Риски условного выпуска

(Шайхутдинов С.)

(«ЭЖ-Юрист», 2013, N 33)

РИСКИ УСЛОВНОГО ВЫПУСКА

С. ШАЙХУТДИНОВ

Сергей Шайхутдинов, юрист, г. Ижевск.

Условный выпуск — это особый статус товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Данный статус диктует ряд требований к использованию товаров, в связи с чем в деятельности субъектов, владеющих условно выпущенным оборудованием, и в правоприменительной практике возникает множество вопросов.

Если ограничения нарушены

В хозяйственной деятельности некоторых российских предприятий нередко возникает потребность в ввозе имущества (товаров) из-за рубежа. Иногда при ввозе имущества предоставляются льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению ввезенным имуществом. В таком случае имущество является условно выпущенным и находится под таможенным контролем, о чем сказано в ст. ст. 96, 200 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС). Условно выпущенным будет являться, например, имущество, ввезенное на территорию РФ в качестве вклада в уставный капитал российского хозяйственного общества, если при ввозе этого имущества предоставлена льгота по уплате ввозных таможенных платежей.

Согласно ч. 2 ст. 200 ТК ТС условно выпущенные товары могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. В указанном выше примере такой целью является инвестиция — внесение в качестве вклада в уставный капитал.

По результатам анализа действующего таможенного законодательства и судебной практики можно выделить следующие последствия использования условно выпущенного имущества с нарушением установленных в отношении него ограничений (например, в случае продажи условно выпущенного имущества, ввезенного на территорию РФ в качестве вклада в уставный капитал российской организации):

1. Несоблюдение режима, установленного для условно выпущенного имущества, может повлечь восстановление обязанности по уплате таможенных платежей (Постановление ФАС ДО от 17.12.2008 N Ф03-5640/2008). То есть лицо, освобожденное при ввозе имущества от уплаты таможенных платежей, должно будет их уплатить.

2. При переходе права собственности на условно выпущенное имущество неуплаченные таможенные платежи могут быть взысканы с фактического владельца имущества (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.02.2013 N 12571/12).

При этом судебная практика идет по пути возложения обязанности по уплате таможенных платежей только на того владельца условно выпущенного имущества, который при его приобретении знал или должен был знать об установленных в отношении имущества ограничениях. Так, ФАС СЗО в Постановлении от 08.07.2013 N А56-2/2012 указал, что заявитель, проявляя должную осмотрительность при приобретении судна, должен был знать о наличии определенных ограничений в его использовании.

КС РФ в Постановлении от 12.05.2011 N 7-П отметил, что сам по себе факт неуплаты таможенных платежей лицом, ответственным за надлежащее таможенное оформление ввозимого на территорию РФ транспортного средства, не может являться препятствием для добросовестного приобретателя во владении, пользовании и распоряжении данным имуществом.

3. Присутствует риск того, что у покупателя условно выпущенного имущества данное имущество будет изъято таможенными органами на основании ст. 168 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании». Нам не удалось отыскать судебную практику по применению данной нормы, однако исходя из приведенной позиции КС РФ следует полагать, что недопустимо изъятие товаров у добросовестного приобретателя, который не знал и не должен был знать о существующих ограничениях по пользованию и (или) распоряжению товарами.

4. В статье 16.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами. Согласно ст. 207 ТК ТС ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры несет декларант.

Также законодательство предусматривает административную ответственность за незаконное приобретение условно выпущенного товара (ст. 16.21 КоАП РФ, Постановления ФАС УО от 22.04.2009 N Ф09-2445/09-С1, ФАС СЗО от 05.08.2011 N Ф07-6723/2011).

5. Статья 16.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение сроков уплаты таможенных платежей. При этом согласно п. 2 ч. 3 ст. 211 ТК ТС в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами (условно выпущенные товары), в случае совершения действий с такими товарами в нарушение установленных ограничений или условий предоставления льгот ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в первый день совершения действий с условно выпущенным товаром, если этот день известен. Если такой день неизвестен — в день регистрации таможенным органом таможенной декларации.

Условно выпущенное имущество и банкротство

В силу специфики законодательства о несостоятельности (банкротстве) оборот условно выпущенного имущества в процедурах банкротства имеет некоторые особенности.

Согласно ч. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Таким образом, после открытия конкурсного производства возможна беспрепятственная реализация условно выпущенного имущества, входящего в конкурсную массу должника.

Поскольку с введением конкурсного производства все ограничения по распоряжению имуществом должника сняты, лицо, купившее условно выпущенное имущество на торгах, является добросовестным приобретателем, таможенные платежи не уплачивает (Постановление ФАС СКО от 20.09.2010 по делу N А32-52218/2009).

При этом обязанность по уплате таможенных платежей не прекращается. Неуплаченные таможенные платежи при реализации условно выпущенного имущества в составе конкурсной массы подлежат включению в четвертую очередь текущих платежей (п. 2 ст. 134 Закона N 127-ФЗ, абз. 10 п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 11).

Однако в том случае, если условно выпущенное имущество выбыло из имущественной массы должника до даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, требования уполномоченного органа по уплате таможенных платежей подлежат включению в реестр требований кредиторов должника по третьей очереди удовлетворения при условии, что таможенному органу не известен владелец имущества (Постановление ФАС ВВО от 29.07.2010 по делу N А79-4898/2009). Если же владелец имущества известен, то требование об уплате таможенных платежей может быть предъявлено к нему.

А были ли нарушения?

Согласно действующему законодательству обязанность по уплате таможенных платежей, в отношении которых были предоставлены льготы, сопряженные с ограничениями по пользованию и распоряжению имуществом, возникает в случае нарушения таких ограничений.

Однако в каждом конкретном случае необходимо исследовать вопрос о том, изменяется ли в результате распорядительных действий с условно выпущенным имуществом его статус. Так, в Постановлении от 09.11.2011 N Ф05-11577/11 ФАС МО указал, что передача имущества (ранее ввезенного в уставный капитал из-за границы) в уставный капитал другой организации не является его реализацией, не изменяет статуса товаров, следовательно, не влечет обязанности по уплате таможенных платежей.

Подытожив сказанное, можно сделать следующие выводы.

Лицам, заключающим сделки по приобретению имущества или сделки, которые могут повлечь приобретение имущества иностранного производства в будущем (например, договор о залоге), необходимо принять все доступные в конкретных условиях меры по установлению статуса имущества применительно к таможенному законодательству, в частности, запросить у продавца имущества таможенные декларации, сделать запрос в отношении имущества в таможенные органы и т. д. Желательно также включить в текст соглашения условие о том, что продавец имущества гарантирует отсутствие ограничений по распоряжению имуществом, установленных в соответствии с таможенным законодательством.

Нарушение ограничений и условий пользования и распоряжения условно выпущенным имуществом влечет ряд существенных негативных последствий для всех участников сделки с условно выпущенным имуществом, а также для руководителей организаций лично.

——————————————————————