Защита прав предпринимателей

(Чернышев П.)

(«Законность», 2006, N 4)

ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

П. ЧЕРНЫШЕВ

П. Чернышев, прокурор отдела прокуратуры г. Кургана.

В последние годы во многих городах страны идет процесс массового перевода жилых квартир в разряд нежилых помещений под устройство магазинов, салонов красоты и т. д., что обусловлено становлением малого бизнеса. Например, по информации административно-технической инспекции по г. Кургану, за год выводится из жилого фонда более 100 квартир. При этом практически каждый предприниматель, которому довелось выводить квартиру из жилого фонда, сталкивается с большим количеством незаконных поборов со стороны городской администрации, которые, однако, взимаются официально.

Так, административно-техническая инспекция с предпринимателей взимает плату за выдачу разрешения на земельные работы, подготовку документов по выводу помещения из жилого фонда, регистрацию фирменного наименования предприятия, согласование вывески, госпошлину за размещение рекламной вывески. Общая сумма платежей за вывод каждой квартиры составляет не менее 50 тыс. руб., которые пополняют бюджетные и внебюджетные фонды города. При этом подготовка и выдача различных разрешений и согласований представляется как услуга, оказанная по гражданско-правовому договору. Между тем прокурорам необходимо учитывать, что это административно-властные отношения, к которым в силу ст. 2 ГК РФ неприменимы нормы гражданского законодательства. Все платежи за властно-разрешительные действия могут взиматься только на основе федерального закона.

Плата за вывод помещения из жилого фонда в г. Кургане установлена решением Курганской городской Думы от 20 октября 2004 г. «О порядке перевода помещений в состав нежилого или жилого фонда в г. Кургане» и фактически является сбором, не предусмотренным законом. Подобные акты необходимо опротестовывать.

Административно-техническая инспекция по г. Кургану незаконно оформляет ордера — разрешения на распространение рекламы на каждую вывеску, расположенную на улицах города. С граждан взимаются соответствующие платежи. Между тем согласно ст. 9 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Назначение информации такого характера — извещение неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица или обозначение места входа. В п. 5.9 решения Курганской городской Думы от 18 декабря 2002 г. указано, что рекламой считаются лишь товарные знаки, логотипы и знаки обслуживания предприятий и т. д., размещенные на вывеске. Аналогичная позиция изложена и в информационном письме президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 г., где, в частности, указывается, что размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории РФ обычаям делового оборота, следовательно, не может рассматриваться как реклама. Действия сотрудников административно-технической инспекции противоречат положениям названных правовых актов.

Казалось бы, эту проблему можно решить путем обращения граждан в суд, ведь ст. 46 Конституции РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод гражданина. Решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Но не все так легко. Порядок обжалования ненормативных актов, решений и действий должностных лиц государственных и муниципальных органов установлен гл. 24 АПК. Согласно его ст. 198 заявление о признании ненормативного правового акта недействительным может быть подано в арбитражный суд лишь в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. При длящемся правонарушении этот срок начинает исчисляться со дня, когда лицу впервые стало известно о нарушении его прав. В связи с тем что процесс оформления вывода квартиры из состава жилого фонда сложен и длится, как правило, более полугода, к моменту получения разрешения гражданин теряет право обжаловать незаконные действия должностных лиц и лишается возможности получить назад свои денежные средства. Как показывает практика, в процессе оформления документов ни один предприниматель не решается обжаловать действия администрации города или административно-технической инспекции, ибо находится от них в зависимости. При желании чиновник может найти много причин для того, чтобы отказать в разрешении на вывод квартиры либо усложнить и без того сложный и долгий процесс. Не каждый предприниматель владеет знаниями, необходимыми для защиты интересов в суде.

Реальную помощь здесь могут оказать только органы прокуратуры путем своевременного опротестования незаконных правовых актов. При проведении прокурорских проверок необходимо выяснять, являются ли вывески предприятий, на которые оформляются ордера-разрешения, рекламой или нет. Кроме того, даже в тех случаях, когда ордер-разрешение на распространение рекламы выдается законно, административно-техническая инспекция не вправе взимать платежи за их оформление, так как ст. 333.33 НК РФ предусматривает уплату государственной пошлины за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы и все иные платежи незаконны. Также незаконны взимаемые АТИ платежи за согласование внешнего вида вывески, за регистрацию наименования предприятия.

——————————————————————