К вопросу о финансово-правовых проблемах, волнующих российских и иностранных инвесторов

(Терехова Е. В.)

(«Современный юрист», 2013, N 4 (Октябрь-Декабрь))

К ВОПРОСУ О ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМАХ, ВОЛНУЮЩИХ

РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ

Е. В. ТЕРЕХОВА

Терехова Елена Владиславовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры правового обеспечения экономической деятельности, Российская академия правосудия, Москва.

Статья посвящена проблемным вопросам в области инвестиционной деятельности государства. Рассматриваются финансово-правовые проблемы, волнующие российских и иностранных инвесторов. Анализируются общие тенденции инвестирования в Российской Федерации. В рамках статьи рассматривается деятельность по улучшению инвестиционного климата страны, полномочия государственных структур в данной области. Исследуются способы мобилизации иностранных инвестиций.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, иностранный инвестор, инфраструктурные проекты, инвестиционный климат, способы мобилизации иностранных инвестиций.

The question of financial and legal problems that worry russian and foreign investors

E. V. Terekhova

This article focuses on issues of concern in the investment activities of the state. We consider the financial and legal issues of concern to russian and foreign investors. Analyzes the general trend of investing in the Russian Federation. As part of the article explores the efforts to improve the investment climate in the country, the powers of government agencies in the field. We investigate ways to secure foreign investment.

Key words: investment, foreign investors, infrastructure projects, the investment climate, ways to mobilize foreign investment.

Введение. В России продолжает формироваться экономика с доминирующим производством топливно-энергетических ресурсов, развитой металлургией и производством пищевых продуктов, при этом с символичным производством сложной технической продукции. Понятно, что в этой модели развития практически не находится места для инвестиционной активности в направлении производства продукции с высокой добавленной стоимостью.

Объем инвестиций, направляемых на добычу энергоресурсов, несопоставим с инвестициями, идущими на развитие производства машин и оборудования, образования, научные исследования и разработки.

Наибольший объем инвестиций приходится на транспорт и связь: более 1/5 всех инвестиций в российский основной капитал. За транспортом и связью следуют операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг [1].

Интересным представляется комплексный многомерный подход к оценке инвестиций в форме капитальных вложений, описанный в статье А. Шулуса и В. Шулуса [2]. В указанной статье приводятся первичные данные статистических сборников по различным группам инвестиций. Авторы проводят исследования инвестиций в основной капитал по формам собственности, инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, инвестиций в основной капитал по видам основных фондов, инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности, инвестиций в основной капитал по субъектам Федерации. Анализ статистических данных позволяет сделать вывод, что уровень финансовых потоков со стороны иностранных инвесторов постепенно снижается. Подтверждением указанного факта являются многочисленные проблемы, существующие в российской инвестиционной деятельности, что оказывает существенное влияние на инвестиционный климат в стране.

Основная часть. Рассуждая о проблемах в исследуемой области, укажем общеизвестные, многочисленные проблемы, среди которых: коррупция, нестабильная российская экономика, инфляция и др. При этом существуют более конкретные проблемы, к примеру, одним из самых сложных вопросов для иностранных инвесторов и российских компаний является получение разрешения на строительство. Необходимо больше времени, чтобы построить объект в России, чем в Европе или Китае. Необходимо разработать мероприятия по упрощению процедур в строительстве.

Необходимы сокращение разрешительных процедур законодательства по специальным техническим условиям и по опасным объектам, подготовка новых технических регламентов, упрощение регионального городского планирования и норм, упрощение земельного законодательства и законодательства по использованию земли для промышленного строительства. Нужно увеличить транспарентность по таким вопросам, как энергетика, вода, дороги и так далее. Целесообразно обсуждать строительство «зеленых» предприятий, снижать высокие затраты на промышленные инвестиции. Следует сделать упор на гармонизацию российских технических регулирований по строительству со стандартами ЕС. Необходимо рассмотреть вопрос по поводу возможности принятия европейских кодексов в рамках оздоровления законодательства России по энергоэффективности и устойчивости. Принятие европейских кодексов, которые гибки с точки зрения географии, так как географические условия в Европе также разные и учитывают особенности климата, и которые поддерживают лучшую интеграцию градостроительных элементов и обеспечивают безопасность для всех строений и объектов.

Существуют налоговые проблемы, которые в первую очередь связаны с энергосектором. Целесообразно предоставлять налоговые льготы отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции, с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала. С целью стимулирования инвестиционного воспроизводства предлагается ввести дополнительную льготу на прирост капитальных вложений. Снизить налог на прибыль в соответствии с достигнутым субъектом экономической деятельности уровнем инновационной составляющей: чем выше уровень, тем больше налоговых льгот получает субъект.

Несмотря на проблемы инвестиционной деятельности России в целом, в настоящее время происходят серьезные позитивные изменения, в частности в регулировании инвестиций в стратегическое сырье и минеральную базу [3]. Процентная доля иностранного участия увеличилась с 10 до 25%. К примеру, «Кинросс Голд» получила разрешение от правительства по владению 100% стратегического месторождения.

