <3>. ——————————— <3> Решение Европейского суда по вопросу приемлемости жалобы «Тумилович против России» от 22.06.1999 (N 47033/99).

Например, по делу «Тумилович против РФ» жалоба была признана неприемлемой, так как была подана после истечения 6-месячного срока с момента вынесения последнего судебного решения; дело «Бурков против РФ», где жалоба также была признана неприемлемой как не отвечающая требованиям обоснованности и другим формальным требованиям, в основе жалобы было требование заявителя о признании его «жертвой радиации» с последующей выплатой соответствующих компенсаций. «Множество решений Суда, в которых установлены нарушения прав человека странами, считающимися оплотами европейской демократии, не только не отразились на их международном престиже, но и, наоборот, доказали их приверженность общеевропейским ценностям» <4>. ——————————— <4> Чернышова О. Жалобы против России в Европейском суде по правам человека. С. 19.

Правильно составить жалобу, обратив внимание Суда именно на значимые нарушения прав, может только компетентный юрист или адвокат, специализирующийся на вопросах обращения в Европейский суд. Законодательная регламентация осуществления представительства российскими адвокатами в международных судебных органах содержится в пп. 8 п. 2 ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Статья 2 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» не содержит прямого указания на право адвоката представлять интересы доверителя в Европейском суде по правам человека. Адвокат заключает договор с заявителем на ведение дела в Европейском суде по правам человека. Такой договор заключается в письменной форме в соответствии с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и ГК РФ. Как только адвокат будет заявлен своим доверителем в ЕС, отказ адвоката от представительства будет сложным. Путем анализа проблем, затронутых в жалобах, направленных против РФ, выявляются пробелы российского законодательства и в правоприменительной практике в существующих прецедентах ЕСПЧ. По словам инспектора Парламентской ассамблеи Э. Юргенса, «Совет Европы возмущен вовсе не количеством жалоб со стороны россиян, а их характером». Инспектор заявил, что в Страсбургский суд постоянно, годами приходят иски с одними и теми же жалобами, что многочисленные рекомендации ни в системе российской прокуратуры, ни в судах ничего не меняют. Многие чиновники просто не знают о нормах европейского права. Как показывает практика Суда — это неоправданная деятельность судебного разбирательства <5>. ——————————— <5> «Кормачева против России», 29 января 2004; «Смирновы против России», 24 июля 2003.

Жалобы, поданные в Страсбургский суд, отражают существующие недостатки в системе защиты прав человека в РФ. И это характерно не только для России <6>. ——————————— <6> Чернышова О. Жалобы против России в Европейском суде по правам человека. С. 19.

В настоящее время участие адвоката приобрело большее значение в международных судебных инстанциях с целью защиты прав и интересов граждан. Представлять интересы государства могут только специально уполномоченные лица, у которых могут быть помощники — адвокаты и советники <7>. ——————————— <7> Указ Президента РФ от 29 марта 1998 г. «Об уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека — заместителе Министра юстиции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1540.

«Адвокат — это не только обозначение профессии, но в первую очередь душевный и нравственный склад характера, это неистребимая, совершенно органическая потребность в справедливости, это готовность к борьбе за нее» <8>. Основная функция адвоката — представительство сторон на всех стадиях подготовки и рассмотрения дела. ——————————— <8> Киселев Я. С. Этика адвоката. Л., 1974. С. 18.

Нельзя не согласиться с профессором Н. Б. Сонькиным, которым высказывается точка зрения о том, что «первоначально адвокату необходимо заключить с клиентом договор на оказание юридических услуг, предметом которого будет изучение материалов судебного разбирательства, связанных с предполагаемой жалобой в ЕСПЧ, разработка позиции по делу, изучение судебной практики» <9>. ——————————— <9> Сонькин Н. Б. Адвокат в Европейском суде по правам человека: Информационно-методические материалы и комментарии / Под общ. ред. А. П. Галаганова. М.: Юрлитинформ, 2004. С. 17.

