Антидемпинговое регулирование в России и за рубежом

(Белов А. П.) («Право и экономика», N 8, 2000)

АНТИДЕМПИНГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

А. П. БЕЛОВ

Белов Анатолий Павлович Специалист по вопросам внешнеэкономической деятельности. Заслуженный юрист РСФСР. Родился в 1927 г. в Москве. В 1950 г. окончил Московский институт внешней торговли. За время трудовой деятельности работал в системе Министерства внешней торговли СССР — в центральном аппарате, а также во внешнеторговых объединениях (1950 — 1982). Работал за рубежом: 1951 — 1954 гг. — в Румынии, 1965 — 1969 гг. и 1982 — 1987 гг. — в США. В 1987 — 1992 гг. — начальник Управления правового обеспечения внешнеэкономических связей Министерства юстиции СССР. В настоящее время преподает в вузах курс правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Является арбитром Коммерческого арбитража при Московской торгово — промышленной палате. Автор множества научных работ, опубликованных в различных научных журналах в России и за рубежом.

Демпинг представляет собой одну из форм недобросовестной конкуренции, нарушающих свободу предпринимательской деятельности на международном рынке товаров путем применения недозволенных методов ведения внешней торговли. Английским термином «демпинг» (Dumping) обозначается поставка крупных партий товара по бросовым ценам с целью засорить рынок импортера, создать хаос на нем, чтобы захватить рынок соответствующего товара, устранив с него конкурентов. Естественно, что это зло не может оставаться безнаказанным, и поэтому все государства, в том числе и Россия, обладают законодательством, направленным на недопущение продажи товаров иностранным экспортером на своем рынке по бросовым (демпинговым) ценам и пресечение таких продаж с помощью применения так называемых антидемпинговых пошлин. Антидемпинговое регулирование осуществляется как с помощью национального законодательства соответствующей стороны, так и на основе международных договоров. Рассмотрим этот вопрос в историческом аспекте. В СССР вообще не было антидемпингового законодательства, поскольку товары закупались за границей государственными организациями по принципу «чем дешевле, тем лучше». Однако если речь шла об экспорте, то чтобы товар было легче продать на иностранном рынке за валюту, в которой страна всегда нуждалась, экспорт ряда товаров осуществлялся по низким ценам для преодоления высоких таможенных барьеров. Это приводило к возбуждению в иностранных государствах (странах ввоза наших товаров) антидемпинговых расследований с целью обложения таких товаров антидемпинговой пошлиной, чтобы воспрепятствовать советскому экспорту. После распада СССР и начала перехода России к рыночной экономике положение в этой области хотя и изменилось, но не очень, так как в иностранных государствах (США, страны ЕС) по-прежнему продолжаются антидемпинговые расследования в отношении целого ряда товаров, экспортируемых из России. В иностранных государствах были возбуждены многочисленные «антидемпинговые процедуры», затрагивающие экспорт важных для России товаров. За последние годы были возбуждены антидемпинговые расследования в отношении более 20 видов товаров. В США они касались урана, ферросилиция, карбамида, металлургической продукции, в странах ЕС — удобрений, ферросплавов, металлов и ряда других. Однако в Российской Федерации антидемпинговые расследования в отношении импортируемых товаров почему-то не проводятся. Поскольку вопрос о демпинге касается в первую очередь российских экспортеров, а также производителей товаров и импортеров, ниже будут рассмотрены основные проблемы демпингового регулирования в России и в некоторых иностранных государствах: российские предприниматели должны знать и не нарушать антидемпинговое законодательство иностранных государств при экспорте своих товаров, а в случае демпингового ввоза должны быть в состоянии принять ответные меры в соответствии с законом. Случаи поставок на российский рынок товаров по бросовым ценам могут причинить российской экономике и конкретному предпринимателю (предпринимателям) тяжелый экономический урон. Чтобы не допустить всего этого, ниже рассматриваются вопросы защиты от демпинга, в которых российские предприниматели должны хорошо ориентироваться.

АНТИДЕМПИНГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ

Оно во многом схоже с таковым в иностранных государствах. Можно сказать, что многие основные вопросы демпинга решаются единообразно. Это объясняется тем, что Россия готовится вступить в ГАТТ/ВТО, в документах которых действует регулирование антидемпинговых процедур, применяемых на мировой основе. Основу антидемпингового регулирования в России составляет Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (далее — Закон), а также иные нормативные акты, принятые на его основе. Закон устанавливает меры по защите экономических интересов Российской Федерации, определяет порядок их введения и применения. Одной из основных целей Закона является защита отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. Закон, однако, не распространяется на внешнюю торговлю услугами, объектами интеллектуальной собственности, а также на осуществление инвестиций и валютного контроля. Антидемпинговому производству в Законе посвящена глава III «Антидемпинговые меры» (ст. 2, 7 — 11). Основные положения главы III Закона сводятся к следующему. Демпинговый импорт товара — это импорт товара по экспортной цене ниже его нормальной стоимости. Нормальная стоимость товара — это цена аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в государстве производителя или экспортера товара при обычном ходе торговли таким товаром. В статье 8 Закона определяется разница в ценах, т. е. вводится понятие «демпинговая маржа». Она определяется на основе сопоставления нормальной стоимости товара, являющегося предметом антидемпингового расследования, в государстве экспортера и экспортной цены указанного товара. Для введения антидемпинговой пошлины недостаточно установить сам факт продажи по цене ниже нормальной стоимости товара. Необходимо еще определить наличие существенного ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта. Особенности определения существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения устанавливаются Правительством РФ. В чем они состоят? Во исполнение указанного Закона Правительство РФ Постановлением от 16 февраля 1999 г. N 183 утвердило Положение об особенностях определения существенного ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта. В Положении, в частности, установлено, что определение существенного ущерба осуществляется в ходе расследования, проводимого Министерством торговли РФ (теперь Министерством экономического развития и торговли), и должно основываться на результатах анализа: — объемов демпингового импорта, — влияния такого импорта на цену аналогичного товара, — воздействия демпингового импорта на отрасль российской экономики. Каждый из этих показателей тщательно исследуется, хотя другие показатели и факторы не должны исключаться. Между демпинговым импортом и ущербом должна быть установлена причинно — следственная связь или ее отсутствие. Что касается определения угрозы существенного ущерба, то оно должно основываться на фактах, а не только на прогнозах, вероятных оценках и предположениях. Согласно ст. 11 Закона антидемпинговые меры применяются только на основании результатов антидемпингового расследования, установившего причинно — следственную связь между демпинговым импортом товара и причинением существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозой его причинения. Очевидно, что для введения антидемпинговых пошлин необходимы два основания — ввоз товара в Российскую Федерацию по демпинговым ценам и причинение этим существенного ущерба отрасли. Ставка антидемпинговой пошлины не должна превышать размера демпинговой маржи. Если будет установлено, что существенный ущерб отрасли российской экономики не причинен, демпинговая маржа не превышает 2% либо объем демпингового импорта товара из соответствующего государства не превышает 3% объема импорта данного товара, то антидемпинговая пошлина не вводится, а если в ходе расследования была введена временная пошлина, то она подлежит возвращению. Согласно Таможенному кодексу РФ антидемпинговая пошлина, если она вводится, уплачивается непосредственно декларантом, каковым является импортер данного товара. И еще одно обстоятельство, касающееся возможности прекращения антидемпингового расследования. Согласно п. 6 ст. 11 Закона антидемпинговое расследование может быть прекращено при получении в письменном виде от иностранного экспортера добровольно принятого им на себя обязательства об отказе от демпинговых цен или о сокращении в приемлемом объеме демпингового импорта. При нарушении принятого обязательства Правительство РФ может немедленно ввести антидемпинговую пошлину. О порядке проведения расследования. Сам Закон не устанавливает порядок проведения антидемпингового расследования. В нем, однако, содержится отсылочная норма, согласно которой Правительство РФ определяет орган исполнительной власти, ответственный за проведение расследований, и устанавливает порядок проведения расследований, предшествующих введению антидемпинговых мер. Такой орган и порядок расследований определены Правительством РФ в Постановлении от 11 марта 1999 г. N 274, которым утверждено Положение о проведении расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер. Согласно Положению федеральным органом власти, ответственным за проведение расследования, является Министерство торговли РФ (теперь это Министерство экономического развития и торговли — далее в тексте будем говорить о Минторге России). Основные условия этого Положения сводятся к следующему: 1) расследование о демпинге проводится на основании заявления, подаваемого в Минторг России от имени отрасли российской экономики по поручению Правительства РФ или по заявлению органа исполнительной власти субъекта РФ. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в приложении 2 Положения; 2) по результатам рассмотрения заявления о наличии или отсутствии оснований для расследования Минторг России в течение 30 дней с даты получения заявления вносит в установленном порядке на рассмотрение Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно — тарифной политике предложение о проведении расследования или об отказе в расследовании; 3) информация о проведении расследования подлежит опубликованию. Заинтересованные лица (иностранные экспортеры и др.) также информируются о начале расследования, и им предлагается представить в Комиссию необходимые материалы, относящиеся к демпингу; 4) информация, предоставляемая заинтересованными лицами, является конфиденциальной; 5) срок проведения расследования по демпингу не должен превышать 12 месяцев; 6) по результатам расследования Минторг России представляет в установленном порядке в Правительство РФ предложения о применении антидемпинговых мер, подготовленные в форме доклада. Доклад должен содержать, в частности, описание предлагаемых мер по защите экономических интересов Российской Федерации, а именно: антидемпинговых мер, которые могут быть реализованы посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной, либо путем принятия иностранным экспортером обязательства о прекращении поставок товаров на российский рынок по демпинговым ценам; 7) согласно Положению по просьбе заинтересованных лиц Правительством РФ может быть принято решение о проведении повторного расследования при наличии к тому оснований и по предложению указанной выше Комиссии.

АНТИДЕМПИНГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И В МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ

Регулирование антидемпинга в ГАТТ/ВТО

Как известно, Россия сделала заявку о присоединении к ГАТТ (теперь ВТО — Всемирная торговая организация). Процедура присоединения к ВТО сложная и длительная. Цель — эффективная интеграция России в мировую экономику. Это глобальная задача. Более конкретная — получение лучших и недискриминационных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки, содействие развитию экспорта и обеспечение достаточной степени защищенности российских производителей в условиях рыночной экономики на основе применения норм и правил, действующих в ВТО как всемирной международной организации. Всемирная торговая организация представляет собой многостороннее генеральное соглашение, правилами которого регулируется свыше 90% мировой торговли товарами и услугами. К Соглашению об учреждении ВТО прилагается множество многосторонних соглашений по торговле товарами. Среди них — Соглашение по применению статьи VI ГАТТ-94 («Антидемпинговые процедуры»). Присоединившись к ВТО, мы должны принять принципы и нормы этого антидемпингового соглашения.

Антидемпинговое регулирование в Европейском Союзе

В странах ЕС антидемпинговое регулирование осуществляется в основном в соответствии со ст. VI Соглашения ГАТТ 1947 г. с последующими изменениями и дополнениями, которые принимались в ходе целого ряда «раундов», постоянно проводящихся в рамках ГАТТ. Особенностью в области применения антидемпинговых мер в Европейском Союзе является то, что компетенция по данному вопросу принадлежит не государствам — членам ЕС, а Европейскому Союзу в лице уполномоченных органов. Это положение вытекает из общих принципов Римского договора о создании ЕЭС. Что касается демпинга, то специальный орган ЕС — Комиссия — решает вопрос о возбуждении дела и проведении антидемпинговых расследований. При определенных условиях Комиссия вправе вводить временные антидемпинговые пошлины. Пошлины вводятся Советом ЕС по предложению Комиссии. Оба органа (Совет ЕС и Комиссия ЕС) являются главными законодательными органами ЕС. Государства — члены ЕС также участвуют в антидемпинговой процедуре, но в рамках Консультативного комитета (Антидемпинговый комитет), который возглавляется председателем Комиссии. Основная функция этого комитета состоит в выработке решения при рассмотрении конкретного дела. Решения Комиссии и Совета о наложении антидемпинговой пошлины могут быть обжалованы в Суд ЕС. Основа антидемпинговой процедуры в ЕС 1. Процедура начинается с подачи жалобы в Комиссию. Для принятия жалобы к рассмотрению необходима ее поддержка представителями промышленности, на долю которой приходится более 50% общего объема производства аналогичного товара. 2. Жалоба должна содержать доказательство наличия демпинга и материального ущерба от него для промышленности стран ЕС. 3. До начала процедуры проводятся консультации с Консультативным комитетом. 4. После указанных консультаций Комиссия начинает антидемпинговую процедуру. Она обязана: — в течение 45 дней после подачи жалобы опубликовать извещение об этом в официальном издании ЕС; — представить отчет Совету; — уведомить заинтересованные стороны; — начать расследование. Для получения необходимой информации сторонам рассылаются анкеты по стандартной форме. Срок представления ответов — 30 дней. 5. После получения ответов на анкеты Комиссия производит их изучение и проверку. 6. После проверки в Комиссии проводится слушание дела с участием всех заинтересованных сторон. 