Таможенное декларирование товаров в Таможенном союзе
(Искоскова М. В.)
(«Таможенное дело», 2013, N 3)
ТАМОЖЕННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ТОВАРОВ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ
М. В. ИСКОСКОВА
Искоскова Марина Вячеславовна, менеджер таможенного дела, юрист, начальник отдела таможенного законодательства Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии.
Автор ставит своей целью проанализировать, разъяснить и популяризировать вопросы, связанные с таможенным декларированием товаров в Таможенном союзе. В этой статье будут освещены как общие вопросы таможенного декларирования товаров, унифицированные для всех государств — членов Таможенного союза, так и вопросы, в настоящее время отнесенные к национальному сегменту таможенного регулирования в государствах — членах Таможенного союза. Видится, что данная статья будет полезна как для студентов, изучающих учебные дисциплины «Таможенное право», «Внешнеэкономическая деятельность», «Таможенное дело», так и для участников внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова: Таможенный союз, таможенное декларирование, участник внешнеэкономической деятельности, выпуск товаров, ТК ТС, декларация на товары, транзитная декларация.
Customs declaration of goods in the Customs union
M. V. Iskoskova
The author aims at analyzing, explaining and popularizing the issues related to customs declaration of goods in the Customs Union. The article touches upon both general issues of customs declaration of goods, harmonized for all the states-members of the Customs Union, and the issues related at present to the national segment of customs regulation in the states-members of the Customs Union. This article will be useful both for students studying «Customs law», «External economic activity», «Customs affairs», and for participants of external economic activities.
Key words: Customs Union, customs declaration, participant of external economic activity, release of goods, Customs Code of the Customs Union, declaration of goods, transit declaration.
Таможенное декларирование — заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (пп. 27 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, далее — ТК ТС).
При этом под выпуском товаров понимается действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ТС помещению под таможенные процедуры (пп. 5 п. 1 ст. 4 ТК ТС).
В Таможенном союзе правоотношения, связанные с необходимостью помещать товары под таможенные процедуры и, соответственно, с обязанностью осуществлять их таможенное декларирование, возникают при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза. Также необходимость декларировать товары возникает у лиц, если им требуется изменить ранее заявленную в отношении товаров таможенную процедуру на другую таможенную процедуру.
Для более четкого понимания обязанности лиц осуществлять таможенное декларирование товаров следует пояснить значение термина «таможенная граница Таможенного союза». Статья 2 ТК ТС устанавливает, что единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза.
Для таможенных целей все товары подразделяются на две категории: «товары Таможенного союза» и «иностранные товары».
Товары Таможенного союза — находящиеся на таможенной территории Таможенного союза товары:
— полностью произведенные на территориях государств — членов Таможенного союза;
— ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза;
— изготовленные на территориях государств — членов Таможенного союза из вышеуказанных товаров и (или) иностранных товаров и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза (пп. 37 п. 1 ст. 4 ТК ТС).
Соответственно, если товары не могут быть признаны по этим критериям товарами Таможенного союза, они для таможенных целей рассматриваются как иностранные товары.
Естественно, существенным образом отличается и правовой статус этих товаров. Товары Таможенного союза могут свободно перемещаться на единой таможенной территории, и при таком перемещении товаров ТК ТС не предусматривает необходимости совершения с ними каких-либо таможенных формальностей. Иностранные товары находятся под таможенным контролем все время их нахождения на единой таможенной территории Таможенного союза. При этом ТК ТС предусматривает четкий порядок таможенных операций, которые должны быть совершены в отношении иностранных товаров, права и обязанности лиц, обладающих полномочиями в отношении иностранных товаров, и сроки совершения юридически значимых действий.
Таким образом, иностранные товары, ввезенные на единую таможенную территорию Таможенного союза и получившие в соответствии с ТК ТС статус товаров Таможенного союза посредством их таможенного декларирования и помещения под соответствующую таможенную процедуру, получают право свободно перемещаться по всей таможенной территории Таможенного союза, без каких-либо ограничений и выполнения таможенных формальностей. Например, для получения статуса товаров Таможенного союза ввезенные иностранные товары могут быть помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающую, что такие товары будут находиться и использоваться на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению. Следует отметить, что в отношении ввозимых товаров только три таможенные процедуры в соответствии с ТК ТС предусматривают изменение статуса иностранных товаров на товары Таможенного союза — выпуск для внутреннего потребления, отказ в пользу государства и реимпорт.
Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС (п. 1 ст. 179).
