Гражданско-правовой режим информации

(Ситдикова Л. Б.) («Юридический мир», 2007, N 5)

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНФОРМАЦИИ

Л. Б. СИТДИКОВА

Ситдикова Л. Б., профессор кафедры гражданского права и процесса Академии труда и социальных отношений г. Москва, кандидат юридических наук.

Современный период развития цивилизации характеризуется переходом от индустриального общества к обществу информационному через внедрение информационных технологий во все сферы и направления деятельности человека. В основу всех информационных процессов, происходящих в обществе, положен феномен информации, природа и закономерности развития которого во многом предопределяют практику формирования и облик будущего информационного общества. Термин «информация» как философская категория все в большей степени приобретает политическое, экономическое и юридическое значение. Вместе с тем в юридической науке уделялось недостаточное внимание проблемам изучения информации как гражданско-правовой категории. Современные исследователи, зачастую стремясь охватить необыкновенно широкий круг информационных явлений, забывали о том, что далеко не во всех случаях информация приобретает качества именно объекта гражданских прав. Отсюда важна роль исследований, направленных на изучение феномена информации в рамках гражданских правоотношений. Большое количество подходов к определению понятия информации, существующее в настоящее время, бесспорно, говорит о том, что естественнонаучные отрасли знания в этом вопросе до сих пор находятся в состоянии поиска. Необходимо отметить, что имеют место комплексные исследования, посвященные широкому кругу вопросов статуса информации <1>, одновременно существуют научные разработки, касающиеся правовых проблем отдельных видов и групп информационных объектов <2>. Тем не менее, несмотря на определенную разработанность данной тематики, проблемы гражданско-правового регулирования отношений по использованию информации не потеряли актуальности, особенно с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <3> (далее — Закон об информации), а также части IV ГК РФ <4>. ——————————— <1> Снытников А. А. Информация как объект гражданских правоотношений: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2000; Насонова Е. Н. Информация как объект гражданского права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002; Зельцер М. С. Гражданско-правовой режим информации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004; Богданов В. М. Информация как объект гражданских прав: Дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005; Башаратьян М. К. Информация как объект права и содержание права на информацию // Современное право. 2006. N 12 и др. <2> Шерстобитов А. Е Гражданско-правовое регулирование обязательств по передаче информации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1980; Шевердяев С. Н. Проблемы конституционно-правового регулирования информационных отношений: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002; Боташева Ф. Н. Коммерческая информация как объект гражданских прав: Дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2003; Павлова О. Г. Правовое регулирование коммерческой тайны как объекта гражданских правоотношений в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005; Мелихов Е. И. Субъективные гражданские права обладателей конфиденциальной коммерческой информации и их защита. Дис. … канд. юрид. наук. Томск, 2005; Рак В. В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере использования коммерческой информации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2006; Карташян А. Г. Коммерческая информация в гражданском праве России // Юрист. 2006. N 7 и др. <3> ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448. <4> ГК РФ (часть 4) от 18.12.2006 N 230-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5496.

Первые попытки уточнить понятие информации содержались в работах Р. Фишера <5> (вероятная концепция) и Р. Хартли <6> (логарифмическая мера количества информации), которые предвосхитили появление классической статистической теории связи К. Шеннона и Н. Винера. К. Шеннон под информацией подразумевает количество непредсказуемого, содержащегося в сообщении <7>. При этом в качестве такого количества им рассматривается знаковая структура информации и не затрагивается заложенный в ней смысл (в сообщении, сведениях). По нашему мнению, здесь содержание понятия информации подменяется содержанием понятия в форме ее представления — знаком, при этом следует отметить, что количественная мера К. Э. Шеннона не претендует на оценку семантической (качественной. — Л. С.) или прагматической (ценностной. — Л. С.) стороной передаваемого сообщения. Н. Винер предложил информационное видение кибернетики как науки об управлении в живых организмах и технических системах и определяет информацию как обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему <8>. Под информацией стали пониматься не просто сведения, а только сведения новые и полезные для принятия решения, обеспечивающего достижение цели управления. ——————————— <5> Fisher, Sir Ronald. Statistical Methods for Research Workers. Oliver & Boyd, Ltd. London, 1925. <6> Hartley R. V.L. Transmission of Information. Bell System Tech. Y., 7. 1928. <7> Шеннон К. Э. Математическая теория связи // Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963. С. 243. <8> Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1968. С. 31.