7. Расследование должно завершиться в срок, не превышающий 18 месяцев. Для введения антидемпинговой пошлины необходимо наличие двух составляющих: демпинга и ущерба промышленности ЕС. Согласно Постановлению ЕЭС от 17 сентября 1984 г. товар считается демпинговым, если экспортные цены товара, поставляемого в ЕС, меньше сравнимой цены на аналогичный товар при обычных условиях торговли в экспортирующей стране. Для введения антидемпинговой пошлины кроме наличия демпинга также необходимо и причинение материального ущерба производителю аналогичного товара в ЕС демпинговым импортом. При отсутствии какого-либо из указанных компонентов дело может быть прекращено. Оно может быть также прекращено, если экспортер примет обязательство прекратить экспорт в страны ЕС или увеличить цену до нормальной. Введение временных антидемпинговых пошлин принимается Комиссией, постоянных — Советом по представлению Комиссии. Решение оформляется постановлением и публикуется. Пошлина уплачивается импортером. Законодательством ЕС допускается пересмотр принятого решения (изменение обстоятельств, принятие экспортером обязательств и ряд других). Нужно отметить, что ЕС довольно жестко защищает свой рынок от демпингового импорта. Так, уже в течение пяти лет действуют антидемпинговые пошлины на экспорт из России в страны ЕС минеральных удобрений — хлористого калия, который длительное время поставлялся из России в страны ЕС. Однако ограничения на экспорт российского ферросилиция (1995 г.) Советом были сняты.

Антидемпинг в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом

Между Россией и Европейским Союзом на острове Корфу (Греция) 24 июня 1994 г. было заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Соглашение ратифицировано Российской Федерацией, а также 15 странами — членами ЕС. Оно вступило в силу с 1 декабря 1997 г. Заключение такого Соглашения очень важно для России, ибо создается надежная правовая основа многообразного сотрудничества между Россией и ЕС, которая становится формально такой же, как и в отношениях между ЕС и США, ЕС и Японией. Этот документ всесторонен, он охватывает все сферы внешнеэкономических связей. Соглашение регулирует также вопросы, касающиеся демпинга, определяет правила и процедуры применения антидемпинговых мер путем прямой отсылки к соответствующим положениям ГАТТ и Антидемпингового кодекса ГАТТ. Россия и Европейский Союз приняли по этому вопросу совместную декларацию, в которой говорится об обязательном учете естественных конкурентных преимуществ производителей, чей товар обвиняется в демпинге, включая доступ к сырьевым материалам, процесс производства, близость производства к заказчику и специальные характеристики товара. В связи с этим условия применения антидемпинговых мер приобретают предсказуемый для России характер. Более того, Соглашение в данном аспекте идет дальше обычной практики, фиксируя необходимость консультаций до принятия окончательных мер с целью нахождения конструктивного решения. Важно также отметить, что до последнего времени Европейский Союз, рассматривая Россию как страну с государственной системой торговли, категорически отказывался от учета естественных конкурентных преимуществ России. Большое значение для отношений Российской Федерации с Европейским Союзом имеет вопрос о сближении законодательства сторон. В этой связи Россия зафиксировала в Соглашении стремление к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством ЕС в различных областях. При этом нужно иметь в виду, что законодательство ЕС соответствует международным нормам и правилам ГАТТ/ВТО, где регулируются на многосторонней основе вопросы антидемпинга.