Адвокат, представляющий интересы заявителя, должен в достаточной степени владеть одним из официальных языков — английским или французским. Разрешение на использование другого языка в переписке и на устных слушаниях дела может дать Председатель Палаты. Адвокат должен помнить, что с того момента, когда он заявлен в качестве представителя заявителя, вся переписка и контакты осуществляются только им и все его действия порождают права, обязанность и ответственность для заявителя. На адвоката возлагается обязанность использования всех средств и способов представительства, обоснования выдвигаемых в интересах заявителя тезисов, подтверждающих нарушение его прав, предусмотренных Конвенцией. Адвокат должен соблюдать требования и российского законодательства в части разумности и добросовестности отстаивания прав и законных интересов своего доверителя всеми не запрещенными законодательством средствами. Адвокат при определении средств и способов защиты прав и законных интересов заявителя должен помнить, что единственными критериями его деятельности являются профессионализм, законность, компетентность, квалифицированность и нравственная безупречность. В настоящее время не установлено нормативными правовыми актами и Конвенцией приблизительных сроков рассмотрения дела, скорость рассмотрения дела зависит от сложности, объема дела. Длительный срок рассмотрения дела в Европейском суде — это проблема. Адвокат может ходатайствовать о приоритетном порядке рассмотрения дела в Европейском суде, но не в его власти ускорить процесс рассмотрения дела. Проблемы международной правовой защиты прав и свобод человека отражены в работах видных ученых <10>. ——————————— <10> Энтин М. И. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы. М., 1997; Эрделевский А. М. Обращение в Европейский суд по правам человека. М., 1997; Глотов С., Петренко Е. Права человека и их защита в Европейском суде по правам человека. Краснодар, 2000; В. А. Туманов. Европейский суд по правам человека. М., 2001.

Низкий уровень защищенности прав и свобод человека в практике судов отмечает Л. Б. Алексеева <11>. ——————————— <11> Алексеева Л. Б. Практика применения ст. 6 Конвенции о защите прав и основных свобод человека в Европейском суде по правам человека; Право на справедливое правосудие и доступ к механизмам судебной защиты. М., 2000.

Адвокату необходимо помнить, что жалоба должна содержать такие факты, чтобы убедить Суд в нарушении Конвенции, а для этого адвокату необходимы специальные знания по международному и европейскому праву. Конвенция не включает многие права, закрепленные в международных пактах ООН о правах человека, что не совпадает с конституционными правами и свободами. Нет необходимых международно-правовых норм, которые обеспечивали бы деятельность адвоката по оказанию услуг при обращении в ЕСПЧ, нет четкого правового механизма оказания юридической помощи адвокатом из-за трудностей в правоприменительной практике. По многим социальным нормам жалобы не могут быть рассмотрены в Суде, но эти социальные нормы были закреплены в Европейской социальной хартии, которая не была ратифицирована РФ. Как показывает практика, национальных средств для эффективной защиты права на доступ к правосудию оказывается явно недостаточно. Следует согласиться с мнением В. Ф. Яковлева, что необходимо совершенствовать национальные средства защиты прав человека. Если национальные власти не выполнили свою обязанность в соответствии с Конвенцией гарантировать защищаемые ею права и свободы, то «первичная ответственность за обеспечение защиты прав и свобод, перечисленных в Конвенции, лежит на национальных властях, особенно на судах». Очень важно обеспечить осуществление справедливого правосудия в национальных судебных органах, так как международные механизмы судебной защиты способны эффективно действовать как дополнение к внутригосударственным. Напрашивается вывод: так как ЕСПЧ не в состоянии разрешить в полной мере проблему защиты нарушенных прав граждан, то не проще ли было бы защитить нарушенные права граждан на национальном уровне? Вопрос о направлениях повышения эффективности правосудия в РФ постоянно обсуждается учеными и практикующими юристами. Профессор, доктор юридических наук А. А. Власов указывает, что «по работе суда первой инстанции в основном можно судить об эффективности правосудия в гражданском судопроизводстве, так как на суде первой инстанции лежит основное и самое тяжелое бремя разрешения гражданских споров» <12>. А. А. Власов также дает рекомендации повышения эффективности правосудия в РФ в своих трудах. ——————————— <12> Власов А. А. Как повысить эффективность гражданского судопроизводства // Российская юстиция. 2003. N 9. С. 20 — 25.

«Первичная ответственность за обеспечение защиты прав и свобод, перечисленных в Конвенции, лежит на национальных властях, особенно на судах» <13>. ——————————— <13> Куприянович Н. В. Критерии эффективности деятельности мировых судей // Мировой судья. 2006. N 1. С. 2.