Дальнейшее развитие понятия информации происходило через призму рассматриваемого феномена в качестве абстракции, относящейся к определенному ряду закономерностей материального мира и его отражения в человеческом сознании. Так, Г. Гюнтер дает следующее толкование информации: «Информация есть информация, а не дух или субъективность» <9>. У. Р. Эшби впервые применяет понятие «разнообразие» как фундамент всей теории информации. Информация, по его мнению, это всегда некоторое разнообразие множества <10>. ——————————— <9> Негодаев И. А. На путях к информационному обществу. 1999 // http://www. i-u. ru/biblio/archive/negodaev_na. <10> Эшби У. Р. Введение в кибернетику. М., 1958. С. 18.

В научной литературе основным видом определения социологической информации является ее определение в виде совокупности результатов социологических исследований в форме сообщений и сведений, активно используемых в практической деятельности людей <11>, при этом социологи обращают внимание на социальные информационные связи, их возникновение и изменение в поведении людей, общественных групп, этносов. ——————————— <11> Цариценцева Е. В. Социологическая информация в контексте государственного управления // http://www. uprav. biz/materials/psyhology/view.

Решая задачу выбора понятия «информация», следует рассматривать их не только в научном контексте, но и с учетом необходимости познания и преобразования реальной действительности. В простейшем бытовом понимании с термином «информация» обычно ассоциируются некоторые сведения, данные, знания и т. д. о чем-либо, о ком-нибудь. В переводе с латинского языка informatio означает сведения, разъяснения, изложение. С. И. Ожегов дает следующее определение информации: это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальным устройством, а под сведениями он понимает познания в какой-либо области, известия, сообщения, знания, представления о чем-либо <12>. ——————————— <12> Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1989. С. 253, 698.

Проведенный анализ понятия «информация» позволяет говорить о широком спектре взглядов на его содержание — от наиболее широкого, в общесистемном, философском смысле, до весьма узкого, технократического и прагматического смысла. В частности, информация — это: некоторые сведения, данные, знания (бытовое определение); сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов (техника); обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств (Н. Винер); раскрытие неопределенности наших знаний о чем-то (К. Шеннон). Таким образом, информация как предмет определяется по трем параметрам: синтаксическому (количество), логико-семантическому (качество) и прагматическому (ценность), при наличии определенной формы передачи сведений. Необходимо выяснить, как понятие «информация» входит в правовой контекст. Законодательная дефиниция понятия «информация» и ее производных содержится в ст. 2 Закона об информации. Согласно этой дефиниции информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Законодатель отказался от закрытого перечня сведений, относимых к информации в правовом смысле (такой перечень содержался в прежней редакции Закона об информации), и ввел в определение информации инвариантность ее правового регулирования независимо от формы представления, в том числе в форме документированных сообщений или в форме сведений, передаваемых в устном виде, т. е. законодатель различает информацию, связанную с материальным носителем, и информацию как нематериальный объект <13>. Можно отметить, что ст. 771 ГК РФ, ст. 11 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» <14>, ст. 10 Федерального закона «О государственной тайне» <15> имеют в виду не документированную информацию, а сведения, т. е. то, что составляет ее содержательную (идеальную) сторону <16>. ——————————— <13> По данному поводу А. В. Трофименко высказывает свое мнение, что для информации характерна возможность существования как в связи с материальным носителем, так и в идеальной форме (в сознании). См.: Трофименко А. В. Проблемы теории нематериальных объектов (гражданско-правовой аспект): Автореф. … дис. докт. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 8. <14> ФЗ от 30.12.1995 N 225-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18. <15> ФЗ от 21.07.1993 N 5485-1 // СЗ РФ. 1997. N 41. С. 8220 — 8235. <16> Огородов Д. В. К вопросу о правовой охране информации // Интеллектуальная собственность: современные проблемы: Проблемно-тематический сб. / ИГП, ИНИОН. М., 1998. С. 81 — 89.

