Деятельность иностранных инвесторов в Российской Федерации: правовые проблемы

(Талапина Э. В.) («Законодательство и экономика», N 7, 2001)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Э. В. ТАЛАПИНА

Э. В. Талапина, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права РАН.

Внешняя политика России (равно как и любого другого государства), ее отношения с любыми внешними элементами зависят от внутренних событий. Тем не менее такая наиболее стабильная и довольно самостоятельная сфера общественной жизни, как экономика, всегда весьма благосклонно относилась к различным формам кооперации. В нынешнюю эпоху интеграции мировых экономик вопросы сотрудничества хозяйствующих субъектов различных стран особо значимы и актуальны. Для России такие вопросы имеют и собственное звучание: с одной стороны, необходимо участие иностранного капитала в становлении российской экономики, с другой — государственные интересы диктуют необходимость протекционизма в отношении отечественных инвесторов. Общеизвестно, что российское законодательство нового периода отличается множеством нестыковок и противоречий, порожденных как политическими и технико-юридическими причинами, так и внутригосударственной нестабильностью. Кроме того, исполнение закона (и это уже не только российская, а общая беда) практически всегда происходит не в полном соответствии с установленными нормами. Попытаемся осветить некоторые теоретические моменты, связанные с иностранным инвестированием в РФ, а также привлечь внимание к определенным трудностям и отклонениям, возникающим на практике. Российское законодательство не устанавливает каких-либо явных ограничений для деятельности иностранных субъектов на территории России. В соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Это означает, что на территории России иностранное юридическое лицо пользуется правами и несет обязанности наравне с российскими; кроме того, в отношении них могут быть установлены дополнительные права и обязанности. Для осуществления легальной деятельности на территории Российской Федерации иностранный субъект должен быть официализирован, то есть зарегистрирован в том или ином качестве. Иностранное юридическое лицо вправе выступить учредителем других юридических лиц в любой организационно-правовой форме, допускаемой по законодательству России на ее территории, а также аккредитовать свой филиал или представительство в России. Вопросы регистрации иностранных субъектов на территории России регламентируются как общим законодательством по вопросам регистрации, так и специальным законодательством об иностранных инвестициях. До настоящего времени все еще нет федерального закона о регистрации юридических лиц, принятие которого предусмотрено ст. 51 ГК. Эту правовую нишу уже длительное время занимает Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» <*>, которым утверждено Положение о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Пунктом 2 Указа предусмотрено, что регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется, помимо прочего, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством России об иностранных инвестициях. Федеральный закон об иностранных инвестициях от 9 июля 1999 г. <**> (далее — Закон об иностранных инвестициях) регламентирует порядок создания и ликвидации коммерческих организаций с иностранными инвестициями, а также филиалов иностранных юридических лиц. Иностранной инвестицией считается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), а также услуг и информации. ——————————— <*> СЗ РФ. 1994. N 11. Ст. 1194. <**> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.

