Философско-юридическое понятие информации человека

(Кротов А. В.) («Юрист», 2005, N 10)

ФИЛОСОФСКО-ЮРИДИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

А. В. КРОТОВ

«Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить. Сколь многие сколь многих о сколь многом и (в прошлом) убедили, и (ныне) убеждают, сочиняя ложную речь. Ибо если бы все обо всем (все знали, а именно) имели память о прошедшем, понятие о настоящем и предвидение будущего, то речь не была бы так подобной (той речи, которая бывает у тех), кто ныне не в состоянии ни понимать прошедшее, ни ориентироваться в настоящем, ни предсказывать будущее» <*>.

——————————— <*> Горгий. Похвала к Елене // Антология мировой правовой мысли в 5 т. Национальное общество — научный фонд; руководитель проекта Т. Ю. Семин. М.: Мысль, 1999. 829 с. Т. 2. С. 136.

Кротов А. В., кафедра конституционного и муниципального права юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.

В Законе РФ от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» дано следующее определение понятия «информация»: «- сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» <*>. ——————————— <*> Российская газета. 1995. 22 февраля.

Однако данное определение не охватывает происходящих в обществе социальных и технологических изменений. Само происхождение слова «информация» связано с сообщениями, сведениями. Такое значение слова «информация» продержалась до середины XX века. С появлением математических теорий понятие информации все чаще стало сравниваться с такой категорией, как «вероятность». Подлинная история теории информации начинается с 1948 г., когда независимо друг от друга К. Э. Шеннон, Р. А. Фишер и Н. Винер предложили статистическое определение количества информации. Главную роль в начале этой истории сыграла все же основополагающая статья К. Э. Шеннона «Математическая теория связи» <*>. ——————————— <*> Урсул А. Д. Информация. Методологические аспекты. М.: Наука, 1971. С. 5.

Теория К. Шеннона называется вероятностно-статистической теорией информации. Согласно данной теории информация снимает неопределенность. С позиций теории К. Шеннона, если сообщение не дает нам ничего нового, не снимает неопределенность, то предполагается, что в нем не содержится информации. Чем меньше вероятность тех или иных явлений (то есть чем больше их степень неопределенности), тем большее количество информации содержится в сообщениях об этих явлениях. При таком подходе под информацией стали понимать лишь такие сведения, которые уменьшают существовавшую до их получения неопределенность. Информация здесь выступает как снимаемая неопределенность, как то, что уменьшает количество возможных вопросов, гипотез, предположений и пр. Неопределенность возникает тогда, когда из нескольких предметов происходит выбор. Чем меньше вероятность выбора, тем больше неопределенность. Исходя из понятия статистической теории информации, можно условно разделить все сведения на два вида — уменьшающие и не уменьшающие неопределенность, при этом сведения, не уменьшающие неопределенность, информацией не являются. Сведения, не уменьшающие неопределенность, также делятся на два вида: — сведения, не имеющие никакого отношения к решаемой задаче, а потому оставляющие меру неопределенности такой же, как и до получения сведений; — сведения, увеличивающие неопределенность задачи, что соответствует отбиранию, уменьшению имеющейся информации. Следовательно, можно сделать вывод: Согласно статистической теории информация — это сведения, снимающие неопределенность, служащие для совершения выбора. Сведения, которые не снимают неопределенность, информацией не являются. Но тут поднимается вопрос: а чем же являются сведения, не снимающие неопределенность? В связи с этим выдвигается иная, не статистическая, теория информации, в которой информация понимается как разнообразие, как различие двух или более объектов. Количество информации понимается не как уничтожаемая неопределенность, а более широко. Информация является более общим понятием, чем вероятность. Если два предмета отличаются друг от друга, то между ними существует различие. Считается, что информация существует там, где имеется разнообразие, различия. Разнообразие присуще различным объектам. Однако чему, материи или сознанию присуще разнообразие, и как следствие — информация, что является отраженным объектом? Я исхожу из предпосылки, что в мире существует два начала — материя и сознание (материальное и идеальное). Материя — объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Состоит материя из субстанции <*>. ——————————— <*> Философия: Учебник. 3-е изд. М.: ТК Велби, Проспект, 2004. 608 с. С. 427.

Сознание же, в сою очередь, существует само по себе, наряду с материей, не является производным от материи <*>. ——————————— <*> Философия: Учебник. 3-е изд. М.: ТК Велби, Проспект, 2004. 608 с. С. 432.

Одним из показателей сознания является идея, и на ее примере можно показать, что она является источником информации. Вот как характеризовали идеи некоторые мыслители: Г. В. Лейбниц: идеи — выражение души, они не подобны, но лишь аналогичны вещам. Для Дж. Локка идеи — это индивидуальные значения ума, образуемые либо через ощущения, либо через самонаблюдение ума (рефлексию). Идеи — это некоторое «восприятие ума» (ощущение, представление, фантазии и т. д.) <*>. ——————————— <*> Современный философский словарь / Под ред. доктора философских наук, профессора В. Е. Кииярова. Лондон-Москва-Минск: Панпринт, 1998. 1064 с. С. 330.