Указанными в статье иными случаями являются случаи, когда товары в соответствии с ТК ТС подлежат таможенному декларированию, но не подлежат помещению под таможенные процедуры:
— транспортные средства международных перевозок (глава 48 ТК ТС);
— товары для личного пользования физических лиц (глава 49 ТК ТС);
— припасы (глава 50 ТК ТС).
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Лицами, которые могут вступать в правоотношения, связанные с таможенным декларированием товаров, являются таможенные представители. Таможенным представителем является юридическое лицо государства — члена Таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Институт таможенного представителя определен ст. 12 — 17 ТК ТС, но применяется с учетом особенностей, установленных в каждом государстве — члене Таможенного союза, в силу того, что ТК ТС по достаточно широкому кругу вопросов, связанных, например, с функционированием данного института, порядком включения лиц в реестр таможенных представителей, содержит отсылки к уровню национального таможенного законодательства государств — членов Таможенного союза.
Правомочия лиц выступать в качестве декларанта определяются в соответствии со ст. 186 ТК ТС.
Исходя из общего правила, в качестве декларанта вправе выступать лицо государства — члена Таможенного союза, которое:
— заключило внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена, если товары перемещаются через таможенную границу Таможенного союза в связи со сделкой, заключенной лицом государства — члена Таможенного союза;
— имеет право владения, пользования и (или) распоряжения товарами — при отсутствии внешнеэкономической сделки.
Таким образом, ст. 186 ТК ТС связывает правомочия лиц выступать в качестве декларантов в первую очередь с наличием у этих лиц права собственности на подлежащие таможенному декларированию товары. Проще говоря, правомочия декларанта неотъемлемо связаны с наличием у лица права решать юридическую судьбу товаров вплоть до их уничтожения.
Если при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза отсутствует лицо государства — члена Таможенного союза, п. 2 ст. 186 ТК ТС определены иностранные лица, которые вправе выступать в качестве декларанта, которыми являются:
— физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;
— лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 ТК ТС, к которым относятся дипломатические представительства, консульские учреждения, иные официальные представительства иностранных государств, международные организации, персонал этих представительств, учреждений и организаций, отдельные категории иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами;
— организация, имеющая представительство, созданное на территории государства — члена Таможенного союза в установленном порядке, — при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;
— лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства — члена Таможенного союза.
Для заявления таможенной процедуры таможенного транзита круг лиц, которые правомочны выступать в качестве декларанта, включает в себя всех вышеперечисленных лиц (лица, указанные в п. 1 и 2 ст. 186), а также перевозчика, в том числе таможенного перевозчика и экспедитора, если он является лицом государства — члена Таможенного союза.
Основной сложностью при правильном определении лица, правомочного выступать в качестве декларанта, является необходимость ориентироваться не только на нормы таможенного законодательства Таможенного союза, но и на нормы гражданского законодательства государств — членов Таможенного союза. Так, например, одним из проблемных вопросов в правоприменении является упомянутый в статье термин «внешнеэкономическая сделка», которого нет ни в ТК ТС, ни актах национального законодательства государств — членов Таможенного союза. Пока каждая из стран — участниц Таможенного союза работала в рамках своей национальной таможенной территории, любая сделка, участники которой являлись резидентами разных государств, являлась внешнеэкономической. После создания единой таможенной территории появился вопрос: а возможно ли с точки зрения правомочий лиц выступать в качестве декларантов, признавать внешнеэкономическими сделки, заключенные между резидентами государств — членов Таможенного союза? Если посмотреть на данный вопрос по аналогии с ситуацией, когда существовали национальные таможенные территории, то для таможенных целей важна именно та внешнеэкономическая сделка, в связи с совершением которой товары перемещаются через таможенную границу Таможенного союза. Но в данном случае нельзя забывать, что есть ситуации, когда факт декларирования товаров не связан с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, например, если таможенная процедура временного вывоза либо переработки вне таможенной территории завершается помещением товаров под таможенную процедуру экспорта. Кроме того, не следует забывать, что в ряде случаев товары перемещаются через таможенную границу Таможенного союза не в связи с совершением какой-либо сделки. В целом можно сказать, что ст. 186 ТК ТС дает достаточно универсальный набор вариантов, позволяющих правильно подойти к вопросу определения лица, правомочного выступать в качестве декларанта товаров.
Говоря о правомочиях лиц выступать в качестве декларантов товаров, нельзя не упомянуть, что в переходных положениях ТК ТС об особенностях совершения таможенных операций (ст. 368 ТК ТС) предусмотрено, что до вступления в силу международного договора государств — членов Таможенного союза, допускающего подачу декларации на товары любому таможенному органу на таможенной территории Таможенного союза:
— декларация на товары подается таможенному органу государства — члена Таможенного союза, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров, за исключением случаев, указанных в п. 2 ст. 186 ТК ТС, когда в качестве декларанта могут выступать иностранные лица;
— дипломатические представительства, консульские учреждения, иные официальные представительства и международные организации государств — членов Таможенного союза подают декларацию на товары таможенному органу государства — члена Таможенного союза, на территории которого они находятся.