Регистрация юридического лица с иностранными инвестициями в России

Для иностранных инвесторов, а следовательно, равным образом и для создания и ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями, могут быть предусмотрены определенные изъятия из общего порядка (п. 2 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях). Изъятия могут быть двоякого рода — ограничительные (в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства) и стимулирующие (льготы в интересах социально-экономического развития России). Все эти изъятия устанавливаются законодательством по конкретным вопросам. Так, Федеральные законы «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера» <1> и «О связи» <2> устанавливают льготы для иностранных инвесторов, а Федеральные законы «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» <3>, «О государственном оборонном заказе» <4>, «О недрах» <5> — ограничения. Процесс установления изъятий постоянен и зависит от многих факторов. К примеру, в связи с событиями вокруг телекомпании «НТВ» общеизвестным стал факт обсуждения в Государственной Думе РФ вопроса о запрете иностранного инвестирования в области телерадиовещания. Ограничение участия иностранных фирм в российских компаниях авиастроительной отрасли содержит статья 12 Федерального закона от 8 января 1998 г. «О государственном регулировании развития авиации» <6>. Согласно этой статье, допускающей создание авиационной организации с участием иностранного капитала, осуществляющей деятельность по разработке, производству, испытаниям, ремонту и (или) утилизации авиационной техники, допускается лишь при соблюдении следующих условий: 1) доля участия иностранного капитала должна составлять менее 25% уставного капитала; 2) руководитель и лица, входящие в органы управления такой организации, являются гражданами Российской Федерации. Это весьма существенно: реально иностранные инвесторы заинтересованы в том, чтобы иметь как минимум 50% участия. Ричард Броуди, президент американской корпорации United Technologies Corporation, вложившей в российскую авиацию более 400 млн. долларов, отметил, что Россия стала менее привлекательной для инвестиций по сравнению с другими странами, которые также обладают развитым авиастроением и конкурируют за инвестиции <7>. ——————————— <1> СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3030. <2> СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 600. <3> СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3540. <4> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 6. <5> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823. <6> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 226. <7> См.: Козырев М. Новые инвестиции будут // Ведомости. 2001. 17 апреля.

Наиболее распространено учредительство иностранных участников в коммерческих организациях, которые в соответствии со ст. 50 ГК РФ преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (полные и коммандитные товарищества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерные общества, производственные кооперативы). Как правило, иностранные инвесторы предпочитают участвовать в таких коммерческих организациях, как общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество. Следует отметить, что коммерческая организация будет считаться созданной с иностранными инвестициями независимо от размера доли иностранного инвестора, при этом льготный правовой режим прямой иностранной инвестиции распространяется на те организации, в которых доля иностранного инвестора не менее 10% уставного (складочного) капитала. В любом случае минимальный размер уставного капитала для юридических лиц с иностранными инвестициями независимо от их организационно-правовой формы должен составлять не менее 1000 МРОТ (что на сегодня означает 100000 рублей). Этим, а также правилом о том, что экономические субъекты, в уставном капитале которых имеется доля иностранного инвестора (независимо от ее размера), подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке <*>, можно пополнить список изъятий общего плана, о которых говорилось выше. Все эти условия повышают «порог» вступления иностранных инвесторов в российскую экономику и их ответственность в дальнейшем. ——————————— <*> Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. N 1355 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке» // СЗ РФ. 1994. N 33. Ст. 3451.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями регистрируется в органах юстиции в течение месяца со дня предоставления следующих документов: — устав и (или) учредительный договор коммерческой организации; — выписка из торгового реестра страны происхождения иностранного юридического лица или иное эквивалентное подтверждение юридического статуса иностранного инвестора (оригинал или нотариально заверенная копия с отметкой о консульской легализации и заверенным переводом на русский язык). Для государств — участниц Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г. <*>, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов, вместо консульской легализации возможно проставление апостиля; ——————————— <*> Бюллетень международных договоров. 1993. N 6. С. 13 — 17.

— документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком. Срок действия такого документа — 6 месяцев; — квитанция об уплате регистрационного сбора. Помимо этого, в соответствии с Приказом Минэкономики РФ от 7 февраля 1996 г. для регистрации акционерного общества с иностранными инвестициями (а на практике — для любой организации с иностранными инвестициями, желающей функционировать не в Москве) необходим также документ о согласовании с администрацией соответствующего субъекта РФ создания общества. Могут потребоваться и заключения соответствующих экспертиз (Минтопэнерго, Минприроды, Министерства по антимонопольной политике), поскольку при создании предприятий с иностранными инвестициями, связанных с проведением крупномасштабного строительства или реконструкцией, предварительно проводится соответствующая экспертиза. Кроме того, при создании акционерных обществ в соответствии со ст. 20 Федерального закона о рынке ценных бумаг <*> необходима регистрация выпуска ценных бумаг. ——————————— <*> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

