Особенности правового регулирования деятельности органов внутренних дел (милиции) при налоговом контроле

(Виговский Е. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2004)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

(МИЛИЦИИ) ПРИ НАЛОГОВОМ КОНТРОЛЕ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 10 августа 2004 года

Е. В. ВИГОВСКИЙ

Виговский Евгений Владимирович, Советник налоговой службы III ранга.

Общие положения

В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Гражданское законодательство определяет предпринимательство как самостоятельную деятельность физического или юридического лица, осуществляемую на свой риск и направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Как следует из статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимыми условиями отнесения деятельности любого физического и юридического лица к предпринимательской деятельности являются:

— во-первых, самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск;

— во-вторых, деятельность должна быть направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Таким образом, законодатель определил, что предпринимательская деятельность должна отвечать вышеуказанным критериям.

В условиях становления и развития рыночных отношений в Российской Федерации любая деятельность хозяйствующих субъектов, в т. ч. и физических лиц, требует усиленного государственного контроля, целью которого является прежде всего пресечение попыток уклонения субъектов экономической деятельности от налогообложения и получения неконтролируемых доходов.

Для получения и сбора информации о деятельности любого хозяйствующего субъекта правоохранительные органы (органы внутренних дел) используют не только официальные источники информации, полученные от налоговых органов, внебюджетных фондов, но и во множестве случаев направляют непосредственно запросы руководителям и главным бухгалтерам организаций, что является в большинстве случаев постоянным и часто встречающимся на практике.

В связи с этим у руководителей возникают вопросы, в каком объеме они могут предоставлять информацию сотрудникам органов внутренних дел (милиции) о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, о ее сотрудниках и многом другом.

Довольно часто запрашиваемая информация поступает из различных региональных ОВД России: ненадлежащим образом оформленные запросы, подписанные неуполномоченными лицами милиции, и т. д.

Возникают вопросы о соблюдении налоговой и коммерческой тайны организации, а также правомочности предоставления всего объема информации.

Пример. В организацию, расположенную в г. Москве, поступил запрос Костромского ОВД, исполненный не на бланке ОВД, о лицах, работающих в организации (предоставление информации об их паспортных данных, занимаемой должности и размере заработной платы). Запрос подписан заместителем начальника отдела ОВД по общественной безопасности без мотивации запрашиваемой информации.

В данном случае у руководителя возникает вопрос, предоставлять ли информацию по таким запросам.

Учитывая, что деятельность правоохранительных органов строится строго по территориальному принципу и направлениям деятельности их служб и регламентируется прежде всего Законом Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции», подобного рода запросы можно считать неправомерными.

Кроме того, сведения о сотрудниках любой организации не подлежат разглашению и имеют определенный порядок их передачи, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Пример. Сотрудником органов внутренних дел представлен немотивированный запрос в организацию с требованием предоставить приказ о назначении на должность и увольнении работника организации, а также сведения о его местонахождении, домашнем адресе, телефоне. С руководителя отдела кадров по данному вопросу получено письменное объяснение.

Статьей 87 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) установлен порядок хранения и использования персональных данных работников.

Согласно требованиям данной статьи ТК РФ порядок хранения и использования персональных данных работников в организации устанавливается работодателем с соблюдением требований данного Кодекса.

Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами (статья 90 ТК РФ).

В данном примере представление немотивированного и подобного рода запросов является неправомерным.

Кроме того, согласно п. 3 статьи 11 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

Об оформлении поступающих запросов

Поступающие от органов внутренних дел (милиции) запросы по своей природе являются прежде всего документами, к оформлению которых также предъявляются определенные требования.

Как иной любой орган государственной власти, подразделения органов внутренних дел (милиции) имеют свои логотипы, надлежащим образом оформленные бланки определенной формы. Это могут быть формы подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, подразделений вневедомственной охраны и т. д.

Практически всегда любые запросы, поступающие из органов внутренних дел (милиции), должны быть вложены в конверты, на которых должен стоять штамп того либо иного подразделения милиции, иметь почтовые индексы отправки и поступления в почтовые отделения по месту нахождения организации.