Ведь точно так же как и материя, идея может отражаться от другого объекта своими индивидуальными качествами, и таким образом нести информацию. Возникая, например, у человека, идея не обязательно является отражением материальных объектов, и, существуя сама, идея тем самым является независимым объектом природы, несущей в своей сущности информацию. Причем разнообразие присуще как живой, так и неживой природе, и более того, можно утверждать, что разнообразие, а точнее информация, существует во всех объектах материального и идеального мира. Конечно, согласно данной теории, в случае если объекты тождественны, то они не несут информации, и с этим можно согласиться, однако существуют ли вообще где-либо абсолютно тождественные объекты, не имеющие отличия ни во времени создания, ни в структуре, ни в форме и пр.? Основываясь на современных знаниях науки, однозначно можно сказать, что абсолютно тождественных объектов практически в природе на данный момент не существует, и, следовательно, любой объект информативен. Информация как разнообразие передается от одного объекта к другому в процессе отражения. Процесс отражения с точки зрения теории информации представляется процессом передачи разнообразия от отражаемого объекта и его приемом, хранением, преобразованием, отображающим объектом. Информация — это только то разнообразие, которое отражающий объект содержит об отражаемом. Информация выступает как всеобщее свойство материи и сознания, разнообразие и отражение — это атрибуты материи и сознания, их неотъемлемые свойства. Следовательно, исходя из принципов теории разнообразия, информация — это: разнообразие, которое отражающий объект содержит об отражаемом, возникающие между объектами материального и идеального мира как живой, так и неживой природы (как внутри объектов, так и между ними), основой которого служат различия, присущие отражающим и отраженным объектам. В чем же заключается понятие «информации» применимо к человеку? Для этого требуется определить процесс познания, осуществляемый человеком, определить содержание информации, классифицировать информацию. При помощи информационных процессов происходит общение, связь между людьми и их коллективами. Система связи состоит из: источника информации, передатчика (преобразователя сигнала), самого канала связи (соединяющего приемник и передатчик), приемника (воспринимающего и декодирующего), получателя информации. В социальных системах это, например, источник связи — ученый, выступающий с лекцией по телевидению: передатчик — телепередатчик, канал связи — полоса частот, приемник — телевизор, получатель — слушатель передачи. На всем этапе познания (связи) действуют шумы, например, информация искажается из-за наслоения иной информации, переданной по каналу связи, из-за некачественности канала связи и пр. Обычно действуют шумы, приводящие к искажению информации. Для ограничения этого используют избыточность информации. Если бы в каналах передачи информации не было помех, то можно было бы передавать максимальное количество информации, то есть сообщения с нулевой избыточностью. Величина избыточности зависит от уровня помех. То есть для того, чтобы уменьшить уровень помех, требуется увеличить избыточность информации. Получатель информации осуществляет познание информации. Познание предполагает прежде всего разделение мира на объект и субъект. Далее каждый акт познания и каждый познавательный процесс предполагает создание какого-либо различия. Необходимо заметить, что применимо к человеку познание окружающих его объектов происходит через органы чувств человека. Сутью познания является ограничение первоначального разнообразия и означающее, следовательно, образование различий между первоначальным и ограниченным разнообразием. В познании действительность раздваивается: кое-что выбирается из разнообразия действительности, кое-что исключается, субъект создает себе модель объективной реальности, отличающуюся от первоначального разнообразия действительности, его разнообразие более бедно. Однако этот процесс повышает и общее разнообразие действительно существующей реальности, так как появляется новое разграничение: различие разнообразия субъекта и объекта. При получении человеком информации самым важным становится процесс отражения информации в мозгу человека, ее восприятие, переработка и хранение человеком. Информация образов не принадлежит непосредственно тем предметам, которым она соответствует. Эта информация принадлежит мозгу человека. В результате переработки информации в мозгу человека могут появиться новые образы, новая информация. Мозг выполняет функцию, аналогичную функции демона Максвелла: он сортирует процессы на более сильные и более слабые, пропуская через порог сознания только более сильные процессы, тогда как более слабые он подавляет или же использует энергию их раздражения для усиления более сильных процессов. При обработке сообщений в нашем мозгу действуют две основные тенденции: — к расчленению, к образованию границ и контрастов; — к объединению сходного. Обе эти тенденции дополняют друг друга. Требованием правильного мышления является наличие определенного равновесия между расчлененностью. После познания, осуществленного мозгом, вся воспринятая информация подвергается сортировке и хранению. Хранение информации человека происходит в человеческой памяти. Существом памяти является, во-первых, фиксация, отражения действия прошлых возбуждений, во-вторых, рецепция, сохранение этих возбуждений в виде следов, в-третьих, вторичное воспроизведение в сознании этих следов. Запись в памяти — это передача информации во времени, вместо передачи в пространстве. При запоминании в человеческом мозгу речь идет о трансформации энергии возбуждения в потенциальную энергию следов, то есть в сохранении части энергии происходившего возбуждения. Память действует против роста энтропии, она сохраняет упорядоченность и повышает различия в упорядоченности между организмом и средой, то есть повышает порог этого различия. Обычно различают память краткосрочную и долгосрочную. После помещения информации в память человека происходит воспроизведение информации в целях деятельности человека. Воспроизведение из мозга человека может происходить без запроса, самопроизвольно (например, при болезни), или, иными словами, бессознательно, или, наоборот, под контролем сознательной деятельности. Можно сделать следующие выводы: Процесс познания информации человеком есть вид отражения, который состоит из следующего: — Вначале информация поступает к человеку через информационную систему, состоящую из следующего: источника информации, передатчика (преобразователя сигнала), самого канала связи (соединяющего приемник и передатчик), приемника (воспринимающего и декодирующего), получателя информации. — После получения информация мозг обрабатывает ее, пропуская в сознание только наиболее сильную и расчленяя ее на составляющие и в то же время объединяя со сходной информацией. — Далее следует процесс хранения информации в памяти. Мозг отправляет информацию на хранение, придавая информации статус краткосрочного или долгосрочного хранения. При этом часть из информации, воспринятая мозгом, теряется. — Заключительный процесс — управление мозгом, на основе полученной человеком информации, сознательно и бессознательно, деятельностью человека. Так что же является информацией, получаемой человеком? Каков ее статус? Как видно, статистическая теория информации не может полностью охарактеризовать получаемые человеком сведения, она, конечно, снимает неопределенность, помогает сделать выбор, однако это зависит от субъекта, который ее получает (получателя информации), обстоятельств получения информации, отображаемом объекте, шумов и пр., следовательно, информация — это разнообразие, которое отражающий объект содержит об отражаемом, возникающее между объектами материального и идеального мира как живой, так и неживой природы (как внутри объектов, так и между ними), основой которого служат различия, присущие отражающим и отраженным объектам. Применимо к человеку отражающим объектом является человек, который осуществляет при познавательной деятельности сложный процесс с использованием мозга, памяти, мышления, сознательной и бессознательной формы своей деятельности. Следовательно, информация, получаемая человеком, это: Процесс познания, осуществляемый человеком, при котором человек, через свои органы чувств, посредством мозга, получает сведения об объектах материального и идеального мира, которые (сведения) в дальнейшем переходят на хранение в человеческую память и используются сознательно или бессознательно человеком в его деятельности.

