Коварная опечатка

(Кузин П.)

(«ЭЖ-Юрист», 2009, N 8)

КОВАРНАЯ ОПЕЧАТКА

П. КУЗИН

Павел Кузин, юридическое бюро «Падва и Эпштейн».

В ноябре 2008 г. мы заключили договор о размещении информации о нашей организации в телефонном справочнике. Информацию (наименование, адрес и т. д.) компания разместила. Акт приема-передачи был подписан без замечаний. Телефонный справочник издан. Но вот беда: мы обнаружили, что адрес сайта нашей организации содержит в телефонном справочнике ошибку в одной латинской букве (остальная контактная информация правильная). Хотя в договоре и бланке-заказе указан правильный адрес сайта. Является ли это обстоятельство ненадлежащим исполнением принятых компанией обязательств по договору о размещении информации? Можем ли мы взыскать какую-либо «компенсацию»?

С. Иванов, г. Санкт-Петербург

Прежде чем отвечать, необходимо определиться, какими нормами права следует руководствоваться в данной ситуации.

Из вопроса мы видим, что одна компания (исполнитель) оказывает другой организации (заказчику) услуги, направленные на публикацию в справочнике фирменного наименования заказчика, его адреса, а также адреса сайта заказчика. Публикация такой информации в справочнике имела целью предоставить возможность потенциальным клиентам оперативно связаться с представителем Заказчика.

В данном случае будут действовать нормы Гражданского кодекса РФ, регламентирующие возмездное оказание услуг (ст. ст. 779 — 783) и общие положения о подряде (ст. ст. 702 — 729).

В связи с тем что публикация носила рекламный характер, а издание является периодическим (выходит не реже одного раза в год и направлено на неопределенный круг лиц), также подлежат применению положения Федеральных законов «О средствах массовой информации» и «О рекламе».

Адрес сайта заказчика, указанный в справочнике, не соответствует адресу в договоре, заключенном между заказчиком и исполнителем, и в бланке-заказе. Размещение в справочнике адреса сайта было направлено на то, чтобы потенциальные клиенты могли ознакомиться в Интернете с подробной информацией о деятельности заказчика, связаться с ним по электронной почте и т. п., что при указании неверного адреса невозможно. Таким образом, можно сказать, что работа выполнена исполнителем с отступлениями от договора, ухудшившими ее результат.

Если под актом приема-передачи в вопросе подразумевался акт приема-передачи услуг исполнителя заказчику, подписанный сторонами после публикации справочника, то факт подписания такого акта имеет принципиальное значение для ответа на поставленный вопрос.

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В данном случае применяются нормы, регламентирующие отношения при выполнении договора подряда. Согласно п. 1 ст. 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте этих условий — требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.

Как следует из п. 1 ст. 723 ГК РФ, в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими ее результат, или с иными недостатками, которые сделали его непригодным для предусмотренного в договоре использования (либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования), заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу платы.

Как было указано, акт приема-передачи оказанных услуг был подписан сторонами без замечаний. В соответствии с положениями п. п. 3 и 4 ст. 720 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки, которые могли быть установлены при обычном способе приемки (явные недостатки).

Если заказчик перед подписанием акта приема-передачи не проверил качество услуг исполнителя (текст публикации), он утратил право предъявлять исполнителю претензии, относящиеся к качеству оказанных услуг.

Опечатка в адресе сайта не причинила вреда деловой репутации заказчика. Кроме того, заказчик не смог бы компенсировать моральный вред, так как истцами в таких случаях могут выступать только граждане. Следовательно, заказчик не вправе заявить требования о получении «компенсации».

Наиболее разумным и перспективным будет предъявление заказчиком требования к исполнителю о безвозмездном устранении недостатков в разумный срок или соразмерного уменьшения цены по договору. Добросовестный исполнитель может бесплатно опубликовать достоверную информацию о заказчике или возвратить заказчику часть денежных средств за оплату услуг.

В случае если публикация неверного адреса сайта заказчика повлекла возникновение убытков, он вправе потребовать их взыскания с исполнителя в судебном порядке на основании ст. 15 ГК РФ.

Однако при взыскании убытков заказчику необходимо будет документально подтвердить их размер и доказать, что убытки в заявленном размере являются следствием действий исполнителя. Скорее всего, в рассматриваемой ситуации это будет сделать затруднительно.

——————————————————————