На самом запросе в обязательном порядке должен быть проставлен исходящий номер и указана дата отправления запроса.

Поскольку все запросы в той либо иной степени затрагивают финансово-хозяйственную деятельность самой организации либо ее партнеров, предоставление ответов на них может повлиять на репутацию организации.

Обладание коммерческой либо налоговой тайной партнеров может также повлечь и установленную законом ответственность руководителя организации, поскольку разглашение налоговой и коммерческой тайны преследуется в уголовном порядке.

Мотивировки поступающих запросов не должны содержать вольного трактования содержащихся в них требований.

Пример. В адрес организации поступил запрос от заместителя руководителя районного органа внутренних дел с требованием представить годовые бухгалтерские отчеты за несколько лет. Какие-либо ссылки на действующее законодательство в запросе отсутствовали.

Согласно Закону Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции» должностные лица органов внутренних дел могут требовать от руководителей организации и их должностных лиц предоставлять документы и сведения.

В данном случае отсутствие мотивировки и необходимости предоставления годовых бухгалтерских отчетов может служить основанием для оставления поступившего запроса без ответа.

Имеет место предоставление запросов непосредственно в любую организацию сотрудниками органов внутренних дел (милиции).

Могут истребоваться непосредственно копии с трудовых книжек сотрудников, декларации по налогам и многое другое.

Как правило, в подобных случаях руководителю организации трудно принять решение о предоставлении запрашиваемой информации.

В случае поступления таких запросов необходимо позвонить лицу, которое запрашивает информацию, либо руководителю подразделения органов внутренних дел (милиции).

Во множестве случаев могут иметь место требования предоставить те либо иные сведения по телефону. Данные требования могут поступать от различных должностных лиц, включая также участковых уполномоченных органов внутренних дел (милиции).

В данном случае никто не вправе запрашивать по телефону какую-либо информацию.

Согласно п. 1 статьи 4 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (далее — Закон) информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.

Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими порядок документирования информации, право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах, категорию информации по уровню доступа к ней и порядок правовой защиты информации.

Таким образом, поступающие в организации запросы от различных подразделений органов внутренних дел (милиции) с требованием о предоставлении информационных ресурсов организации являются собственностью организации и прежде всего могут предоставляться только в соответствии с действующим законодательством.

Предоставление сведений по мотивированным запросам подразделениям органов внутренних дел может иметь место в случае проведения совместных выездных налоговых проверок предприятий, учреждений и организаций.

При проведении проверок могут истребоваться документы о финансово-хозяйственной деятельности организации, производиться их ксерокопирование, выемка и изъятие.

Согласно пункту 8 статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время на подразделения органов внутренних дел возложены задачи по выявлению административных правонарушений.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) содержится более 100 составов административных правонарушений, в соответствии с которыми уполномоченные должностные лица органов внутренних дел имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях и выносить постановления о привлечении к административной ответственности.

Так, статьей 26.9 КоАП РФ регламентируется порядок поручений и запросов по делу об административном правонарушении.

Согласно части 1 статьи 26.9 КоАП РФ для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных данным Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа.

В данном случае речь может идти о том, что любое уполномоченное лицо органа внутренних дел (милиции) может направить запрос в соответствующий территориальный орган внутренних дел для получения доказательств по делу об административном правонарушении.

Поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса (часть 2 статьи 26.9 КоАП РФ).

Как правило, в таких поручениях и запросах, которые касаются административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности, содержатся требования о предоставлении соответствующих документов от юридических лиц и граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Пример. От территориального органа внутренних дел поступил запрос в организацию предоставить копию акта проверки уполномоченным банком работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций со ссылкой на статью 26.9 и соответствующие статьи КоАП РФ.

В подобного рода случаях руководитель организации обязан предоставить копию акта проверки, поскольку все должностные лица предприятий, учреждений и организаций обязаны соблюдать требования КоАП РФ.

