О перспективах создания оперативно-справочных учетов и состоянии автоматизации специальных учетов во ФСИН России

(Кудрявцев В. Н., Лебедев А. В., Нагорный С. И.) («Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2006, N 6)

О ПЕРСПЕКТИВАХ СОЗДАНИЯ ОПЕРАТИВНО-СПРАВОЧНЫХ УЧЕТОВ И СОСТОЯНИИ АВТОМАТИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕТОВ ВО ФСИН РОССИИ

В. Н. КУДРЯВЦЕВ, А. В. ЛЕБЕДЕВ, С. И. НАГОРНЫЙ

Кудрявцев В. Н., начальник НИИИиПТ ФСИН России.

Лебедев А. В., главный научный сотрудник НИИИиПТ ФСИН России, кандидат физико-математических наук.

Нагорный С. И., начальник Центра технической защиты информации НИИИиПТ ФСИН России.

Отечественная и зарубежная практика деятельности правоохранительных органов по предотвращению, выявлению и раскрытию преступлений свидетельствует о связи между уровнем информационной поддержки мероприятий по борьбе с преступностью и их результатами. Совершенствование информационного обеспечения оперативных подразделений становится одним из главных направлений повышения эффективности правоохранительной деятельности. Для того чтобы определить свое место в информатизации этого направления, рассмотрим опыт автоматизации оперативно-розыскных учетов в ГИЦ МВД [1]. Во исполнение требований Приказа МВД России N 562 2002 г. по повышению эффективности информационного обмена между подразделениями органов внутренних дел на основе использования единых стандартов и технологий информационными центрами МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации ГИЦ МВД осуществляется автоматизация пофамильных оперативно-справочных учетов. Наличие автоматизированного пофамильного оперативно-справочного учета в Главном информационном центре позволило с декабря 2002 г. организовать автоматизированную обработку запросов, поступающих по каналам связи в режиме отложенных запросов. Всего за девять месяцев 2005 г. в ГИЦ МВД России поступило более 5000000 запросов, из них по МСПД — более 1500000 (37%). Направление запросов по каналам связи существенно снизило время их обработки. Так, при отсутствии сведений на проверяемое лицо ответ автоматически формируется и направляется в течение часа с момента получения запроса. В случае наличия сведений о судимости лица или нахождения его в розыске осуществляется подготовка ответа, который предоставляется по каналам связи инициатору запроса. Перевод запросов с бумажных носителей на каналы связи, сокращение использования услуг фельдсвязи позволяют значительно повысить оперативность их обработки, перейти от количественного учета к поэкземплярному и в дальнейшем перераспределить личный состав, ориентировав его на решение иных вопросов. Автоматизация в ГИЦ оперативно-справочных учетов проходит по двум направлениям: дактилоскопические картотеки и пофамильные. Эффективность оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов определяется по количеству преступлений, при раскрытии которых использовалась учетная информация. Данные показатели согласно статистическим карточкам учета преступлений составляют по итогам работы за I полугодие 2005 г. соответственно более 80% и 40%. ФГУ НИИИиПТ ФСИН России имеет свой опыт разработки и внедрения программных средств по автоматизации ведения специальных учетов для следственных изоляторов (ПТК АКУС СИЗО), исправительных учреждений (ПТК АКУС ИК), уголовно-исполнительных инспекций (ПТК АКУС УИИ) [2]. Программно-технический комплекс для автоматизированного картотечного учета спецконтингента в СИЗО стал основополагающим в серии программных продуктов, предназначенных для автоматизации спецучета в рамках УИС, начиная с ее низовых звеньев и заканчивая картотеками регионального и ведомственного уровней. ПТК АКУС СИЗО был принят в эксплуатацию в июне 2000 г. и в данное время успешно эксплуатируется в учреждениях более чем 50 региональных УФСИН. Комплекс представляет собой информационно-поисковую систему, охватывающую стороны деятельности служб СИЗО, занимающихся учетом спецконтингента. Прежде всего это относится к спецотделу, дежурной части и оперативному отделу. Благодаря внедрению ПТК АКУС СИЗО стало возможным создание АРМ для сотрудников указанных подразделений СИЗО и охват информационных направлений работы служб СИЗО, ведущих спецучет. Естественно, что если «перемножить» количество этих информационных направлений на численность подучетных элементов регионального уровня, то можно представить объем данных, который может быть востребован оперативными службами. ПТК АКУС СИЗО работает круглосуточно в реальном