Возможно также учредительство иностранных участников в некоммерческих организациях, которые не имеют основной целью извлечение прибыли, соответственно прибыль не распределяется между учредителями. Некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, обозначенную в уставе, а расходование денежных средств совершают в соответствии со сметой, утверждаемой учредителями. Чаще всего иностранные партнеры предпочитают участие в таких некоммерческих организациях, как некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, учреждение, фонд. Оговоримся — в строгом смысле слова иностранное участие в некоммерческой организации не является формой инвестирования. В целом можно сказать, что Российская Федерация, стимулируя иностранные инвестиции и декларируя их льготный режим в различных нормативных актах, в них же устанавливает разного рода ограничительные условия. Судя по всему, Россия заинтересована не столько в иностранном присутствии, сколько в западных кредитах, желая использовать их самостоятельно. Так, в апреле 2001 года на годовом собрании Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф говорил о том, что кредиты нужны не только малому бизнесу, но и судоходным компаниям, производителям машиностроительной техники, медицинского и сельскохозяйственного оборудования, предприятиям сферы услуг, а также авиационной и космической промышленности. По мнению эксперта Бюро экономического анализа А. Астаповича, кредиты ЕБРР могут привлечь в Россию немало частных инвесторов в форме совместных проектов <*>. Несмотря на перечисленные проблемы, российская экономика остается привлекательной для иностранных инвесторов, особенно в сфере услуг. Так, британская компания Premier Group планирует строительство в крупных городах России трех — и четырехзвездных отелей и бизнес-центров класса А. Пилотный проект в Тамбове оценивается в 10 млн. долларов. ——————————— <*> Канка З. Миллиарда мало // Ведомости. 2001. 24 мая. Коммерсантъ. 2001. 24 мая.

Регистрация представительств иностранных компаний в России

Иностранная фирма может выбрать такую форму своего присутствия на российском рынке, которая не предусматривает образование юридического лица. В таких случаях необходимо провести аккредитацию представительства иностранной фирмы в России. Как правило, основными задачами деятельности представительства становятся проведение маркетинговых исследований, проработка деловых контактов и поиск клиентов, способствование деятельности головной фирмы на территории России, подготовка соглашений с российскими клиентами в интересах головной фирмы. В Законе об иностранных инвестициях нет упоминаний о представительствах иностранных юридических лиц (вероятно, потому, что в этом случае в российскую экономику ничего не вкладывается). Таким образом, на представительство иностранного юридического лица в России будут распространяться нормы гражданского законодательства РФ, в соответствии с которым представительством признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, представляющее интересы юридического лица и осуществляющее их защиту. Ответственность за действия представительства несет иностранная фирма, финансирующая его деятельность. Представительство имеет свой собственный учредительный документ — положение или устав, в зависимости от требований законодательства страны происхождения головной организации. В отличие от представительств юридических лиц по российскому праву, регистрация которых бессрочна, представительство иностранной фирмы открывается на определенный срок (до трех лет). Руководитель представительства действует на основании доверенности. К слову сказать, с доверенностями, выдаваемыми иностранными фирмами главам представительств, тоже возникают сложности. Обычно выдается так называемая генеральная доверенность без указания срока ее действия, однако по российским правилам такая доверенность действует один год (ст. 186 ГК РФ). Порядок аккредитации регламентируется на подзаконном уровне — до сих пор в России действует Положение о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций от 30 ноября 1989 г. <*>, согласно которому аккредитацию проводят самые различные ведомства в зависимости от вида деятельности инофирмы. На кредитные организации распространяется Положение о порядке открытия и деятельности в РФ представительств иностранных кредитных организаций от 7 октября 1997 г. <**>, содержащее характеристики статуса иностранного представительства и детальную процедуру его открытия. ——————————— <*> СП СССР. 1990. N 1. Ст. 8. <**> Вестник Банка России. 1997. N 76.