Очевидно, что не вся реально существующая информация может выступать как гражданско-правовая категория. Для того чтобы определить основания возникновения и порядок осуществления права на информацию, необходимо выяснить, какая именно информация может являться объектом гражданско-правовых отношений. Следует отметить, что центральное место в Законе об информации занимает ст. 5, называемая «Информация как объект правовых отношений», где устанавливается, что информация может быть объектом различных правоотношений, как-то: публичных, гражданских и иных. В связи с этим уместно заметить, что в этой же статье Закона приведена одна из существующих классификаций, подразделяющая информацию в зависимости от возможности свободного доступа к ней третьих лиц на общедоступную и необщедоступную <17> (информация ограниченного доступа. — Л. С.). В гражданском праве действует принцип, в соответствии с которым общедоступная информация, на которую в соответствии с Законом не установлен специальный запрет, может свободно (без чьего бы то ни было разрешения) и безвозмездно использоваться и распространяться любым лицом. Общедоступную информацию составляют общеизвестные сведения <18>, открытые для ознакомления, познания. Как отмечал В. А. Дозорцев, такая информация, «содержащаяся в опубликованных источниках, как не была так и не стала объектом гражданского права, она коммерческой ценности не представляет» <19>. Следовательно, по мнению автора, ценность для экономического оборота представляет только необщедоступная информация, и, соответственно, только она может быть объектом правовых отношений. А. А. Самохвалов считает, что понятие общедоступности информации имеет неоднозначное и широкое содержание, и приводит два подхода к его рассмотрению. Согласно первому оно (понятие. — Л. С.) может употребляться в отношении информации, которая должна быть раскрываема без ограничений, то есть на которую нельзя установить свое господство в связи с законодательным ограничением. Суть такой информации заключается в том, что она не может иметь ценности для гражданского оборота, поскольку ее распространение не зависит от воли обладателя. Второй подход рассматривает иное понимание общедоступности, заключающееся в том, что такая информация является общеизвестной, распространяемой, например, средствами массовой информации (далее — СМИ. — Л. С.), и потому общедоступной, такая информация может быть объектом гражданского оборота <20>. А. В. Титов, анализируя вопросы, связанные со СМИ, предлагает рассматривать информацию как разновидность информации, а значит, как самостоятельный объект гражданских прав, при этом автор обращает внимание на то, что СМИ — это не сама информация, а форма ее периодического распространения: «…мы должны обратить внимание на другой вид объектов гражданских прав, в котором принципиальное значение имеет именно форма, которая, собственно, и подлежит правовой охране (авторские и смежные права. — Л. С.)» <21>. В данном случае речь идет об информации, переведенной в разряд правового режима прав интеллектуальной деятельности. ——————————— <17> Щербак Н. В. Информация как объект гражданско-правового регулирования // Законодательство. 2004. N 7. С. 80. <18> Понятие «общеизвестные сведения» используются, например, в процессуальном законодательстве как информация (наряду с преюдициальными фактами), не требующая представления в суд каких-либо доказательств. Полный перечень источников таких сведений привести сложно, в нем окажутся и литература справочно-энциклопедического характера, и общедоступные учебные пособия. Что касается «иной информации, доступ к которой не ограничен», то под ней следует понимать любую иную информацию, помимо «очевидных», «общеизвестных сведений», которая была обнародована тем или иным способом ее обладателем. См.: Якушев М. Комментарий Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Хозяйство и право. 2007. N 1. С. 29. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья В. А. Дозорцева «Информация как объект исключительного права» включена в информационный банк согласно публикации — Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сборник статей. Исследовательский центр частного права, 2003. Статут, 2003. —————————————————————— <19> Дозорцев В. А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей. М., 2005. С. 228. <20> Самохвалов А. А. Информация как объект гражданских прав // http://www. yurclub. ru/docs/pravo/1503/4.html. <21> Титов А. В. Средства массовой информации как объект гражданско-правовых отношений. М., 2004. С. 63 — 64.

