Соотношение норм внутреннего законодательства и норм международных договоров в правовом регулировании иностранных инвестиций в Российской Федерации

(Носков И. Н.) («Международное публичное и частное право», 2006, N 6)

СООТНОШЕНИЕ НОРМ ВНУТРЕННЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И НОРМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И. Н. НОСКОВ

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации осуществляется Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее — Закон «Об иностранных инвестициях»), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Закона «Об иностранных инвестициях»). Как закреплено в п. 1 ст. 1 Закона «Об иностранных инвестициях», данный Закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации. Законодатель подчеркивает, что Закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности. Не распространяется Закон «Об иностранных инвестициях» также на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, которые регулируются законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях. Несмотря на четкую законодательную формулу ст. 2 Закона «Об иностранных инвестициях», хозяйствующие субъекты зачастую «смешивают» правоотношения, регулируемые Законом «Об иностранных инвестициях», и правоотношения, регулируемые иными законодательными актами, о чем наглядно свидетельствует, в частности, пример из практики Конституционного Суда Российской Федерации <1>. ——————————— <1> Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2004 г. N 381-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Свердловэнерго» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 3 статьи 4, статей 20 и 21 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Заметим, Закон «Об иностранных инвестициях» направлен на регулирование узкого круга правоотношений, связанных с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации. Иные правоотношения с иностранными инвесторами и иностранными инвестициями регулируются нормами ряда других законодательных актов. Так, например, согласно ст. 20 Федерального закона «Об иностранных инвестициях» юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц <2>. ——————————— <2> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3431.

Система международных договоров, регулирующих инвестиционную деятельность, включает: Сеульскую конвенцию 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 г.) <3>, Конвенцию об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965 г.) <4>, ряд двусторонних договоров (соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций, соглашения об избежании двойного налогообложения, Соглашение о содействии капиталовложениям). Так, например, можно выделить: ——————————— <3> Сеульская конвенция 1985 года об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 г.) // Вестник ВАС РФ. 2001. N 7. <4> Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965 г.) // Вестник ВАС РФ. N 7. 2001.

— Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Испанией о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений 1990 года (Мадрид, 26 октября 1990 г.) <5>; ——————————— <5> Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Испанией о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений 1990 года (Мадрид, 26 октября 1990 г.) // Сборник международных соглашений РФ. М., 1994.

— Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Австрийской Республикой о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений (Москва, 8 февраля 1990 г.); — Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений <6> и др. ——————————— <6> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений (Москва, 29 июня 1999 г.) // СЗ РФ. 2004. N 46. Ст. 4495.

Широко применяется в настоящее время Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, подписанная в Вашингтоне 18 марта 1965 г. и вступившая в силу 14 октября 1966 г. <7> В соответствии с данной Конвенцией создается Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, который обладает полной международной правосубъектностью. Юрисдикция Центра распространяется на все непосредственно связанные с инвестициями правовые споры между договаривающимся государством и физическим или юридическим лицом другого договаривающегося государства, которые стороны в письменной форме согласились передать Центру. Если обе стороны выразили свое согласие, ни одна из них не может отменить его в одностороннем порядке. ——————————— <7> Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965 г.) // Вестник ВАС РФ. N 7. 2001.

В международных отношениях действует принцип «pacta sunt servanda» — каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться (ст. 26 Венской конвенции о праве международных договоров <8>). Участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора (ст. 27 Венской конвенции). ——————————— <8> Венская конвенция о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. N 37. Ст. 772.