Вопросы конкуренции в СНГ

В Соглашении о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности от 15 мая 1992 г. прямо не предусмотрены вопросы о демпинге во внешней торговле СНГ. Однако в нем имеется ст. 4, которая, хоть и косвенно, говорит о недопущении недозволенной конкуренции. В этой статье установлено, что «Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать между собой для устранения некорректной конкуренции на рынках третьих стран».

Соединенные Штаты Америки

Основными нормативными актами, регулирующими демпинг, являются Закон о тарифе 1930 г. (с изменениями) и Антидемпинговые правила, принимаемые Министерством финансов США. Демпингом признается продажа иностранным экспортером товара на рынке США по цене ниже так называемой справедливой цены, в случае если такие продажи причинили материальный ущерб промышленности США или создали угрозу такого ущерба. Факт продажи товара по цене ниже «справедливой» определяется путем соответствующего расследования управлением международной торговли (УМТ) Министерства торговли США, а факт ущерба — комиссией по международной торговле США (КМТ). Определение факта продажи по цене ниже «справедливой» осуществляется путем сравнения «американской» цены (продажная цена экспортера) со «справедливой» ценой. Согласно закону «справедливой» ценой является: — цена «нетто франко завод» в стране экспортера, по которой товар предлагается внутренним покупателям; — цена, по которой экспортер осуществляет поставки товара в третьи страны, если данный товар на внутренний рынок не поставляется. Этот принцип применяется в случае, если товар поставляется в США из стран с рыночной экономикой. Если товар экспортируется в США из стран с нерыночной экономикой, то законом предусмотрен иной принцип сравнения цен. В таких случаях «справедливой» является цена в той стране с рыночной экономикой, где условия изготовления и сбыта товара подобны условиям, существующим в соответствующей стране с государственной экономикой. Такая страна — «заменитель» (surrogate country) определяется жалобщиками и расследующими органами. Наличие ущерба будет считаться доказанным, если КМТ установит, что импорт в США является основной причиной материального ущерба промышленности США в целом, а не отдельным фирмам. Такими причинами, в частности, являются сокращение производства, доли участия на рынке, прибылей, производительности, использования производственных мощностей. Расследование о демпинге начинается с подачи жалобы заинтересованной стороной одновременно в УМТ и КМТ. Окончательное решение по жалобе УМТ должно вынести в течение 235 дней, а КМТ — в течение 280 дней. При положительном решении обоих органов о наличии демпинга Министерство торговли США издает об обложении импортированного товара антидемпинговой пошлиной, которая определяется разницей между «справедливой» ценой и ценой, по которой товар поставляется в США. Любая сторона может обжаловать решение об обложении антидемпинговой пошлиной в федеральный суд по международной торговле. Если решение УМТ и КМТ отрицательное и демпинг не установлен, то дело прекращается и об этом публикуется информация. Практика показывает, что антидемпинговые расследования в США носят постоянный характер. Не выдерживая конкуренции иностранных экспортеров на своем рынке, американские монополии используют с помощью антидемпингового законодательства средства борьбы со своими иностранными конкурентами, ставя перед ними преграду в виде антидемпинговых пошлин. Особенно острую борьбу американские производители ведут на рынке металлургической продукции. Надо прямо сказать, что борьба с иностранными конкурентами в США — это борьба не правовыми средствами с помощью закона, а с помощью политического выбора администрации США по отношению к различным странам. Вот один из наглядных примеров такой политики в сфере «борьбы» с иностранным импортом: «Решения по режиму экономических отношений с зарубежными странами для США — это всегда инструмент глобальной политики. Примеров тому масса: санкции в отношении Ирана, Ирака, Ливии, Югославии; преференции для Китая; финансовая помощь Мексике и т. д. Вот и сейчас: бразильских металлургов, в отношении которых антидемпинговое расследование велось параллельно с российским, решено с американского рынка не изгонять… Вашингтон решил вытаскивать Бразилию из кризиса. На Россию же махнули рукой. Ее не просто лишают возможности экспортировать сталь. Москву лишают валюты, необходимой для выплат по внешним долгам <*>». ——————————— <*> Россию отгораживают стальным занавесом: Минторг США вытесняет наших металлургов с рынка // Известия. — 1998. — 25 ноября.

