«Журнал российского права» в 2006 году

(Хабриева Т. Я.)

(«Журнал российского права», 2006, N 12)

«ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ПРАВА» В 2006 ГОДУ

Т. Я. ХАБРИЕВА

Хабриева Талия Ярулловна — главный редактор «Журнала российского права», директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России.

Уважаемый читатель!

Перед Вами 12-й номер «Журнала российского права» за 2006 г. Прошедший год был насыщен заметными событиями в политической, социально-экономической и правовой жизни страны. Освещение этих событий было в центре внимания журнала. На его страницах наряду с рассмотрением проблем дальнейшего совершенствования законодательства, ознакомлением читателей с историей отечественного права, проблемами теории и практики применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов появились новые тематические рубрики: «Обсуждаем национальные проекты»; «Административная реформа в России»; «Техническое регулирование: вопросы теории и методики».

Национальные проекты — важнейшая часть реформы социальной сферы, реформы, вызванной не только переходом общества к жизни в условиях демократического социального государства с рыночно-ориентированной экономикой, но и изменением основ социального обеспечения. Журнал публиковал как результаты исследований в этой сфере ученых Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, так и мнения практиков, участвующих в осуществлении указанных проектов, что безусловно обогатило юридическую общественность знанием реализации действующих в этой сфере норм. Так, большой интерес вызвали выступления на страницах журнала заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации А. Ю. Левицкой и заместителя Министра образования и науки Российской Федерации А. Г. Свинаренко.

В публикациях обоснованно был сделан вывод об отставании в законодательном оформлении целей, задач и конкретных мер в области национальных проектов. Характеризуя проводимые в стране преобразования в социальной сфере, было подчеркнуто, что эффективное претворение в практику приоритетных национальных проектов не может быть достигнуто без пересмотра организационно-правовых механизмов функционирования систем образования и здравоохранения. Исследуя вопросы совершенствования статуса учреждений образования, авторы рассматривали проблемы осуществления такими учреждениями предпринимательской деятельности в рамках содержания права оперативного управления; поставлен вопрос о коммерциализации образовательных организаций в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях» и новейшими изменениями законодательства об образовании. Оценивая в целом положительно организационно-правовые преобразования в образовательной сфере, авторы обосновывали необходимость сохранения в ряде сфер образования (общее образование, бесплатность и доступность которого гарантирована Конституцией; образование детей с ограниченными возможностями, детей-сирот и т. п.) такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение (В. Н. Зенков).

В серии статей, посвященных модернизации системы здравоохранения, подчеркивалось, что исходным принципом реализации новейшей нормативной правовой базы, касающейся изменения статуса учреждений здравоохранения, должно стать обеспечение соблюдения гарантированных Конституцией прав граждан в области здравоохранения. Исходя из этого были сформулированы критерии преобразования учреждений здравоохранения в иные организационно-правовые формы. В их числе: экономический, учитывающий соотношение бюджетного и внебюджетного финансирования; социальный, основанный на сохранении тех учреждений, чья деятельность является единственной возможностью обеспечения доступа граждан к отдельным видам медицинской помощи (например, высокотехнологичной помощи); географический, исключающий преобразование учреждений, являющихся единственным источником получения медицинской помощи (малонаселенная, труднодоступная местность и т. п.) (Н. С. Волкова).

Примечательно, что начатая в журнале дискуссия по указанным вопросам нашла свое продолжение в материалах конференции, организованной Институтом совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, «Проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации о здравоохранении» (ноябрь 2006 г.). В ходе конференции были подняты такие темы, как: общие проблемы реформирования здравоохранения в Российской Федерации; перспективы систематизации законодательства об охране здоровья граждан; правовые проблемы обеспечения доступности медицинской помощи в Российской Федерации в условиях реализации национального проекта «Здоровье»; вопросы совершенствования разграничения полномочий и правового регулирования организации оказания медико-санитарной помощи на отдельных территориях. Были также затронуты вопросы правового положения медицинских работников, проблемы регулирования заработной платы работников здравоохранения и др. С материалами конференции читатель будет ознакомлен в одном из ближайших номеров журнала.