Для аккредитации представительства иностранной фирмы помимо типового перечня документов (учредительные документы головной организации, решение об открытии представительства, рекомендательное письмо банка и пр.) необходимо предоставить: — документ, подтверждающий адрес представительства иностранного юридического лица в РФ (как правило, гарантийное письмо); — рекомендательные письма российских деловых партнеров (не менее двух); — документ, подтверждающий согласование с местными органами исполнительной власти местонахождения представительства иностранного юридического лица (при открытии представительства за пределами Москвы). Согласно ст. 21 Закона об иностранных инвестициях на территории России может создаваться филиал иностранного юридического лица, который выполняет часть или все функции (включая функции представительства) от имени иностранного лица. Головная организация при этом ведет коммерческую деятельность и несет имущественную ответственность. Деятельность филиала на территории России подлежит аккредитации федеральным органом исполнительной власти по координации привлечения прямых иностранных инвестиций Минэкономразвития РФ. Попутно заметим, что два года назад вокруг Минэкономразвития сконцентрировалось 17 структур, координирующих привлечение инвестиций. Кроме того, аккредитация филиалов иностранных юридических лиц обозначена также в качестве функции Государственной регистрационной палаты при Минюсте РФ, что являет собой пример несогласованности компетенций регистрирующих органов, о которой речь пойдет дальше.

Распределение регистрирующих функций между государственными органами

Регистрацию осуществляют различные государственные органы, одним из которых является Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ (ГРП). Согласно Уставу, утвержденному Приказом Минюста РФ N 192 от 29 декабря 1998 г. <*>, ГРП при Минюсте РФ осуществляет государственную регистрацию: ——————————— <*> Российская газета. 1999. 21 января.

— коммерческих организаций с иностранными инвестициями (независимо от их объема) в нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслях; — организаций, в которых объем иностранных инвестиций в уставном капитале превышает 100 тыс. рублей; — изменений в учредительные документы организаций, зарегистрированных в субъектах РФ, объем иностранных инвестиций в которых превышает 100 тыс. рублей; — ликвидации и исключения из госреестра организаций, зарегистрированных ГРП; — филиалов иностранных компаний; — аккредитации представительств иностранных компаний. Известно, что при отсутствии закона о федеральных органах исполнительной власти их структура и система утверждаются до настоящего времени указами Президента РФ. Происходит это довольно часто, ведомства создаются, упраздняются, преобразуются и пр., их функции передаются от одного к другому, дублируются, в общем, систему органов исполнительной власти нельзя назвать стабильной. Функции регистрации иностранных субъектов, выполняемые различными государственными органами РФ, содержатся в положениях о них, а также в действующем законодательстве России. В целом о нынешней системе аккредитации представительств иностранных юридических лиц с уверенностью можно сказать лишь то, что она далека от совершенства. Так, наблюдается смешение отраслевого и функционального принципов аккредитации, что, в свою очередь, ведет к пересечению и дублированию компетенций различных аккредитующих субъектов. Например, выдачу разрешений на открытие представительств любых юридических лиц (без уточнения) осуществляют Минюст, Минэкономразвития и Торгово-промышленная палата России. Реально аналогичная процедура аккредитации происходит еще и на уровне субъектов РФ — в Москве на основании решения Президиума Мосгорсовета и правительства Москвы «О создании Московской регистрационной палаты» N 134-2 от 25 июля 1991 г. Московская регистрационная палата также регистрирует «филиалы, представительства и агентства зарубежных юридических лиц». Жесткие формулировки относительно иностранных субъектов, деятельность которых аккредитуется в России, не только не корреспондируют друг другу, но еще и не учитывают различий российского и иностранного законодательства. Например, в Германии и Швейцарии полные и коммандитные товарищества не являются юридическими лицами <*>. Следовательно, с юридической точки зрения будет неверно говорить об аккредитации представительств только юридических лиц (а именно такая формулировка употребляется в российских нормативных актах). ——————————— <*> См.: Еремеишвили Л. А. Некоторые вопросы правового регулирования иностранных инвестиций в РФ // В сб.: Государство и право на рубеже веков. Международное право (материалы всероссийской конференции). М., 2000. С. 120.