Это означает, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законодательством, то применяются правила международного договора. Наряду с законодательными актами правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации осуществляется подзаконными и ведомственными нормативными актами. Подзаконные, ведомственные акты не должны противоречить законодательству, могут приниматься только во исполнение норм законодательных актов. Закон «Об иностранных инвестициях» наделяет Правительство РФ широкими полномочиями в сфере регулирования иностранных инвестиций: 1) разработать и одобрить правила аккредитации филиалов иностранных юридических лиц в РФ; 2) одобрить перечень приоритетных инвестиционных проектов и процедуру их регистрации; 3) определять критерии неблагоприятных изменений в законодательном регулировании инвестиций в целях применения «дедушкиной оговорки»; 4) определять критерии целесообразности введения запретов и ограничений на осуществление иностранных инвестиций. В соответствии с Законом «Об иностранных инвестициях» Правительство уполномочено: 1) осуществлять контроль за подготовкой и подписанием инвестиционных соглашений о реализации крупномасштабных инвестиционных проектов; 2) контролировать исполнение иностранным инвестором и российскими коммерческими организациями с иностранными инвестициями обязательств по инвестиционным соглашениям; 3) лишать иностранного инвестора и российскую организацию с иностранными инвестициями в случае нарушения ими законодательства РФ льгот. Вышеобозначенные полномочия предопределяют весомую роль Правительства РФ и актов Правительства РФ в регулировании иностранных инвестиций. В качестве примера можно выделить следующие акты Правительства РФ: — распоряжение Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 911-р «О передаче прав и обязательств по Соглашению о разделе продукции по нефтегазоконденсатным месторождениям Чайво, Одопту и Аркутун-Дагинское (проект «Сахалин-1″) иностранному инвестору» <9>; ——————————— <9> Распоряжение Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 911-р // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3040.

— распоряжение Правительства РФ от 9 октября 2000 г. N 1411-р «О деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению рассмотрения вопросов, связанных с иностранными инвестициями» <10>. ——————————— <10> Распоряжение Правительства РФ от 9 октября 2000 г. N 1411-р // СЗ РФ. 2000. N 42. Ст. 4159.

Важно заметить, что в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» <11>, Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества. ——————————— <11> Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.

Согласно ст. 24 Закона «Об иностранных инвестициях» Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 1999 г. N 1419 <12> таким органом является Министерство экономики РФ (в настоящее время Министерство экономического развития и торговли). ——————————— <12> Постановление Правительства РФ от 21 декабря 1999 г. N 1419 «О федеральном органе исполнительной власти, ответственном за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций и аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц» // СЗ РФ. 1999. N 52. Ст. 6412.

Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2004 г. N 487 <13> образован Консультативный совет по иностранным инвестициям в России. Председателем Консультативного совета является Председатель Правительства РФ, заместителем председателя и председателем Постоянного комитета Консультативного совета является Министр экономического развития и торговли РФ, а заместителем председателя Постоянного комитета Консультативного совета — Министр финансов РФ. В составе Консультативного совета созданы рабочие группы по рассмотрению проблем совершенствования инвестиционного климата и подготовке для внесения в Правительство РФ предложений по вопросам улучшения экономических условий для деятельности иностранных инвесторов. ——————————— <13> Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2004 г. N 487 «О Консультативном совете по иностранным инвестициям в России» // СЗ РФ. 2004. N 39. Ст. 3866.

Наряду с федеральными нормативными актами правоотношения по поводу иностранных инвестиций могут быть урегулированы актами субъектов Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 3 Закона «Об иностранных инвестициях» субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Многие субъекты Российской Федерации реализовали свое право на дополнительное урегулирование иностранных инвестиций. Учитывая «раздробленность» норм, направленных на регулирование инвестиционной деятельности в общем и иностранных инвестиций в частности, отдельные исследователи выступают за разработку Инвестиционного кодекса <14>. По нашему мнению, такая конструкция не рациональна, по крайней мере до того времени, пока не будут уравнены в правах (и обязанностях) иностранные и отечественные инвесторы. Учитывая тот фактор, что Российская Федерация стремится к вступлению во Всемирную торговую организацию, российское законодательство должно быть приведено в соответствие с положениями документов ВТО относительно инвестиционных режимов, обязательных для членов организации <15>. ——————————— <14> Ершов Ю. Подходы к реформированию инвестиционного климата в России: законодательная база // Внешнеэкономический бюллетень. 2003. N 6. С. 43. <15> Астапов К. Л. Законодательное регулирование инвестиций в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях // Законодательство и экономика. 2004. N 5.

В заключение необходимо подчеркнуть, что правоотношения по поводу иностранных инвестиций на территории Российской Федерации регулируются целым комплексом разноотраслевых законодательных и подзаконных актов, в том числе нормативных актов субъектов Российской Федерации. Только комплексное, совокупное применение данных актов с учетом их «иерархического» положения позволит выявить пробелы и проблематику института иностранных инвестиций, а также пути их разрешения и совершенствования.

——————————————————————