В случае непредоставления копии акта руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности за невыполнение требований об устранении нарушений действующего законодательства.

Пример. ООО «Частное охранное предприятие «ЦБ Бумеранг» г. Воронежа обратилось в Арбитражный суд Воронежской области о признании незаконным предупреждения ГУВД Воронежской области.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.10.2003 в удовлетворении требований заявителя отказано. В кассационной жалобе ООО «ЧОП» просило отменить судебный акт, дело передать на новое рассмотрение.

Изучив материалы дел, оценив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия посчитала необходимым решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.10.2003 оставить без изменения по следующим основаниям.

Как следовало из материалов дела, в ходе проверки ООО «ЧОП» на предмет соответствия его деятельности Закону Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности», проведенной ГУВД Воронежской области, был выявлен ряд нарушений. Так, при осуществлении охраны более 200 объектов использовались сотрудники, не имеющие соответствующей квалификации, подтвержденной удостоверением охранника, также было обнаружено неисполнение предприятием своих обязательств перед сотрудниками в части исполнения гарантий их социальной и правовой защищенности.

По результатам проверки были составлены акт, заключение по материалам проверки и в адрес заявителя направлено предупреждение N 14/1944 от 22.07.2003 об устранении допущенных нарушений.

ООО «ЧОП», устранив указанные нарушения, но, считая предупреждение от 22.07.2003 незаконным, так как контролеры (стажеры) не осуществляют функции охранника и наличие удостоверений у этих лиц не являлось обязательным, обратилось с исковым заявлением в суд.

Согласно Положению о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 600, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении охранной деятельности является наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции, квалификации, отвечающей требованиям Федерального закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и подтвержденной удостоверением охранника.

Суд первой инстанции, правомерно отказывая в удовлетворении требований заявителя, исходил из того, что предупреждение органа внутренних дел соответствует требованиям действующего законодательства, так как содержит указание на ненадлежащее исполнение правовых норм и правил, определяет срок для устранения допущенных нарушений в части приведения соответствия статуса контролера (стажера) статусу охранника в связи с их идентичными функциональными обязанностями по осуществлению охраны и обеспечению сохранности имущества собственников, а также ввиду необходимости обеспечения сотрудникам в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» гарантий социальной и правовой защиты.

Кассационная коллегия посчитала названные выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, поскольку выявленные в ходе проверки нарушения подтверждались представленными в дело доказательствами, в связи с чем оснований для признания предупреждения ГУВД Воронежской области от 22.07.2003 незаконным не имелось (Постановление ФАС Центрального округа от 27.01.2004 N А14-5277-03/195/13).

Следует иметь в виду, что при поступлении сомнительных запросов по своему оформлению и содержанию, немотивированных запросов необходимо выяснить прежде всего их правомерность.

Поэтому тому, как защитить организацию от несанкционированных и неправомерных запросов, будут посвящены отдельные вопросы в настоящей статье.

Предоставление информации, составляющей

коммерческую и налоговую тайну

Особый порядок для предоставления информации, составляющей коммерческую тайну, регламентируется Федеральным законом от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон). До принятия Государственной Думой Российской Федерации данного Закона порядок передачи сведений, составляющих коммерческую тайну, в действующем законодательстве не был конкретизирован.

В связи с принятием Закона в действующем гражданском законодательстве устранены пробелы, связанные с непосредственным определением коммерческой тайны, условиями доступа и ее передачи.

До принятия данного Закона краткое определение коммерческой тайны было дано в статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Так, в соответствии с частью 1 статьи 139 ГК РФ коммерческая тайна определена как информация, которая имеет действительную и потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. При этом сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Сведения, которые могут передаваться органам государственной власти, в том числе и правоохранительным органам (милиции) и других лицам, в настоящее время можно разделить на коммерческую, служебную, налоговую и банковскую тайну.

