Публичный показ географических карт: право создателя или право образовательного учреждения?
(Яковлева Р.) («ИС. Авторское право и смежные права», 2006, N 8)
ПУБЛИЧНЫЙ ПОКАЗ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ: ПРАВО СОЗДАТЕЛЯ ИЛИ ПРАВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ?
Р. ЯКОВЛЕВА
Р. Яковлева, канд. техн. наук (Москва).
Географические карты и атласы являются обязательным атрибутом процесса обучения по естественно-научным дисциплинам в образовательных учреждениях — школах, колледжах, вузах. Например, серия настенных географических карт для высшей школы в свое время была специально разработана на кафедре картографии МГУ им. М. В. Ломоносова под руководством профессора К. А. Салищева. Согласно действующему законодательству географические карты и атласы являются объектами авторского права, и их создателям принадлежат все права на использование, предусмотренные ст. 16 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон), а именно: право на воспроизведение; право на распространение; право на импорт; право на публичный показ; право на публичное исполнение; право на передачу в эфир; право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю; право на перевод; право на переработку; право на доведение до всеобщего сведения. Применительно к теме настоящей статьи особый интерес представляет право на публичный показ. В соответствии со ст. 4 Закона под показом произведения понимается «демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств», а под публичным показом — любой показ произведения «непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи…». Следуя логике этих определений, демонстрация экземпляра настенной географической карты в учебной аудитории является публичным показом в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Причем это касается не только традиционных настенных географических карт, но и электронных карт, демонстрируемых с помощью технических средств. В ст. 16 Закона перечислены действия, осуществлять которые можно только с разрешения обладателя исключительных прав на использование произведения. Следовательно, публичный показ настенной учебной географической карты возможен только с согласия правообладателя, причем в соответствии со ст. 31 Закона такое согласие должно быть выражено в письменной форме в виде авторского договора. Означает ли это, что все образовательные учреждения должны заключать договор с правообладателем на использование настенных учебных географических карт, а также на демонстрацию электронных карт? С правовой точки зрения покупатели настенных географических карт в соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса РФ заключают публичный договор с коммерческой организацией на приобретение по установленной цене экземпляра карты. В обычных случаях приобретение в магазине географической карты для личного пользования не предоставляет ее покупателю никаких дополнительных прав. Однако если на экземпляре настенной географической карты в заголовке указано, что это «учебная карта», покупатель вправе предполагать, что он может использовать ее в учебном процессе, о чем заявлено ее создателем, в отличие от других учебных карт и атласов, включая комплекты контурных карт, которые издаются для персонального использования. Согласно п. 2 ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (с последующими изменениями и дополнениями) при отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. На основании этой нормы можно предположить, что учебная географическая карта должна быть пригодна для учебных целей не только в физическом смысле, но и в правовом. Следовательно, публичный договор на продажу настенных учебных географических карт должен в обязательном порядке предусматривать предоставление покупателю права на публичный показ произведения. Каким образом в этом случае должны быть оформлены отношения создателя настенной учебной географической карты, продавца и покупателя? В соответствии со ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Эта информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Применительно к настенным учебным географическим картам до недавнего времени действовал хорошо отлаженный механизм доведения соответствующей информации до сведения потребителей, определенный приказами Министерства образования РФ (Минобразования России) <*>: ——————————— <*> В настоящее время — Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России). — Прим. ред.
— от 01.09.1992 N 325/371 «Об утверждении Положения о порядке издания учебной литературы и программ для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения и внешкольных учреждений»; — от 14.07.1999 N 81 «Об утверждении Положения о порядке присвоения учебным изданиям грифа Министерства образования Российской Федерации»; — от 09.07.2003 N 2959 «Об утверждении Положения о федеральном экспертном совете Министерства образования Российской Федерации, Положения о порядке присвоения (подтверждения) учебным изданиям грифа Министерства образования Российской Федерации в области общего образования, Положения о порядке проведения апробации (расширенной экспертизы) учебников для последующего присвоения грифа «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации». В соответствии с этими документами официальное утверждение учебного издания реализовывалось на основании экспертного заключения через процедуру присвоения грифа Минобразования России, который размещался в подзаголовочных сведениях издания. Например, на издании «География России. Атлас в двух частях. Часть 1. Природа и человек», выпущенном Федеральной службой геодезии и картографии России (Роскартография) <*> в 2004 г., указано: «Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебно-наглядного пособия для учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Заключение Федерального экспертного совета Минобразования России от 26.09.2002». ——————————— <*> В настоящее время — Федеральное агентство геодезии и картографии России (Роскартография). — Прим. ред.
На ранее изданных настенных географических картах в правом верхнем углу можно встретить такие надписи: «Физическая карта для средней школы», «Социально-экономическая карта для средних общеобразовательных учреждений», а в нижней части карты — «Рекомендовано Управлением развития общего среднего образования Минобразования России». Минобразования России совместно с Роскартографией в 2000 г. был утвержден Федеральный перечень обязательных учебных картографических пособий коллективного пользования для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Само название этого перечня говорит о том, что карты предназначены для коллективного пользования, т. е. публичного показа. Таким образом, использование географических карт в качестве наглядного пособия путем публичного показа в общеобразовательных учреждениях не является нарушением прав авторов, если на картах стоит гриф Минобразования России. Однако в 2005 г. Минобрнауки России был издан Приказ от 08.04.2005 N 107 «Об экспертизе учебников» (зарегистрирован в Минюсте России 14.04.2005 N 6509), которым утверждено Положение о порядке проведения экспертизы учебников, в результате чего все вышеприведенные приказы утратили силу. Как видно из названия нового Положения, теперь экспертизу проходят только учебники, а учебные пособия экспертизой не рассматриваются, и соответствующие грифы им не присваиваются. Организации, издающие географические карты, теперь сами определяют, является ли изданная ими карта учебной или нет, и при желании могут указать соответствующий гриф в ее зарамочном оформлении. Наличие такого грифа должно предоставить пользователю право на публичный показ картографического произведения в учебном процессе. Однако возникает вопрос: в каких образовательных учреждениях допустимо такое использование — во всех, включая вузы, или в строго определенных? В отсутствие официального грифа Минобразования России, наверное, сами организации, занимающиеся изданием настенных учебных географических карт, должны указывать назначение карты и соответственно объем прав, предоставляемых ее покупателю.
——————————————————————