Возможности СМИ по предупреждению коррупции в системе оценки и сертификации квалификации в области юриспруденции
(Токарев А. А.) («Юридическое образование и наука», 2012, N 2)
ВОЗМОЖНОСТИ СМИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ И СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ЮРИСПРУДЕНЦИИ <*>
А. А. ТОКАРЕВ
——————————— <*> Tokarev A. A. Possibilities of mass-media with regard to prevention of corruption in the system of evaluation and certification of qualification in the sphere of jurisprudence.
Токарев Артем Алексеевич, научный сотрудник Управления организации научных исследований МГЮА имени О. Е. Кутафина.
Статья содержит анализ криминогенного и криминорепульсивного (обратного криминогенному) влияния масс-медиа на коррупцию в разрабатываемой в России системе оценки и сертификации квалификации в области юриспруденции (далее — система). Позитивную (криминорепульсивную) роль в противодействии коррупции может сыграть использование СМИ для обеспечения транспарентности данной системы и последовательной аргументации ее эффективности и полезности для юридической профессии. Для упреждения коррупционных проявлений необходимо изначально предусмотреть создание стратегии информационного сопровождения системы.
Ключевые слова: СМИ, коррупция, борьба с коррупцией, квалификация, юрист, юриспруденция, криминогенное влияние, криминорепульсивное влияние.
Article «Mass-media abilities of corruption prevention in the Law qualification system» contains the analysis of mass-media influence on corruption in the system. That influence can be either criminogenic or criminorepulsive (crime prevention). Mass-media can make positive impact on the elimination of corruption in the system by providing information of transparency of the system, and step-by-step persuasion of the effectiveness of the system. The public relation strategy should be made for coordination of using mass-media abilities for corruption prevention.
Key words: mass-media, corruption, fight against corruption, qualification, layer, jurist, jurisprudence, criminogenic influence, criminorepulsive influence.
В настоящее время в России широко обсуждается вопрос о необходимости введения системы оценки и сертификации квалификации в области юриспруденции. Разумеется, эта идея имеет как своих сторонников, так и противников. Сторонники системы говорят о необходимости проверки практических навыков выпускников вузов, их профориентации, помощи работодателям в выборе кандидатуры, наиболее полно отвечающей предъявляемым требованиям. Также можно говорить о том, что подобная система станет своеобразным стабилизатором при переходе на уровневую систему подготовки юристов. Кроме того, к сертификации юристов пришли многие страны <1>. ——————————— <1> В частности, США, Великобритания, Германия, Франция, Китай и многие другие.
В свою очередь, по мнению «скептиков», подобная система станет как минимум ненужным звеном в связке «работодатель — работник», девальвирует диплом о высшем образовании и может превратиться в коррупционный механизм чуть ли не «продажи» сертификатов. Однако перед тем как рассматривать возможности масс-медиа по борьбе с коррупционными проявлениями в системе сертификации юридических кадров, необходимо бросить краткий взгляд на саму систему. Ее ядром станут Центры оценки и сертификации квалификации в области юриспруденции (ЦОСК), которые замкнутся на единый Экспертно-методический центр (ЭМЦ). ЦОСК возьмут на себя функции исполнителей — на их базе соискатели будут проходить процедуру оценки и сертификации. В свою очередь, ЭМЦ будут координировать и контролировать работу системы. Они будут готовить экспертов для ЦОСК, рассматривать жалобы о нарушениях, допущенных ЦОСК, вести единую базу данных по всем юристам, прошедшим сертификацию, а также разрабатывать контрольные материалы для проведения испытаний. Вся система будет находиться в тесном взаимодействии с работодателями, вузами, Ассоциацией юристов России и государственными органами. Надо признать, что опасность обрастания коррупционными механизмами формируемой системы существует, и потому уже сейчас необходимо предусмотреть все возможные меры для противодействия этому явлению, и здесь немаловажную роль могут сыграть СМИ. Тем более что ожидание коррупции может само по себе стать причиной коррупции. В частности, к подобному выводу можно прийти, анализируя криминологическую теорию стигматизации <2>. ——————————— <2> Теория стигматизации (stigma, лат. — клеймо) говорит о том, что, ожидая от человека определенной линии поведения (навешивая клеймо), общество может заставить человека поступать подобным образом. В частности, данной теории придерживались Г. Беккер, Ф. Танненбаум, Е. Лемерт.
