Зачем приходят к адвокату: психологический анализ потребностей доверителя

(Скабелина Л. А.) («Адвокат», 2011, N 2)

ЗАЧЕМ ПРИХОДЯТ К АДВОКАТУ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДОВЕРИТЕЛЯ

Л. А. СКАБЕЛИНА

В представленной статье проанализированы потребности и мотивы доверителя при его обращении к адвокату. Рассматриваются такие потребности, как потребность в безопасности, общении, информации, уважении и др. По мнению автора — кандидата психологических наук, доцента кафедры адвокатуры и нотариата МГЮА Л. А. Скабелиной, ориентация адвоката на потребности доверителя позволяет повысить эффективность взаимодействия с ним.

Ключевые слова: потребности, мотивы, доверитель, адвокат, потребность в безопасности, потребность в общении, потребность в информации, потребность в уважении, потребность в сочувствии, потребность в справедливости.

Why people come to the lawyer: psychological analysis of principal needs L. A. Skabelina

In presented article needs and motives of the principal at its reference to the lawyer are analyzed. Such needs as security motive, want of communication, necessity in information, demand for respect and etc. are considered. According to the author opinion — Doctor of psychology, associate professor of the chair of Advocacy and Notary Services of the Kutafin Moscow State Law Academy L. A. Skabelina — lawyer orientation to the principal needs allows to raise efficiency of their interaction.

Key words: needs, motives, principal, lawyer, security motive, want of communication, necessity in information, demand for respect, need for compassion, necessity in justice.

Для чего люди идут к адвокату? Адвокаты ответят: «Чтобы получить квалифицированную юридическую помощь». Некоторые из них рассуждают примерно так: «Если бы я был на месте доверителя, то пришел бы к адвокату в расчете получить грамотный совет специалиста», т. е. проецируют свои мысли, а иногда и чувства на других. Однако это может быть верно только в том случае, если посетитель похож на вас, и то далеко не всегда. Если спросить самих доверителей, зачем они приходят к адвокату, ответ будет — за помощью. Но понимание доверителем и адвокатом помощи как таковой может отличаться. Адвокат часто подразумевает под помощью юридическую помощь (консультирование, представление интересов в суде и т. д.). Доверитель понимает помощь более широко, в житейском смысле этого слова, включая в нее и другие аспекты помощи (психологическую поддержку, понимание, сочувствие). Многие из потребностей, актуальных для доверителя, не осознаются им или осознаются не в полной мере. Неудовлетворение же их в процессе взаимодействия с адвокатом оставляет чувство напряжения, ощущение дискомфорта, мешающие доверителю признать и оценить полезный результат консультации. Только ли за ответами на свои вопросы приходят люди к адвокату? Почему в одном случае остаются довольными консультацией, а в другом — нет, даже если получили содержательно одинаковую информацию? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим взаимодействие адвоката и доверителя как психологическое явление. Обратимся к таким понятиям, как потребности и мотивы, лежащие в основе деятельности, и выделим таковые у доверителя. В данном контексте понятие «доверитель» используется в отношении физических лиц, которым адвокатами оказывается юридическая помощь в «целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию» <1>. В этом случае доверитель — человек определенного возраста, пола; представитель конкретной профессии, социального слоя, нации, имеющий жизненный опыт, установки, действующий в соответствии с конкретными мотивами, т. е. индивид с набором специфических особенностей, отличающих его от других. Учитывая это, консультирование двух разных клиентов по одному и тому же вопросу пройдет совершенно по-разному. В такой ситуации опытный адвокат будет учитывать психологические особенности клиента, его состояние, мотивы и в соответствии с этим выстраивать взаимодействие с ним. ——————————— <1> Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». М.: Эксмо, 2009. С. 3.

