Публичные центры правовой информации
(Демидов А. А.)
(«Информационное право», 2007, N 4)
ПУБЛИЧНЫЕ ЦЕНТРЫ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
А. А. ДЕМИДОВ
Демидов А. А., председатель правления Межрегиональной общественной организации в поддержку Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», кандидат юридических наук.
Одним из результатов организованной Федеральным агентством по культуре и кинематографии, Российской государственной библиотекой (РГБ) и Межрегиональным объединением публичных центров правовой информации, прошедшей 24 мая 2007 г. на базе РГБ Всероссийской научно-практической конференции «Правовое наследие и современная юриспруденция: связь времен» стала рекомендация о целесообразности использования созданных на базе библиотек публичных центров правовой информации в качестве первичных элементов региональной сети Президентской библиотеки.
Заявленная на конференции позиция РГБ о том, что законодательство прошлых лет является своеобразной политической и правовой памятью каждой страны, а ретроспективный взгляд на законодательство позволяет выявить устойчивые процессы в развитии государственно-правовых институтов и учесть исторический опыт политико-юридических подходов в решении современных проблем с учетом национальных традиций и сформировавшейся ментальности российского общества, также непосредственно касается идеологии создаваемой Президентской библиотеки, так как отраженный в нормативно-правовых актах опыт ушедших лет может дать много полезного ученому, преподавателю и законодателю, правоприменителю, а также самому широкому кругу заинтересованных пользователей.
По мнению ведущих представителей библиотечного сообщества, российские публичные библиотеки фактически уже заложили фундамент для Президентской библиотеки, а главное — для ее региональной и муниципальной сети. Библиотеками и их партнерами, в частности Спецсвязью ФСО России, основными отечественными производителями правовой информации фирмами «Гарант», «Кодекс» и «КонсультантПлюс», архивами, музеями, книгоиздательской сферой, обеспечены сохранение и распространение, перевод в цифровую форму имеющейся информации по государственно-правовой истории и действительности нашей страны, в том числе и полнотекстовый диссертационный фонд научных исследований.
Значимость проведенной работы становится особенно актуальной в связи с поставленной Президентом России в послании Федеральному Собранию задачей по созданию Президентской библиотеки и новыми приоритетными задачами по возрождению и развитию библиотечного дела в России на основе новейших технологий.
С объявлением данного государственного приоритета развитие политики доступа к правовой и иной социально значимой информации в России и определение места библиотек и библиотечного сообщества в ее реализации переходит из сферы интересов одного ведомства — Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации — в сферу общенационального вектора с ярко выраженными межведомственными, многоуровневыми и многоаспектными приоритетами.
Вопросам поддержки развития библиотечных сетей, в том числе школьных библиотек со стороны региональных и муниципальных властей, а также необходимости духовно-нравственного воспитания Президент РФ в своем послании также уделил внимание.
Исходя из этого на первый уровень выходит вопрос о необходимости координации деятельности библиотечных сетей независимо от их ведомственной принадлежности — культуры, образования, обороны, науки, исполнения наказания и др.
Разговор здесь, конечно, идет о необходимости дальнейшего развития сотрудничества публичных библиотек и библиотек системы образования, в первую очередь школьных, а также юридических вузов и сузов, в развитии информационно-правового, этико-правового и духовно-нравственного образования и воспитания подрастающего поколения.
Этот вопрос также важен и для библиотечных и клубных учреждений силового блока, где должны иметь доступ к государственному контенту проходящие службу военнослужащие, а также члены их семей, для которых правовая и иная социально значимая информация не менее важна, как в ходе реализации их служебных функций, так и для развития личностных характеристик — повышения общей, а особенно правовой и информационной культуры. То же самое касается и личного состава учреждений ФСИН и лиц, содержащихся в местах исполнения наказания.
Вопрос о межведомственном сотрудничестве библиотек с другими институтами власти и гражданского общества в рамках реализации послания Президента встает и еще в одном очень важном ракурсе. Предполагается, что Конституционный Суд Российской Федерации и Президентская библиотека займут разные крылья одного здания в Санкт-Петербурге. Подобное соседство позволяет говорить о возможности более эффективной реализации Конституции Российской Федерации в части выполнения президентом страны функций гаранта Конституции, в первую очередь гаранта соблюдения прав и свобод человека в свободном, демократическом, правовом государстве, а также их неразрывного сущностного содержания — обязанностей.