масштабе времени в сетевом режиме, с числом рабочих станций 8 — 10. Имеются примеры внедрений до 20 станций и выше. Комплекс обладает следующими основными достоинствами: — простота и удобство в эксплуатации; — масштабируемость; — модульный принцип построения; — открытость для взаимодействия с другими системами и подключения внешних модулей; — компактное хранение информации; — надежность хранения информации; — быстрая обработка и представление информации; — развитая иерархическая система рабочих и справочных таблиц; — наличие библиотеки стандартных запросов для выборки данных из БД по заданным критериям отбора; — наличие конструктора запросов для создания новых и редактирования имеющихся запросов; — наличие библиотеки стандартных отчетных форм с возможностью формирования выходных документов: учетных карточек, списков, отчетов, справок и т. п.; — удобный графический интерфейс пользователя; — возможность получения фотоизображений абонентов; — индивидуальная настройка АРМ; — развитая система разграничения доступа. Одним из функциональных модулей ПТК АКУС СИЗО является наличие в его составе АРМ «Фотомастер», с помощью которого можно создавать и обрабатывать изображения в фас и в профиль абонентов спецучета. Изображения «привязаны» к соответствующему абоненту, и их можно получать как на экране, так и в отчетных документах. Особенно важно подчеркнуть, что нет технических ограничений на формирование фототеки особых примет подследственного, что могло бы быть полезным как при ведении ОРД, так и в случае побега. В 2002 г. совместно с ООО «Папилон» г. Миасс был разработан АРМ «Дактомастер», благодаря которому появилась дополнительная возможность получения дактилоскопических отпечатков бескрасковым методом. АРМ «Дактомастер» является составной частью ПТК АКУС СИЗО и позволяет выполнять следующие базовые функции: — снятие отпечатков электронным способом; — обработка отпечатков с выделением характерных особенностей (индексов); — занесение дактилокарт в картотеку; — сличение отпечатка с имеющимися в картотеке; — поиск отпечатка в картотеке; — вывод дактилокарты на печать. АРМ «Дактомастер» разрабатывался с учетом возможности организации экспорта бескрасковых дактилокарт в картотеки региональных ИЦ и далее в ГИЦ. К сожалению, в настоящее время уровень технических решений опередил существующую нормативную базу. Предстоит серьезная работа по «легализации» обмена между картотеками ФСИН и МВД. Следующим этапом автоматизации спецучета в УИС явилась разработка в 2003 г. ПТК по автоматизации ведения специальных учетов в исправительных учреждениях. Это программное средство стало вторым после ПТК АКУС СИЗО звеном в серии программных продуктов, реализующих учет абонентов УИС. ПТК АКУС ИК является очередным шагом в направлении автоматизации документооборота УИС, логическим продолжением и развитием ПТК АКУС СИЗО и необходимой предпосылкой на пути создания региональной картотеки абонентов спецучета. Только за 2004 — 2005 гг. были удовлетворены заявки на 33 поставки ПТК АКУС ИК. Так, учреждение ЖХ-385 охватило 9 учреждений из 10 и в настоящее время располагает практически полным объемом региональных данных. При разработке ПТК АКУС (СИЗО и ИК) особое внимание уделялось методической поддержке работ. Разработка велась на основании постановок задач, согласованных с практическими пользователями и ГУИН. К настоящему времени ПТК АКУС выполнены на основании следующих нормативных документов: Инструкция о работе отделов (групп) специального учета следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции Российской Федерации (Приказ Минюста Российской Федерации от 18 мая 2001 г. N 148-ДСП); Инструкция о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных исправительных учреждений (Приказ ГУИН МЮ РФ от 11 февраля 2002 г. N 47); Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительной колонии (утверждена Приказом Минюста России от 7 марта 2000 г. N 83); Инструкция о порядке проведения профилактики правонарушений, замышляемых и подготавливаемых лицами, содержащимися в учреждениях УИС МЮ РФ (Приказ ГУИН МЮ РФ от 27 мая 2002 г. N 117). Основной задачей ПТК АКУС ИК является автоматизация ведения учета спецконтингента в исправительных учреждениях. Комплекс охватывает все направления деятельности ИУ, связанные со спецучетом, и разработан для автоматизации документооборота в спецотделе, отделе безопасности, оперативном отделе, отделе по воспитательной работе ИУ. ПТК АКУС ИК учитывает следующие основные информационные направления:

