Юридический бизнес в Интернете
(Апарышев И.)
(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 45)
ЮРИДИЧЕСКИЙ БИЗНЕС В ИНТЕРНЕТЕ
И. АПАРЫШЕВ
Игнат Апарышев, референт государственной гражданской службы РФ 3 класса, юрист, аспирант МАОК, г. Москва.
Сегодня в Интернете функционирует множество предприятий, реализующих разнообразные товары и оказывающих всевозможные услуги, в том числе и юридического консалтинга. Как обстоят дела с качеством оказываемых услуг и как построить эффективный юридический бизнес в Интернете?
Сеть — для профессионалов
Решающими факторами в формировании виртуального нового рынка товаров и услуг становятся качество, доступность и скорость получения предлагаемых продуктов. Если речь идет о товарах, то покупатель сможет лично оценить, например, работу мобильного телефона, компьютера или стиральной машины. В случае брака такую технику всегда можно вернуть, да и расплатиться предлагают только после проверки ее качества. Чего не скажешь об услугах, в особенности консультационных.
Как правило, получить грамотный совет можно только после оплаты, а проверить его достоверность придется потом на практике. Многочисленные порталы правовой тематики пестрят рекламой следующего содержания: «Юридические услуги онлайн», «Юрист 24 часа в сутки» и т. п.
Огромный пласт из массы сайтов, оказывающих такие услуги, занимают представители теневого сектора с низким качеством и такими же ценами. Желание сэкономить порой толкает потребителей к обращению именно на такие сетевые ресурсы. Консультации теневых специалистов могут привести к самым печальным событиям. В результате страдают граждане, обратившиеся за помощью, и подрывается доверие к настоящим специалистам в сфере правового консалтинга. Образуется замкнутый круг, разорвать который под силу только квалифицированным юристам, которые в массовом порядке выйдут на виртуальный рынок. Но как им выделиться? Для ответа на этот вопрос сначала рассмотрим особенности оказания виртуальных юридических консультаций.
Особенности определяют подход
Виртуальное консультирование имеет несколько принципиальных особенностей, а именно:
— все происходит удаленно, то есть субъекты могут находиться в разных концах страны, а иногда и земного шара;
— беседа не имеет личного характера, отсутствует возможность вербального общения;
— юридическая помощь оказывается с использованием специальных технических программ — виртуального опроса, ICQ, Skype и т. д.;
— оплата производится до оказания услуги.
Данные особенности юридических консультаций в Интернете ставят во главу угла фактор доверия.
Таким образом, прежде чем обратиться к виртуальному юристу, пользователи проводят предварительный анализ сайта на предмет уровня качества работы консультантов, читают отзывы и ищут дополнительную информацию о владельцах портала.
Поэтому, предлагая юридические услуги в Интернете, стоит позаботиться о двух важнейших элементах сайта: 1) внешнем виде и 2) контенте — информации, размещенной на виртуальной странице. По сути, эффективное использование этих двух элементов онлайн-работы является залогом успеха, но есть и ряд подводных камней.
Несомненно, решение всех этих задач можно поручить специалисту, обслуживающему сайт, но, как показывает практика, они не столь глубоко разбираются в построении эффективных консультаций и склонны к четкому выполнению технического задания. В связи с этим ключевые решения останутся за владельцем портала — юристом. Для понимания принципов построения сайта, на котором будет оказываться юридическая помощь, рассмотрим все эти тонкости подробнее.
Встречают по одежке
При определении внешнего вида сайта в первую очередь необходимо задуматься о цели всего виртуального проекта. Это будет исключительно портал оказания юридической помощи или же полноценный сайт о работе с новостями, форумом, обратной связью и т. д.? По-хорошему, от этого выбора зависит все дальнейшее построение интерактивной работы.