Основной задачей гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. «Государства сами должны организовать свои правовые системы так, чтобы они были обеспечены надежными внутригосударственными средствами правовой защиты, обращаясь к которым граждане могли бы восстановить свои права в случае их нарушения» <14>. В России законодательство должно соответствовать новым европейским измерениям. ——————————— <14> Фриберг Э. Европейский суд по правам человека: сегодняшние заботы и завтрашние реформы // Российская юстиция. 2002. N 12. С. 2.

Думается, очень важно обеспечить осуществление справедливого правосудия в национальных судебных органах, так как международные механизмы судебной защиты способны эффективно действовать как дополнение к внутригосударственным. Необходимо привлечь национальные суды к применению норм права ЕСПЧ. В судебную систему необходимо внедрять информационные технологии современной схемы ведения дел, повышающие доверие населения к суду, а также необходимо совершенствовать нормативный и организационный правовой механизм защиты нарушенных прав на национальном уровне. Степень защищенности нарушенных прав граждан РФ зависит от эффективности работы всей судебной системы, стабильности российского общества и уровня развития государства. Адвокат должен защищать право человека и гражданина. Необходимо совершенствование процессуальных законов, касающихся прав адвокатов в судопроизводстве <15>. ——————————— <15> Сергеев В. И. Проблемы становления российской адвокатуры в условиях капиталистического развития государства // Закон. 2007. N 12. С. 20.

Представляется необходимым на законодательном уровне в Российской Федерации создать консультационный центр, в котором бы работали только адвокаты — специалисты по ЕСПЧ, причем адвокат должен получить специальные знания по международному и европейскому праву. Граждане смогли бы обратиться в этот консультационный центр и с помощью адвоката-специалиста правильно составить жалобу на предмет приемлемости для того, чтобы своевременно защитить свои права, гарантированные Конвенцией. В этой связи необходимо внесение дополнений в ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», введение главы по обращению в ЕСПЧ граждан по правам человека с участием адвоката. Предлагается, чтобы ст. 2 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» содержала прямое указание на право адвоката представлять интересы доверителя в Европейском суде по правам человека. Перечень прав и свобод Конвенции строго ограниченный, необходимо его расширить. Чтобы защищать нарушенные права своих клиентов на высоком профессиональном уровне, адвокат должен иметь большой опыт работы в ЕСПЧ. Поэтому адвокат должен обладать специальными знаниями, чтобы достигнуть позитивного результата в деле защиты прав и свобод заявителя в Европейском суде по правам человека, или взаимно сотрудничать с юристом-международником. Адвокат должен бороться за права своих доверителей, используя все для поиска истины и достижения правосудия, опираясь на закон, если он содействует праву конкретного гражданина, или пренебречь законом, если он не отвечает установленным нормам и правилам. Хочется надеяться, что в России будет решена проблема совершенствования правосудия и реформирована судебная система, чтобы адвокату было легче защищать нарушенные права граждан на национальном уровне, не обращаясь в ЕСПЧ.

——————————————————————

Интервью: От долгов не скрыться («ЭЖ-Юрист», 2008, N 38)

ОТ ДОЛГОВ НЕ СКРЫТЬСЯ

В. В. ЯРКОВ

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» отличается от своего предшественника рядом новелл. Применение отдельных норм нового Закона вызвало проблемы не только у взыскателей и должников, но и у судебных приставов и судей. Ответить на самые актуальные на сегодняшний день вопросы мы попросили специалиста в данной области, заведующего кафедрой гражданского процесса Уральской государственной юридической академии, доктора юридических наук, профессора, члена редакционного совета «ЭЖ-Юрист» Владимира Владимировича Яркова.