Необходимо отметить, что Федеральным законом от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» урегулированы отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, с передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определены сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Основные определения коммерческой тайны, указанные в данном Законе, а также сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, можно наглядно представить в виде следующей таблицы.

N и Основные понятия, N и Перечень сведений, которые не

П./п. используемые в П./п. могут составлять коммерческую

статьи 3 Федеральном Законе статьи 5 тайну.

Закона Закона

1. 2. 3. 4.

Для целей настоящего Федерального Режим коммерческой тайны не может быть

закона установлен лицами, осуществляющими

используются следующие основные предпринимательскую деятельность, в

понятия: отношении следующих сведений:

П. п. 1 Коммерческая тайна — П. п. 1 Содержащихся в учредительных

конфиденциальность документах юридического лица,

информации, документах, подтверждающих факт

позволяющая ее внесения записей о юридических

обладателю лицах и об индивидуальных

при существующих или предпринимателях в

возможных соответствующие государственные

обстоятельствах реестры;

увеличить доходы,

избежать неоправданных

расходов, сохранить

положение на рынке товаров,

работ, услуг или получить

иную коммерческую выгоду;

П. п. 2 Информация, П. п. 2 Содержащихся в документах,

составляющая дающих право на осуществление

коммерческую тайну, — предпринимательской

научно — деятельности;

техническая,

технологическая, произ —

водственная, финансово —

экономическая или иная

информация (в том числе

составляющая секреты

производства (ноу-хау)),

которая имеет

действительную или

потенциальную коммерческую

ценность в силу

неизвестности ее третьим

лицам, к которой нет

свободного доступа на

законном основании, в

отношении которой

обладателем такой

информации введен режим

коммерческой тайны;

П. п. 3 Режим коммерческой тайны — П. п. 3 О составе имущества

правовые, организационные, государственного или

технические и иные муниципального унитарного

принимаемые обладателем предприятия, государственного

информации, составляющей учреждения и об использовании

коммерческую тайну, меры по ими средств соответствующих

охране ее бюджетов;

конфиденциальности;

П. п. 4 Обладатель информации, П. п. 4 О загрязнении окружающей среды,

составляющей коммерческую состоянии противопожарной

тайну,- лицо, которое безопасности, санитарно —

владеет информацией, эпидемиологической и

составляющей коммерческую радиационной обстановке,

тайну, на законном безопасности пищевых продуктов

основании, ограничило и других факторах, оказывающих

доступ к этой информации и негативное воздействие на

установило в отношении ее обеспечение безопасного

режим коммерческой тайны; функционирования

производственных объектов,

безопасности каждого

гражданина и безопасности

населения в целом;

П. п. 5 Доступ к информации, П. п. 5 О численности, о составе

составляющей коммерческую работников, о системе оплаты

тайну, — ознакомление труда, об условиях труда, в

определенных том числе об охране труда, о

лиц с информацией, показателях производственного

составляющей коммерческую травматизма и профессиональной

тайну, с согласия ее заболеваемости и о наличии

обладателя или на ином свободных рабочих мест;

законном основании при

условии сохранения

конфиденциальности этой

информации;

П. п. 6 Передача информации, П. п. 6 О задолженности работодателей

составляющей коммерческую по выплате заработной платы и

тайну, — по иным социальным выплатам;

передача информации,

составляющей коммерческую

тайну и зафиксированной на

материальном

носителе, ее обладателем

контрагенту на основании

договора в объеме и на

условиях, которые

предусмотрены договором,

включая условие о принятии

контрагентом установленных

договором мер по охране ее

конфиденциальности;

П. п. 7 Контрагент — сторона П. п. 7 О нарушениях законодательства

гражданско-правового Российской Федерации и фактах

договора, которой привлечения к ответственности

обладатель информации, за совершение этих нарушений;

составляющей коммерческую

тайну, передал эту

информацию;

П. п. 8 Предоставление информации, П. п. 8 Об условиях конкурсов или

составляющей коммерческую аукционов по приватизации

тайну, — объектов государственной или

передача информации, муниципальной собственности;

