Признание товарами Таможенного союза товаров, изготовленных с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны

(Гармонников С. Н.) («Журнал российского права», 2013, N 9)

ПРИЗНАНИЕ ТОВАРАМИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ТОВАРОВ, ИЗГОТОВЛЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ТОВАРОВ, ПОМЕЩЕННЫХ ПОД ТАМОЖЕННУЮ ПРОЦЕДУРУ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ

С. Н. ГАРМОННИКОВ

Гармонников Сергей Николаевич, руководитель Представительства таможенной службы Российской Федерации в Республике Казахстан.

Рассматриваются актуальные вопросы функционирования единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Проведен анализ таможенного администрирования перемещаемых в процессе взаимной торговли государств — членов Таможенного союза товаров и транспортных средств.

Ключевые слова: Таможенный союз, единая таможенная территория, свободная (специальная, особая) экономическая зона, достаточная переработка, товар Таможенного союза, Единое экономическое пространство.

Recognition as goods of the Customs union of goods produced with the use of foreign goods placed under the custom procedure of free customs zone S. N. Garmonnikov

This article is dedicated to the actual problems of the function of the common customs area of the Customs union within the limits of the EurAsEC. This analysis is conducted for the purpose to rise the efficacy of the customs management of the goods and vehicles delivered among the Customs union member-states.

Key words: Customs union, common customs area, free (special, specific) economic zone, sufficient processing, goods of the Customs union, Common economic space.

В настоящее время на территориях государств — членов Таможенного союза (далее — ТС) функционируют в общей сложности 35 свободных (специальных, особых) экономических зон (далее — СЭЗ), в которых, согласно формируемому Комиссией ТС Реестру резидентов (участников) СЭЗ <1>, насчитывается 1488 субъектов хозяйствования, а именно: ——————————— <1> См.: Сведения о резидентах (участниках) свободных (специальных, особых) экономических зон Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации // URL: www. tsouz. ru.

в Республике Беларусь расположены 6 СЭЗ, в которых зарегистрированы 523 предприятия — резидента СЭЗ; в Республике Казахстан функционируют 9 СЭЗ, насчитывающих 481 резидента; в Российской Федерации созданы 20 СЭЗ, в том числе в Калининградской и Магаданской областях, в которых зарегистрированы 484 субъекта хозяйствования. Анализ положений Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» от 18 июня 2010 г. (далее — Соглашение по вопросам СЭЗ) и изучение практики функционирования таких зон в названных странах позволяют сделать вывод о привлекательности помещения иностранных товаров под таможенную процедуру СЭЗ, обеспечивающую размещение и использование резидентами СЭЗ в пределах ее территории иностранных товаров и товаров ТС без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров, запретов и ограничений в отношении товаров ТС. Поскольку в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не требуется обеспечения уплаты таможенных платежей и допускается совершение операций по переработке (обработке) и изготовлению товаров, включая сборку, разборку, монтаж, подгонку, а также операции по их ремонту, то наиболее перспективным для участников внешнеэкономической деятельности является использование территорий СЭЗ в качестве технологических площадок в целях переработки иностранных товаров. В случае, если полученная продукция не вывозится за пределы таможенной территории ТС, при признании товаром ТС она подлежит помещению под таможенную процедуру реимпорта без взимания таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного регулирования (в п. 8 ст. 17 Соглашения по вопросам СЭЗ). В соответствии с п. 2 ст. 10 Соглашения по вопросам СЭЗ: (а) товары, изготовленные из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (б) товары, изготовленные из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров ТС, приобретают статус иностранных товаров, т. е. не могут, в отличие от товаров ТС, беспрепятственно перемещаться по единой таможенной территории. Исключение на период до 1 января 2017 г. сделано в отношении продукции, изготовленной из иностранных товаров в СЭЗ, резиденты которых были зарегистрированы в Реестре резидентов (участников) СЭЗ до 1 января 2012 г. Для признания товарами ТС товаров, изготовленных с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, ст. 19 Соглашения по вопросам СЭЗ определены критерии достаточной переработки товаров и вид документов, подтверждающих для таможенных целей статус товара при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Так, при выполнении названных критериев (они могут выражаться в (а) изменении классификационного кода товара по ТН ВЭД ТС на уровне любого из первых четырех знаков, (б) выполнении необходимых условий, производственных и технологических операций, (в) изменении стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигают фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли)) уполномоченным органом государства — члена ТС подлежит выдаче заключение о признании такого товара товаром ТС. При невыполнении указанных критериев выдается заключение о признании товара, изготовленного с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не являющимся товаром ТС. Форма и порядок заполнения, выдачи и применения заключений о признании товара товаром ТС и иностранным товаром установлены решением Комиссии ТС от 17 августа 2010 г. N 437. Органами, уполномоченными на выдачу таких заключений, определены: в Российской Федерации — Торгово-промышленная палата <2>; в Республике Казахстан — Национальная экономическая палата Казахстана «Союз Атамекен» <3>; в Республике Беларусь — Торгово-промышленная палата <4>. ——————————— <2> См.: Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2011 г. N 1192 «Об определении органа Российской Федерации, уполномоченного на выдачу заключения о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, товаром Таможенного союза и заключения о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, не являющимся товаром Таможенного союза». <3> См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 марта 2011 г. N 210 «Об организации, уполномоченной на определение статуса товара Таможенного союза и (или) иностранного товара». <4> См.: Постановление Правительства Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. N 918 «Об организации, уполномоченной на определение статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада или свободной таможенной зоны».