В соответствии с основополагающей в отечественной психологии теорией деятельности потребность есть исходная форма активности человека, состояние нужды в чем-то. Чаще всего имеется в виду отражение субъектом существующего противоречия между тем, что ему необходимо, и тем, что имеется в наличии. При этом ситуация рассогласования (отсутствия того, что нужно в данный момент или чрезмерное наличие чего-либо) может им не осознаваться. Неудовлетворенные потребности побуждают человека к действию. Многие психологи рассматривают потребность как состояние, в частности как состояние напряжения <2>. Когда потребность удовлетворяется, напряжение разряжается. Если потребность не удовлетворяется в течение длительного времени, напряжение может перерасти в психическую напряженность. ——————————— <2> Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008.

Потребности человека можно разделить на биологические (в еде, питье, кислороде и проч.) и социальные (в общении, самоутверждении, самореализации и проч.). В своем развитии потребности проходят два этапа: первый — до встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и второй — после этой встречи. На первом этапе потребность скрыта для субъекта. При опредмечивании потребности (в конце первого этапа) рождается мотив, который и определяется как предмет потребности. Мотив — то, ради чего совершаются действия, а в конечном итоге — деятельность; это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности. Но деятельность совершается не ради одного мотива, любая деятельность полимотивирована <3>. По А. Маслоу, у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и подсознание расставляет их по степени значимости, образуя иерархию. Это означает, что человек приходит к адвокату не только вследствие необходимости получить юридически грамотный совет, защиту его прав, но и по другим второстепенным, однако немаловажным мотивам. Положительные эмоции у человека возникают, если с точки зрения мотивов деятельность проходит успешно, отрицательные — если неуспешно. Удовлетворение потребностей приводит к чувству удовлетворенности, к повышению уверенности в себе, ощущению собственной значимости, игнорирование их — к неудовлетворенности и снижению самооценки. Поэтому чувство удовлетворенности от взаимодействия с адвокатом напрямую связано с удовлетворением потребностей доверителя. ——————————— <3> Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник. СПб.: Питер, 2008. С. 131.

Здесь имеет смысл разделить потребности и мотивы, которые актуализируются у доверителя, обратившегося за консультацией к адвокату, и потребности, мотивы, которые движут им при совершении действий, требующих правовой оценки и помощи адвоката. При всей очевидной немаловажности вторых остановимся подробнее на первых — тех, что побуждают человека прийти к адвокату, реализация которых создает у него чувство удовлетворения от взаимодействия с адвокатом. В психологии существует множество разных классификаций потребностей (У. Макдауголл, А. Маслоу, Г. Мюррей, Э. Фромм и др.). Не вдаваясь в обсуждение их достоинств и недостатков, рассмотрим некоторые из вероятных потребностей доверителя, обратившегося за помощью к адвокату. Потребность в безопасности — одна из базовых потребностей человека. В иерархии, выстроенной А. Маслоу, ей отводится второе место, сразу за физиологическими потребностями. Она включает в себя потребность в стабильности, зависимости, порядке; в свободе от страха, тревоги, хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности <4>. В жизни эта потребность проявляется как предпочтение уже имеющейся работы, новой, заманчивой, но таящей неизвестность. Потребность в безопасности реализуется в предпочтении уже знакомого, известного новому, неизвестному, в страховании жизни и имущества, в установке различных охранных систем, сигнализации, в откладывании денег на «черный день». ——————————— <4> Маслоу М. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2006. URL: http:// www. i-u. ru/ biblio/ archive/ maslow_motivacija/.