составляющей коммерческую

тайну и зафиксированной на

материальном носителе, ее

обладателем органам

государственной власти,

иным государственным

органам, органам местного

самоуправления в целях

выполнения их функций;

П. п. 9 Разглашение информации, П. п. 9 О размерах и структуре доходов

составляющей коммерческую некоммерческих организаций, о

тайну,- действие или размерах и составе их

бездействие, в результате имущества, об их расходах, о

которых информация, численности и об оплате труда

составляющая коммерческую их работников, об использовании

тайну, в любой возможной безвозмездного труда граждан в

форме (устной, письменной, деятельности некоммерческой

иной форме, в том числе с организации;

использованием технических

средств) становится П. п. 10 О перечне лиц, имеющих право

известной третьим лицам без действовать без доверенности от

согласия обладателя такой имени юридического лица;

информации либо вопреки

трудовому или гражданско —

правовому договору.

П. п. 11 Обязательность раскрытия

которых или недопустимость

ограничения доступа к которым

установлена иными федеральными

законами

Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, правоохранительным органам (милиции) является прежде всего мотивированным требованием о запрашиваемой информации.

Так, согласно части 1 статьи 6 Закона обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну.

Данная часть статьи 6 содержит обязательные требования к порядку предоставления данного рода информации.

Так, мотивированное требование должно быть прежде всего подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации.

Кроме того, для предоставления информации, составляющей коммерческую тайну, должен быть указан срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

Необходимо отметить, что в соответствии с требованиями части 3 данной статьи Закона предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, предоставляется органам, перечень которых изложен в настоящей статье.

По запросу судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные органы государственные органы, органы местного самоуправления, получившие информацию, составляющую коммерческую тайну, в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона обязаны предоставить данную информацию вышеперечисленным органам.

Примером может служить не только действующее законодательство, регламентирующее деятельность органов прокуратуры, органов внутренних дел (милиции), уголовно-процессуальное законодательство (о порядке предоставления сведений, пояснений, справок и т. д.), но и гражданско-процессуальное законодательство.

Пример. Из суда общей юрисдикции поступило определение суда в организацию с требованием предоставить информацию о выплаченной заработной плате работникам, удержанных суммах налога на доходы с физических лиц и перечисленных суммах в государственные внебюджетные фонды.

Как поступить в данном случае руководителю и главному бухгалтеру организации — ответ может дать только разъяснение требований норм, содержащихся в статье 13 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

Так, согласно части 1 статьи 13 ГПК РФ суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда.

Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 13 ГПК РФ).

Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом (часть 3 статьи 13 ГПК РФ).

Меры ответственности за нарушение требований суда общей юрисдикции в случае отказа в предоставлении сведений предусмотрены не только в ГПК РФ.

В части 2 статьи 6 законодатель предусмотрел также возможность получения информации, составляющей коммерческую тайну, и в судебном порядке.

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» в случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

Иначе в настоящее время, в связи с принятием данного Закона, правоохранительные органы (органы внутренних дел) также наделены правом обратиться в суд общей юрисдикции по указанным основаниям.

Для организации подобного рода иски могут повлечь за собой также возмещение всех убытков, связанных с отказом предоставить информацию о коммерческой тайне.

Необходимо отметить, что право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений принятого Закона.

В связи с изложенным при предоставлении информации, содержащей коммерческую тайну, должны быть указаны соответствующие реквизиты документов, в которых содержится данная информация.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона при предоставлении информации органам внутренних дел (милиции) и другим органам правообладатель информации должен нанести гриф «Коммерческая тайна» с указанием: для юридических лиц — полного наименования и места нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилии, имени, отчества гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем и места его жительства.

Налоговая тайна, так же как и коммерческая тайна, имеет ограниченный доступ.