Более последовательной видится позиция Е. В. Блинковой, которая утверждает, что информация относится к числу нематериальных (идеальных) благ, которая может иметь материальное отображение, но не отождествляться с физическими объектами, служащими ее носителями. Правовое значение в качестве объекта гражданских прав, по мнению автора, может иметь любая информация, способная удовлетворять потребности субъектов гражданского права, по поводу которой они могут вступать в гражданские отношения. При этом автор делает оговорку, что «в сфере частного имущественного оборота большую ценность имеет в первую очередь коммерческая информация» <22>. ——————————— <22> Гражданское право. Часть первая: Учебник для вузов / Под ред. В. П. Камышанского, Н. М. Коршунова, В. И. Иванова. М., 2007. С. 287.

Разделяя изложенную позицию Е. В. Блинковой, следует признать, что отношения по поводу информации не исчерпываются только ограничением доступа к различного видам тайнам либо оказанием услуг, называемых информационными. Информация довольно часто выступает как компонент правовых отношений, имеющий информационное (или преимущественно информационное) содержание <23> для обозначения тех объектов гражданских прав, источником ценности которых является информация (так называемая информационная составляющая. — Л. С.). ——————————— <23> Ефремов А. А. Информация как объект гражданских прав // www. netlaw. spb. ru/articles/paper16.htm.

Учитывая, что наше исследование непосредственно связано с рассмотрением проблемных аспектов информации как гражданско-правовой категории, считаем необходимым обратить внимание на то, что в действующем ГК РФ законодатель оперирует этим термином в ряде статей, и это свидетельствует о том, что в любом объекте и отношении можно выделить информационную составляющую. Так, ст. 19 устанавливает обязанность гражданина принимать необходимые меры по предоставлению информации своим должникам и кредиторам о перемене своего имени; ст. 67 гарантирует участникам хозяйственного товарищества или общества право на получение информации о деятельности товарищества или общества; ст. 495 говорит о том, что продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже; в ст. 726 подрядчик обязан передать заказчику вместе с результатом работы информацию, касающуюся эксплуатации и иного использования предмета договора подряда; ст. 727 говорит, что если сторона благодаря исполнению своего обязательства по договору подряда получила от другой стороны информацию о новых решениях и технических знаниях, в том числе не защищаемую законом, то сторона, получившая такую информацию, не справе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны; ст. 857 вводит понятие «банковская тайна»; ст. 946 — понятие «тайна страхования»; ст. 1045 регламентирует, что каждый товарищ в договоре простого товарищества имеет право на ознакомление со всей документацией по ведению дел товарищества. К числу объектов гражданского права, имеющих информационное содержание, можно отнести и такие нематериальные блага, как доброе имя, честь, достоинство и деловая репутация (ст. 150 ГК РФ). Будучи оценочными моральными категориями, их информационный характер заключается в том, что три последних из названных, с одной стороны, основаны на определенной информации о субъекте, а с другой — сами несут эту информацию. Кроме того, урон этим благам может быть нанесен распространением сведений, т. е. информации. Сказанное свидетельствует, что в данных отношениях (имеющих информационное содержание. — Л. С.) информация не является отдельным объектом гражданско-правового регулирования и не становится сущностью подобных отношений, а может представлять собой способ оформления, форму существования определенных отношений, например договор на возмездное оказание рекламных услуг, услуг связи, консультационных услуг и т. д. Аналогичной точки зрения придерживается А. В. Трофименко, исследуя вопросы гражданско-правового аспекта нематериальных объектов, который утверждает, что в любом объекте гражданского права можно выделить информационную составляющую, что позволяет рассматривать все нематериальные объекты как объекты информационной природы <24>. По этому вопросу, в наиболее категоричной форме, было высказано мнение Л. В. Санниковой, что «при таком подходе размывается сущность информации как объекта гражданских прав, что ведет к смешению правового режима информации с правовыми режимами иных благ, признаваемых объектами гражданских прав» <25>. ——————————— <24> Трофименко А. В. Указ соч. С. 8. <25> Санникова Л. В. Указ. соч. С. 99.