Представляется, что Конституционный Суд Российской Федерации и Президентская библиотека могут, а вероятно, и должны стать партнерами по созданию и распространению информационно-библиотечных ресурсов, в первую очередь официального и правового, на уровне регионов, муниципалитетов, а также за пределами страны — для соотечественников, по вопросам реализации конституционных прав граждан, иностранцев и лиц без гражданства.
Этот ресурс сегодня важен не только для государства, но и для институтов гражданского общества. Вполне возможно, что в создании, актуализации и распространении их должны участвовать не только конституционные, уставные, арбитражные, третейские суды, суды общей юрисдикции, российские структуры, связанные с Европейским судом по правам человека и другими международными судебными институциями, а также библиотеки, но и институты уполномоченных по правам человека, прокурорские структуры, Общественная палата Российской Федерации. Участие их в формировании информационно-ресурсной базы Президентской библиотеки сегодня не менее важно, чем традиционная информационно-библиотечная деятельность.
Особым вопросом становится проблема направленности деятельности Президентской библиотеки вне границ Российской Федерации. Согласно поручению Президента России Министерство иностранных дел Российской Федерации подготовило Обзор внешней политики Российской Федерации, который был одобрен Президентом. Обзор позволяет дать комплексную оценку международной ситуации и текущего международного положения страны и сформулировать обоснованные рекомендации о дальнейших шагах на конкретных внешнеполитических направлениях с учетом реалий международной жизни, прогнозов развития глобальной ситуации и укрепившегося положения России.
Обозначенной в Обзоре в качестве первоочередной задачи является восстановление и развитие информационно-культурного присутствия России за рубежом. Речь идет об ускорении процесса открытия новых культурных центров, прежде всего в странах СНГ; организации на базе действующих представительств Росзарубежцентра региональных российских центров науки и культуры (РЦНК), обеспечивающих работу в сопредельных странах.
В Обзоре содержится положение о том, что необходимо «оказать содействие реализации Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», в рамках которой предполагается обеспечение РЦНК Росзарубежцентра информационными электронными системами «Законодательство России» и «Официальные периодические издания правовой информации», а также базами данных, содержащих сведения об экологической культуре и защите интеллектуальной собственности в киберпространстве».
Представляется, что указанная в Обзоре МИД России информационно-культурная и иные информационно-библиотечные функции в рамках предполагаемой сетевой деятельности Президентской библиотеки на первом этапе могут взять на себя создаваемые в России с 1994 г. центры доступа к правовой и иной социально значимой информации.
Программу по созданию сети центров доступа к правовой информации на базе общедоступных библиотек с 1998 г. реализуют Минкультуры России, Спецсвязь ФСО России (ранее — ФАПСИ), органы власти субъектов Федерации под эгидой и в рамках реализации Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».
Подобные центры созданы и успешно функционируют сегодня на базе практически всех федеральных и региональных библиотек и большинства библиотек муниципалитетов I уровня. Всего в России по экспертным оценкам создано более 3000 центров на базе библиотек, учебных заведений, органов власти, средств массовой коммуникации, учреждений исполнения наказания, военных госпиталей, воинских частей и соединений.
С 1998 г. в рамках Программы ПЦПИ создаются центры правовой информации в образовательных учреждениях, что значительно расширило возможности формирования правовой культуры педагогов и учащейся молодежи.
Необходимо отметить, что с 2002 г. в рамках ФЦП «Электронная Россия» Минэкономразвития России создает центры общественного доступа (ЦОД), которые в последние годы практически объединились с сетью центров, создаваемых в рамках Программы ПЦПИ. В 2005 г. по поводу подписания соглашения о сотрудничестве Минкультуры России и Минэкономразвития России в данной области на базе РГБ было проведено соответствующее мероприятие.
Мининформсвязи России также в рамках ФЦП «Электронная Россия» завершает создание сети из 20000 пунктов коллективного доступа на базе отделений связи в рамках проекта «Кибер@Почта».
Если ПЦПИ и ЦОДы имеют и подготовленных специалистов для оказания информационно-библиотечных, в том числе информационно-правовых, услуг, и качественный актуальный контент на традиционных и электронных носителях, реализуют аналитические, статистические и социологические функции, что очень важно для обратной связи, то ПКД таких возможностей не имеют. В то же время представляется, что при некоторой доработке их функционала с учетом необходимости создания инфраструктуры доступа к ресурсам Президентской библиотеки и ПКД Мининформсвязи России могут стать концевыми элементами сети Президентской библиотеки, на площадке которых население России может получать доступ к создаваемым ресурсам.
Участие Президентской библиотеки в формировании национальной идеологии и политики может осуществляться в нескольких предметных областях.