Коррупция зачастую определяется как социально-правовое явление, характеризующееся покупаемостью и продажностью государственных чиновников, должностных лиц, общественных и политических деятелей вообще <3>. При этом следует отметить, что коррупционные проявления не исчерпываются лишь преступлениями. Кроме вышеозначенной категории правонарушений к коррупционным проявлениям можно отнести: гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки и административные правонарушения. Одним из важных признаков коррупции является чрезвычайно высокая латентность. Причины этого очевидны. Ни корруптор (кто «покупает»), ни коррупционер (кого «покупают») не заинтересованы в раскрытии своих отношений. ——————————— <3> См.: Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Криминология. М., 2010. С. 406.
Предупреждение любого преступления и тем более коррупционных проявлений невозможно в условиях изолированности усилий правоохранительных органов. Для борьбы с подобным явлением необходимо комбинированное воздействие всего общества, и важная роль в этом процессе отводится СМИ и Интернету <4>. ——————————— <4> Более подробно вопрос о соотношений понятий «СМИ» и «Интернет» см.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» // РГ. 2010. 18 июня.
Воздействие СМИ можно классифицировать по нескольким параметрам. По отношению к преступлению воздействие может быть криминогенным, т. е. способствующим росту преступности, и криминорепульсивным <5>. Если в качестве отправной точки взять момент совершения преступления, то можно выделить три этапа воздействия: докриминальный этап, этап криминальной ситуации (на котором выделяется механизм преступного поведения) и посткриминальный этап. Также необходимо выделить несколько основных субъектов воздействия, к которым относятся потенциальные преступники и преступники, которыми могут стать работники системы (коррупционеры или коррупторы) и соискатели (коррупторы). ——————————— <5> В частности, профессор С. В. Познышев обозначал под этим термином воздействие, обратное по вектору криминогенному. См., например: Познышев С. В. Криминальная психология. Преступные типы. М., 2011. С. 8.
Начнем с описания криминогенного воздействия СМИ. На докриминальном этапе воздействие информации имеет самый общий характер. Здесь еще нет преступников и жертв, свидетелей и тех, кто будет раскрывать данное преступление. Однако уже на этом этапе каждый из будущих участников конкретной криминальной ситуации «примеривает» на себя определенные роли. Разумеется, было бы наивно предполагать, что влияние СМИ на данном этапе имеет решающее значение. Криминальное поведение — это результат сложения внешних обстоятельств и личностных характеристик субъекта. Надо отметить, что на данном этапе криминогенное воздействие на личность может оказывать информация, которая в целом способствует росту коррупционной преступности. К такой информации можно отнести сведения о тотальном распространении коррупции и «нормальности» данного явления. Кроме того, к криминогенной информации можно отнести: — информацию о росте коррупционных преступлений; — перекос информации в сторону освещения фактов коррупционных правонарушений, а не наложенных на виновных мер ответственности; — отсутствие демонстрации прозрачности структур либо схем взаимодействия; — информацию о проникновении коррупции во все сферы жизни общества и невозможности легальных способов борьбы из-за покровительства коррупционерам со стороны правоохранительных органов; — информацию о выгодах и доходах участников коррупционных схем. Однако было бы нелепо не указать на криминогенное значение информации с «обратным знаком»: постоянные рапорты о снижении коррупции или даже о ее полной ликвидации могут вызвать у реципиентов информации обратную реакцию. Дело в том, что одной из функций масс-медиа является содействие в социализации населения. Иными словами, СМИ должны отражать реальное положение дел, так как если «картинка», формируемая СМИ, будет слишком отличаться от реальной жизни, то потребители информации как минимум перестанут доверять масс-медиа. При этом крайним случаем такого недоверия может стать явление когнитивного диссонанса <6>. ——————————— <6> Когнитивный диссонанс — явление в психологии установки, характеризующееся расхождением усвоенной субъектом информации с реальным положением дел. Характеризуется состоянием дискомфорта субъекта и его попытками разрешить противоречие между представляемым и реальным.