Признавая в целом справедливость позиции Л. В. Санниковой, однако, следует отметить, что самостоятельное положение информации как объекта гражданских прав не раскрывается ни в тексте действующей редакции ГК РФ, ни в его части четвертой, ни в тексте Закона об информации. А с 1 января 2008 г. законодатель из ст. 128 ГК РФ выводит информацию из числа объектов гражданских прав, при этом вводит понятие охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, а в ст. 11 Закона об информации устанавливает правовой режим права собственности и иных вещных прав на материальные носители документированной информации. Тем самым, по нашему мнению, законодатель растворяет информацию среди объектов гражданских прав, как-то: вещного, прав интеллектуальной собственности, работ, услуг и т. д., что свидетельствует о том, что законодатель закрепляет конструкции сочетания средств института собственности и авторского права. В то же время в действующей редакции части первой ГК РФ законодатель неслучайно в ст. 128 при перечислении объектов гражданских прав расположил «информацию» между «работами и услугами» и «результатами интеллектуальной деятельности», по мнению В. А. Лапача, это имеет глубокий смысл, поскольку «…распоряжение информацией, предоставление информации есть фактическая действительность (услуга), но не акт распоряжения субъективным правом, ибо последнего просто не существует» <26>. ——————————— <26> Лапач В. А. Система объектов гражданских прав: теория и судебная практика. М., 2002. С. 235.

Исходя из приведенных выше высказываний, а также учитывая не только теоретическое, но и практическое значение информации, для введения ее в контекст правовой категории необходимы следующие условия: — соблюдение принципа регулирования информационных правоотношений (ст. 3 Закона об информации) — конституционный принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; — допустимость ограничения доступа к информации только федеральными законами (ст. 3 Закона об информации), то есть информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения; — сделки, предметом которых является информация, не должны противоречить действующему законодательству (ст. 5, 6 Закона об информации). Информация довольно часто выступает как компонент правовых отношений, возникающих, например, при купле-продаже товаров, их рекламировании, защите прав потребителей и т. д.; — информация должна быть полезна для субъекта. Любые сведения должны быть каким-то образом зафиксированы в их совокупность — документ (ст. 11 Закона об информации), который является результатом документирования и определяется как зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать <27>. Носителем при этом может выступать любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде; ——————————— <27> Юридическая сила документа — это свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления. См.: Постановление Госстандарта России от 27.02.1998 N 28 ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». Издательство стандартов, 1998.

— документированная информация, будучи классифицированной по какому-либо критерию, образует информационную систему (ст. 2 Закона об информации), из которой, в свою очередь, может быть выделен информационный продукт или услуга. Это полностью согласуется с мнением о том, что информация является объективным свойством материального мира и существует независимо от сознания и воли людей, а социальный характер приобретает в процессе реализации тех или иных отношений, с той лишь оговоркой, что информация в этом случае должна пониматься как данные <28>. ——————————— <28> Иванов В. И. Правовые проблемы рекламы в СССР: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1979. С. 17.

Все вышеизложенные аргументы в отношении информации как правовой категории определили нашу позицию, суть которой заключается в том, что информация как гражданско-правовая категория выступает не только в виде информации ограниченного доступа, но и в виде ОБЩЕИЗВЕСТНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫРАЖЕННОЙ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ (выделено мной. — Л. С.).

——————————————————————