А. Маслоу писал, что потребность в безопасности здорового, удачливого представителя общества, как правило, удовлетворена. Человек, живущий в мирном, стабильном, благополучном обществе, не боится природной стихии, хищников, тиранов. Однако в периоды социальных потрясений, революционных перемен, войн можно наблюдать обострение потребности в безопасности. Доминирование последней имеет место и тогда, когда человек попадает в критическую, экстремальную ситуацию, которая сопровождается угрозой его свободе и жизни. Именно в такие моменты он, как правило, и обращается за помощью к адвокату. Поэтому защита адвокатом интересов доверителя непосредственно связана с его потребностью в безопасности. Потребность в безопасности доверителя может быть выражена в разной степени. У пожилого человека, пришедшего за советом, как ему лучше распорядиться нажитым имуществом, она вряд ли будет острее, чем у других его ровесников. А вот у задержанного в СИЗО она может актуализироваться в такой степени, что не позволит ему рационально мыслить. Опытные адвокаты знают, как трудно общаться с доверителем в такой момент. В кризисном состоянии человек утрачивает ясный взгляд на вещи, его переполняют мысли и чувства. Доверителя в таком состоянии необходимо успокоить, позволить ему выразить свои эмоции и дать понять, что подобные чувства естественны в подобных обстоятельствах. Правильным будет побеспокоиться о самочувствии доверителя, его состоянии здоровья, проявить участие и готовность помочь ему. Обсуждать сразу после задержания тактику защиты малоэффективно. Реакция человека на опасность, связанная с пребыванием в местах, ограничивающих свободу, может быть отсроченной. Такой доверитель производит на адвоката впечатление собранного, эмоционально контролирующего ситуацию. Однако спустя некоторое время (недели, месяцы) неудовлетворенная потребность в безопасности может заявить о себе. Потребность в безопасности пришедшего на консультацию доверителя может проявить себя в отказе назвать свое имя, сообщить конкретные фамилии, названия, адреса, в попытке рассказать о проблеме от имени «знакомого, желающего посоветоваться с адвокатом». Обеспечение условий доверительного общения, пояснение адвокатом принципа конфиденциальности способно существенно снизить остроту его потребности в безопасности. Непредсказуемость развития ситуации доверителя усиливает его потребность в безопасности. Напротив, детальное проговаривание с адвокатом путей решения проблемы, последствий принятых решений, предсказуемость помогает снизить остроту этой потребности. Человек — существо социальное. Одним из условий его жизни является общение. Потребность в общении входит в число базовых его потребностей, так как личность можно рассматривать только в системе общественных отношений. Формирование личности, ее реализация возможны только в общении. М. И. Лисина определяет потребность в общении как стремление к познанию и оценке других людей и с их помощью — к самопознанию и самооценке <5>. ——————————— <5> Цит. по: Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. URL: http:// fictionbook. ru/ author/ evgeniyi_ pavlovich_ ilin/ psihologiya_ obsheniya_i_ mejlichnostniyh_/ read_ online. html? page=2.

Потребность в общении у людей выражена в разной степени. В связи с этим различают экстравертов и интровертов. Экстраверты общительны, любят находиться среди людей. Интроверты, напротив, замкнуты, предпочитают одиночество, с трудом устанавливают социальные контакты. Однако даже ярко выраженный интроверт время от времени испытывает потребность в общении. Потребность в общении по-разному выражена в разном возрасте. В соответствии с периодизацией психического развития Д. Б. Эльконина в младенческом (до 1 года) возрасте, младшем школьном (3 — 5 лет) и подростковом (11 — 15 лет) общение особенно важно. Потребность в общении пожилых людей часто не удовлетворена в полной мере. Это связано с их определенной социальной изоляцией. Доверитель в этом возрасте приходит к адвокату, врачу, социальному работнику не только за консультацией, но и пообщаться. Под общением пожилые, одинокие люди часто подразумевают монолог, произносимый ими при немом поощрении собеседника. Сдержанный, не поощряющий многословие доверителя, посматривающий на часы адвокат оставляет такого доверителя в недоумении, с чувством разочарования и непонятости. Потребность в общении проявляет себя в потребности быть услышанным и понятым, в потребности во внимании к своему сообщению. Снижению остроты этой потребности будут способствовать внимательная поза адвоката, зрительный контакт с доверителем, обращение к нему по имени, поощрение рассказа вербальными (уточняющие вопросы, резюмирование и т. д.) и невербальными средствами. У женщин в сравнении с мужчинами потребность в общении более выражена, как и потребность в заботе о других. Это проявляется в их большей речевой активности. В отличие от мужчин женщины, рассказывающие о происшедшем, сообщают обычно больше подробностей, деталей, чаще смотрят собеседнику в глаза. У мужчин в отличие от женщин больше выражена направленность на получение информации. Современному человеку для нормального существования необходим постоянный приток информации. При этом потребность в информации в современном мире постоянно растет. Прекращение информационной связи может вызвать различные психические аномалии вплоть до психических заболеваний <6>. Снижение количества информации (например, в следственном изоляторе) приводит к ухудшению самочувствия, эмоционального состояния, возникновению депрессии. Действуя как активный социальный субъект, современный человек становится все более зависим от информационных источников. ——————————— <6> Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью. М.: Эксмо, 2003. С. 20.

