Предварительное информирование как результат взаимодействия частного и публичного в таможенном законодательстве
(Колесников Г. Г.) («Внешнеторговое право», 2008, N 2)
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧАСТНОГО И ПУБЛИЧНОГО В ТАМОЖЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Г. Г. КОЛЕСНИКОВ
Колесников Г. Г., аспирант кафедры публичного права ГОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет».
Соотношение частных и публичных интересов как принцип таможенного права проявляется в различных таможенных процедурах, нацеленных в конечном итоге на ускорение международного товарооборота и укрепление российской экономики. Сервисная функция таможни, выражающаяся в стремлении качественного предоставления услуг лицам, перемещающим товары через таможенную границу, призвана удовлетворять потребности государства и его граждан. В их числе и желание обеих сторон ускорить процесс таможенного оформления и таможенного контроля. Этому, в частности, способствует система предварительного информирования. В мировой практике показателем высокого уровня развития таможенной службы считается использование ею предварительной информации. Концепция системы предварительного информирования таможенных органов РФ была утверждена Приказом ФТС России от 10 марта 2006 г. N 192. Целью создания данной системы является минимизация угроз для национальной и экономической безопасности Российской Федерации, ускорение внешнеэкономического товарооборота. При этом должны быть решены следующие задачи: 1) создание условий для транспарентности и предсказуемости действий таможенных органов; 2) минимизация времени выполнения таможенных формальностей в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и местах оформления; 3) повышение оперативности управления таможенными органами и эффективности принятия решений должностными лицами таможенных органов посредством предварительного определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки; 4) оптимизация деятельности таможенных органов, распределения людских и материальных ресурсов. В настоящее время данная система не является обязательной для применения всеми лицами, перемещающими товары через таможенную границу, однако ее широкое применение в европейских странах и в США свидетельствует о реальной заинтересованности субъектов в ее использовании в рамках внешнеторгового оборота. Смысл предварительного информирования состоит в том, что сведения о перемещаемом товаре опережают сам груз. Положение п. 2 ст. 72 Таможенного кодекса РФ позволяет перевозчику представить документы и сведения таможенному органу до фактического прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию России. Выигрыш во времени образуется за счет подачи документов и их проверки таможенными органами заранее (до пересечения границы), следствием чего является сокращение издержек частного субъекта путем уменьшения времени нахождения товара в зоне таможенного контроля. Заинтересованное лицо может самостоятельно организовывать обработку и передачу предварительной информации в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов либо воспользоваться услугами лиц, обеспечивающих предоставление комплекса соответствующих информационных услуг. Таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ с использованием предварительной информации, производится при одновременном выполнении следующих условий: а) пограничными таможенными органами получена предварительная информация о товарах и транспортных средствах, ввозимых на таможенную территорию РФ; б) у должностных лиц пограничных таможенных органов имеется возможность сопоставления ранее переданной предварительной информации с перемещаемой партией товаров, на основе указанного в транспортных и товаросопроводительных документах уникального идентификатора партии товаров <1>. ——————————— <1> См.: Инструкция об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, с использованием предварительной информации, утв. Приказом ФТС России от 3 октября 2008 г. N 1230.
При этом ни в коем случае не должно умаляться значение таможенного контроля, однако проверочные мероприятия таможенных органов требуется проводить с учетом системы управления рисками. Для целей таможенного контроля, в соответствии с п. 12 названной Концепции, предварительная информация классифицируется следующим образом: 1) первый уровень — предварительная информация лиц, имеющих низкий коэффициент таможенной устойчивости (КТУ) <2> либо в отношении которых невозможно установить КТУ; ——————————— <2> Порядок определения данного коэффициента регулируется ФТС России в рамках применения системы управления рисками.