N Наименование

1. Картотека абонентов (установочные данные; анкета) 2. Действующие приговоры 3. Взыскания 4. Внутренние перемещения в пределах учреждения 5. Свидания 6. Передачи, посылки, бандероли 7. Отпуск 8. Перемещения по отрядам 9. Характеристика 10. Профилактический учет 11. Медчасть 12. Наличие исполнительных листов 13. Прежние судимости 14. Приметы 15. Условия содержания в учреждении 16. Отношение к воинской службе 17. Второй адрес места жительства 18. Жалобы 19. Временное убытие из колонии 20. Изменение приговора 21. Смерть 22. Побег 23. Документы осужденного 24. Поощрения 25. Особые приметы 26. Фотоархив 27. Дактилокарты 28. Рассмотрение заявлений на УДО 29. Особые даты 30. Родственники

В 2005 г. НИИИиПТ разработал программный продукт «Интегратор АКУС», который позволяет использовать все поисковые возможности ПТК АКУС на объеме региональных данных. В 2005 г. в опытную эксплуатацию будет запущен программно-технический комплекс по ведению специальных учетов в уголовно-исполнительных инспекциях. Его функциональные возможности не будут уступать возможностям линейки продуктов ПТК АКУС. Следует подчеркнуть, что в базовых учреждениях УИН Тверской области в настоящее время ведется отработка технологий горизонтального обмена между картотеками. Подобные решения впоследствии могут быть применены и при обмене данными с картотеками МВД или же с программными комплексами, разработанными для оперативных служб. С началом использования персональных компьютеров в работе оперативных подразделений процесс обработки информации упростился, что в целом повысило качество оперативной работы. Однако имеющаяся практика свидетельствует о недостаточном взаимодействии служб. Эти трудности обусловлены отсутствием эффективного механизма накопления, обработки и востребования собранных сведений. С учетом длительного нахождения спецконтингента в местах лишения свободы за время отбывания им срока наказания накапливается значительное количество информации. ФСИН все еще имеет огромное количество информации на бумажных носителях, которая по объективным причинам не может эффективно использоваться для анализа оперативной обстановки и работе по предотвращению и раскрытию преступлений. Вернемся вновь к состоянию дел в системе учета оперативной информации в МВД. В 2003 г. из 46 МВД, ГУВД, УВД, в которых имелись подразделения оперативно-розыскной информации, 7 (6,1%) использовали ПК «Легенда», 30 (8,7%) — «Кронос», 11 (9,6%) — «Foxpro», «Flint», «Clipper», 8 (7%) — «Легион», «MSM Альфа», «Access», «Client», «Face manager», «Sol — Server 2000 в среде Delphi-4», а в остальных эксплуатировались собственные разработки программного обеспечения [3]. Совместно с УОРИ СКМ МВД России ГИЦ МВД было принято решение в качестве базовой программы использовать СУБД «Кронос-плюс». Программно-технические комплексы автоматизированного ведения специального учета, разработанные НИИИиПТ, являются источником разноплановой информации по лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, содержащимся под следствием в СИЗО и отбывающим наказания, не связанные с лишением свободы. Эти знания охватывают все стороны пребывания гражданина в СИЗО и ИУ, включают текстовую информацию, фототеку, библиотеку дактокарт, совместимых со стандартом ГИЦ МВД. Сама жизнь ставит вопросы о нахождении организационных, методических, технологических и технических механизмов по использованию этих данных подразделениями МВД. Естественно, при этом следует иметь в виду, что технические решения ПТК АКУС должны быть усовершенствованы, в особенности функциональные блоки защиты и обмена данными. На последующих этапах, по мере развития систем автоматизации оперативно-розыскной работы, следует изыскивать механизмы унификации оборудования и программных решений. И здесь мы столкнемся с уже существующей и до сих пор не решенной проблемой — отсутствием подразделений, занятых обработкой