Однако в ст. 23 Соглашения по вопросам СЭЗ содержится положение о том, что до вступления в силу решений Комиссии ТС, предусмотренных ст. 19 данного Соглашения, применяются критерии достаточной переработки в соответствии с законодательством государств — членов ТС. Соответственно, решениями Комиссии ТС от 17 августа 2010 г. N 373 и от 18 ноября 2010 г. N 515 были утверждены: Перечень операций, осуществление которых не отвечает требованиям достаточной переработки при определении статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада; Порядок использования правила адвалорной доли в качестве критерия достаточной переработки товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада. Так как при этом Комиссией ТС не был утвержден перечень условий, производственных и технологических операций, достаточных для признания изготовленной из иностранных товаров в СЭЗ продукции товаром ТС, то согласно п. 3 ст. 23 Соглашения по вопросам СЭЗ товары, происхождение которых из государства — члена ТС подтверждено сертификатом о происхождении товара формы СТ-1 <5> для Республики Беларусь и Российской Федерации и сертификатом формы СТ-KZ <6> для Республики Казахстан, признаются товарами ТС. ——————————— <5> См.: Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Соглашением Правительств государств — участников СНГ от 20 ноября 2009 г. <6> См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 октября 2009 г. N 1647 «Об утверждении Правил по определению страны происхождения товара, составлению и выдаче акта экспертизы о происхождении товара и оформлению, удостоверению и выдаче сертификата о происхождении товара» // URL: www. government. kz.

Проведенный анализ показывает, что применяющиеся в России и Белоруссии правила достаточной переработки товаров предъявляют более жесткие требования в отношении отдельных наименований иностранных товаров и транспортных средств в целях признания их товарами ТС, чем аналогичные правила, установленные законодательством Республики Казахстан. К примеру, для признания готовой продукции товаром казахстанского происхождения: при изготовлении лекарственных средств (товарная позиция 3004 ТН ВЭД ТС) достаточным является изготовление, при котором стоимость всех используемых материалов не превышает 70% цены конечной продукции при условии выполнения ряда несложных технологических операций, включая растаривание, взвешивание, резку и мойку ампул и их запаивание, упаковку в коробки и т. д. В России и Белоруссии таковым признается изготовление, при котором материалы той же товарной позиции, что и готовый продукт, используются при условии непревышения их стоимости 50% цены конечной продукции; при изготовлении вычислительных машин и их блоков (товарная позиция 8471 ТН ВЭД ТС) достаточным является изготовление, при котором стоимость всех используемых материалов не превышает 80% цены конечной продукции при условии выполнения технологических операций: конфигурирование и настройка вычислительной системы, монтаж в корпусе функциональных узлов, входной контроль сборочных элементов и др. В России и Белоруссии таковым признается изменение классификационного кода товара по ТН ВЭД ТС на уровне одного из первых четырех знаков. Существенные отличия от применяющихся в Российской Федерации и Республике Беларусь критериев достаточной переработки товаров также имеют место при определении страны происхождения в процессе производства на территории Республики Казахстан железнодорожного подвижного состава и его частей, классифицируемых в товарных позициях 8601 — 8607. К примеру, в отношении железнодорожных локомотивов (товарная позиция ТН ВЭД ТС 8601) в государствах — членах ТС применяются следующие критерии достаточной переработки товаров: в Российской Федерации и Республике Беларусь — изготовление, при котором стоимость всех используемых материалов не превышает 50% цены конечной продукции; в Республике Казахстан — изготовление, при котором стоимость используемых узлов и деталей не превышает в первый год с даты начала изготовления данного вида товара 95% цены конечной продукции, во второй год — 90%, в третий — 85%, в четвертый — 80%, в пятый — 75%, в шестой — 70% при выполнении ряда сборочных операций. Критерии достаточной переработки, применяющиеся при изготовлении железнодорожных и трамвайных вагонов и иного подвижного состава и их частей, классифицируемых в товарных позициях 8603 — 8607 ТН ВЭД ТС, также существенно зависят от страны их производства. Так, в России и Белоруссии — это изготовление, при котором стоимость всех используемых материалов не превышает 50% цены конечной продукции; в Казахстане товарами отечественного производства признаются железнодорожные вагоны, при изготовлении которых стоимость используемых материалов и комплектующих не превышает в первый год с даты начала изготовления данного вида товара 90% цены конечной продукции, во второй год — 85%, в третий — 80%, в четвертый — 75%, в пятый — 70%, в шестой — 65% при выполнении ряда технологических операций. Таким образом, в пределах Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации существуют значительные различия в применяющихся на национальных территориях критериях достаточной переработки товарной продукции, изготовленной из иностранных сырья, материалов и комплектующих в СЭЗ государств. При этом ряд наименований товаров и транспортных средств, изготовленных с использованием иностранных товаров в СЭЗ Республики Казахстан, имеет существенные конкурентные преимущества перед аналогичными товарами, произведенными в СЭЗ Республики Беларусь и Российской Федерации. Исходя из вышеизложенного и в целях обеспечения применения на единой таможенной территории ТС заключений форм товаров ТС и иностранных товаров, подтверждающих для таможенных целей статус товаров и транспортных средств, изготовленных в СЭЗ, Евразийской экономической комиссии (далее — ЕЭК) необходимо разработать и утвердить перечень условий, производственных и технологических операций, достаточных для признания товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаром ТС. Принятие ЕЭК данного решения позволит минимизировать риски возникновения в будущем споров между государствами — участниками Единого экономического пространства и Таможенного союза по поводу недобросовестной конкуренции на единой таможенной территории национальных импортеров и производителей аналогичной товарной продукции, изготовленной из иностранных сырья, материалов и комплектующих в СЭЗ Белоруссии, Казахстана и России.

Библиографический список

URL: www. tsouz. ru. URL: www. government. kz.

——————————————————————