Содействие повышению правовой культуры населения. В условиях реформирования российского общества особое значение приобретают перспективы развития личности и реализации ее прав. Эта проблема не только имеет познавательный, просветительский и образовательный характер, но и напрямую связана с практическим вопросом современного общества: каким путем пойдет Россия и какая при этом роль будет отведена личности? Как показывают опросы, у подавляющей части населения страны, и у молодежи в первую очередь, отсутствуют элементарные знания основных положений Конституции Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка. Представляется, что Президентская библиотека как самостоятельно, так и через сеть своих центров на базе библиотек и другие партнерские организации вполне может участвовать в создании и распространении профильных информационных ресурсов и методик их использования. Отдельным вопросом здесь может стать повышение правовой культуры населения в связи с использованием объектов интеллектуальной собственности, в том числе лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения и ПО с открытым кодом в условиях реализации IV части Гражданского кодекса РФ, вступающей в силу с 2008 г.
Содействие повышению эффективности и качества этико-правового образования в системе общего и профессионального образования России, формированию гражданских свойств личности. Президентская библиотека через сеть своих центров может распространять информацию о лучших книгах и информационных ресурсах, а также о лучшем опыте сотрудничества органов управления культуры, образования, молодежной политики, средств массовой коммуникации, профильных общественных организаций, в первую очередь молодежных и правозащитных, в рассматриваемой области. В Санкт-Петербурге уже есть опыт сотрудничества библиотек, школ, педагогической науки и избирательной комиссии в системном решении задачи подготовки будущих граждан с активной жизненной позицией, сформированной правовой и информационной культурой, способных к жизни в условиях информационного общества и общества знаний. Проект реализуется в формате интеграции деятельности и объединения возможностей школьных ресурсных центров гражданско-правового образования и центров правовой информации. Можно констатировать, что ориентация Программы ПЦПИ и реализуемой Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования в школах города целостной системы этико-правового образования на воспитание гражданских и патриотических качеств молодых россиян соответствует политике, заявленной Президентом России в Послании Федеральному Собранию в 2007 г., как в части духовно-нравственного воспитания, так и нового направления библиотечной политики, ориентированной на необходимость поддержки библиотечных сетей — от создаваемой президентской до школьных. Исходя из того что данный опыт реализуется по месту будущего нахождения Парламентской библиотеки, он может более эффективно оформляться и распространяться через создаваемую сеть, а возможно, и получит дальнейшее развитие.
Содействие развитию качественного юридического образования. Создание системы оказания бесплатной юридической помощи, которая устранит экономические препятствия для доступа малоимущих граждан к правосудию и обеспечит реальную возможность защиты ими своих прав, является сегодня насущной задачей. Конституция Российской Федерации (ст. 48) гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Более чем в половине субъектов Российской Федерации соотношение количества малоимущих граждан к общему числу населения превышает 20%. В ряде субъектов Российской Федерации к малоимущим относится более трети населения. В то же время в Российской Федерации не существует единой эффективной системы, обеспечивающей право малоимущих на получение бесплатной юридической помощи. Законодательство предусматривает оказание такой помощи, в основном в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда. В то же время вопросы необходимости координации деятельности государственных юридических бюро, «юридических клиник» и публичных центров правовой информации в связи с возникшими проблемами снижения качества подготовки специалистов в системе высшего и специального юридического образования России приобретают особое звучание. Сегодня деятельность государственных юридических бюро, «юридических клиник», работающих в рамках деятельности юридических вузов по оказанию гражданам квалифицированной правовой и иной социально значимой помощи и деятельность ПЦПИ по оказанию информационно-правовых услуг имеют и опыт, и положительные результаты. Первый центр правовой информации на базе «юридической клиники» юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета был открыт в 1994 г. Первая конференция в рамках Программы ПЦПИ «Участие библиотек в правовом воспитании населения и юридическом образовании» также была проведена в Санкт-Петербурге на базе юридического факультета СПбГУ в 1998 г. Во многих регионах страны, например в Кемеровской, Брянской, Пермской и ряде других, уполномоченные по правам человека совместно с ведущими юридическими школами регионов и публичными библиотеками реализуют политику «юридических клиник» на базе ПЦПИ публичных библиотек. Кемеровский опыт сегодня представляется наиболее полно и правильно описанным и в нем максимально используются новые информационные технологии, что делает его наиболее предпочтительным с точки зрения тиражирования. Возвращаясь к заявленной президентом политике повышения духовно-нравственной составляющей в сохранении и развитии государственности и общества и реализации ст. 48 Конституции России может быть интересным опыт создания «юридической клиники» на базе Церкви св. Татьяны, реализованный юридическим факультетом МГУ им. М. Ю. Ломоносова при участии и поддержке Русской православной церкви. Развитие идеологии этого направления также возможно в рамках Оптинского форума, сопредседателем которого является министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А. С. Соколов, который 16 мая 2007 г. в рамках проведенного в Министерстве совещания уже поддержал эту инициативу. Использование организационных, информационных и аналитических возможностей создаваемой Президентской библиотеки и ее сетей поможет скоординировать работу в рассматриваемом направлении и увеличит ее эффективность.