На страницах журнала не раз обсуждались правовые проблемы реализации национальных проектов в жилищной сфере: выделение Жилищным кодексом Российской Федерации в качестве самостоятельного объекта права собственности на нежилое помещение в многоквартирном доме (В. Н. Литовкин), теоретические и практические вопросы осуществления преимущественного права покупки доли в праве общей долевой собственности (Л. В. Кузнецова). Были выявлены очевидные ошибки законодателя, например введение третьего правотворческого уровня (местного самоуправления), регулирующего общественные жилищные отношения, в нарушение конституционных норм. В публикациях на тему развития жилищно-коммунального комплекса подчеркивалась необходимость совершенствования договорных отношений в данной сфере, четкого разграничения полномочий между уровнями власти в части регулирования оплаты жилья и коммунальных услуг, обеспечения выполнения функций собственника жилищного фонда и функций по управлению и обслуживанию этого фонда (В. Н. Литовкин).

Журналом было уделено внимание и государственному регулированию агропромышленного комплекса. Авторами (Е. А. Галиновская) был поднят ряд проблем реформирования аграрного сектора, связанного в том числе и с несовершенством соответствующего законодательства. Было, в частности, отмечено, что до настоящего времени отсутствует система взаимодействия различных уровней государственной власти и местного самоуправления при осуществлении регулирования АПК как в нормативном, так и в финансовом аспектах; определенные трудности существуют и в сфере реализации законодательства об использовании земель сельскохозяйственного назначения. В опубликованных статьях были сформулированы концептуальные подходы к содержанию нормативных правовых актов в данной сфере, которые должны: учитывать тенденции регулирования соответствующих общественных отношений; базироваться на принципах научной обоснованности, целесообразности; строиться с учетом действующего законодательства во избежание дублирования и противоречивости законодательных норм. В публикациях исследовались теоретические и практические проблемы разработки и принятия системообразующего закона в аграрной сфере. Подчеркивалось, что изменение действующего аграрного законодательства должно осуществляться комплексно, во взаимосвязи с нормами земельного и гражданского законодательства (Е. Л. Минина).

Институт не первый год участвует в исследованиях, связанных с реализацией задач административного реформирования. Эта тематика постоянно находится в центре внимания авторов журнала. Освещался процесс перераспределения функций государственного управления между федеральными органами исполнительной власти; рассматривались новая типология федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты, направленные на ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов.

Продолжая анализ проводимых в стране административных преобразований, направленных на оптимизацию структуры федеральных органов исполнительной власти, авторами журнала в 2006 г. (Т. Я. Хабриева, Ю. А. Тихомиров, А. Ф. Ноздрачев) в целях стабилизации новой системы и структуры федеральных органов исполнительной власти было разработано типовое соглашение о передаче осуществления части полномочий органов в системе исполнительной власти, а также механизм последовательного осуществления компетенционных норм отраслевых кодексов и законов (Бюджетного, Налогового, Земельного, Лесного, Водного и др.).

В рамках вопросов оптимизации государственного регулирования и прекращения осуществления федеральными органами исполнительной власти функций, признанных избыточными или дублирующими, были также обсуждены направления совершенствования статуса хозяйствующих субъектов. Помимо поддержки ускорения принятия Федерального закона «О саморегулируемых организациях» было предложено внести изменения в Федеральные законы об унитарных предприятиях, акционерных обществах и другие в части их взаимоотношений с государственными и муниципальными органами. Авторы полагают, что достижение основной цели проведения административной реформы — повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти — невозможно без обеспечения их открытости и доступности для граждан и юридических лиц и результативного взаимодействия с институтами гражданского общества. Поэтому первоочередная задача — принятие Федерального закона «О доступе граждан к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Ими же поставлена задача по введению механизмов правового мониторинга и диагностики деятельности органов исполнительной власти; разработки и реализации эффективных механизмов осуществления контроля и надзора, противодействия коррупции.

Актуальная задача науки и практики — создание механизмов эффективного оказания государством услуг. В настоящее время отсутствуют единые представления о понятии, процедурах предоставления государственных услуг, об оптимальной системе соответствующего информирования граждан. В этом году редколлегия журнала, продолжая знакомить читателей с теоретическими и практическими аспектами оказания публичных услуг, их правовой природой (Н. В. Путило), посчитала необходимым обсудить на его страницах (А. В. Яцкин; Н. А. Игнатюк) и пока мало замеченную правовой наукой, в первую очередь с точки зрения методологического обеспечения, тему подготовки и принятия административных регламентов осуществления функций и оказания услуг. Административный регламент может быть определен как нормативный правовой акт, регламентирующий процедуру осуществления действий и принятия решений органом исполнительной власти либо в связи с непосредственным обращением гражданина или организации в целях реализации их прав и законных интересов, либо в связи с исполнением возложенных в соответствии с законодательством на орган исполнительной власти полномочий. В ходе исследований было выявлено, что новый правовой акт, вводимый в механизм государственного управления, должен находиться в строгом соответствии с федеральными статутными и тематическими законами, регулировать только регламентные нормы. Изложенные в публикациях идеи нашли и свое практическое применение — были использованы в ходе подготовки правовых заключений по проектам административных регламентов, направленных в 2006 г. Правительством Российской Федерации в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации на экспертизу.

