Как организовать работу с инсайдерской информацией, опираясь на закон?

(Дашевский В.)

(«Акционерный вестник», 2013, N 1)

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ С ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ,

ОПИРАЯСЬ НА ЗАКОН?

В. ДАШЕВСКИЙ

Дашевский Валерий, руководитель корпоративного секретариата ОАО «Корпорация «Иркут».

Внимание! В статье представлен опыт конкретной компании по работе с инсайдом. Он может быть принят за основу при разработке документов вашего общества. Но не стоит повторять его в точности. Помните, что документы, о которых пойдет речь ниже, должны быть разработаны с учетом специфики вашего общества.

1. Прежде чем вы возьметесь за построение в компании системы работы с инсайдерской информацией, изучите законодательство. Разберитесь с возможностями, которые дает закон, и его явными пробелами. После чего смело беритесь за работу с внутренними документами компании.

Справка.

Закон о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации принят 27 июля 2010 г., N 224-ФЗ. В 2012 году он начал работать с рядом временных изъятий. С 2013 года эти изъятия вступят в силу, а значит, Закон позволит привлекать к уголовной ответственности лиц за убытки в связи с незаконным распространением инсайда.

Закон об инсайде призван обеспечить:

— справедливое ценообразование на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары;

— равенство инвесторов и укрепление доверия между ними.

Он содержит набор требований ко всем участникам финансового рынка, определяет условия привлечения к ответственности за неправомерное использование и распространение инсайдерской информации.

Декларативный характер закона, его нацеленность на профессиональных участников финансового рынка и последующие, пока немногочисленные нормативные акты регулятора, отсутствие опыта работы с инсайдом акционерных обществ — все это требует определенной концентрации усилий, изучения опыта других компаний, обучения и т. п.

Обратите внимание на проблемы, которые могут возникнуть при построении системы работы с инсайдом согласно закону.

Проблема 1. Какому органу управления акционерного общества следует поручить общее руководство организации работы по инсайду. Она включает:

— разработку политики в области инсайда;

— требования к системе контроля;

— назначение должностного лица, ответственного за организацию и контроль исполнения требования закона, и т. п.

Проблема 2. Как организовать работу с инсайдом ответственного лица или соответствующего подразделения. В этом вопросе с трудностями столкнуться все компании, особенно холдинги. Организовать работу ответственного лица (ответственного подразделения) по контролю за инсайдерами в таких компаниях довольно сложно.

Проблема 3. Что делать с одинаковыми требованиями к разным типам компаний? Здесь стоит учесть, что существуют эмитенты, акции которых на бирже вне листинга, а структура собственников такова, что у любого нового инвестора нет перспектив влиять на принятие решений (например, в нашей корпорации более 95% акций находятся у одной группы лиц). Вместе с тем, в соответствии с действующими нормами, подобные компании обязаны вести работу по выполнению требований Закона об инсайде в полном их объеме.

Рекомендация.

В Законе можно было бы предусмотреть разные сценарии регулирования работы с инсайдом: «мягкий» и «жесткий». Некоторые сферы регулирования предоставить биржам, СРО. Ввести соответственно и две группы подотчетных закону юридических лиц: активные участники рынка ценных бумаг (биржи, брокеры), пассивные (эмитенты — ОАО, акции которых не торгуются на биржах и/или не входят в их листинг).

Проблема 4. Не совсем понятно, что делать с партнерствами, где нет ответственного лица, выполняющего работу с инсайдом? Часто в такой форме существуют аудиторские компании. Обладая инсайдом своих доверителей, сама фирма может не соблюдать требования закона в части контроля за оборотом информации внутри нее. И это несмотря на то, что сама она будет помещена в список инсайдеров. В договоре с такой компанией будет определена ответственность за убытки в части незаконного раскрытия инсайда. Также в Законе указано: инсайдер обязан (добровольно!) сообщать эмитенту и регулятору рынка об операциях с финансовыми инструментами и т. п.

На практике осуществить это нелегко — достаточно вспомнить давнее предписание контролерам профессиональных участников рынка ценных бумаг сообщать регулятору о нарушениях Закона о рынке ценных бумаг в его обществе. Но на деле никто ничего не сообщал, и история повторяется. Но здесь, скорее, не вина контролеров, а проблемы самого механизма регулирования.

Повлиять на содержание закона или нормативных актов ФСФР РФ мы не сможем. Зато в наших силах разработать внутренние документы, разъясняющие правила поведения менеджеров при работе с инсайдерской информацией акционерного общества.

2. Убедитесь в том, что вы хорошо разбираетесь в особенностях работы с инсайдерской информацией.

С точки зрения корпоративного менеджмента работа с информацией, относящейся к инсайдерской, по форме и содержанию во многом совпадает с существующими технологиями работы с иными видами информации. Это:

— формирование информации;

— отнесение ее к определенному виду (общедоступная, содержащая ограничения на распространение и т. п.);

— предоставление ее пользователям в соответствии с действующим регламентом;

— хранение и т. д.