Таким образом, государственная регистрация иностранного субъекта являет собой частный случай легализующего режима государственного регулирования. Пока система регистрации не будет унифицирована, вряд ли она поспособствует привлечению иностранных инвестиций в Россию. Существует еще одна проблема. Для России как федеративного государства чрезвычайно важны вопросы иностранного присутствия в регионах. Напомним, что согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и ее субъектов находится координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, в развитие этого положения принят специальный Федеральный закон от 4 января 1999 г. <*>. По действующему законодательству вопросы аккредитации решаются на федеральном уровне. ГРП при Минюсте РФ не имеет региональных представительств. Это, конечно, унификация режима, но по довольно упрощенной и неудобной для инвесторов схеме. Для иностранцев, заинтересованных в инвестировании в регионы, действует громоздкая «двухъярусная» процедура, требующая обращений как в федеральные органы власти, так и в органы субъектов РФ. При такой системе немудрено, что основная доля организаций с иностранными инвестициями сосредоточена в Москве. Из российских регионов, где активно идет процесс иностранного инвестирования, можно отметить немногие — Санкт-Петербург, Карелию, Хабаровский край, Калининградскую, Сахалинскую и Мурманскую области. ——————————— <*> СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 231.

Льготы и ограничения — чего больше?

Согласно Закону об иностранных инвестициях статус иностранной инвестиции предполагает следующие основные преимущества: 1) право на возмещение убытков от неправомерных действий государственных органов; 2) возможность уступки и передачи инвестиций другому иностранному лицу; 3) право на возмещение при реквизиции или конфискации; 4) «дедушкина» оговорка — если в период осуществления инвестиционного проекта меняется российское законодательство в невыгодную для инвестора сторону, для него продолжают действовать прежние, более выгодные условия (отметим, что это распространяется лишь на организации, в уставном капитале которых более 25% иностранных инвестиций, а также на приоритетные инвестиционные проекты — на сумму не менее 1 млрд. рублей иностранных инвестиций). Прежний правовой режим может действовать не более 7 лет; 5) споры решаются по выбору сторон в российском суде или в международном арбитраже; 6) прибыль свободно используется на реинвестирование; 7) таможенные льготы (при приоритетном инвестиционном проекте). Отметим также, что на оплату вклада иностранного участника в коммерческую организацию не требуется разрешения Центробанка. Товары, ввозимые в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями, пользуются определенными льготами. В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями» <*> от 23 июля 1996 г. N 883 товары освобождаются от таможенных пошлин, если: 1) не являются подакцизными, 2) относятся к основным производственным фондам, 3) ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала. В дальнейшем для балансовой оценки и учета юридическое лицо с иностранными инвестициями осуществляет пересчет иностранной валюты в рубли по курсу ЦБ РФ к внешнеэкономическим операциям. ——————————— <*> СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3759.

После того, как иностранный субъект легализован на российской территории, ему предстоит непосредственная деятельность с целью, указанной в его учредительных документах. Поскольку порядок деятельности коммерческих организаций с иностранными инвестициями не отличается от установленного для российских юридических лиц, остановимся на особенностях, характеризующих деятельность иностранных юридических лиц в России через филиалы и представительства. Основные проблемы, возникающие в деятельности иностранных юридических лиц, коренятся во внутренних противоречиях российского законодательства, прежде всего налогового и валютного. В соответствии с Инструкцией Государственной налоговой службы РФ «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц» от 16 июня 1995 г. N 34 <*> иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Российской Федерации (то есть их представительства), обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от того, будет ли в дальнейшем их деятельность признана налоговым органом подлежащей налогообложению или нет. Иностранные юридические лица подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности в Российской Федерации, при этом отделению иностранного юридического лица присваивается идентификационный номер налогоплательщика. ——————————— <*> Российские вести. 1995. 27 июля.