Список использованной литературы:

1. Восприятия. Механизмы и модели / Под ред. и с предисловием Н. Ю. Алексеенко. М.: Мир, 1974. 366 с. 2. Философский энциклопедический словарь / Под ред.: Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с. 3. Антология мировой правовой мысли в 5 т. Т. 2 / Рук. проекта Т. Ю. Семигин. Национальное общество — научный фонд. М.: Мысль, 1999. 829 с. 4. Российская газета. 1995. 22 февраля. 5. Урсул А. Д. Информация. Методологические аспекты. М.: Наука, 1971. 135 с. 6. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 29. М.: Советская энциклопедия, 1978. 639 с. 7. Современный философский словарь / Под ред. доктора философских наук, профессора В. Е. Кииярова. Лондон-Москва-Минск: Панпринт, 1998. 1064 с. 8. Социальная информация. В. Г. Афанасьев. Наука, М. 1994. 9. Управление. Информация. Интеллект / Под ред. А. И. Берга, Б. В. Бирюкова, Е. С. Геллера, Г. Н. Поварова. М.: Мысль, 1976. 382 с. 10. Бриллюэн Л. Наука и теория информации / Пер. с англ. А. А. Харкевича. М.: Гос. изд-во физ.-мат. лит., 1960. 392 с. 11. Симонов Л. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука, 1970. 139 с. 12. Информация и кибернетика: Сб. ст. / Под ред. академика А. И. Берга. М.: Сов. радио, 1976. 409 с. 13. Зееман И. Познание и информация. Гносеологические проблемы кибернетики / Пер. с чеш. Р. Е. Мельцера. М.: Прогресс, 1966. 253 с. 14. Жуков Н. И. Информация. Философский анализ. Минск: Наука и техника, 1966. 164 с. 15. Урсул А. Д. Информация и мышление. М.: Знание, 1970. 16. Урсул А. Д. Теория Информации и религия. М.: Знание, 1968. 17. Урсул А. Д. Природа Информации: Философский очерк. М.: Изд-во полит. лит., 1968. 18. Философия. Учебник. 3-е изд. М.: ТК Велби, Проспект, 2004. 608 с.

——————————————————————