Наличие в ТК ТС такой переходной нормы обусловлено тем, что на текущем этапе развития Таможенного союза и Единого экономического пространства применяется единое таможенное законодательство, однако другие отрасли законодательства государств — членов Таможенного союза (валютное, финансовое, гражданское, налоговое, банковское и т. д.) не унифицированы. Например, даже параметры, позволяющие идентифицировать налогоплательщиков, в трех странах различны. Не унифицированы ставки налога на добавленную стоимость. Различен порядок регистрации юридических лиц. И еще достаточно много проблем, как юридических, так и организационно-технических, требуют наличия данной переходной нормы в таможенном законодательстве Таможенного союза. Ее наличие в ТК ТС также направлено на создание оптимальных условий таможенного декларирования товаров в Таможенном союзе, а также на обеспечение надлежащего таможенного контроля, в том числе и при проведении таможенного контроля после выпуска товаров. Иначе говоря, в ТК ТС предусмотрено, что хозяйствующие субъекты государств — членов Таможенного союза должны декларировать товары в государствах, резидентами которых они являются. Безусловно, это переходное положение не затрагивает вопрос декларирования товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, а также случаи, когда ТК ТС наделяет полномочиями выступать в качестве декларантов иностранных лиц.
Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной форме с использованием таможенной декларации. Форма декларирования есть не что иное, как способ заявления таможенным органам сведений о товарах, заявляемой таможенной процедуре и всех иных сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации. С учетом международного опыта видится, что существующий уровень развития информационных технологий в государствах — членах Таможенного союза способствует все более широкому применению именно электронной формы декларирования, постепенно вытесняя письменную форму декларирования товаров. Однако существуют ситуации, когда декларанту все же более удобно использовать письменную форму декларирования. Например, при разовых поставках товаров либо при таможенном декларировании товаров низкой стоимости, образцов, рекламных материалов, товаров, предназначенных для проведения выставочных мероприятий. В этих случаях, как правило, применяется упрощенный порядок декларирования товаров, когда в качестве таможенной декларации используются транспортные (перевозочные) коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров (п. 4 ст. 180 ТК ТС).
При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:
1) декларация на товары;
2) транзитная декларация;
3) пассажирская таможенная декларация;
4) декларация на транспортное средство.
Декларация на товары применяется при таможенном декларировании товаров, транзитная декларация — особый вид таможенной декларации, которая используется исключительно при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. Пассажирская таможенная декларация предназначена для таможенного декларирования товаров, предназначенных для личного пользования физических лиц, а декларация на транспортное средство используется при таможенном декларировании транспортных средств международной перевозки. Согласно пп. 39 п. 1 ст. 4 ТК ТС транспортные средства международной перевозки — транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.
Формы и порядок заполнения всех четырех видов таможенных деклараций определены решениями Комиссии Таможенного союза:
— декларация на товары — решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (в ред. от 26.04.2011) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций»;
— транзитная декларация — решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 289 (в ред. от 19.05.2011) «О форме и порядке заполнения транзитной декларации»;
— пассажирская таможенная декларация — решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации»;
— декларация на транспортное средство — решение Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения».
Упрощенный порядок декларирования товаров, когда в качестве декларации на товары используются транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров, содержит решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 263 (в ред. от 02.03.2011) «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары».
Список литературы
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (в ред. от 16.04.2010).
2. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) // Собрание законодательства РФ. 15.12.2003. N 50. Ст. 4850.
4. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ (в ред. от 14.03.2013) // Собрание законодательства РФ. 15.12.2003. N 50. Ст. 4859.
5. Приказ ФТС России от 26.05.2010 N 1022 (в ред. от 20.12.2012) «О сводном перечне нормативно-справочной информации, используемой при предоставлении об освобождении от уплаты таможенных пошлин» // Таможенные ведомости. 2010. Август. N 8 (извлечение — начало); Таможенные ведомости. 2010. Сентябрь. N 9 (извлечение — окончание).
6. Ростовский Ю. М., Гречков В. Ю. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. 2-е изд., с изм. М.: Экономистъ, 2010. 290 с.
7. Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. URL: http://www. garant. ru/.
8. Интернет-портал «Российской газеты» [Электронный ресурс]. URL: http://www. rg. ru/.
9. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant. ru/.
——————————————————————