Внимание! Наличие в акционерном обществе развитой управленческой инфраструктуры работы с инсайдерами, открытость самой такой системы управления, ее нацеленность на защиту интересов акционерного общества, на недопущение фактов приоритетного информирования одних участников рынка перед остальными и т. д. может инвестору, деловому партнеру сказать об акционерном обществе порой больше, чем дорогостоящие бренды, PR-акции, рекламные трюки и т. п. Это, на наш взгляд, существенная «лепта» законодателей в дело повышения инвестиционной привлекательности российского бизнеса. Однако самому бизнесу надо еще постараться, чтобы реализовать все положения данного Закона на практике.

Но есть здесь и существенные отличия:

— более жесткий, многоступенчатый контроль за инсайдерами и прохождением к потребителю/потребителям этой информации;

— учет инсайдеров — как физических, так и юридических лиц;

— снятие с учета инсайдеров при условии прекращения их отношений с обществом как инсайдерских.

Жесткие меры регулирования оборота инсайдерской информации связаны с потенциальным экономическим уроном для АО за счет несанкционированного распространения информации, когда под угрозой оказывается и само существование бизнеса. Корпоративные конфликты и «рейдерские войны» — верное тому подтверждение.

Грамотная работа с инсайдерами, открытость системы управления общества расскажет инвестору больше, чем дорогостоящие бренды.

3. При построении работы с инсайдерской информацией смело опирайтесь на чужой опыт.

Некоторые решения можно позаимствовать у других компаний. Мы, например, воспользовались некоторыми разработками ОАО «Промсвязьбанк», Банка «ВТБ 24».

Прежде чем разработать сами документы по контролю за оборотом инсайда, ознакомьтесь с содержанием предстоящей работы. Только на первый взгляд кажется, что вся работа с инсайдом сводится к деятельности контролера в обществе. Помните, что, лишь проявляя крайний формализм, работу с инсайдом можно ограничить так называемым контролерством. Смысл работы с инсайдом лежит в другой плоскости.

Во-первых, разберитесь с управлением информационными потоками в обществе. Оно должно быть устроено так, чтобы не было препятствий деловой активности общества, а недобросовестное раскрытие информации (коммерческой, налоговой, служебной, инсайдерской) было бы невыгодно, недопустимо для самого работника или контрагента. Не страх наказания, а эффективные технологии управления процессами и работниками — носителями инсайдерской информации — должны стать во главу угла такой работы.

Во-вторых, постройте работу с инсайдерами так, чтобы все стороны их деятельности были управляемы и контролируемы. Для этого следует:

— выработать правила регулирования информационных потоков и формирования списков инсайдеров;

— сформировать перечень инсайдерской информации;

— закрепить определенные нормы в трудовых, гражданско-правовых отношениях с инсайдерами;

— закрепить в документах их ответственность за неправомерное использование инсайда;

— включить эффективные механизмы контроля.

4. Для реализации положений закона задействуйте следующие управленческие решения.

Определите орган управления общества, который возглавит работу по инсайду. Им может стать совет директоров. Решение исходит из того, что именно совет директоров по своим уставным требованиям является непосредственным защитником прав акционеров. Он — самый «не ангажированный» в регулировании потоков инсайдерской информации, несмотря на то что и члены совета директоров, да и сам орган являются субъектом оборота инсайда в обществе. Защищать интересы всех акционеров общества — его прямая обязанность. А, как известно, именно несанкционированное обращение с инсайдом может нанести урон в первую очередь акционерам.

Разработайте правила и нормы, обеспечивающие противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации в вашем обществе. Утвердите его решением совета директоров. При этом можете воспользоваться опытом нашей корпорации.

Рекомендуем именно совету директоров принять решение о назначении ответственного лица за работу с инсайдерами. Им может стать корпоративный секретарь общества. Важно то, что такое лицо наделяется функциями «внутреннего регулятора» именно советом директоров. Это позволит ему в своей работе опираться на авторитет совета директоров.

Изданием единоличным исполнительным органом приказа о назначении такого ответственного лица будет обеспечено исполнение принятого решения совета директоров и закреплен его статус в отношениях со всеми работниками общества.

Выявите инсайдеров в обществе и закрепите за ними этот статус, документально доведите до них меры ответственности за ущерб носителю инсайда. Для реализации этого используйте такие распорядительные и договорные документы, как:

— приказ об инсайдерах общества;

— трудовой и (или) гражданско-правовой договоры с инсайдером;

— правила внутреннего распорядка;

— должностная инструкция работника;

— положение о подразделении.

Обратите внимание, что, утверждая положение об инсайде, совет директоров, исходя из своего статуса, может одобрить лишь основные положения и направления деятельности исполнительных органов управления по работе с инсайдом и инсайдерами.

Для конкретизации требований к руководителям структурных подразделений, определения новых функций этих подразделений, ответственности перед обществом должностных лиц, рядовых работников и т. п. требуется ввести корпоративные нормативные документы более функционального уровня, чем положение, утверждаемое советом директоров.