Доверитель, обратившийся за помощью к адвокату, безусловно, нуждается в информации относительно правовых возможностей решения его проблемы. На консультацию к адвокату его приводит потребность в толковании юридического смысла ситуации, понимании значения формулировок закона. Оставшаяся неудовлетворенной потребность в такой информации, наличие пробелов в ней, отсутствие доверия к источнику толкает его выслушать мнение не одного, а двух-трех и более юристов по интересующему его вопросу. Напротив, удовлетворение потребности в информации приносит человеку чувство глубочайшего удовлетворения. Доверитель, находящийся в условиях ограничения свободы, испытывает повышенную потребность в информации относительно своих близких, родственников, событий, происходящих на свободе. В такой ситуации при поступлении информации извне срабатывают закономерности восприятия. Так, в частности, закон М. Лундта, сформулированный в 1925 г., гласит: любое первое сообщение о том или ином факте, событии оказывает более сильное воздействие на слушателя, аудиторию, чем последующие <7>. При этом первый, кто удовлетворил имеющуюся потребность в информации, оказывает решающее воздействие на формирование психологической установки к факту или событию. Изменить затем мнение, сложившееся благодаря первичной информации, значительно труднее, чем сформировать его. Это необходимо учитывать, сообщая доверителю ту или иную информацию. ——————————— <7> Там же. С. 200.

Важное место в иерархии А. Маслоу отводится потребности в принадлежности и любви. В соответствии с этой потребностью люди стремятся строить отношения привязанности с другими людьми. Человек остро переживает нехватку друзей, отсутствие любимого, жены, детей. Если эта потребность не удовлетворена, он «терзаем чувством одиночества, болезненно переживает свою отверженность» <8>, у него появляется ощущение пустоты, возникает враждебность к окружающим. ——————————— <8> Маслоу А. Указ. соч.

А. Маслоу писал, что быть любимым и признанным очень важно для здорового чувства достоинства, человеку необходимо знать, что «его окружают «свои», что он принадлежит к определенному клану, группе» <9>. Данная потребность может реализоваться в общении с адвокатом, если доверитель ощущает себя принадлежащим к той же группе, что и адвокат. Мысленное объединение в группу может происходить по самым разным параметрам: возрасту, полу, социальному статусу, взглядам и убеждениям, манере общаться, национальной принадлежности и проч. Подчеркивание адвокатом общего между ним и доверителем снизит остроту такой потребности. Этому будет способствовать похожесть адвоката на своего доверителя и, напротив, мешать — непреодолимая дистанция в общении, устанавливаемая адвокатом. Адвокат, одетый в костюм, стоимость которого равна годовой зарплате доверителя, будет восприниматься им как «чужак», не способный понять, а значит, и защитить его интересы. ——————————— <9> Там же.