Еще один пример. Как сообщали «Финансовые известия», администрация США объявила, что начинает 16 новых антидемпинговых расследований против 12 стран, поставляющих США холодный стальной прокат. Эти страны — Аргентина, Бразилия, Китай, Индонезия, Япония, Словакия, ЮАР, Тайвань, Таиланд, Турция, Венесуэла и Россия <*>. Проблема неминуемо выходит на самый высокий политический уровень. ——————————— <*> Финансовые известия. — 1999. — 24 июня.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

I. Анализ показывает, что антидемпинговое законодательство России и иностранных государств во многом является схожим и имеет достаточно общих черт. Многие вопросы практически одинаково регламентируются, например: понятие демпинга и ущерба экономике (промышленности), порядок антидемпингового регулирования, порядок принятия решений о введении или невведении антидемпинговой пошлины, порядок пересмотра решений и другие вопросы, хотя в законодательстве каждой страны есть своя специфика. Имеются и некоторые различия в регулировании, в том, например, что касается России. К ним, в частности, можно отнести следующие: — антидемпинговое законодательство России не допускает возможности обжалования решений о введении антидемпинговой пошлины в судебном порядке; — заявление об антидемпинговом расследовании в России принимается только от имени отрасли российской экономики или от органа исполнительной власти субъекта РФ. Получается, что сами российские производители товара, которых затронул импортный демпинг (юридические или физические лица — предприниматели), такого права не имеют, что вряд ли правильно. II. Вступление России в ВТО в качестве полноправного члена будет означать, что в отношении России будет применяться Антидемпинговый кодекс, являющийся частью ГАТТ, и тогда все вопросы об антидемпинговых мерах будут регулироваться единообразно на общей для всех международно — правовой основе. III. Поскольку антидемпинговые расследования затрагивают не только конкретных производителей товара, но и государства в целом, такие вопросы могут разрешаться и разрешаются как в установленном законом порядке, так и на официальной основе, т. е. путем переговоров заинтересованных правительств стран, вовлеченных в антидемпинговые расследования, и такие переговоры иногда завершаются урегулированием спорных вопросов на взаимоприемлемой основе (принятие обязательств о прекращении или сокращении объема поставок соответствующих товаров по демпинговым ценам или путем добровольного установления импортных квот на ввоз данного товара).

Истоки демпинга

Поставки товаров на иностранные рынки по демпинговым ценам могут иметь двоякое происхождение. А. Преднамеренный экспорт товара по бросовым ценам в больших количествах и в течение длительного времени с целью захвата иностранного рынка и вытеснения конкурентов. Это типичный случай нарушения принципа конкуренции с применением не дозволенных законом методов ведения торговли (недобросовестная конкуренция). Иногда в качестве «оправдания» подобных действий экспортеры ссылаются на высокие импортные пошлины на данный товар в стране ввоза. В этом случае, чтобы иметь возможность поставить товар на иностранный рынок, значительно снижаются цены на него, иначе иностранный покупатель такой товар не будет закупать вообще, ибо он окажется неконкурентоспособным. Однако все подобные «доводы» не служили и не могут служить оправданием для демпинга, и государство — импортер применяет в подобных случаях свое законодательство о защитных мерах при демпинге. Так это делается, и это нормально и правомерно. Б. Экспорт товара по заниженным ценам без предварительного намерения «демпинговать» иностранный рынок. Сюда относятся незнание уровня цен и общей ситуации на рынке импортера в отношении данного товара. Нужно при этом отметить, что если товар экспортируется в небольших количествах, но по ценам, которые могут быть признаны «демпинговыми», то обвинений в демпинге может не последовать, поскольку в подобных случаях будут отсутствовать два важнейших критерия для применения антидемпинговых мер: сам факт поставки товара по демпинговым ценам и одновременно факт причинения ущерба экономике страны импорта. Для того чтобы российский импортер ориентировался в этом вопросе и мог избежать применения к себе антидемпинговых мер, он должен знать, как не допустить обвинений в демпинге при экспорте своих товаров в иностранное государство.