информации в территориальных органах. Принимая во внимание вышесказанное, в состав таких подразделений обязательно должны входить: 1. Аналитики — специалисты в области оперативно-розыскной деятельности, которые будут осуществлять анализ и оценку поступающих оперативно-розыскных сведений, их отбор. Кроме того, на них должны быть возложены функции анализа и оценки накопленных информационных ресурсов, их систематизация и актуализация. Они также должны организовывать обмен сведениями, представляющими оперативный интерес, с подразделениями оперативно-розыскной информации управлений (отделов) уголовного розыска, БОП, БЭП и аналогичными структурными подразделениями других служб ОВД, а также иными субъектами ОРД, правоохранительными и контролирующими органами; 2. Операторы ЭВМ, осуществляющие ввод отобранных аналитиками данных, их упорядочение в соответствии с разработанной методикой осуществления такой деятельности; 3. Инженеры-программисты — сотрудники, хорошо знающие аппаратную часть персональных компьютеров и осуществляющие их программную поддержку. Деятельность подразделений, осуществляющих информационные функции, должна регламентироваться специальным нормативным правовым актом. В качестве возможного варианта такого нормативного документа, регламентирующего порядок функционирования подразделений оперативно-розыскной информации, по нашему мнению, должно быть: типовое положение об оперативно-розыскной информации, регламентирующее общие положения организации деятельности таких подразделений, их основные задачи и функции; взаимоотношения и связи; компетенцию руководителя. Другим направлением совершенствования правового регулирования информационного обеспечения ОРД подразделений ФСИН России является разработка функциональных обязанностей сотрудников указанных подразделений. Так, в функциональных обязанностях сотрудников подразделений рассматриваемого уровня, на наш взгляд, должны быть обязательно отражены следующие аспекты: — перечень источников внутреннего и внешнего информационного обеспечения, из которых сотруднику следует систематически получать информацию, необходимую для выполнения возложенных на него обязанностей; — содержание такой информации, ее структура, объем и периодичность получения; — пути и методы сбора информации, каналы ее поступления, которые целесообразно использовать с учетом существующей практики взаимоотношений с той или иной организацией и нормативной регламентации данных вопросов; — формы и методы накопления, хранения, обработки и выдачи сведений другим потребителям и т. п. Другим направлением повышения профессиональной подготовки сотрудников оперативных подразделений в области информационной работы, которое возможно реализовать в настоящее время, по нашему мнению, является введение в образовательных учреждениях Минюста России общего профиля следующих учебных курсов: «Информационно-аналитическая работа» и «Информатика и информационные технологии в деятельности правоохранительных органов». Важным условием совершенствования организации информационного обеспечения оперативных подразделений УИС является определение круга объектов, представляющих оперативный интерес для подразделений, и перечня присущих им наиболее характерных атрибутов (проблема классификации объектов). Мы считаем, что к числу указанных объектов относятся: а) физические лица, представляющие оперативный интерес для подразделений УИС. К ним, в частности, относятся лица, которые совершили преступления; б) события (событийная документированная информация), которые содержат сведения, характеризующие факты или иные данные, свидетельствующие о происходящем или происшедшем криминальном событии либо характеризующие криминальную обстановку в различных сферах УИС, зафиксированные на материальном носителе. В информационную базу указанных подразделений должны быть, по всей видимости, включены следующие сведения: — о состоянии преступности