Содействие повышению духовности и нравственности населения России. Президент России заявил об этом приоритете в Послании Федеральному Собранию РФ в 2007 г. Он не раз обращался к этой теме и в других своих выступлениях. Данной проблематике посвящен реализуемый при участии Минкультуры России проект Оптинского форума «Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции». На форуме рассматриваются проблемы реализации духовно-нравственных приоритетов во всех сферах жизни: экономике и предпринимательстве, науке и культуре, образовании, государственном управлении, общественной жизни, информационных отношениях. В рамках Форума-2006 была принята Декларация об информационно-коммуникационных технологиях, в которой особое внимание было уделено тому факту, что ИКТ становятся доминирующим фактором развития культуры в условиях техногенной цивилизации. При построении информационного общества и общества знаний необходимостью становится сохранение и развитие таких свойств личности, как духовность, нравственность и мораль. По-новому необходимо смотреть на вопросы сохранения и развития культурного разнообразия и многоязычия, обычаев и традиций, а развитие информационно-коммуникационных технологий необходимо осуществлять с учетом сохранения и развития духовного наследия России. В Декларации также отмечалось, что необходимо обеспечить повышение личной ответственности разработчиков и пользователей ИКТ за моральное измерение проектных решений на основе гармоничного сочетания мер государственного и общественного воздействия, а также обратить более пристальное внимание на опасность использования некоторых информационных средств и методов, противоречащих сложившимся базовым принципам духовности, нравственности и морали. В ходе подготовки ко II Оптинскому форуму его организаторами было принято решение о создании на базе Калужского государственного педагогического университета в рамках Программы ПЦПИ центра доступа к социально значимой информации с акцентом на духовно-нравственной компоненте. 21 мая 2007 г. в Калуге был открыт первый в России центр доступа к социально значимой информации с ориентацией на развитие духовно-нравственной компоненты. В мероприятии принял участие председатель Оптинского форума — митрополит Климент. Новый ПЦПИ будет работать на базе Центра духовно-интеллектуального развития молодежи в честь преподобного Амвросия Оптинского, созданного при Калужском государственном педагогическом университете им. К. Э. Циолковского совместно с Калужской епархией Русской православной церкви и Российским центром информации, культуры и технологий.
Инфофорум-2008. 31 января — 1 февраля 2008 г. в Москве состоится 10-й юбилейный Национальный форум информационной безопасности (ИНФОФОРУМ) «Инновационные решения для безопасности России». Организаторами форума выступили: Комитет Государственной Думы по безопасности, Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации, Федеральное агентство по информационным технологиям, правительство Москвы, некоммерческое партнерство «ИНФОФОРУМ». «ИНФОФОРУМ-10» поддержан Председателем Государственной Думы Б. В. Грызловым, который лично обратился к Председателю Правительства Российской Федерации В. А. Зубкову с предложением возглавить оргкомитет Национального форума информационной безопасности. К участию в мероприятиях официально приглашены руководители более 60 министерств и ведомств Российской Федерации, 7 федеральных округов, администраций многих регионов Российской Федерации. В программе целый ряд VIP-мероприятий, в том числе награждение Профессиональной премией в области информационной безопасности (лауреат премии в 2006 г. — Председатель Правительства РФ В. А. Зубков). Среди уже заявленных участников и спонсоров «ИНФОФОРУМА-10»: Microsoft, IBM, ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», РНИИИС, Sun Microsystems, EMC, Nortel, Cisco Systems, Motorola, «Ростелеком», ОАО МГТС, РАО «ЕЭС России», ЗАО «ПФ «СКБ Контур», НТЦ «Атлас», «Элвис+», «Сайтэк», «Электронная Москва» и многие другие. Заявки на участие принимаются электронной почтой или по тел./факс: (495) 609-678-5 (многоканальный); факс авт.: (499) 946-76-81; e-mail: info@infoforum. ru.
——————————————————————