Обеспечение доступности юридической помощи в условиях Крайнего Севера

(Припузов А. Ю.)

(«Адвокат», 2009, N 10)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ

КРАЙНЕГО СЕВЕРА

А. Ю. ПРИПУЗОВ

Припузов А. Ю., главный специалист Балтийской коллегии адвокатов им. А. Собчака.

В статье поднят вопрос об организации работы адвокатов, обеспечивающей оказание квалифицированной юридической помощи гражданам, проживающим в удаленных районах Крайнего Севера в Республике Саха (Якутия).

Оказание квалифицированной юридической помощи, осуществляемой адвокатами в условиях Крайнего Севера России, имеет определенные особенности. Это связано, прежде всего, с крайне сложными транспортными схемами сообщения между населенными пунктами Севера. Ввиду огромных расстояний при отсутствии доступного и надежного транспортного сообщения повседневным явлением стали несвоевременное прибытие свидетелей, эксперта, адвоката, других участников процесса и другие накладки, влекущие нарушение процессуальных сроков при рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде. Сами же граждане, особенно проживающие в отдаленных арктических населенных пунктах, как правило, прибегают к юридической помощи лишь в случае, когда беда уже постучала в ворота.

Сегодня в Республике Саха (Якутия) осуществляет адвокатскую практику 321 адвокат (в 2002 г. их было 202 на всю территорию республики). В прошедшем, 2008 г., прекращен статус 28 адвокатов, из которых 14 человек вышли из состава палаты «по собственному желанию», а 10 лишены адвокатского статуса по решению Совета Адвокатской палаты за грубые нарушения Кодекса профессиональной этики адвоката.

По данным статистики в 2008 г. в Якутии на 969000 человек населения совершено 20000 преступлений, жертвой преступления стал один из каждых 48 граждан. По росту преступности лидируют города: Якутск — 11182 преступления, Мирный — 1218, Нерюнгри — 3049. Причины роста преступности те же, что и по всей России: безработица, алкоголизация и рост наркомании среди молодого поколения, обнищание населения (особенно сельского) в результате необдуманной приватизации и последующих банкротств государственных предприятий республики. Даже республиканские предприятия государственной золотодобычи, дающие стране более 20 тонн золота в год, фактически были брошены на произвол судьбы и в дальнейшем прекратили свое существование.

Такова статистика только по уголовным делам. Но необходимо учитывать, что адвокату, нередко единственному на весь район, приходится вести также и гражданские, и административные дела, быть независимым правовым советником по самым разным вопросам.

В этих условиях и при дефиците кадров руководящий орган республиканского адвокатского сообщества — Адвокатская палата Республики Саха (Якутия) — в своей деятельности особенно тщательно учитывает, какова нагрузка на одного адвоката как в целом по республике, так и по районам.

Так, в городах Якутск, Мирный и Нерюнгри сосредоточена большая часть действующих адвокатов — 225 человек.

Южная и центральная часть Якутии в достаточной мере обеспечены квалифицированной юридической помощью, чего не скажешь о труднодоступных арктических районах. В республике таковых не менее 14 (из 35).

Еще в 2002 г. Адвокатской палатой Республики Саха (Якутия) было подготовлено обращение Президенту Республики М. Н. Николаеву и Государственному Собранию (Ил Тумэн) о создании в соответствии со статьей 24 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в восьми самых труднодоступных арктических районах республики юридических консультаций.

Ситуация здесь была на тот момент критическая. Из-за отсутствия адвокатов на местах юридическая помощь гражданам фактически не оказывалась. Имели место факты массовых нарушений прав и свобод человека. Причем во многих случаях эти нарушения допускались из-за практически безвыходного положения, в которое попадали следственные органы. Например, подозреваемый в совершении убийства гражданин М. намерен расправиться с невольными свидетелями тяжкого преступления, а применить к нему меру пресечения в виде ареста ни следователь, ни суд не имеют законной возможности. Нет и адвоката, присутствия которого потребовал подозреваемый М., поскольку незамедлительно прибыть из г. Якутска в отдаленный северный район приглашенный адвокат также не имеет реальной возможности ввиду отсутствия оплачиваемого проезда (только авиатранспортом), длительной (до 15 — 20 дней) непогоды, не позволяющей авиатранспорту совершить безопасный рейс и пр.

Чаще всего проблема решалась так: подозреваемому в тяжком преступлении за якобы совершенное мелкое хулиганство «оформляли» административное правонарушение, за которое суд с готовностью приговаривал гражданина к 15 суткам административного ареста, с содержанием в ИВС ОВД.

Естественно, такая вынужденная практика незаконна. Это прекрасно понимали государственные и муниципальные служащие республики, общественность. Факты нарушения законности заставляли «нервничать» местную прокуратуру, органы следствия и суд.

Наконец, 24 апреля 2003 г., по инициативе республиканской Адвокатской палаты, Правительство Республики Саха (Якутия) приняло Постановление N 251 «Об организационных мероприятиях по обеспечению населения северных улусов (районов) квалифицированной юридической помощью». В дополнение к этому документу Правительство 25 ноября 2003 г. издало распоряжение «О порядке финансирования и расходования средств республиканского бюджета Республики Саха (Якутия) на государственную финансовую поддержку юридических консультаций Адвокатской палаты Республики Саха (Якутия)». На основании названных документов республиканской Адвокатской палате было выделено три миллиона рублей для создания юридических консультаций в восьми северных районах.

Адвокатская палата, в свою очередь, провела кадровую работу по подбору кандидатов на должности руководителей отдаленных юридических консультаций, соответствующих требованиям статьи 9 Закона об адвокатуре.