Некоторые способы защиты российских экспортеров от обвинений в демпинге (превентивные меры)

Практика расследования в иностранных государствах обвинений российских экспортеров в демпинге показывает, что в ряде случаев такие обвинения явились результатом незнания экспортером условий местного рынка, уровня конкуренции, уровня мировых цен, да и просто незнания антидемпингового законодательства страны импорта. Чтобы не допустить антидемпинговых расследований при экспорте российских товаров, экспортеру следует опираться на существующую мировую практику применения мер по защите, которая в основном сводится к следующему (перечисленные меры не являются исчерпывающими). — При проведении переговоров с иностранным контрагентом — импортером о заключении долгосрочного экспортного контракта на поставку товаров в крупных объемах целесообразно предварительно ознакомиться с антидемпинговым законодательством страны ввоза данного товара. Это позволит российскому импортеру сориентироваться и не допустить ошибок при определении цен на экспортируемый товар. Ознакомление с указанным законодательством позволит также уяснить все вопросы, которые могут касаться возможных антидемпинговых мер против российского экспортера: понятие демпинга и материального ущерба; случаи, не подпадающие под демпинг; порядок возбуждения антидемпинговых расследований и прочее, о чем в общей форме говорится выше. Надо также иметь в виду, что иностранный импортер сам заинтересован в том, чтобы не допустить демпинга, и он является одной из важнейших фигур в сделке, поскольку антидемпинговая пошлина, если она вводится, должна оплачиваться импортером. Поэтому ценовые условия контракта в одинаковой мере касаются как экспортера, так и импортера. С антидемпинговым законодательством российского экспортера, естественно, должен ознакомить его контрагент. — При осуществлении экспортных операций на постоянной основе экспортер должен проводить разумную ценовую политику. Нельзя допускать применения низких цен, могущих послужить основанием для признания демпинга. Экспортные цены обычно определяются с учетом цен на конкурирующую продукцию. Если имеются факторы, позволяющие обосновать экономически более низкие цены, то их обычно используют, например высокое качество исходного сырья, низкие издержки его производства (близость к месту изготовления продукции из этого сырья) и прочее. Антидемпинговое законодательство может учитывать эти факторы. — Важным вопросом является маркетинг, т. е. изучение экспортером рынка импортера во всей его совокупности: общий объем импорта данного товара в стране ввоза, наличие конкуренции, уровень потребности страны ввоза в данном товаре, конкурентные цены (внутренние и мировые) и прочее. — Если возникает угроза антидемпингового расследования, то э кспортеру желательно договориться с конкурентами и принять необходимые меры, чтобы не допустить расследования. С этой целью следует также использовать авторитет и влияние импортера, включая получение от него необходимой коммерческой и правовой информации. — При возбуждении антидемпингового расследования экспортеру надлежит уведомить Минторг России на предмет получения от него консультаций и необходимой помощи по защите своих интересов. Есть еще одно очень важное обстоятельство. Как говорилось выше, возбуждение антидемпинговых расследований в иностранном государстве против российских экспортеров затрагивает не только данных экспортеров, но и страну в целом. Поэтому Правительством РФ к российским экспортерам, прибегающим к недозволенной недобросовестной коммерческой практике, могут применяться административные меры воздействия. Они предусмотрены в Постановлении Правительства РФ от 2 декабря 1993 г. N 1248 «О мерах по урегулированию торговых споров». Среди таких мер — поручение Минторгу России и Минэкономики России ограничивать поставки определенных товаров, в отношении которых имеется угроза применения антидемпинговых мер, лишение экспортера лицензий на вывоз товара и другие. Наряду с этими санкциями Постановлением предусмотрено оказание экспортерам различной помощи, в том числе правового характера, и консультаций.

——————————————————————