Определение налоговой тайны дано непосредственно в статье 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Налоговую тайну соста вляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

— разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

— об идентификационном номере налогоплательщика;

— о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

— предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российской Федерации, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

В соответствии с пунктом 5 Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок, утвержденной совместным Приказом МВД России N 76 и МНС России N АС-3-06/37 от 22.01.2004 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений», на сотрудников данных органов возложены обязанности по соблюдению законности.

Сотрудники налоговых органов и органов внутренних дел при осуществлении возложенных на них задач обязаны действовать в строгом соответствии с федеральными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, корректно и внимательно относиться к представителям организаций, физическим лицам и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство и соблюдать налоговую тайну.

Перечень должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, утвержден Приказом МВД Российской Федерации от 26.12.2003 N 1033.

В данном Перечне предусмотрен объем сведений о налогоплательщиках, к которым допущены те либо иные должностные лица органов внутренних дел (милиции).

Сбор и обработка информации правоохранительными

органами (милицией) в системе государственного контроля

Сбор и обработка информации о деятельности предприятий, учреждений и организаций занимает главенствующее место в системе деятельности правоохранительных органов внутренних дел (милиции), целью которых является выявление экономических субъектов, предпринимательская деятельность которых ведется с нарушением налогового законодательства, уклонением от уплаты налогов и сборов, а также случаями неплатежей в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фон, фонды обязательного медицинского и социального страхования и т. д.).

Правоохранительные органы осуществляют сбор и обработку информации об экономических субъектах, которые вызывают оперативный интерес с целью пресечения экономических преступлений самостоятельно либо с непосредственным взаимодействием с вышеперечисленными органами, включая федеральные органы налоговой службы и их территориальными подразделениями.

Действующее законодательство Российской Федерации, прежде всего Закон Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции», предоставило правоохранительным органам большие полномочия.

Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлены, в частности, следующие права:

— вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции;

— получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;

— производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;

— осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических и юридических лиц, предметов и фактов; использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео — и аудиотехнику, кино — и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде;

— осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законом;

— получать от должностных лиц и материально ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства;

— получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения.

Необходимо отметить, что использование сотрудниками органов внутренних дел (милицией) предоставленных ей прав возможно только в целях исполнения обязанностей, возложенных на милицию Законом Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции».

Предоставление органам внутренних дел (милиции)

информации федеральными органами налоговой службы

——————————————————————

КонсультантПлюс: примечание.

Постановление Правительства РФ от 10.03.1999 N 266 «О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков» утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

——————————————————————

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года N 266 «О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков» утверждены Правила ведения единого государственного реестра налогоплательщиков.

Данные Правила устанавливают порядок ведения единого государственного реестра налогоплательщиков в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов.

Несомненно, данные Правила при формировании баз данных имеют существенное значение для осуществления налогового контроля не только за предприятиями, учреждениями, организациями, но и физическими лицами.

В установленные статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации сроки регистрирующие органы, совершающие определенные действия в отношении физических лиц и их недвижимого имущества, обязаны направлять в налоговые органы сведения по определенному перечню для ведения и формирования Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Следует отметить, что в настоящее время налоговые органы осуществляют регистрацию юридических лиц в соответствии с рядом принятых законодательных актов.

На основании законодательных актов осуществляется регистрация индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Основным законом, определяющим правовую основу регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Территориальные подразделения федеральной налоговой службы осуществляют при регистрации лиц сбор и хранение не только уставных документов организаций, но и документов, содержащих сведения об учредителях организации и многое другое.

При поступлении мотивированного запроса от подразделений органов внутренних дел налоговый орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обязан предоставить запрашиваемую информацию.

Правоохранительные органы милиции имеют право запрашивать объем необходимой им информации о хозяйствующих субъектах на безвозмездной основе.

Таким образом, подразделения органов внутренних дел (милиции) могут использовать базы данных федеральных органов налоговой службы и ее территориальных подразделений.

Заслуживающей внимание представляет собой также Инструкция о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, утвержденная также совместным Приказом МВД России N 76 и МНС России N АС-3-06/37 от 22.01.2004 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».

