Реклама алкогольной продукции, пива и табачных изделий

(Семенихин В. В.)

(«Налоги» (газета), 2007, N 6)

РЕКЛАМА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ, ПИВА И ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

В. В. СЕМЕНИХИН

Семенихин В. В., заместитель Генерального директора ЗАО «BKR-Интерком-Аудит».

Реклама алкогольной продукции, пива и табачных изделий — это информация о товарах, относящихся к алкогольной продукции, к пиву и к напиткам, изготавливаемым на его основе, а также к табаку, табачным изделиям и курительным принадлежностям. Такая реклама может быть распространена любым способом, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к товару с целью увеличения его продаж.

Требования к рекламе алкогольной продукции, пива и табачных изделий установлены Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе». Помимо названного Закона, торговые организации, осуществляющие рекламирование такой продукции, должны руководствоваться специальными законами. К ним относятся Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее — Закон N 171-ФЗ), Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (далее — Закон N 87-ФЗ).

Рассмотрим требования, предъявляемые законодательством к рекламе алкогольной продукции, пива и табачных изделий.

Реклама алкогольной продукции

Рекламе алкогольной продукции посвящена статья 17 Федерального закона N 171-ФЗ, в соответствии с этой статьей:

«Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе.

При рекламе алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции должно использоваться не менее половины рекламного времени (площади) для информации населения о вредных последствиях употребления алкогольных напитков и способах определения их фальсификации».

Данная статья регулирует отношения в области рекламы, а именно: устанавливает ограничения по рекламе алкогольных напитков и, следовательно, входит составной частью в систему законодательства Российской Федерации о рекламе.

Правовое регулирование вопроса производства и оборота алкогольной продукции осуществляется Федеральным законом N 171-ФЗ.

Конкретизируют его положения многочисленные подзаконные нормативные правовые акты, в частности инструкции и приказы компетентных, уполномоченных органов, разъясняющие и уточняющие нормы Закона. Все эти документы обладают юридической силой и применяются в процессе осуществления организациями и предпринимателями соответствующей деятельности.

Для того чтобы понять, какие именно напитки относятся к данной продукции, обратимся к Федеральному закону N 171-ФЗ. В статье 2 данного Федерального закона N 171-ФЗ приведены основные термины и понятия:

1) этиловый спирт — спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства) и спирт-сырец;

2) денатурированный этиловый спирт (денатурат) — этиловый спирт, содержащий денатурирующие вещества в концентрации, предусмотренной Федеральным законом N 171-ФЗ;

3) спиртосодержащая продукция — пищевая или непищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции;

4) спиртосодержащая пищевая продукция — пищевая продукция (в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, дистилляты (спиртосодержащее сырье) виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый), за исключением алкогольной продукции, с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5 процента объема готовой продукции;

5) спиртосодержащая непищевая продукция — непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции;

6) денатурированная спиртосодержащая продукция — спиртосодержащая непищевая продукция, содержащая денатурирующие вещества в концентрации, предусмотренной Федеральным законом N 171-ФЗ;

7) алкогольная продукция — пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино);

8) питьевой этиловый спирт — ректификованный этиловый спирт с содержанием этилового спирта не более 95 процентов объема готовой продукции, произведенный из пищевого сырья и разведенный умягченной водой;

9) спиртные напитки — алкогольная продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относится к питьевому этиловому спирту и вину;

10) водка — спиртной напиток, который произведен на основе этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и воды, с содержанием этилового спирта от 38 до 56 процентов объема готовой продукции;

11) вино — алкогольная продукция, которая произведена из виноматериалов, с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, не более 22 процентов объема готовой продукции;

12) натуральное вино — алкогольная продукция, которая произведена из виноматериалов (произведенных без добавления этилового спирта) без добавления этилового спирта и ароматических и вкусовых добавок, с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции, в том числе игристое вино, газированное вино, шипучее вино, шампанское.

