Принципы нормативного регулирования правоотношений в области таможенного дела

(Завершинская М. В.) («Таможенное дело», 2006, N 3)

ПРИНЦИПЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

М. В. ЗАВЕРШИНСКАЯ

Завершинская М. В., кандидат юридических наук, Таможенный колледж Оренбургского государственного аграрного университета, директор.

Государство, регламентируя возникающие в таможенной сфере связи, основывается на ряде основополагающих начал, называемых принципами. По мнению Р. Лукича, они могут быть выведены из абстрактных норм <1>, то есть они не всегда отражены в законодательстве напрямую, непосредственно, а вытекают из смысла правовых положений. Принципы правового регулирования отношений в области таможенного дела гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, влияют на формирование судебной и административной практики, способствуют совершенствованию процесса нормотворчества и правоприменения. ——————————— <1> Лукич Р. Методология права. М., 1981. С. 278.

Данные принципы предлагается систематизировать следующим образом. 1. Принцип законности. Данный общеправовой принцип является основополагающим для правового регулирования отношений, возникающих в различных сферах и областях. Без него невозможно существование демократического, правового государства. Законность предполагает строгое установление и контроль за действиями органов власти. Характеризуя понятие законности как явление политико-правовой жизни, С. С. Алексеев отмечал наличие в нем трех основных элементов: 1) аспект общеобязательности права; 2) идея законности; 3) система требований законности <2>. В данной связи общеобязательность заключается в том, что таможенные органы, уполномоченные государством на осуществление своей многогранной деятельности, должны соблюдать законы, а также обеспечивать их соблюдение подконтрольными субъектами. Идея законности выражает убежденность субъектов правоотношения в правильности своих правомерных действий. Она неразрывно связана с правовым сознанием и правовой культурой граждан. ——————————— <2> Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1981. Т. I. С. 218 — 219.

Система требований законности включает такие начала, как: верховенство Конституции РФ, соответствие положений подзаконных актов нормам закона, полнота охвата правового регулирования, единство в понимании и толковании таможенного законодательства. 2. Принцип соответствия национального законодательства международно-правовым нормам. В правовую систему Российской Федерации включаются и общепризнанные принципы и положения международного права. Согласно п. 2 ст. 8 ТК РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ, применяются правила международного договора. Данное начало отражает и стремление Российского государства к присоединению к процессу унификации и гармонизации таможенного законодательства с общепринятыми международно-правовыми нормами. В ближайшей перспективе планируется присоединение России к Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Проблемой в данной связи остается вопрос, касающийся внесения изменений в Закон РФ «О таможенном тарифе». Он вытекает из необходимости унификации российского законодательства по таможенной оценке ввозимых товаров с нормами Соглашения о применении статьи VII ГАТТ 1994 года, что является одним из центральных вопросов на переговорах по вступлению России в ГАТТ/ВТО. В настоящее время данный Закон противоречит условиям определения таможенной стоимости товаров, принятым в мировой практике. Кроме того, часть его норм (например, определение страны происхождения товаров) продублирована положениями Таможенного кодекса РФ. Полагаем, что данный нормативный акт требует корректировки с учетом основных принципов международного права. 3. Принцип точного и ясного формулирования положений правовых актов, регулирующих отношения в области таможенного дела. Данный принцип, по сути, вытекает из принципа законности, однако, по нашему мнению, он имеет полное право на данное обособление. Согласно п. 1 ст. 6 ТК РФ, положения актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. При этом никакое лицо не может быть привлечено к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, регулирующих таможенные отношения. Неясность норм таможенного права порождает ситуации, когда «одни и те же нормы законодательства по-разному толкуются разными таможенными органами, а это значит, для участников ВЭД создаются неодинаковые условия работы» <3>. В данной связи в первую очередь необходимо прийти к точности нормативных формулировок. ——————————— <3> Скибинская И. Проблемы правового обеспечения: юристы анализируют практику // Таможня. 2005. N 8 (127). С. 6.