Сформируйте и утвердите конкретизированный и обоснованный перечень инсайдерской информации, обращающейся в акционерном обществе (схема N 1). Ориентир — нормативные документы ФСФР России. С действующим в нашей корпорации перечнем инсайдерской информации и его оформлением можно ознакомиться на нашем сайте.

Сформируйте механизм работы с инсайдерами: как внутри корпорации, так и вовне. Это реализуется целым набором организационных и административных мероприятий.

В нашем обществе в этой работе задействованы руководители служб: корпоративного секретаря, финансовой, бухгалтерской, кадровой и юридической.

Конкретизируйте деятельность названных структурных подразделений, их руководителей.

У нас сама «технология» работы с инсайдерами и инсайдерской информацией сведена в единый документ — корпоративную инструкцию по работе с инсайдом, утвержденную единоличным исполнительным органом (схема N 1). Она устанавливает порядок организации работы с инсайдом в подразделениях, а также в процессе взаимодействия с контрагентами. Инструкция определяет и поведение самих инсайдеров — работников корпорации. Это самый «приближенный» к инсайдерам общества нормативный документ, в котором прописаны все направления работы с инсайдом. Ее содержание представлено на схеме N 2.

Обратите внимание на то, что в инструкции, как известно, не может содержаться указаний на фамилии исполнителей, а также ряд иных, чисто «порученческих» действий (сроки их исполнения и отчета по ним, например). Ряд положений инструкции потребуется уточнить и конкретизировать до уровня исполнителей с указанием их должностей и фамилий, сроков исполнения и т. п.

С этой целью рекомендуем издать приказ о введении в действие инструкции по работе с инсайдом, где утвердить ряд организационно-технических мер по обеспечению исполнения внутренних документов общества по работе с инсайдом.

Представленный алгоритм работы корпоративного секретариата по организации работы с инсайдом и инсайдерами нашего общества — лишь пример для изучения.

Приложения

Схема N 1. Формирование Перечня инсайдерской информации

ОАО «Корпорация «Иркут»

Закон N 224-ФЗ: > Приказ ФСФР РФ > Перечень

— ст. 2: дано от 12.05.2011 инсайдерской

определение N 11-18/пз-н: информации ОАО

инсайдерской — утвержден Перечень «Корпорация Иркут»:

информации; информации, — корпоративные

— ст. 3: обязывает относящейся к события (дата

эмитентов утвердить инсайдерской проведения, повестка

собственные перечни информации эмитентов; дня, принятые

инсайдерской — перечень ФСФР решения ОСА и т. п.);

информации. содержит — формирование

исчерпывающее единоличного

перечисление исполнительного

инсайдерской органа;

информации эмитентов. — регистрационные

действия в ЕГРЮЛ;

— появление

контролирующих лиц и

подконтрольных

организаций;

— реорганизация

общества,

банкротство;

— иски к обществу;

— эмиссионные

процедуры;

— дивиденды, доходы

по облигациям;

— сделки крупные и с

заинтересованностью;

— лицензионные

действия;

— бухгалтерская и

финансовая

отчетности и т. п.

Схема N 2. Корпоративная инструкция по работе

с инсайдерской информацией (КИ)

Положение о порядке доступа к > Приказы по корпорации:

инсайдерской информации — об утверждении Перечня

(утверждено Советом инсайдерской информации;

директоров). — об ответственном за осуществление

контроля формирования и ведения

Списка инсайдеров.

V

КИ определяет порядок: Приказ о введении в действие КИ и

— формирования Перечня > мерах по ее реализации включает

инсайдерской информации; в себя:

— доступа к инсайдерской — назначение ответственных лиц за

информации; предоставление должностному лицу

— составления и ведения списка необходимых сведений об инсайдерах

инсайдеров общества; общества;

— уведомления лиц об их — назначение ответственных лиц за

включении в список инсайдеров осуществление контроля за соблюдением

и исключении из него; порядка доступа к инсайдерской

— передачи списка инсайдеров информации в филиалах общества и

организаторам торговли; за уведомление должностного лица

— предоставления информации по о неправомерном использовании

запросу ФСФР России; инсайдерской информации работниками

направления уведомлений филиалов;

инсайдерами — работниками — определение ответственных за работу

общества о совершенных по внесению дополнений в действующие

операциях с ценными бумагами положения о подразделениях и

общества; должностные инструкции работников,

— учета уведомлений о связанных с инсайдерской информацией;

совершенных инсайдерами — определение ответственных за работу

операциях; по включению в договоры с

— проверки по фактам контрагентами требований в

неправомерного использования соответствии с КИ по инсайду;

инсайдерской информации и — технические требования к

манипулирования рынком; организации рабочего места

— раскрытия инсайдерской должностного лица с целью

информации общества; предупреждения неправомерного доступа

— а также права и обязанности к персональным данным инсайдеров —

инсайдеров общества. физических лиц;

— требования к техническим носителям

инсайдерской информации с целью ее

защиты.

——————————————————————