Далее, подчеркнем позитивный фактор, который отмечают инвесторы, касающийся создания Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, что влияет на развитие межрыночных операций.

Также позитивным считается вектор развития, проявляющийся в снижении административных барьеров, которые наблюдается в союзе, и гармонизации их со стандартами ВТО.

Помимо вышеперечисленного, можно обозначить движущие рычаги инвестиционного прогресса: создание института финансового омбудсмена, назначение инвестиционного омбудсмена, создание Российского фонда прямых инвестиций, разработка и реализация «дорожных карт» по различным секторам экономики.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19 июня 2013 г. N 1012-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации» [4] реализация «дорожной карты» призвана повысить конкурентоспособность российского финансового рынка путем развития современных финансовых продуктов для российских и иностранных участников финансового рынка, привлечь стратегические и портфельные инвестиции, устранить ценовой дисконт стоимости российских финансовых активов, ускорить инвестиционную и деловую активность в экономике и повысить долгосрочную устойчивость финансовой системы Российской Федерации.

Безусловно, развитие исследуемой области происходит через инфраструктурные проекты. России необходимы такие проекты масштабного значения и преимущественно на Дальнем Востоке и в Сибири. Здесь нужно создавать рабочие группы на базе аналитических центров для выявления проблем и постановки стратегических целей в рамках инфраструктурных проектов.

Вместе с тем следует отметить, что общим для регионов является вектор происходящих изменений — перераспределение в их пользу прав и полномочий в сфере инвестиций. Децентрализация стала одним из декларируемых принципов государственной инвестиционной политики. Однако пока этот принцип не получил надлежащего законодательного закрепления и реализуется в основном путем издания многочисленных указов и постановлений по отдельным регионам и субъектам Федерации, зачастую противоречащих федеральным документам и не содержащих ясных критериев принимаемых решений. В результате процесс децентрализации в инвестиционной сфере проходит весьма хаотично.

В целом поддерживается работа по развитию российских регионов. Происходит стабилизация финансового сектора за счет вливания капиталов, в том числе в региональные банки. Поддерживается реальный сектор экономики, открываются кредитные линии на льготных условиях для банков в различных частях страны — в Сибири, на Дальнем Востоке. Необходимо инвестировать в развитие инфраструктуры: к примеру, принимать участие в выпуске облигаций по энергоэффективности, поддерживать развитие портов, поддерживать диверсификацию российской экономики за счет инвестирования различных промышленных проектов.

Не имеет инвестиционной направленности Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, который мог бы стать действенным инструментом региональной инвестиционной политики. Однако средства из него предоставляются нуждающимся и особо нуждающимся регионам с недостаточным уровнем бюджетной обеспеченности, главным образом, на текущие нужды.

В качестве активизации инвестиционной деятельности предлагается сформировать систему мониторинга инвестиционного климата в России. Введение данной системы позволит получить, обобщить результаты по России с учетом региональной специфики и выработать комплекс мероприятий по улучшению инвестиционного климата.

Остановимся на способах привлечения иностранных инвестиций как средств для стимулирования инвесторов. Основными из них являются: кредиты иностранных банков, коммерческие кредиты под государственные гарантии, международный лизинг, эмиссия и размещение корпоративных ценных бумаг, использование соглашений о разделе продукции.

Рассматривая способы мобилизации иностранных инвестиций можно отметить следующие проблемы, к примеру, в рамках банковского кредита. Данный вид кредита доступен только крупным компаниям, капитал и кредитная история которых позволяют им напрямую выходить на зарубежные финансовые рынки. Что касается среднего бизнеса, то иностранные банки опасаются рисков, возникающих при работе с российскими заемщиками. В основном развит такой вид финансовых инструментов, как связанный кредит, который выдается со связывающими условиями, т. е. не только с условием своевременного возврата ссуды и выплаты процентов по ней, но и с дополнительными условиями, выдвигаемыми кредитором, например, целевым использованием путем закупки оборудования у конкретных поставщиков.

Следующим способом мобилизации иностранных инвестиций являются еврооблигации. Совершенно новый инструмент на российском рынке. Преимуществами выпуска еврооблигаций считается доступ к широкому кругу инвесторов, более низкая стоимость, чем на внутреннем рынке, диверсификация источников заимствования, долгосрочный характер. Несмотря на преимущества, присутствуют и проблемы, заключающиеся в привлечении инвестиционных ресурсов для очень крупных предприятий, так как эмиссия сопряжена с достаточно большими затратами.

Эмиссия и размещение акций. Достаточно востребованным среди российских эмитентов становится механизм IPO (первичное публичное размещение акций). Происходит определенный рост компаний, размещающих свои акции на мировых и российских фондовых биржах. К компаниям, выходящим на IPO, предъявляются обязательные требования к прозрачности эмитента. Основная проблема на российских площадках заключается в том, что российские компании не отвечают необходимым требованиям по мировым стандартам для фондовой торговли.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 22 февраля 2013 г. N 226-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра» предлагается упрощение процедур размещения акций кредитных организаций среди широкого круга инвесторов через реализацию мер, направленных на обеспечение благоприятных условий публичного размещения акций, а также упрощение процедуры регистрации эмиссии ценных бумаг [5].