Иногда неудовлетворенность означенной потребности приводит к тому, что доверитель приходит на прием к адвокату не один, а с «группой поддержки» — родственником, другом, помощником, что помогает ему ощущать себя частью какой-либо группы, а также может свидетельствовать и об актуальности потребности в одобрении. За потребностью в принадлежности и любви у А. Маслоу следует потребность в признании и уважении. В ней можно условно выделить потребность в самоуважении и уважении другими. Человеку необходимо ощущение уверенности, независимости и свободы. Ему важно осознавать свой статус достаточно высоким, а заслуги признанными. Неудовлетворение этой потребности ведет к ощущению собственной неполноценности. Особенно остро эту потребность ощущают молодые и пожилые люди. Подростки и юноши особенно требовательны в признании их значимости, равноправия со взрослыми. Это связано с возрастными особенностями их психики, процессами эмансипации (освобождения) их из-под влияния родителей. Доверители пожилого возраста также особенно чувствительны к проявлениям знаков уважения и признания их заслуг. В общении с адвокатом они ждут положительной оценки своего жизненного опыта, знаний, уважения заслуг и наград. Демонстративное поведение, громкий голос, проявление готовности заплатить высокий гонорар — все это может говорить о выраженной потребности в признании и уважении. У взрослых, состоявшихся, успешных людей потребность в уважении удовлетворена. Однако ситуации, которые приводят таких людей к адвокатам, как правило, наносят серьезный удар по самооценке и влекут за собой обострение потребности в уважении. Подчеркивание адвокатом важности вопросов, с которыми к нему обращается доверитель, вербальная и невербальная демонстрация уважительного отношения к собеседнику способны существенно удовлетворить эту потребность. Знаки уважения, разумеется, должны быть максимально деликатными, тактичными и искренними. Но как быть, если доверитель несимпатичен, а его поступки вызывают справедливый гнев? М. Барщевский заметил, что адвокату по роду своей деятельности иногда приходится общаться «не с лучшими представителями рода человеческого». Несмотря на это, по его мнению, адвокат должен «либо любить людей, либо интересоваться ими» <10>. ——————————— <10> Цит. по: Озерова М. Защитная реакция // Карьера. 1999. N 7. URL: http:// www. kariera. orc. ru/ 07-99/ Profe071.html.

Высокий уровень социальной адаптации является одним из важнейших факторов профессиональной пригодности юриста. Социальная зрелость включает в себя ответственность, терпимость, саморазвитие и положительное мышление. Терпимость понимается здесь как проявление «терпимой» реакции личности адвоката на окружающую среду, людей. За такой терпимостью стоят установки «все люди когда-нибудь ошибаются», «каждый имеет право на свое мнение», «агрессия и раздражительность часто провоцируются особенной ситуацией, в которой оказался человек», «человек имеет право на срыв» <11> и т. д. Они позволяют минимизировать внутриличностный конфликт адвоката, вырастающий из противоречия необходимости выполнять профессиональный долг и негативной оценки поступков доверителя. ——————————— <11> Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник. СПб.: Питер, 2000. URL: http:// www.5ka. ru/ bibliotek/ Pedagog/ Bordo/ index. html.

Принцип безоценочного принятия клиента психотерапевтом, предложенный гуманистической психологией (К. Роджерс), на наш взгляд, уместен и при консультировании адвокатом доверителя. Он подразумевает безусловное уважение адвокатом доверителя, безоценочное принятие его как личности, проявление эмоциональной теплоты и заботы о нем. Потребность в сопереживании, сочувствии и одобрении, поддержке, в эмоциональном тепле испытывают многие из обращающихся к адвокату. Многие, но далеко не все. Представители бизнеса, разделяющие дело и эмоции, могут не нуждаться в эмоциональной поддержке. Однако в отечественной национальной традиции сочувствию отводится не последнее место. К адвокату приходят не только за юридическим советом, но и «поплакаться в жилетку». Потребность в сочувствии и сопереживании особенно выражена у представителей эмотивного типа акцентуации характера (по классификации К. Леонгарда). Им свойственны тревожность, болтливость, отзывчивость, слезливость. В общении с такими доверителями необходимо учитывать их чрезвычайную эмоциональную восприимчивость. Безразличие, формализм, неискренность эмотивные доверители чувствуют тонко и реагируют болезненно. Дефицит сочувствия и сопереживания приводит к жалобам на непонимание их окружающими. Напротив, проявление адвокатом эмпатии ведет к установлению доверительных отношений. Иногда отдельно выделяют потребность в самопрезентации. Понятие «самопрезентация» происходит от английского слова «self-presentation», означающего «представление, показ самого себя». В. М. Шепель определяет самопрезентацию как умение подавать себя, привлекая к себе внимание, актуализируя интерес людей к каким-либо своим качествам. Проявление неудовлетворенной потребности в самопрезентации можно наблюдать в демонстративном поведении собеседника, в некоторой искусственности, ярко выраженном стремлении создать определенное впечатление. Стремление быть позитивно воспринятым собеседником, показать себя несколько лучше, чем есть на самом деле, может проявлять себя в умалчивании доверителем подробностей дела, характеризующих его не с лучшей стороны, в искажении фактов. Испытывающие неудовлетворенную потребность в самопрезентации иногда допускают типичную ошибку в создании собственного образа с помощью одежды и аксессуаров. Намеренно демонстрируя адвокату собственные или взятые на прокат дорогие часы, украшения, ручку, телефон, не соответствующие стоимости остальной одежды и образу в целом, такие доверители обращают внимание на аналогичные внешние атрибуты успешности адвоката. Исследователи отмечают национальные особенности склонности к самопрезентации. Так, по мнению авторов «Этнопсихологического словаря», народы Северного Кавказа отличаются «ярко выраженным стремлением к самовыражению и самопрезентации» <12>. ——————————— <12> Этнопсихологический словарь / Под ред. В. Г. Крысько. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. С. 160.