Исполнение за рубежом решений российских судей и исполнение в нашей стране иностранных судебных актов всегда вызывало много вопросов. Представим ситуацию, что иностранный гражданин нарушает в России Правила дорожного движения. В какой стране по новому Закону данное лицо должно привлекаться к административной ответственности — по месту совершения правонарушения или по месту проживания нарушителя? — Статья 11 Закона говорит об исполнении в России только решений иностранных судов и арбитражей. Однако следует учитывать ратифицированную нашей страной в 2008 году Конвенцию о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях Правил дорожного движения (Москва, 28 марта 1997 года), заключенную между государствами СНГ, предусматривающую особый порядок исполнения административных взысканий за подобные правонарушения. В Конвенции установлено два альтернативных варианта поведения в случае нарушения иностранным лицом ПДД. Во-первых, наложение административного взыскания на территории государства, где были нарушены ПДД, с направлением вынесенного решения в государство, гражданином которого является нарушитель, для его исполнения на основе норм местного законодательства. В частности, согласно ст. 2 Конвенции договаривающиеся стороны признают решения компетентных органов, вынесенные за нарушения ПДД в отношении лиц, проживающих на территории одной из договаривающихся сторон. Если установлено, что лицо, проживающее на территории одного из государств — участников Конвенции, нарушило ПДД на территории другого государства — также участника Конвенции, то компетентные органы государства места совершения правонарушения принимают решение о наложении административного взыскания или о прекращении делопроизводства в отношении этого лица. При наложении взыскания за нарушение ПДД компетентные органы государства места совершения правонарушения в случае невозможности его исполнения в течение 15 дней направляют в государство места проживания лица, совершившего нарушение, запрос об исполнении наложенного взыскания. Государство места проживания лица, нарушившего ПДД, исполняет решения, вынесенные компетентными органами государства места совершения правонарушения, в соответствии со своим национальным законодательством. Лицо, на которое наложено административное взыскание, имеет право его обжалования в соответствии с законодательством государства места совершения правонарушения. При этом денежные средства в виде штрафов, уплаченных в результате исполнения запросов, поступают в доход государства места проживания правонарушителя (ст. 11 Конвенции). Во-вторых, передача материалов из государства, где было совершено нарушение ПДД, в другое государство по месту проживания правонарушителя, для решения вопроса о привлечении его к административной ответственности. Например, если лицо, проживающее на территории одной из договаривающихся сторон, нарушило ПДД на территории другой договаривающейся стороны, то согласно ст. 3 данной Конвенции договаривающаяся сторона места совершения правонарушения может просить договаривающуюся сторону места проживания возбудить преследование этого лица в административном порядке и передать дело договаривающейся стороне места проживания в целях вынесения окончательного административного взыскания, если только договаривающаяся сторона места совершения правонарушения не начала такое преследование сама или если она не сочтет целесообразным прекратить его. Государство места проживания обязуется принимать и рассматривать материалы о нарушении ПДД, а также информировать о принятых решениях государство места совершения правонарушения. Можно сказать, что в первом случае появляется новое основание для взаимного исполнения административных актов, налагающих взыскания за нарушение ПДД.

Согласно ст. 10 Закона при исполнении на территории Российской Федерации судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций на них распространяются положения Закона. Возможно ли применение к иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории России, такой меры, как временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации (ст. 67 Закона)? Насколько законна такая мера, не противоречит ли она Конституции РФ? — Отдельные правила применения ст. 67 Закона определены в соглашении ФССП и Федеральной миграционной службы от 05.12.2007. На мой взгляд, применение данной меры в отношении иностранных граждан вполне допустимо. Однако при этом следует учитывать целый ряд вопросов практического характера: — о визовом режиме, поскольку при ограничении выезда может закончиться срок действия визы; — о месте жительства, поскольку постоянное место жительства иностранного гражданина, как правило, находится за рубежом и в России он может не располагать жилым помещением для проживания в период ограничения выезда; — о роде и характере его занятий в период ограничения выезда, поскольку существует специальный режим получения иностранными гражданами разрешения на работу в России (хотя бы для того, чтобы заработать на выплату долга); — о запрете на последующий въезд в Россию и т. д.