Существенной проблемой российского законодательства является то, что понимание представительства в гражданском и налоговом праве не совпадает. Так, под постоянным представительством иностранного юридического лица в России для целей налогообложения понимаются филиал, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности, связанное с разработкой природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования, эксплуатацией игровых автоматов, продажей продукции с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих иностранному юридическому лицу или арендуемых им складов, оказанием услуг и осуществлением иных видов деятельности по извлечению дохода на территории Российской Федерации или за границей, а также организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации. Кроме того, каждая строительная площадка с момента начала работ рассматривается как образующая отдельное постоянное представительство. Расчет налоговых обязательств осуществляется по каждой отдельной строительной площадке. Примечательно также и то, что для целей налогообложения факт наличия или отсутствия аккредитации иностранных юридических лиц не имеет значения. Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства и другие обособленные подразделения, производят все расчеты по платежам в бюджеты различных уровней в рублях или в иностранной валюте только через счета, открываемые в уполномоченных банках на территории Российской Федерации. Таким образом, иностранные юридические лица, являющиеся по валютному законодательству России нерезидентами, могут иметь рублевые и валютные счета. Это еще один срез проблемы их деятельности. В соответствии с Инструкцией Центробанка РФ «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте РФ» от 16 июля 1993 г. N 16 <*> нерезиденты имеют право без специальных разрешений Банка России продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки при условии зачисления в полном объеме рублей, полученных в результате продажи иностранной валюты, на свои рублевые счета. Нерезиденты имеют право без специальных разрешений Банка России покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки за счет средств на своих рублевых счетах типа «И» (специальные рублевые счета для инвестиционной деятельности), рублевых корреспондентских счетах банков-нерезидентов и рублевых счетах физических лиц — нерезидентов. При этом в уполномоченный банк должны быть представлены документы, подтверждающие зачисление рублей на эти счета по основаниям, предусмотренным названной Инструкцией (выручка в рублях от продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ, поступления в виде дивидендов по акциям, процентов по паевым и долевым вкладам, а также иных доходов, полученных в результате распределения прибыли (дохода) резидента — предприятия, учреждения, организации и др.). —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Инструкция ЦБ РФ от 16.07.1993 N 16 «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации» утратила силу в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 29.11.2000 N 857-У «О внесении изменений и дополнений в отдельные нормативные акты Банка России в связи с принятием Инструкции Банка России «О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам» N 93-И от 12 октября 2000 года». —————————————————————— ——————————— <*> Финансовая газета. 1993. N 31.

Покупка иностранной валюты может также осуществляться за счет средств на рублевых счетах типа «Т» (текущие), но только после перевода этих средств на счета типа «И», открытые на имя того же нерезидента. И этого еще недостаточно. Подобный перевод средств можно осуществить при условии, что они являются: поступлениями от резидентов за поставляемые в Российскую Федерацию товары, а также за производимые нерезидентом — владельцем счета работы (оказываемые услуги); выручкой в рублях от продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; выручкой от реализации на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг; суммами штрафных санкций за неисполнение заключенных с нерезидентом — владельцем счета договоров (контрактов) при осуществлении последним экспорта (импорта) товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности и (или) реализации на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг. Таким образом, декларативные утверждения о привилегированном статусе иностранных инвесторов утопают во всевозможных ограничениях, устанавливаемых многочисленными подзаконными актами налогового и валютного права. Между тем необходимо отыскать и сохранить баланс интересов российской экономики и иностранных инвесторов. Особо следует подчеркнуть, что общие рамки, ограничивающие экономическую деятельность в России (права третьих лиц, экологическая безопасность, государственные интересы России), должны существовать и для иностранных инвесторов. Несмотря на неоднозначность регулирования инвестиционного процесса, по оценке Минэкономразвития объем иностранных инвестиций в экономику РФ в 1 квартале 2001 года увеличился на 11,1 % и составил 2,7 млрд. долларов (из них 1 млрд. долларов — прямые инвестиции) <*>. ——————————— <*> Ведомости. 2001. 29 мая.

——————————————————————