Статьи о проблемах теории и практики реформы государственной службы как составной части административной реформы — традиционная составляющая годового портфеля журнальных публикаций. Как позитивный итог авторами отмечено осуществление правовой регламентации государственной гражданской службы, рассмотрен ряд новых проблем, в частности конфликт интересов на государственной гражданской службе (О. В. Казаченкова). Соответствующие предложения были использованы коллективом Института при подготовке экспертных заключений по проектам нормативных правовых актов, рассмотренных в рамках Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления и Правительственной комиссии по проведению административной реформы.

Следует отметить, что исследования ученых Института в этой сфере дали возможность подготовить и издать в 2006 г. под грифом Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации научно-практическое пособие «Административная реформа в России» (под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой). Сегодня предметом изучения авторами журнала являются также проблемы субъектов Российской Федерации, поскольку полноценная административная реформа невозможна без оптимизации функционирования органов исполнительной власти в регионах, а эти вопросы пока не нашли своего адекватного отражения ни в теории, ни в практике (С. С. Собянин). Представляется, что продолжающийся процесс реформирования не может не повлечь изменений и для территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. В этой связи все более актуальным становится вопрос о взаимодействии субъектов Российской Федерации с федеральными органами.

Серьезные преобразования предстоят в большом блоке законодательства в связи с принятием в 2002 г. Федерального закона «О техническом регулировании». Этот Закон предусмотрел обязательность перехода от прежних ГОСТов, СНиПов, стандартов к новой системе регламентации. Сфера технического регулирования представляет собой совокупность технических и технологических норм, правил эксплуатации машин и механизмов, обеспечения безопасности различных участков деятельности, охраны здоровья и жизни населения. И ее реформирование столкнулось с рядом теоретических проблем, в числе которых вопросы о форме нормативного акта, регламентирующего сферу технического регулирования; разграничении юридических и технических норм; адаптации требований юридической техники при изложении правил технических регламентов и т. д.

Объем работ по созданию новой правовой базы технического регулирования огромен, но следует также учитывать, что техническое регулирование напрямую связано с непрерывным развитием науки, совершенствованием технологий. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации в течение всего года был включен в разработку теоретико-методических вопросов технического регулирования и в процедуру подготовки экспертных заключений на проекты соответствующих федеральных законов. В журнале была отражена научная дискуссия по проблемам реализации норм Федерального закона «О техническом регулировании» в части подготовки технических регламентов (О. Ю. Еремина); на суд научного сообщества была представлена концепция правового обеспечения технического регулирования (Л. К. Терещенко, Ю. А. Тихомиров, Т. Я. Хабриева). Авторами при рассмотрении вопросов разработки проектов сформулированы принципы совершенствования законодательства в сфере технического регулирования, в числе которых: системность; согласованность положений технических регламентов с действующим законодательством; гармонизация как органичное использование накопленного положительного опыта, а также принцип опережающего развития — учета как последних достижений в сфере технического регулирования, так и тенденций ее развития. В концепции правового обеспечения технического регулирования отражена схема разработки и принятия технических регламентов; изложена примерная структура технического регламента; затронуты вопросы соотношения общих и специальных технических регламентов. В исследованиях было показано появление новой разновидности федерального закона с необычным приложением, в котором содержатся только технические нормы. Авторы журнала (А. В. Калмыкова) пришли к выводу о необходимости подготовки нормативных правовых актов, обеспечивающих разработку и принятие технических регламентов. Компаративный аспект технического регулирования также был освещен на страницах журнала. Анализ регламентации вопросов технического регулирования в зарубежных странах, проведенный специалистами Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (В. И. Лафитский), в дальнейшем может стать основой для заимствования положительных сторон опыта такого регулирования, сложившегося в США, Канаде, Бразилии, Колумбии, Панаме, Эквадоре, а также в Европейском Союзе. Материалы исследований нашли отражение в подготовленных для Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации рекомендациях.