4. Принцип взаимодействия интересов государства и личности. Ограниченность власти в правовом государстве создается признанием за личностью неотъемлемых, ненарушимых, неприкосновенных прав (право на жизнь, свободу совести, неприкосновенность личности и т. д.). Особенность данного принципа выражается и в том, что характер отношений между государством и личностью определяется их взаимной ответственностью, обоюдными обязанностями. Исполнение государством, с одной стороны, и личностью — с другой, взаимных обязанностей друг перед другом способствует укреплению политической и экономической жизнедеятельности государства, защите его суверенитета и вместе с тем гарантирует осуществление прав и свобод граждан, а следовательно, защиту интересов личности. 5. Принцип содействия развитию внешней торговли. О данном начале представляется необходимым говорить только с принятием в 2003 году Таможенного кодекса РФ. Вся его идеология нацелена на активизацию внешнеторговых связей, расширение международного обмена товарами. Этому служат такие инструменты, механизмы, заложенные в Кодексе, как: упрощение процедуры таможенного оформления, сокращение времени таможенного контроля, внедрение системы электронного декларирования, введение последующего таможенного контроля. Содействие развитию внешней торговли, на наш взгляд, заключается в таком государственном регулировании таможенной деятельности, которое не препятствовало бы движению товаров, а способствовало расширению международного обмена ими. Вместе с тем нельзя допустить и ухода публичной власти от участия в решении данных задач. Барьеры на торговых путях необходимы, но они, как представляется, должны быть: а) минимальными; б) установлены законом; в) введены с целью достижения определенных целей (защиты национального производства, охраны безопасности страны и т. д.). Реализацию в жизнь принципа содействия развитию внешней торговли можно реально оценить на основе следующей информации. По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот в 2004 году составил 257,1 млрд. долл. США и по сравнению с 2003 годом увеличился на 34,6%, в том числе со странами дальнего зарубежья рост на 33,5%, со странами СНГ рост на 40,1%. 6. Принцип фискальности. Данное понятие используется нами в контексте направленности таможенных органов на выполнение задач, поставленных государством и выражающихся в обеспечении наполнения доходов бюджетной системы. Традиционно фиск связывают с уплатой обязательных платежей, поступающих в казну государства. В настоящее время обеспечение формирования доходной части федерального бюджета — одна из важнейших задач российских таможенных органов. Доля таможенных платежей в доходной части федерального бюджета в 2004 году составила 41,6% (в 2003 г. — 37,6%), в составе внутреннего валового продукта таможенные платежи составили 7,3% (в 2003 г. — 5,7%). Ежедневные перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет составили 170 млн. долл. США <4>. ——————————— <4> Из доклада руководителя ФТС А. Жерихова. Опубликован на официальном сайте Федеральной таможенной службы: http://www. customs. ru.

7. Принцип стимулирования к законопослушному поведению участников внешней торговли. В настоящее время данный принцип получает свое становление. Правовыми нормами устанавливается возможность использования субъектом внешней торговли специальных упрощенных процедур таможенного оформления (ст. 68 ТК РФ). При этом одним из условий выступает отсутствие в «арсенале» данного лица неисполненных постановлений о назначении наказания за совершенные административные правонарушения. Специальные упрощенные процедуры включают: а) временное хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, на складе лица; б) предварительное декларирование товаров с подачей неполной или неполной периодической таможенной декларации; в) декларирование товаров, находящихся под таможенным контролем на складе лица, с подачей периодической таможенной декларации; г) выпуск товаров до подачи таможенной декларации <5>. ——————————— <5> Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 27 января 2005 г. N 9 «Об утверждении Порядка установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц» // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 11.

К сожалению, законопослушное поведение субъектов таможенных правоотношений в настоящее время никак не отражается на исполнении ими обязанности по уплате таможенных платежей. На наш взгляд, льготы по таможенному обложению могли бы стать стимулом к такому поведению. Представляется, что их целесообразно было бы предоставлять лицам, которые не только не привлекались ранее к ответственности, но и занимались бы благотворительной деятельностью (например, перемещали товары для последующей передачи их в дар учреждениям культуры, здравоохранения, образования). 8. Принцип использования мер государственного принуждения в случаях и порядке, установленных законом. Для устранения столкновений интересов власти и личности в правовом государстве все свободы и права должны быть регламентированы, т. е. для осуществления их должны быть установлены определенные правила. Нарушение этих правил, как и нарушение всех других норм, охраняемых законами, естественно, должно быть наказуемо. Органы государственной власти должны быть наделены полномочиями пресекать нарушение законов, применяя средства, разрешенные нормами права. Таковы, на наш взгляд, принципы регулирования отношений в области таможенного дела. Они представляют собой основополагающие начала, способствующие ускорению процесса совершенствования норм таможенного законодательства Российской Федерации.

——————————————————————