Согласно вышеназванной Инструкции налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления (статьи 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ), в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств обязаны направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Материалы направляются с сопроводительным письмом за подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Данная Инструкция содержит требования о порядке предварительного ознакомления сотрудников органов внутренних дел с материалами о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, а также о порядке взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел в процессе досудебного производства по материалам, направленным налоговыми органами.

При этом передача материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 102 НК РФ.

Так, согласно части 3 статьи 102 НК РФ, поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Исполнение запросов органов внутренних дел

(милиции) в уголовно-процессуальном порядке

В случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — УПК РФ), должностные лица органов внутренних дел (милиции) проводят дознание и предварительное следствие по уголовным делам в сфере экономических преступлений.

Дознаватель и следователь используют предусмотренные УПК РФ права и производят необходимые следственные действия.

В процессе проведения следственных мероприятий по уголовному делу производится сбор доказательств.

Доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном УПК РФ, устанавливают наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Согласно ч. 1 статьи 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служат заявление о преступлении, явка с повинной и сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

В порядке и в сроки, предусмотренные статьей 144 УПК РФ осуществляется рассмотрение заявления (сообщения) о преступлении.

При проведении необходимых мероприятий лицо — дознаватель, следователь, прокурор могут производить необходимые действия.

Такими действиями могут быть не только истребование доказательств, требующих проверки, но и представление по соответствующим запросам вышеуказанных лиц всевозможного рода документов посредством направления запросов.

Пример. Из районного УВД поступил запрос в организацию, подписанный начальником отдела дознания, о предоставлении подлинников договоров, заключенных с одним из предприятий. В запросе сделаны ссылки на статьи 140, 144, 145 УПК РФ. Запрос представлен письменно руководителю организации дознавателем.

В данном случае руководитель организации должен выяснить, по каким фактам истребуется доказательство и о необходимости представления подлинников договоров.

В данном случае, если возбуждено уголовное дело, дознаватель обязан представить постановление о производстве отдельного следственного действия, поскольку предоставление таких документов (договоров) является по запросу неправомерным.

При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и, если точно известно, где и у кого они находятся, должна производиться их выемка.

Выемка документов должна производиться в порядке, установленном статьей 182 УПК РФ.

До начала производства выемки дознаватель обязан предъявить постановление о ее производстве, а в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 182 УПК РФ, — судебное решение, разрешающее ее производство.

При производстве выемки документов, а в данном случае договоров, должны присутствовать понятые, а также лицо, в помещении которого производится выемка документов. При производстве выемки вправе присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится выемка документов.

При производстве данного следственного действия в обязательном порядке должен быть составлен протокол в соответствии с требованиями статьей 166 и 167 УПК РФ.

О взаимодействии органов внутренних дел и

налоговых органов при налоговом контроле

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

Редакция нормы данной статьи была введена Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ.

Одновременно данным Федеральным законом были внесены дополнения в часть 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции», а именно: статья 11 дополнена пунктами 33 — 35.

Согласно части 1 данной статьи милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлены права: участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов; в соответствии с законодательством Российской Федерации получать сведения, составляющие налоговую тайну; при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с НК РФ и Законом Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции», а также в целях организации взаимодействия между органами внутренних дел и налоговыми органами по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений Приказом МВД России N 76 и МНС России N АС-3-06/37 от 22.01.2004 утверждена Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок.

Вышеназванной Инструкцией установлен не только порядок взаимодействия, но и детально изложены подготовка к проведению выездной налоговой проверки, оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки.

Так, согласно Инструкции основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о ее проведении (в случае проведения повторной выездной налоговой проверки) вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, решение о проведении проверки оформляется в виде мотивированного запроса.

В случае назначения выездных налоговых проверок на основании постановления следователя, вынесенного по находящимся в его производстве уголовным делам, в решении о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки должны учитываться содержащиеся в постановлении следователя предложения по характеру, сроку и объему проверки и поставленным вопросам.