Если это будет площадка для консалтингового агентства, то не стоит ограничиваться только рекламой своих услуг, а важно создать у пользователя ощущение деловой активности. Такая цель достигается путем размещения разного рода оперативной информации в дополнительных разделах. При создании персонального сайта адвоката желательно также применять этот способ, но уже в меньших масштабах.
Кроме того, на всей виртуальной страничке должны преобладать спокойные тона. От резких и кричащих реклам своих услуг желательно отказаться. Для уведомления пользователя о возможности получения юридической помощи в режиме онлайн рекомендуется сделать отдельный раздел с выводом этого информационного блока на главную страницу.
Важным во внешнем виде сайта является доступная навигация: пользователь при первом посещении должен легко найти интересующий его раздел.
В ситуации, когда вокруг работают псевдоюристы, особое значение принимает механизм отзывов и предложений. В связи с этим в обязательном порядке на сайте должен быть раздел обратной связи, где пользователи смогут оставить свои благодарности и пожелания.
Внешняя оболочка имеет серьезное значение, но, несмотря на это, главная роль любого виртуального проекта отводится контенту.
Профессиональная начинка сайта
От профессиональной начинки сайта зависит самый главный фактор, влияющий на выбор потребителя, а именно доверие.
Согласно данным отечественных поисковых систем, посетитель находится на незнакомом сайте от 10 до 30 сек. За это время информация, содержащаяся на виртуальной странице, должна его заинтересовать.
Таким образом, для порталов, на которых оказываются юридические услуги, очень важно подчеркнуть компетенцию и профессионализм его владельца. Как правило, для этого размещаются дипломы, награды и т. п.
Добросовестному юристу нечего скрывать, поэтому желательно поставить на главной странице фотографию в деловом образе и создать раздел «контакты», где будут указаны все доступные реквизиты.
Как уже было сказано выше, для сайтов такой направленности требуется оформить информационный раздел, где постоянно будет освещаться профессиональная деятельность интерактивного консультанта, а именно материалы об участии юриста в разных конференциях, симпозиумах и других общественных мероприятиях. Этот раздел сможет объединить два поля деятельности — реальное и виртуальное.
Кроме того, потребитель должен понимать механизм оказания услуги, ее цену и порядок оплаты. Зачастую очень сложный процесс работы отталкивает потенциального покупателя.
Домен, хостинг и реклама
После того как внешний вид сайта выбран и разделы для контента продуманы, стоит определиться с оригинальным именем и хостингом, который представляет собой виртуальное пространство, где размещается сайт.
Сегодня провайдеры хостинга предлагают платный и бесплатный аналоги. Размещение сайта на платном пространстве является подтверждением статуса и вызывает доверие, потому что бесплатным хостингом пользуются сомнительные специалисты, создающие безликие сайты на короткий период и исключительно в целях быстрой наживы.
При выборе оригинального имени стоит исходить из принципов лаконичности, запоминаемости и узнаваемости. Например, не стоит создавать сайт на домене www. advokatiuristpougolovnomupravu. ru. Ведь такое длинное название как минимум неудобное (клиентам придется вписывать его в строку интернет-браузера) и уж точно незапоминающееся.
Ежемесячное содержание хостинга обойдется в 200 — 500 руб., а годовое обслуживание домена колеблется от 1000 до 2000 руб.
На первом этапе построения юридического бизнеса в Интернете большую роль в продвижении проекта играет реклама. В области консалтинга самым лучшим является скрытый маркетинг, который не имеет прямого указания на необходимость пользоваться услугами именно этого сайта. Самым эффективным выражением скрытой рекламы являются различные заметки клиентов и очерки самого юриста на разных форумах и в виртуальных объединениях, посвященных обсуждению качества работы виртуальных консультантов, а также анализу и применению действующего законодательства.
В создании сайта юридических услуг, как видим, нет мелочей. В зависимости от того, насколько серьезно и ответственно юрист подойдет к созданию и работе своей виртуальной юридической консультации, зависит ее популярность у пользователей и его успех.
——————————————————————