Освещение реформы местного самоуправления началось еще в 2003 г. В этом году особое внимание было уделено одному из главных направлений реформы — оптимизации территориального устройства на местном уровне (В. И. Васильев). В публикациях отмечалось, что до сих пор остается не ясным, на каком уровне должны быть определены базовые территориальные категории административно-территориального устройства как института организации государственной власти и территориального устройства местного самоуправления как института организации муниципальной власти. Авторами были обозначены подходы к решению указанной проблемы, с одной стороны, допускающие возможность увеличения роли федерального регулирования административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации, главным образом посредством усиления регламентации территориального устройства местного самоуправления; с другой стороны, устанавливающие в качестве альтернативы расширению нормативного регулирования на федеральном уровне возможность регламентации указанных вопросов посредством принятия модельного регионального закона об административно-территориальном устройстве субъекта Федерации.

Одновременно с анализом правового обеспечения реформы местного самоуправления на страницах журнала продолжалось теоретическое осмысление вопросов муниципального права. Признано, что муниципальное право как самостоятельная отрасль еще не сложилось, но в настоящее время уже есть возможность отграничить его от других отраслей права, в перспективе трансформировав из «комплексной отрасли», содержащей различные по предмету, методу и правовой характеристике нормы, в самостоятельную (В. И. Васильев). Кстати, эти и другие исследования составили основу вышедшей в этом году книги В. И. Васильева «Вертикаль» и «горизонталь». Правовые вопросы организации власти» (М.: Юристъ, 2006).

Научно-правовые проблемы реформы федеративных отношений также уже не первый год освещаются на страницах журнала. В 2006 г. авторы попытались дать оценку начатого в Российской Федерации процесса объединения субъектов Федерации. В тематической публикации были выявлены недостатки происходящих процессов объединения, в числе которых отмечалось лишение коренных малочисленных народов, проживающих на соответствующей территории, гарантированного представительства в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Федерации и представительных органах местного самоуправления (С. Н. Харючи). Были подвергнуты обстоятельному анализу вопросы обеспечения интересов субъектов Федерации в деятельности федеральных органов государственной власти (Г. Р. Симонян). Отмечалось, что повышение роли субъектов Федерации и степени учета их региональных интересов в законодательной деятельности палат Федерального Собрания должно увязываться не столько с увеличением форм влияния субъектов Федерации на федеральный парламент, сколько с полноценной реализацией уже существующих в законодательстве форм взаимодействия и учета интересов субъектов Федерации, с реальными процедурами и механизмами, доказавшими свою эффективность на практике. Одновременно были сформулированы направления усиления влияния субъектов при принятии решений на уровне федеральной власти.

В 2006 г. продолжались публикации статей о судебной реформе. На страницах журнала были обсуждены вопросы, связанные с совершенствованием организации и деятельности уголовно-исполнительной системы. Авторами исследовались вопросы практики применения решений Совета Европы российскими судами при осуществлении судопроизводства по уголовным делам. В публикациях было показано, что российское уголовно-исполнительное законодательство во многом под влиянием норм и решений Совета Европы стало отвечать принципам справедливости, гуманизма, защиты прав и свобод человека и гражданина. Между тем проблема имплементации норм и принципов Совета Европы в уголовном судопроизводстве Российской Федерации остается актуальной и требует своего решения (Л. А. Курочкина). Поднимались вопросы обеспечения конституционных прав лиц, содержащихся под стражей (право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений). Эти права, в соответствии с конституционными нормами, могут быть ограничены только на основании судебного решения. Однако, как было показано в исследованиях, в правоприменительной практике нередко наблюдается нарушение прав лиц, содержащихся под стражей. В связи с этим в публикациях были предложены направления решения проблемы обеспечения соответствующих прав граждан, в том числе путем совершенствования уголовно-процессуального законодательства (В. И. Руднев).

Традиционно насыщенной продолжала оставаться рубрика, посвященная состоянию и проблемам российского законодательства в миграционной сфере. Как известно, в этой сфере принят ряд подзаконных актов, готовится новая их серия и в целом делается попытка наконец сформулировать концепцию миграционной политики. В этих условиях оправданно выглядит стремление авторов вновь вернуться к исследованию проблем этой формирующейся сферы правового регулирования. В публикациях (Т. Я. Хабриева, Л. В. Андриченко, Л. Н. Васильева), направленных на исследование сферы миграционных отношений в Российской Федерации, не раз обращалось внимание на необходимость совершенствования статуса отдельных категорий мигрантов (беженцев, вынужденных переселенцев, трудящихся-мигрантов, добровольных переселенцев), использования программно-целевого метода регулирования миграционных процессов, согласованности действий между федеральными, региональными и местными органами государственной власти в решении проблем мигрантов. Авторы подчеркивали значимость решения проблемы унификации понятийного аппарата, сложившегося в сфере миграции; выявляли пробелы и коллизии законодательного регулирования в сфере миграции, наличие которых существенно снижало эффективность реализации отдельных правовых актов. Наличие широких дискреционных полномочий, возможность ведомственного усмотрения в решении ряда вопросов в сфере миграции приводит, по мнению авторов, к проявлению коррупциогенности в миграционном законодательстве. Была подчеркнута необходимость применения помимо запретительных и ограничивающих мер в миграционной сфере также более гибких способов регулирования — организационно-экономических механизмов и мер правовой поддержки мигрантов. Высказанные на страницах журнала идеи были востребованы и на практике, в частности нашли отражение в предложениях тематического заседания секции Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации, состоявшегося 26 октября 2006 г.