Каковы возможности для исполнения российских исполнительных документов при наличии у должника, проживающего в России, денежных средств за рубежом? — В практике возникали ситуации, когда у должника отсутствовало имущество в нашей стране, однако имелись денежные средства в банках за границей, которые он отказывался переводить в Россию. Первый вариант исполнения — обращение в компетентный суд за рубежом для признания и приведения в исполнение в этом государстве решения российского суда в отношении денежных средств должника. Этот путь долог и сложен, как правило, требует наличия международного договора с соответствующим государством и т. д. Однако возможен и второй вариант — обращение в службу судебных приставов с целью обязания должника к переводу принадлежащих ему денежных средств, находящихся в банке на территории иностранного государства, в банк на территории Российской Федерации. В частности: — судебный пристав-исполнитель имеет право давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий (абз. 4 п. 2 ст. 12 Закона 118-ФЗ ); — судебный пристав-исполнитель вправе давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах (п. 4 ч. 1 ст. 64 Закона), а исходя из п. 17 ч. 1 ст. 64 Закона — совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов. Мерами принудительного исполнения являются иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом (п. 11 ч. 3 ст. 68 Закона). Таким образом, перечень действий и мер принудительного исполнения не является закрытым, и поэтому судебным приставом-исполнителем могут применяться самые разные не противоречащие принципам исполнительного производства меры для принуждения должника к исполнению требования исполнительного документа. В данном случае такой подход полностью соответствует принципу преимущественной защиты прав взыскателя. Российский судебный пристав-исполнитель не вправе напрямую наложить арест на счета должника в банках, находящихся за рубежом. Однако если он располагает подтвержденной информацией о наличии у должника денежных средств на счетах в банках за рубежом, то в данной ситуации он может вынести постановление об обязании должника совершить юридические действия по переводу данных средств на счет в банке в России с целью их последующего ареста и обращения взыскания. К сожалению, санкции за неисполнение требования судебного пристава не очень существенны, но тем не менее их постоянное применение может иметь определенный эффект. В данном случае речь идет об административной ответственности, поскольку уголовная ответственность за неисполнение судебных решений установлена только в очень ограниченном числе случаев (ст. 177 УК РФ). Так, согласно ст. 17.14 КоАП РФ нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 2500 рублей. Санкция, предусмотренная данной статьей КоАП РФ, может применяться неоднократно в отношении каждого нового предъявления требования судебного пристава-исполнителя и имеет целью оказать прежде всего определенное психологическое воздействие на должников. Неуплата штрафа будет влечь, в свою очередь, новые исполнительные действия в рамках исполнительного производства для его взыскания.

Скажите, является ли нотариально удостоверенная копия соглашения об уплате алиментов исполнительным документом? — Нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии отнесены к числу исполнительных документов в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 12 Закона. Порядок их заключения между гражданами и удостоверения нотариусом, придающего соглашению силу исполнительного документа, определен в гл. 16 Семейного кодекса РФ (ст. ст. 99 — 105) и Основах законодательства РФ о нотариате. Но следует иметь в виду, что нотариально заверенная копия не является правоустанавливающим документом, и в этом смысле ее использование в качестве исполнительного документа возможно только в том случае, если существует необходимость исполнения соглашения об уплате алиментов в нескольких местах. Поэтому для судебного пристава-исполнителя более правильным было бы истребовать прежде всего само нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов в качестве исполнительного документа и только при необходимости исполнения в нескольких местах — его нотариально удостоверенные копии.

Какие акты других органов в случаях, предусмотренных Федеральным законом (подп. 8 п. 1 ст. 12 Закона), относятся к исполнительным документам, учитывая, что этот перечень не является закрытым? — К их числу можно отнести исполнительные надписи нотариусов. Исполнительная надпись представляет собой форму реализации юрисдикционных полномочий нотариусов, санкционировавших бесспорное взыскание задолженности. Такая надпись согласно ст. 90 Основ законодательства РФ о нотариате делается в соответствии с установленным Правительством РФ Перечнем документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия. Действующий Перечень утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.03.76 N 171 (с последующими изменениями и дополнениями). В качестве основания для совершения исполнительных надписей можно рассматривать также следующие указания в Федеральном законе: — в соответствии с п. 5 ст. 358 ГК РФ в случае невозвращения в положенный срок суммы кредита, обеспеченного залогом вещей в ломбарде, ломбард вправе на основании исполнительной надписи нотариуса по истечении льготного месячного срока продать это имущество в порядке, установленном для реализации заложенного имущества (п. п. 3, 4, 6, 7 ст. 350 ГК РФ); — в соответствии с п. 3 ст. 630 ГК РФ взыскание с арендатора задолженности по арендной плате по договору проката производится в бесспорном порядке на основе исполнительной надписи нотариуса.

Интервью подготовил Алексей Каширин, газета «ЭЖ-Юрист»

——————————————————————