Информация, передаваемая СМИ, участвует в формировании общественного мнения. Следует отметить, что угрозу для создаваемой системы могут представлять два негативных момента. Во-первых, мнение о том, что целью системы является создание «кастовости» в юридической профессии и ограничении доступа в нее «посторонних» лиц. Во-вторых, мнение о том, что Система создается исключительно для получения коррупционного дохода. Оба эти мифа чрезвычайно опасны, их распространение заставит работодателей с осторожностью (если не негативно) относиться к создаваемой системе. Соискатели, разделяющие подобные мнения, могут изначально планировать получение сертификата по коррупционным схемам (потенциальные коррупционеры). А лица, поступающие на работу в структурные элементы системы, могут изначально относиться к ней как к источнику получения коррупционного дохода (потенциальные коррупционеры). Для предотвращения распространения подобных негативных мнений о системе необходимо использовать различные ресурсы, в том числе и возможности СМИ. Воздействие масс-медиа, которое направлено на снижение уровня преступности (коррупции), в рамках данной статьи называется криминорепульсивным. Говоря о криминорепульсивном воздействии СМИ на докриминальном уровне, следует отметить два чрезвычайно важных тезиса: — тезис о полезности системы; — тезис о прозрачности системы. Тезис о полезности и эффективности Системы, как представляется, надо доказывать по нескольким основным направлениям: первое предполагает ведение дискуссий через профессиональные (правовые) СМИ. Открытая и острая дискуссия позволит в результате обмена мнениями опровергнуть оба указанных выше мифа. Однако одновременно с ведением дискуссий на уровне СМИ профессиональных юридических сообществ необходимо вести дискуссию и на уровне популярных масс-медиа. Также необходимо, чтобы исчерпывающая информация о системе была доступна в Интернете, и в том числе в социальных медиа. Тем более что грань между социальными медиа и классическими медиа стремительно сокращается. С одной стороны, следует отметить, например, присутствие в социальной сети Фейсбук информационного агентства «РИА Новости» и специального правового ресурса РАПСИ. С другой стороны, сообщения, размещенные на хостинге микроблогов Твиттер, зачастую используются как дословные цитаты владельцев микроблогов <7>. При этом влияние социальных медиа увеличивается год от года. ——————————— <7> Пока в России цитируются лишь несколько микроблогов, в числе которых микроблоги действующего Президента РФ Дмитрия Медведева: @KremlinRussia — официальный микроблог Президента РФ и личный твит-аккаунт @MedvedevRussia. Свой аккаунт в Твиттере есть у МИД РФ — @MID_RF и у Минобрнауки РФ — @minobrnauki_ru, в Твиттере присутствуют и другие ведомства.
Вышеозначенные меры необходимо предпринять и для обоснования тезиса о прозрачности системы. Вся структура, вся процедура сертификации должна в полном объеме раскрываться на страницах СМИ, в Интернете, в том числе и в социальных медиа. После начала функционирования системы необходимо на постоянной основе освещать все этапы работы Центров. Открытость системы окажет благотворное воздействие на работодателей, которые убедятся, что система функционирует в их интересах, а также самих юристов, которые поймут, что система — это способ подтвердить свою квалификацию и надежный барьер на пути непрофессиональных и недостаточно подготовленных лиц, которые хотели бы вступить в юридическую профессию. В заключение следует предположить, что эффективным способом максимально полного использования ресурсов СМИ для предупреждения коррупционных проявлений в создаваемой системе является создание подразделения по связям с общественностью (либо введение должности пресс-секретаря). Задачей пресс-службы станет разработка стратегии информационного сопровождения деятельности всех элементов системы и реализация этой стратегии во взаимодействии с пресс-службами иных ведомств — Министерства образования и науки РФ, Министерства юстиции, Ассоциации юристов России, объединений работодателей и отдельных компаний.
——————————————————————