6 октября 2006 г. вступил в действие Федеральный закон N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Анализу этого Закона была посвящена статья Ю. П. Орловского. В ней отмечалось, что многие предложения, ранее изложенные на страницах «Журнала российского права», нашли свое отражение в этом Законе. К их числу относятся вопросы: о привлечении к сверхурочным работам в случаях, определенных ст. 99 Трудового кодекса РФ, без письменного согласия работника; о классификации условий трудового договора на обязательные и дополнительные; об оплате времени простоя независимо от предупреждения работником своего непосредственного руководителя о начале простоя. Для хозяйствующих субъектов важным является решение по-новому вопроса о правовом статусе работодателя — физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем. Он приравнен к работодателю — юридическому лицу и поэтому обязан вести трудовые книжки на каждого работника, а также осуществлять все права и обязанности, предусмотренные ст. 22 ТК РФ («Основные права и обязанности работодателя»); имеет существенное значение предложенная Федеральным законом N 90-ФЗ классификация срочных трудовых договоров, предусматривающая перечень случаев их заключения по соглашению сторон независимо от характера предстоящей работы и условий ее выполнения. Отмечая, что многие из принятых поправок в Трудовой кодекс способствуют совершенствованию трудового законодательства, автором была подчеркнута необходимость его дальнейшего реформирования. Важен мониторинг всех изменений, внесенных в ТК РФ, который выявит их эффективность и определит вопросы, требующие своего дальнейшего решения.

Авторы журнала в 2006 г. продолжали исследовать вопросы совершенствования законодательства в сфере обеспечения экологической безопасности. В опубликованных материалах (С. А. Боголюбов) подчеркивалась необходимость решения вопросов о формах систематизации экологического законодательства, о содержании понятий «охрана окружающей среды», «целевое назначение платежей за природопользование», о соотношении кадастров природных ресурсов и расположенных на них объектов недвижимости.

Традиционно журнал уделяет особое внимание публикациям на тему правотворчества. Проводимые реформы, формирование новых отраслей и институтов законодательства актуализируют проблему нормативного регулирования правотворчества. В публикациях отмечалось, что действующая практика правотворческой работы пока не обрела тех характеристик системности, плановости, скоординированности, которые позволили бы в необходимой мере обеспечить качество и стабильность действующих норм позитивного права. В связи с этим были высказаны предложения по оптимизации правового регулирования процесса правотворчества (Ю. А. Тихомиров, Т. Н. Рахманина, А. Г. Хабибулин, Е. А. Юртаева), которые целесообразно отразить в концепции и проекте Федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации», существенно обновленных Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации с учетом современной социально-экономической и политической ситуации. Напомним, что саму идею разработки такого Закона сотрудники Института «пробивают» уже почти два десятка лет, и обращение к этой тематике Совета Федерации Федерального Собрания и Министерства юстиции Российской Федерации позволяет надеяться на принятие такого Закона в обозримом будущем.

В числе концептуальных положений предлагаемого акта — законодательное закрепление понятия «нормативный правовой акт», обеспечение единообразия понятийно-категориального аппарата, используемого при подготовке и оформлении нормативных правовых актов; установление иерархии нормативных правовых актов по видовым классификационным признакам, что позволит определять их правовые характеристики — юридическую силу, приоритет в процессе правоприменения и др. Во избежание практики «копирования» норм федерального законодательства в актах субъектов Федерации авторами высказывается идея о необходимости возобновления подготовки проектов федеральных законов в форме основ законодательства.