Одним из механизмов привлечения иностранных инвестиций является использование соглашений о разделе продукции [6]. Механизм раздела продукции, лежащий в основе соглашения о разделе продукции, предполагает, что чем выше доходность деятельности инвестора, тем больше доля произведенной продукции, получаемой государством в результате ее раздела.

Далее, акцентируем внимание на органах государственной власти, реализующих полномочия в рамках развития инвестиционной деятельности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 1141 «О Консультативном совете по иностранным инвестициям в России» [7] Совет подготавливает предложения, направленные на повышение инвестиционной привлекательности экономики Российской Федерации в рамках приоритетных направлений деятельности Совета и проблем иностранных организаций — инвесторов; утверждает ежегодно перечень приоритетных направлений своей деятельности, исходя из приоритетов развития экономики Российской Федерации и наиболее существенных проблем, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы.

В разработке предложений по улучшению инвестиционного климата в России с учетом рекомендаций Совета участвует Российский центр содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики РФ.

На основании Постановления Правительства РФ от 30 июня 1995 г. N 657 «О Российском центре содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики Российской Федерации» [8] основными задачами Центра являются информационно-консультативное содействие иностранным инвесторам и российским организациям на всех этапах реализации инвестиционных проектов; маркетинг федеральных и региональных инвестиционных программ и проектов за рубежом; разработка и реализация рекламной и информационной стратегии по улучшению образа жизни России как страны, принимающей инвестиции; представление федеральным органам государственной власти обобщенной информации, связанной с иностранными инвестициями, и др.

На наш взгляд, с целью оптимизации управления процессом привлечения иностранных инвестиций представляется обоснованным создать единый федеральный орган исполнительной власти, управляющий иностранными инвестициями.

Заключение. Объем иностранных инвестиций в Россию в последние годы постепенно растет, прослеживается тенденция повышения доли прямых инвестиций в общем объеме привлеченных иностранных инвестиций. Однако, несмотря на позитивные факторы, масштабы иностранных инвестиций не соответствуют экономическому потенциалу страны. Данный фактор свидетельствует о необходимости дальнейшей разработки комплекса мер, направленных на стимулирование активности привлечения инвестиций в страну.

И все же существует проблема, которая заключается в борьбе со стереотипом, что в России нужно инвестировать только в нефть, газ и другие природные ресурсы. С другой стороны, сегодня все уже понимают, что это не так, но тем не менее стереотип действует, а члены Консультативного совета по иностранным инвестициям прекрасно понимают, что есть долгосрочные перспективы для инвесторов, которых нет в других странах [9].

Выводы. В итоге можно сделать вывод, что необходимо поддерживать диверсификацию российской экономики, повышать энергоэффективность, развивать рынок внутреннего капитала, осуществлять инфраструктурные проекты, без которых затруднено экономическое развитие. Совершенствовать способы привлечения иностранных инвесторов (механизмы финансирования), адаптируя финансовые процессы под стандарты международного финансового рынка.

Список литературы

1. Алексеев А., Кузнецова Н. Инвестиционный процесс в российской экономике в условиях неустойчивого экономического роста // Инвестиции в России. 2011. N 3.

2. Комплексный многомерный подход к оценке инвестиций в форме капитальных вложений // Инвестиции в России. 2013. N 2.

3. Терехова Е. В. Инвестиционные проблемы в сфере минерально-сырьевой базы России // Экономика. Налоги. Право. 2013. N 3. С. 61 — 65.

4. СЗ РФ. 2013. N 26. Ст. 3371.

5. СЗ РФ. 2013. N 9. Ст. 979.

6. Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18.

7. СЗ РФ. 2010. N 2. Ст. 203.

8. СЗ РФ. 1995. N 28. Ст. 2683.

9. Проблема современной России: «средненький» инвестиционный климат // Инвестиции в России. 2012. N 11.

References

1. Alekseev A., Kuznetsova N. Investment process in the Russian economy in the conditions of unstable economic growth // Investment in Russia. 2011. N 3.

2. An integrated multi-dimensional approach to the evaluation of investments in the form of capital expenditure // Investments in Russia. 2013. N 2.

3. Terekhova E. V. Investment problems in the field of mineral resources in Russia // Economy. Taxes. The right. 2013. N 3. P. 61 — 65.

4. CL. 2013. N 26. Art. 3371.

5. CL. 2013. N 9. Art. 979.

6. The Federal Law of 30.12.1995 N 225 «About agreements in the sharing of production» // CL. 1996. N 1. Art. 18.

7. CL. 2010. N 2. Art. 203.

8. CL. 1995. N 28. Art. 2683.

9. The problem of contemporary Russia: «mediocre» investment climate // Investment in Russia. 2012. N 11.

——————————————————————