в стране, в УИС, в регионе; — о местах, времени и способах совершения отдельных преступлений; — о криминологической характеристике лиц, совершивших преступления; — о причиненном материальном ущербе; — о типовых методиках предупреждения и раскрытия отдельных видов преступлений; — о количестве выявленных и предупрежденных преступлений по оперативным данным; — о средствах, используемых в ОРД оперативных подразделений УИС. Определяя содержание информационных ресурсов, которые должны концентрироваться в подразделениях УИС, необходимо отметить, что для обеспечения всесторонней осведомленности руководителей и сотрудников указанных подразделений необходимо, чтобы поступление этих сведений осуществлялось непрерывно как от внутренних, так и от внешних источников. Особое место в организации внутреннего информационного обеспечения должно отводиться подразделениям по борьбе с экономическими преступлениями, уголовного розыска, по борьбе с организованной преступностью, оперативно-розыскной информации других ведомств. С учетом этого для интенсификации информационных связей с названными структурами подразделениям УИС в лице их руководителей было бы целесообразно, по нашему мнению, осуществить следующие меры: — установить необходимые контакты с их соответствующими должностными лицами для согласования порядка и сроков взаимного информирования и предоставления необходимых и допустимых сведений; — разработать и утвердить примерный перечень необходимой информации, предоставляемой подразделениями УИС, определить ее основные параметры содержания и структуры, объем, форму носителей, периодичность обновления, непосредственных исполнителей (субъектов передачи и получения сведений) с поправкой на местные условия функционирования. Аналогичным образом должны решаться, на наш взгляд, вопросы информационного взаимодействия с органами суда и прокуратуры. Перечисленные мероприятия для обеспечения их исполнения должны быть регламентированы федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, специальными ведомственными нормативными правовыми актами, в том числе совместными. В настоящее время в качестве одного из способов обмена оперативной информацией между различными подразделениями ОВД используется магистральная сеть передачи данных МВД РФ (МСПД МВД РФ), базирующаяся на использовании программно-аппаратного комплекса «Дионис», который имеет существенные недостатки [4]. Рассмотрим в качестве примера построение системы информационного обмена в США — системы DMS. Обмен сообщениями, содержащими сведения, охраняемые государством, в системе обмена сообщениями DMS выполняется по протоколу SIPRNET и защищен с помощью встроенных сетевых устройств шифрования (INE). На уровне защиты TS/SCI участники информационного обмена устанавливают (IC) взаимодействующие анклавы, поддерживающие несколько сообществ IC, представляющие интерес в различных типах сетей IC (например, JWICS, NRONET, CIANET и NSANET). В конечном счете все эти сообщества применяют систему DMS, используя сеть JWICS. Система DMS позволяет пользователям составлять, подписывать в цифровой форме, зашифровать, расшифровывать, получать и передавать сообщения. Система DMS обеспечивает пользователей в зависимости от их полномочий возможностью посылать сообщения любому адресу в каталоге. DMS-сервер — сервер программного обеспечения для организации коллективной работы содержит почтовые ящики для клиентуры, сохраняет локальную директивную информацию для обработки ее пользователями и может быть конфигурирован с целью обеспечения пользователей комплектом услуг электронной почты. В пределах каждого из уровней предоставляемых услуг существует возможный диапазон степеней обеспечения защиты: высшая (аппаратные средства модема Fortezza и программное обеспечение FORTEZZA); низкая (программная защита типа программного обеспечения FORTEZZA, или коммерческая защита); отсутствует (только пароли).