Необходимо обратить внимание, что если вино произведено без добавления этилового спирта, то есть путем естественного брожения виноградного или плодового сырья, но при этом добавлен сахар или ароматические добавки, то такое вино не может считаться натуральным. Этот вывод возникает при анализе норм Закона;

13) виноматериалы — спиртосодержащая пищевая продукция, которая используется в качестве сырья для производства вина и получена в результате спиртового брожения винограда, виноградного сусла либо плодового или ягодного сока без добавления ароматических и вкусовых добавок, без добавления или с добавлением этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) дистиллятов, с содержанием этилового спирта не более 22,5 процента объема готовой продукции;

14) безводный (стопроцентный) спирт — условное понятие, применяемое в расчетах.

Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» четко определено, что с 1 января 2006 года действие данного Закона не распространяется на пиво и натуральные напитки с содержанием этилового спирта не более 6 процентов, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта.

Статья 21 Федерального закона N 38-ФЗ устанавливает особенности рекламы алкогольной продукции. Статья состоит из ограничений, которые должны соблюдаться торговыми организациями при рекламировании алкогольной продукции, и обязанностей, установленных рекламодателям и рекламораспространителям. Остановимся сначала на запретах и ограничениях.

Ограничения по содержанию.

Реклама алкогольной продукции не должна:

1) содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

2) осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;

3) содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека;

4) содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;

5) обращаться к несовершеннолетним.

Как уже было отмечено, в соответствии с СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Российской Федерацией, устанавливает, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. С этой целью в законодательстве Российской Федерации содержится комплекс норм. Поэтому естественно, что Федеральный закон N 38-ФЗ особо защищает интересы несовершеннолетних при производстве и распространении рекламы. Нельзя злоупотреблять отсутствием у детей критического восприятия сообщений средств массовой информации, отсутствием у подростков жизненного опыта;

6) использовать образы несовершеннолетних.

В Федеральном законе N 38-ФЗ установлены ограничения в отношении рекламы товаров, непосредственно не предназначенных для несовершеннолетних. Использование образов несовершеннолетних в рекламе разрешается, за исключением определенных социально опасных товаров, где это допустить невозможно. Это касается алкоголя, пива, табака, а также товаров, которые представляют определенную опасность для несовершеннолетних.

Ограничения по размещению.

«Реклама алкогольной продукции не должна размещаться:

1) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио — и видеопродукции;

3) в теле — и радиопрограммах, при кино — и видеообслуживании;

4) на всех видах транспортных средств общего пользования;

5) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений».

Кроме того, торговые организации, осуществляющие торговлю алкогольной продукцией, обязаны обеспечить наличие в процессе рекламы алкогольной продукции предупреждения о вреде ее чрезмерного потребления.

Причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается только в торговых организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе. При этом к участию в раздаче образцов алкогольной продукции запрещается привлекать несовершеннолетних, а также запрещается предлагать им такие образцы.

Реклама пива

В соответствии с Федеральным законом N 171-ФЗ пиво не относится к алкогольной и спиртосодержащей продукции и не подпадает под действие данного Закона.

Вопрос о рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе, относительно недавно получил законодательное закрепление. В Федеральном законе N 38-ФЗ ему посвящена отдельная статья. В статье 22 Федерального закона N 38-ФЗ, так же как и в статье, посвященной рекламе алкогольной продукции, содержатся ограничения, которые должны выполняться при рекламе пива.

Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна:

1) содержать утверждение о том, что употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

2) осуждать воздержание от употребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе;

3) содержать утверждение о том, что пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безвредны или полезны для здоровья;

4) содержать упоминание о том, что употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, является одним из способов утоления жажды;

5) обращаться к несовершеннолетним;

6) использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

«Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться:

1) в телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени и в радиопрограммах с 9 до 24 часов местного времени;

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, радио — и телепередачах, аудио — и видеопродукции;

3) при кино — и видеообслуживании с 7 до 20 часов местного времени;

4) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

5) в средствах массовой информации, зарегистрированных в качестве специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья;

6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений».

Аналогично с рекламой алкогольной продукции устанавливается обязанность сопровождать рекламу предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. А также устанавливается обязательная продолжительность и объем такого предупреждения.

В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино — и видеообслуживании, — не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства) (пункт 3 статьи 22 Федерального закона N 38-ФЗ).

Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в организациях или местах, в которых не допускается розничная продажа пива и напитков, изготавливаемых на его основе, запрещается. При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в иных организациях или местах запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в раздаче образцов и предлагать им такие образцы.

Реклама табака

В статье 23 Федерального закона N 38-ФЗ содержатся особенности, установленные законодателем для рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей.

Табак как представитель дикой флоры был известен еще в древности: в Европе, Азии, Африке. Табак является самой распространенной непищевой сельскохозяйственной культурой в мире. Табак выращивается более чем в 100 странах мира.

Табак — это однолетняя техническая культура, продуктом возделывания которой являются листья, предназначенные для получения табачной продукции.

В статье 1 Федерального закона от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» приведено понятие табачных изделий: «табачные изделия — изделия для курения, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка — крупка курительная».

Миллионы людей во всем мире курят. Российская Федерация находится на четвертом месте в мире по употреблению табака. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в нашей стране курит почти треть всего населения в возрасте от 15 лет и старше и, что наиболее опасно, в это число входят женщины и юношество. В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: никотин, угарный газ, окись углерода, синильная кислота, аммиак, смолистые вещества, органические кислоты и другие; а вредных веществ содержится почти 1200!

О вреде курения сказано немало. Борьба против табака — это один из важнейших приоритетов в области охраны здоровья населения. Борьба с табачной эпидемией имеет огромное значение для охраны здоровья всех граждан, особенно детей и молодежи, которые должны надлежащим образом информироваться о том, что употребление табака вызывает зависимость и подвергает их смертельной опасности. Комплексные стратегии, позволяющие добиться измеримого снижения уровней употребления табака, должны эффективно осуществляться по всей России. Важнейшими компонентами комплексных стратегий могут являться высокие налоги на табачные изделия; запреты на рекламирование, спонсорство и продвижение на рынок табачных изделий; защита людей от пассивного курения в общественных местах и в местах работы; обеспечение доступности мер, помогающих отказаться от курения, и жесткий контроль над контрабандой табачных изделий.

Таким образом, законодательное установление особых правил рекламирования табака, табачных изделий и курительных принадлежностей — это одно из направлений комплексной стратегии государства, направленной на снижение уровня потребления табака, борьбу с табакокурением.

К курительным принадлежностям относятся: трубки, кальяны, сигаретная бумага, зажигалки, мундштуки, портсигары и другие подобные товары.

В части первой статьи 23 Федерального закона N 38-ФЗ содержатся требования к содержанию рекламы данной продукции, перечислены пункты, которые не должны присутствовать в рекламе.

Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей не должна:

1) содержать утверждение о том, что курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

2) осуждать воздержание от курения;

3) обращаться к несовершеннолетним;

4) использовать образы несовершеннолетних.

Кроме запретов в части содержания Законом устанавливаются некоторые запреты для размещения рекламы табака.

Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей не должна размещаться:

1) в теле — и радиопрограммах, при кино — и видеообслуживании.

Так как теле — и радиопрограммы охватывают самую обширную аудиторию потребителей рекламы, запрет на размещение рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей является достаточно жесткой ограничительной мерой;

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио — и видеопродукции.

В данном случае речь опять идет о защите несовершеннолетних в рекламе. Провозглашенный запрет злоупотреблять отсутствием у детей критического восприятия сообщений средств массовой информации, отсутствием у подростков жизненного опыта проходит через весь Федеральный закон N 38-ФЗ;

3) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов.

Данное ограничение связано с тем, что первые и последние страницы журналов больше обращают на себя внимание;

4) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

5) на всех видах транспортных средств общего пользования;

6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений.

Как вы могли заметить, ограничение территориального размещения рекламы содержится в требованиях к рекламе всех социально опасных продуктов.

Реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табачных изделий, в организациях или местах, в которых не допускается розничная продажа таких изделий или их определенных видов, запрещается. При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в их раздаче, а также предлагать им такие образцы.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что законодатель идет по пути поэтапного внедрения запретов и ограничений на рекламу алкогольной продукции, пива и табачных изделий.

——————————————————————