Близкой по смыслу потребности в уважении, но имеющей принципиальные отличия, является потребность в самоутверждении, престиже и во власти. Самоутверждение личности связано со стремлением утвердить себя в социуме, с чувством собственного достоинства, честолюбием, стремлением к превосходству над людьми. Неудовлетворенная потребность в самоутверждении, престиже и власти движет человеком, стремящимся руководить, доминировать. В разумных пределах она может стать источником активности человека, делающего карьеру, добивающегося поставленных целей. Однако неудовлетворенная потребность в самоутверждении, престиже и во власти может проявлять себя не очень приятным в общении образом: в стремлении руководить (в том числе адвокатом), регламентировать деятельность окружающих его людей. Такие доверители пытаются господствовать в общении, занимая не соответствующий ситуации взаимодействия с адвокатом более высокий относительный статус. А. Адлер отмечал, что стремление к превосходству компенсирует комплекс неполноценности человека. Интересно, что исследование мотива власти у представителей разных профессий показало, что он более выражен у учителей, священников, журналистов, психологов, в отличие от административных служащих, врачей и юристов <13>. ——————————— <13> Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. С. 314.

Неудовлетворенная потребность в самоутверждении, престиже и во власти вряд ли будет доминирующей в решении человека обратиться к адвокату. Однако клиент с неудовлетворенной потребностью, ставшей особенностью его личности, будет выделяться среди других. Психологический портрет человека с высоким мотивом власти таков: занимает руководящие должности, предпочитает индивидуальные виды спорта, нередко избирает профессию, позволяющую манипулировать другими, выбирает в качестве друзей менее ярких, выглядит инициативным, увлекающим за собой, его воспринимают как мало склонного к помощи, преувеличивает свои успехи, нередко обладает престижными вещами <14>. Такие люди менее склонны к эмоциональной вовлеченности в проблемы других людей, к взаимным чувствительным излияниям. ——————————— <14> Там же. С. 327.

Присмотревшись внимательнее к доверителю, стремящемуся после развода через суд добиться права на общение со своим ребенком, можно нередко обнаружить в нем острую потребность в демонстрации власти над бывшей супругой и над ситуацией в целом. Потребность в справедливости относится к важнейшим социальным потребностям человека. Справедливость, являясь одной из важнейших человеческих ценностей, наряду с моральным сознанием входит в состав правового и политического сознания <15>. Каждый человек имеет собственное представление о справедливости и в соответствии с ним стремится разрешить конфликты, с которыми сталкивается. От степени удовлетворенности потребности в справедливости зависит ощущение удовлетворенностью жизнью в целом. ——————————— <15> Гулевич О. А. Социальная психология справедливости: бизнес, политика, юриспруденция. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 6.