Согласно разработанной смете расходов при создании восьми юридических консультаций в отдаленных районах Крайнего Севера деньги использовались следующим образом:

приобретение мебели и компьютерной техники — 1128800 рублей;

расходы на установку средств связи (факсы, телефоны) — 49920 рублей;

расходы по эксплуатации средств связи — 82560 рублей;

командировочные расходы заведующих ЮК и адвокатов — 1450720 рублей;

оплата аренды служебных помещений, где размещаются ЮК, — 288000 рублей.

Упомянутое постановление об учреждении юридических консультаций и соответствующее финансирование было пролонгировано Правительством Республики и на последующие годы.

Согласно финансовой отчетности на командировки адвокатов и другие расходы, связанные с содержанием консультаций в отдаленных арктических районах, израсходовано из средств бюджета в 2005 г. 890042 рубля. В 2006 г. на эти цели республиканское Правительство вновь выделило 2131485 рублей, из которых израсходовано 1111191 рубль; в 2007 г. выделено 2324492 рубля; в 2008 г. израсходовано 1460997 рублей.

Для оказания бесплатной юридической помощи населению отдаленных северных районов отправлялись в командировку наиболее опытные и имеющие большой практический опыт работы адвокаты.

Всего в 2005 г. на бюджетные средства адвокаты осуществили для оказания квалифицированной юридической помощи на местах 32 командировки. В 2006 г. — 49, в 2007 г. — 45, в 2008 г. — 52 командировки. Нужно отметить, что командировка адвоката в отдаленные арктические районы из столицы республики — достаточно дорогое мероприятие. Например, до последнего времени стоимость одного только авиабилета из Якутска до Черского (Нижнеколымский район Якутии) и обратно составляла 36000 рублей, не считая командировочных и прочих расходов адвоката.

Возникает вопрос, оправдывают ли себя указанные вложения субъекта Федерации в организацию юридических консультацией в отдаленных арктических районах? Может быть, имеет смысл отказаться от столь затратной, хлопотной, а во многих случаях неблагодарной для адвокатов работы?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать отчеты отдаленных юридических консультаций о проделанной ими работе. Например, согласно справке-отчету о проделанной работе в 2008 г. заведующего ЮК в Оленекском районе республики адвоката Михайлова А. А., адвокат работал только шесть месяцев, после чего убыл на лечение в центральные районы страны. За время работы защитник принял участие в 8 судебных заседаниях, принимал участие на предварительном следствии по 7 уголовным делам, дал 14 консультаций по различным правовым вопросам. Казалось бы, показатели весьма скромные. Однако посмотрим на другие цифры. Район отдаленный, граничит с полярной Арктикой, связь с внешним миром возможна только с помощью авиационного транспорта. При стоимости авиабилета по маршруту Якутск — Оленек, 12950 рублей, финансовые затраты при командировании других адвокатов из столицы республики только на транспортные расходы составили бы 388500 рублей.

Таким образом, каждая из восьми консультаций в отдаленных районах экономит республиканскому бюджету не менее 500 — 700 тыс. рублей в год, а общий экономический эффект составляет не менее 4 — 5 млн. рублей в год. За четыре года своего существования эти консультации сэкономили республике не менее 20 млн. рублей.

Граждане Российской Федерации, проживающие в отдаленных арктических районах, теперь получают своевременную, а иногда просто жизненно необходимую, квалифицированную юридическую помощь. Этот момент, в свете Указа Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», является свидетельством того, что и в самых отдаленных, фактически изолированных регионах страны, российский гражданин может чувствовать себя защищенным в правовом отношении. Основополагающие требования Конституции РФ обязательны для всех государственных органов в любой точке страны, а укрепить веру гражданина в закон — главная и актуальнейшая задача российской адвокатуры.

Вместе с тем имеется ряд нерешенных вопросов, касающихся деятельности ЮК на Севере Якутии. Главный из них — вопрос о выплате заработной платы заведующим ЮК, так как бюджетное финансирование не предусматривает выплат зарплаты некоммерческим, негосударственным предприятиям, коими являются ЮК, учрежденные адвокатской палатой. Действующие в ЮК защитники вынуждены жить на скудные доходы от адвокатской практики, государственные пенсии (этот прожиточный минимум получают адвокаты пенсионного возраста и бывшие сотрудники прокуратуры, МВД ушедшие на пенсию по выслуге лет) и небольшие деньги, нерегулярно получаемые от адвокатской палаты. Суровые условия жизни, низкие доходы, отсутствие надежной связи с другими регионами России при дороговизне авиабилетов — все эти факторы не делают должность заведующего ЮК на Крайнем Севере привлекательной с точки зрения материального обеспечения и достойной личной жизни адвоката-защитника.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона об адвокатуре адвокат, являясь независимым профессиональным советникам по правовым вопросам, не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, а также занимать государственные и муниципальные должности. Это положение препятствует адвокату совмещать, например, правовую работу в местном северном муниципальном округе и адвокатскую практику. Напомним, что советское законодательство давало правозащитнику возможность совмещать адвокатскую практику с работой в местном северном районном совете или исполкоме. Вероятно, для адвокатов практикующих в северных труднодоступных районах страны, федеральное законодательство и адвокатское сообщество должно дать какие-то льготы по совмещению профессий. На мой взгляд, решение этого вопроса позволило бы закрепить адвокатские кадры в юридических консультациях Севера всерьез и надолго.

Библиография

1. Конституция Российской Федерации. М.: Проспект. 45 с.

2. Федеральный закон от 26 апреля 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

3. Комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. А. В. Гриненко. М.: Велби, 2007. 258 с.

4. Приказ Министерства юстиции РФ и Министерства финансов РФ от 15 октября 2007 г. N 199/87н «Об утверждении Порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 45.

——————————————————————