Только на основании мотивированного запроса, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, сотрудники органов внутренних дел принимают участие в проведении совместных выездных налоговых проверок.

При проведении проверки и обнаружении фактов нарушений законодательства о налогах и сборах проверяющими принимаются меры по сбору доказательств.

В установленном порядке производятся: снятие копий с документов и файлов, свидетельствующих о совершении нарушения законодательства о налогах и сборах, истребование недостающих документов, выемка документов и предметов, в том числе электронных носителей информации, проведение встречных проверок, допросы свидетелей и другие действия, предусмотренные НК РФ, а также другими законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

По результатам проверки составляется акт выездной налоговой проверки, проводимой налоговым органом с участием сотрудников органов внутренних дел (милиции), который подписывается уполномоченными должностными лицами.

В соответствии с пунктом 24 данной Инструкции руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, копия которого вручается руководителю организации, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу (их представителям) в установленном порядке, а также направляется в трехдневный срок с момента вынесения решения в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

В процессе проведения проверки должностные лица налоговых органов и органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), а также выносить по результатам проверки постановления о привлечении к административной ответственности.

Пример. Постановлением руководителя Межрайонной инспекции МНС России N 14 по Брянской области от 10.10.2003 ООО «Мороз» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ (нарушение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации) и подвергнуто штрафу в размере 40000 руб.

ООО обжаловало данное постановление в арбитражный суд, ссылаясь на отсутствие доказательств вины Общества, а также на нарушения процессуального закона, допущенные при рассмотрении дела.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 18.12.2003 требования Общества оставлены без удовлетворения.

Проверив доводы кассационной жалобы Общества и отзыва, заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, кассационная инстанция не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 30.09.2003 работниками органов внутренних дел в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.1 КоАП РФ. Основанием для составления протокола явились нарушения Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Банка России от 22.09.1993 N 40 (с последующими изменениями), а именно: в помещении кассы Общества отсутствовал металлический ящик для хранения денег; в момент осуществления кассовых операций дверь в помещении кассы не была заперта; отсутствовала подпись кассира, свидетельствующая об ознакомлении кассира с Порядком; отсутствовала внутренняя решетка на окне кассы. Факт отсутствия в помещении кассы сейфа (металлического шкафа) директор Общества не оспаривала ни при составлении протокола, ни при рассмотрении дела руководителем налогового органа, признав тем самым факт нарушения п. 29 Порядка.

Не оспаривала директор Общества данный факт и в судебном заседании кассационной инстанции, указывая лишь на несоразмерность назначенного наказания характеру совершенного нарушения.

Доводы Общества, положенные в обоснование заявления в суд, в полном объеме проверялись судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка.

При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы не могли быть приняты кассационной инстанцией во внимание. Ссылки директора Общества на несоразмерность наказания характеру правонарушения не основаны на законе, поскольку наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 15.1 КоАП РФ для юридических лиц.

Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, не установлено (Постановление ФАС Центрального округа от 20.04.2004 N А09-1220/03-14).

Порядок обжалования действий сотрудников

органов внутренних дел (милиции)

Согласно статье 37 Налогового кодекса Российской Федерации органы внутренних дел несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.

В случае, если при проведении мероприятий, а именно выездных налоговых проверок, предприятию, учреждению, организации причинен ущерб, а также в результате иных неправомерных действий, убытки возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном данным Кодексом и иными федеральными законами.

Необходимо отметить, что контроль за деятельностью правоохранительных органов (милиции) обязаны осуществлять не только органы прокуратуры, но и вышестоящее в порядке подчиненности руководство.

Во всех случаях предприятие, учреждение, организация могут обратиться также в суд общей юрисдикции за возмещением причиненного ущерба, а в случаях, предусмотренных АПК РФ, — в арбитражный суд по месту нахождения самой организации.

Знание основ права и грамотное разрешение возникающих ситуаций смогут предотвратить наступление вредных последствий и исключить любые случаи обжалования действий должностных лиц органов внутренних дел (милиции).

——————————————————————