2) второй уровень — предварительная информация лиц, имеющих средний КТУ; 3) третий уровень — предварительная информация лиц, имеющих высокий КТУ, а также информация от администрации пункта пропуска; 4) четвертый уровень — предварительная информация лиц, в отношении которых таможенная служба страны экспорта или транзита подтвердила соответствие требованиям национального таможенного законодательства и удостоверила репутацию как добросовестных участников внешнеэкономической деятельности перед ФТС России; 5) пятый уровень — информация таможенной службы страны экспорта или транзита по товарам, перемещаемым определенными лицами, в отношении которых данная таможенная служба и ФТС России совместно подтвердили выполнение национальных таможенных законодательств и удостоверили репутацию как добросовестных участников внешнеэкономической деятельности (во всех остальных случаях предварительная информация таможенной службы страны экспорта или транзита рассматривается как информация третьего уровня). Следует отметить, что подача предварительной декларации, в том числе в электронном виде, рассматривается как повышение предварительной информации на один уровень. При проведении таможенных процедур с использованием предварительной информации обеспечивается дифференцированный подход, означающий реализацию принципа разделения товаропотоков по трем каналам: 1) зеленый канал, выражающийся в производстве приоритетного оформления и использующийся при представлении предварительной информации четвертого и пятого уровня; 2) желтый канал, означающий осуществление ускоренного оформления при представлении предварительной информации первого, второго и третьего уровня; 3) красный канал, тождественный типовому оформлению при отсутствии предварительной информации. В настоящее время апробирование системы предварительного информирования проводится на уровне локальных проектов. Так, «зеленый коридор» действует в Выборге, опыт предварительного информирования имеется и у системы предприятий «РОСТЭК» на базе своего псковского представительства. Субъекты, задействованные в данном процессе, на практике убедились в жизнеспособности, перспективности и результативности данной технологии. Важнейшим критерием здесь выступают существенная экономия времени таможенного оформления в пунктах пропуска и правоприоритетной обработки документов. В этом заинтересованы как частные субъекты, так и таможенные органы. Между тем дальнейшее внедрение предварительного информирования и распространение действия данного процесса на всю территорию России сопряжены с необходимостью решения ряда проблем. Во-первых, до настоящего времени не определен статус документа предварительного информирования. Во-вторых, представление предварительной информации является правом, а не обязанностью субъекта внешнеторговой деятельности. В-третьих, в таможенном законодательстве отсутствуют четкие и ясные правила, гарантирующие приоритетное таможенное оформление для лиц, представивших предварительную информацию. Специалисты признают, что пока предварительное информирование в России находится на этапе становления, и ратуют за установление на законодательном уровне данной процедуры обязательной <3>. Однако опыт показывает, что насаждение сверху тех или иных правил может привести к негативным последствиям, в частности к отторжению их частными субъектами и пробуксовке данного процесса. Представляется, что в ближайшее время следует разработать необходимое программное обеспечение для реализации предварительного информирования, а также подробную технологическую схему его осуществления. Данная система должна быть предложена, а не навязана участникам внешнеторговых отношений. Ее параллельная работа с обычным ходом таможенного оформления позволит частным субъектам сравнить свои издержки. Соответственно, чем больше субъектов воспользуются ею, осознав преимущества, тем активнее будет происходить процесс ее внедрения. ——————————— <3> См.: Дудкова В. Неотвратимость обязательности // Таможня. 2008. N 22. С. 7.
В рамках предварительного информирования решающее значение имеет и введение принципа «одного окна», означающего нахождение на границе двух контролирующих служб — пограничной и таможенной. Необходимым условием данной схемы выступает создание единой базы данных всех контролирующих органов (ветеринарной, санитарной и др.). Отметим, что предварительное информирование не может идти в отрыве от контрольных процедур со стороны таможенных органов. Способ декларирования не должен влиять на эффективность таможенного контроля как средства выявления, пресечения и предупреждения нарушений таможенного законодательства. Так, привлечение декларантов к административной ответственности, например за недостоверное декларирование, возможно при заявлении при предварительном декларировании недостоверных сведений о качественных характеристиках товара, что может послужить основанием уменьшения размера таможенных платежей, подлежащих уплате <4>. ——————————— <4> См., напр.: Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28 декабря 2006 г. N Ф03-А51/06-2/4917 // СПС «КонсультантПлюс».
Таким образом, технология предварительного информирования выгодна участникам внешнеэкономической деятельности, поскольку означает для них значительное сокращение времени и минимизацию затрат. А таможенным органам без современных технологий будет очень трудно справиться с возрастающим потоком импортных товаров. С 1 января 2009 г. внедряется автоматизированный информационный обмен между таможенными службами государств — членов ЕС и ФТС России по товарам, перемещаемым по процедуре МДП (международной дорожной перевозки). В этом проекте примут участие 12 европейских стран, что позволит охватить порядка 70 процентов всех грузоперевозок из Евросоюза в Российскую Федерацию автомобильным транспортом. В заключение хотелось бы отметить, что таможенным органам следует более активно вести разъяснительную работу, пропагандирующую предварительное информирование и разъясняющую его положительные характеристики. В ней могут быть задействованы и таможенные брокеры, оказывающие услуги субъектам внешнеторговой деятельности. В результате активное распространение данного процесса на всей территории страны позволит найти еще одну точку оптимизации баланса между частными и публичными интересами в области таможенного дела.
——————————————————————