Исследования показали, что в обыденном сознании существует три различных представления о справедливости: а) соответствие действительности; б) хорошее и непредубежденное отношение к людям; в) исполнение закона. Первые два представления подчеркивают связь справедливости с моральным сознанием, а третье — с правовым <16>. Иногда неудовлетворенная потребность в справедливости превращается в жажду справедливости. Тогда человек пытается изменить окружающий его мир в соответствии со своими представлениями об идеальном устройстве общества. Потребность в справедливости может принимать гипертрофированные формы и стать источником агрессии человека. Подобное можно наблюдать, рассматривая мотивы террористической деятельности, заставляющей людей игнорировать законы общества. ——————————— <16> Там же. С. 25.

Потребность в справедливости особенно выражена у представителей сложных возрастов — подросткового и пожилого. Подросткам свойствен максимализм в силу особых процессов становления личности в этот возрастной период. Пожилым людям, сталкивающимся с проявлениями несправедливости в отношении их чаще других, также свойственна неудовлетворенность этой потребности. Наиболее незащищенные слои общества — инвалиды, пенсионеры, малообеспеченные, мигранты и другие ущемленные в правах и средствах также отличаются низким уровнем удовлетворенности потребности в справедливости. Потребность в комфорте, эстетические потребности предполагают наличие у человека определенных излишек. О комфорте задумываются тогда, когда базовые потребности удовлетворены. Однако есть категория людей с обостренной потребностью в прекрасном. Такие люди, лишенные эстетических радостей, окруженные уродливыми вещами, чувствуют себя некомфортно. Лучшим способом улучшения их самочувствия является красивая обстановка, красивые люди. Эстетические потребности в большей или меньшей степени обнаруживаются практически у всех. Имеется в виду как физический, так и душевный комфорт. Потребность в комфорте формируется техническим прогрессом. Современный человек, удовлетворив свои базовые потребности, стремиться окружить себя тем, что делает жизнь легкой и приятной: сидеть на удобном стуле, слушать приятную музыку. Трудно представить себе людей со стопроцентной удовлетворенностью всех его потребностей. Человечество застыло бы в своем развитии. По мнению А. Маслоу, средний американец удовлетворяет свои физиологические потребности на 85%, в безопасности и защите — на 70%, в любви и принадлежности — на 50%, в самоуважении — на 40%, в самоактуализации — на 10% <17>. В России подобные исследования наверняка показали бы другие цифры. Множество потребностей существует в человеке одновременно, большая часть их не осознается. Потребности человека так тесно переплетены, что очень трудно отделить одну из них от другой. ——————————— <17> Маслоу А. Указ. соч.

При этом система мотивов одного клиента, пришедшего к адвокату, будет существенно отличаться от системы мотивов другого: все люди разные. Количество и качество потребностей человека зависят от уровня его личностного развития, образа жизни, возраста, пола и других индивидуальных особенностей. Мотивы, являясь источником деятельности человека, в значительной мере характеризуют его. Ведущие мотивы в итоге превращаются в черты его личности и определяют его поведение. Выдающийся адвокат Р. Гаррис писал, что «ключ к успеху лежит в знании человеческой природы или человеческого характера» <18>. Ориентация адвоката на разнообразие потребностей обращающихся к нему за помощью людей, учет их в процессе общения способны улучшить эмоциональное состояние доверителей и существенно повысить эффективность взаимодействия с ними. ——————————— <18> Гаррис Р. Школа адвокатуры. Руководство к ведению гражданских и уголовных дел / Пер. с англ. П. Сергеича. М.: Изд-во СГУ, 2008. С. 21.

Библиография

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». М.: Эксмо, 2009. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000. Гаррис Р. Школа адвокатуры. Руководство к ведению гражданских и уголовных дел / Пер. с англ. П. Сергеича. М.: Изд-во СГУ, 2008. Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью. М.: Эксмо, 2003. Гулевич О. А. Социальная психология справедливости: бизнес, политика, юриспруденция. М.: Аспект Пресс, 2007. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2006. Озерова М. Защитная реакция // Карьера. 1999. N 7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. Этнопсихологический словарь / Под ред. В. Г. Крысько. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.

——————————————————————