Интернет-демократия

(Пшеницын О.)

(«ЭЖ-Юрист», 2013, N 9)

ИНТЕРНЕТ-ДЕМОКРАТИЯ

О. ПШЕНИЦЫН

Олег Пшеницын, газета «ЭЖ-Юрист».

Подписан и вступил в силу Указ Президента РФ от 04.03.2013 N 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива». Документ определяет правила, по которым граждане с помощью современных технологий смогут донести до власти и общества свои предложения по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления. Указ Президента развил и законодательно оформил положения Концепции о российской общественной инициативе.

От Концепции к Указу

В июле 2012 года на сайте Министерства экономического развития РФ был размещен для общественного обсуждения документ под названием «Концепция формирования механизма публичного представления гражданами Российской Федерации с использованием сети Интернет обязательных для рассмотрения Правительством Российской Федерации предложений о внесении изменений в федеральное законодательство. Российская общественная инициатива» (далее — Концепция). В августе 2012 года Концепция была утверждена Д. Медведевым.

Концепция определила принципы и процедуры российской общественной инициативы. Так, документ установил, что такая инициатива должна основываться на принципе законности, предполагающем, что предложение гражданина в случае реализации не нарушит свободы, права и законные интересы других лиц. При этом механизм российской общественной инициативы не должен подменять собой иные установленные законом процедуры участия граждан в управлении делами государства. В частности, ограничена возможность применения данного механизма по вопросам, которые не могут выноситься на референдум.

Принцип открытости предполагает создание и свободное использование специализированного ресурса, что обеспечивает открытый доступ любых заинтересованных лиц к размещенным предложениям, возможность ознакомления с результатами голосования и со всеми решениями, принятыми в отношении выдвигаемых предложений, а также запрет на выдвижение анонимного предложения.

Принцип обязательности рассмотрения означает, что все предложения, выраженные с использованием средств специализированного ресурса, поддержанные установленным числом граждан в течение определенного периода, подлежат обязательному рассмотрению уполномоченными органами.

Среди принципов, положенных в основу российской общественной инициативы, Концепция называет также принцип доступности, предполагающий как исключение завышенных требований к содержанию и оформлению предложения, так и наличие требований, обеспечивающих ясность и недвусмысленность толкования этого предложения при рассмотрении другими гражданами, органами государственной власти и иными органами и организациями.

Все эти принципы, равно как и предусмотренные в Концепции процедуры осуществления российской общественной инициативы, соответствуют положениям президентского Указа.

Кто и какие предложения может разместить

Общественными инициативами в соответствии с Указом Президента РФ считаются предложения граждан Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления, направленные с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива». Направлять общественные инициативы с использованием интернет-ресурса и голосовать за них смогут граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, зарегистрированные в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». Направление общественной инициативы осуществляется путем заполнения на русском языке специальной формы на интернет-ресурсе. Текст не должен содержать нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни или здоровью граждан, призывов к осуществлению экстремистской деятельности.

Направленное предложение не сразу будет размещено для обсуждения и голосования. Размещению будет предшествовать обязательная предварительная экспертиза. Функции по проведению предварительной экспертизы, принятию решения о размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе или об отказе в ее размещении, а также по обеспечению работы интернет-ресурса Указ возложил на уполномоченную некоммерческую организацию. Такой организацией в Указе определен Фонд развития информационной демократии и гражданского общества «Фонд информационной демократии».

Уполномоченная организация откажет в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе, если предложение противоречит Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан. Общественная инициатива также не может противоречить ст. 6 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». Не будет размещено и предложение, если оно не содержит описания проблемы, вариантов решения проблемы либо если предлагаемые варианты необоснованны.

Экспертиза предложения не может превышать 2 месяцев.

Гражданин, направивший свое предложение, должен будет указать, на каком уровне (федеральном, региональном или муниципальном), по его мнению, должна быть реализована данная инициатива.

Голосование и результаты

Размещенная на интернет-ресурсе общественная инициатива должна получить необходимую поддержку в ходе голосования с использованием интернет-ресурса. Поддержанной считается инициатива, которая в течение 1 года после ее размещения на интернет-ресурсе получила:

а) не менее 100 тыс. голосов граждан — в поддержку инициативы федерального уровня;

б) не менее 5% голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (для субъектов Российской Федерации с численностью населения более 2 млн. человек — не менее 100 тыс. голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации), — в поддержку инициативы регионального уровня;

в) не менее 5% голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, — в поддержку инициативы муниципального уровня.

Общественная инициатива, получившая в ходе голосования необходимую поддержку, будет направлена экспертной рабочей группе соответствующего уровня — федерального, регионального или муниципального.

Состав экспертной рабочей группы федерального уровня определяется Правительством РФ и включает представителей федеральных органов исполнительной власти, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, членов Общественной палаты РФ, представителей бизнес-сообщества и общественных объединений. Аналогично формируются экспертные группы на уровне субъекта Федерации и муниципального образования.

Экспертная рабочая группа примет решение о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта и (или) об иных мерах по реализации данной инициативы.

——————————————————————