В публикациях были сформулированы предложения по оптимизации процесса подготовки законопроектов, в частности, о закреплении процедуры согласования интересов субъектов права всех уровней, затрагиваемых в проектах федеральных и иных законов на преднормативной стадии и в окончательных вариантах законопроектов. Была показана целесообразность решения вопроса об осуществлении независимой общественной экспертизы проектов особо социально значимых нормативных правовых актов по аналогии с участием общественности в экспертной оценке наиболее важных законопроектов, рассматриваемых парламентом Российской Федерации, осуществляемой членами Общественной палаты. При подготовке наиболее значимых для населения нормативных правовых актов было предложено предусмотреть механизмы, направленные на всестороннюю защиту от возможных побочных негативных последствий: максимальную публичность при их разработке, разъяснительную работу по толкованию его целей и ожидаемых результатов, экспериментальное введение в действие в отдельных регионах и т. п. Названные идеи нашли свое комплексное отражение в подготовленном сотрудниками Института научно-практическом пособии «Организация законопроектной деятельности в системе федеральных органов исполнительной власти» (М.: Юристъ, 2006).

Журнал широко освещал и проводимые Институтом научные форумы. Таким форумом явилась научно-практическая конференция на тему «Право собственности на природные ресурсы и эффективность природопользования», где рассматривались проблемы природоохранного, аграрного, природоресурсного законодательства и практики его применения.

Важное событие в жизни Института — международная научно-практическая конференция на тему «Исполнение решений иностранных судов», организованная совместно с Посольством Франции в Российской Федерации. В конференции приняли участие представители Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Правового департамента Правительства Российской Федерации, судьи арбитражных судов и Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ, представители научных и учебных заведений, юридических изданий. Конференция подчеркнула необходимость дальнейшего развития международного экономического и правового сотрудничества, четкого определения позиции судов по вопросам правомерности исполнения иностранных судебных решений при отсутствии с государством, суд которого вынес решение, международного договора, предусматривающего признание и исполнение таких решений. Участниками конференции были сформулированы рекомендации, в частности, отразившие единое мнение о необходимости: выработки четкой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о правомерности в рамках действующего законодательства допущения исполнения иностранных судебных решений при отсутствии с государством, вынесшим решение, соответствующего договора; единого подхода обеих ветвей судебной власти — арбитражных судов и судов общей юрисдикции — к вопросу о признании и исполнении решений иностранных судов; денонсации для Российской Федерации Московской конвенции 1972 г. о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества.

В 2006 г. Институт возобновил известные прежде «школы молодых ученых», проведя в июне Международную школу-практикум молодых ученых и специалистов по юриспруденции по теме «Закон: стабильность и динамика». Это научное мероприятие, организованное в целях обмена опытом между учеными и специалистами в области юриспруденции разных стран, научного общения молодых ученых и признанных специалистов в области права, имеет особое значение в условиях происходящих интеграционных процессов. В работе школы приняли участие около 200 человек, в том числе представители более чем 35 регионов Российской Федерации и 5 стран СНГ и стран Прибалтики. Участниками школы стали аспиранты и преподаватели юридических вузов и факультетов, практикующие юристы (адвокаты, судьи, юрисконсульты) и представители органов государственной власти. Тематика школы включала вопросы: стабильности и динамичного развития законодательства в разных отраслях; исследования путей совершенствования законодательства; влияния международных норм на внутригосударственное право и др. Работа школы строилась в формате работы трех секций: публичного права, частного права, международного и сравнительного права. В качестве лекторов школы выступили судьи Конституционного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Республики Беларусь; ведущие ученые Института и других научно-исследовательских учреждений; практики. Итогом работы школы стало повышение научной квалификации ее участников и установление научных контактов между молодыми учеными стран постсоветского пространства. Наиболее интересные выступления были опубликованы в сборнике школы.

Журнал завершает 2006 г., публикуя в числе других статей материалы научных чтений памяти профессора С. Н. Братуся на тему «Актуальные проблемы права собственности», которые освещаются в этом номере журнала. С этого года чтения памяти профессора С. Н. Братуся станут ежегодными.

Подводя итоги года, сообщаем нашим читателям, что начиная с 2007 г. журнал будет готовиться под руководством Редакционного совета, в состав которого вошли представители основных государственных структур. Редакционный совет будет определять основные направления редакционной политики. Обновлен и расширен состав Редакционной коллегии, состоящей из ведущих российских ученых — представителей науки различных отраслей права.

Надеемся, что в 2007 г. на страницах «Журнала российского права» появится еще больше интересных статей, новаторских и смелых идей, всесторонне аргументированных предложений.

С Новым годом, дорогие читатели!

——————————————————————