Рис. 1. Схема обмена информацией в системе DMS

Обмен между пользователями в секретной области

Пользователь < DMS & DISN > Пользователь инфраструктура

/\

Секретная область DMS High Assurance — — — — — — — — — — — — Guard — — — — — — — — — Несекретная область DMS

Несекретный обмен \/

DMS & DISN Пользователь < инфраструктура > Пользователь

Обмен между пользователями в несекретной области

Определенные комбинации защиты и обеспечения (высшая степень обеспечения защиты при низком уровне обслуживания или низкая степень обеспечения защиты при высшем качестве обслуживания) неприменимы в обычной операционной среде. Степень обеспечения защиты «несекретная» (отсутствует) рассматривается только как транзитная возможность. При выполнении системой DMS-обмена сообщениями весь обмен всегда включает уровень защиты. Плата FORTEZZA является продуктом подразделения MISSI и представляет собой плату персонального компьютера, которая обеспечивает криптографическими услугами высокого качества приложения DMS. Эти платы, добавляющие криптографические возможности, имеют размер кредитной карточки, являются внешними устройствами компьютера. Плата FORTEZZA сохраняет пользовательские индивидуальные ключи (ключ алгоритма обмена ключа (KEA) и ключ стандарта цифровой подписи (уникальный электронный идентификатор, обеспечивающий проверку сообщения с установлением подлинности отправителя и гарантии того, что документ не был изменен с момента подписания — DSS)) и информацию, которая связывает пользовательскую идентификацию с пользовательским ключом. Индивидуальные ключи и информация общей идентификации используются для поддержки процедуры цифровой подписи и для пересылки сообщения шифрования. Плата FORTEZZA отправителя сообщения идентифицирует самый высокий уровень грифа секретности, который доступен для отправителя сообщения. Система DMS с целью гарантии также осуществляет авторизацию (проверку полномочий доступа) всех получателей сообщения и не будет посылать сообщение получателю — организации или индивидуальному пользователю, которым не разрешен доступ к сообщению с заданным грифом секретности. Этот механизм является сутью концепции защиты информационного обмена «составитель сообщения (устройство записи) — считывателю сообщения (устройству считывания)». Сообщение, посланное без использования платы FORTEZZA, имеет гриф «неопределенный». В связи с тем, что Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» сведения, раскрывающие методы и средства защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, а также планируемые мероприятия по защите информации от несанкционированного доступа и утечки по техническим каналам, отнесены к государственной тайне, конкретные типы отечественного оборудования, применяемого для защиты информации, естественно, не будут обсуждаться в рамках данной статьи. Учитывая зарубежный опыт организации информационного обмена, содержащего сведения, отнесенные к государственной тайне, можно констатировать, что их системы адаптированы к любым сетям проводного и беспроводного доступа. Использование систем криптографической защиты позволяет им использовать открытые каналы связи, а система электронной цифровой подписи позволяет избежать несанкционированного получения информации. Резюмируя сказанное, представляется необходимым подчеркнуть, что среди вопросов совершенствования информационного обеспечения ОРД подразделений УИС первоочередное внимание следует уделить: — анализу информационных потребностей руководителей и сотрудников указанных подразделений; — внедрению современных информационных технологий в ОРД подразделений УИС; — повышению уровня профессиональной подготовки сотрудников, осуществляющих работу по накоплению, регистрации и обработке оперативно-розыскной и иной информации; — оптимизации информационных массивов, банков данных и т. д., которые должны концентрироваться в подразделениях УИС; — совершенствованию организации обмена оперативно-розыскной и иной информацией с другими субъектами ОРД; — разработке и внедрению программно-технических средств и современных информационных технологий на основе единых стандартов; — созданию оптимальной структуры сетей связи и внедрению эффективных средств передачи данных, обеспечивающих качественный и своевременный обмен информационными сведениями; — применению технических средств защиты информации, обрабатываемой в автоматизированных системах оперативно-розыскного назначения.

Литература

1. Скобликов Л. А. Состояние автоматизации оперативно-справочных учетов в ИЦ МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Проблемы и перспективы информационного обмена. В сб.: Материалы второго Всероссийского семинара-совещания руководителей информационных центров ИЦ МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Часть 1. М., 2004. 2. Родионов В. А., Лебедев С. В. Специальные учеты подследственных и осужденных в качестве источников данных для проведения ОРД. В сб.: Информация и информационная безопасность правоохранительных органов. М., 2004. 3. Вершинин О. Е. Проблемные вопросы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности подразделений УР. В сб.: Информация и информационная безопасность правоохранительных органов. М., 2004. 4. Литваковский Д. А., Шохин В. В. Проблемы развития магистральной сети передачи данных МВД России // Информатизация правоохранительных систем: Сб. трудов. М.: Академия управления МВД России, 2000.

——————————————————————