Порядок осуществления деятельности в оффшорном секторе Макао

(Шепенко Р. А.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2002)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОФФШОРНОМ СЕКТОРЕ МАКАО

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 февраля 2002 года

Р. А. ШЕПЕНКО

Шепенко Р. А., кандидат юридических наук.

Макао — это расположенный на побережье Южно — Китайского моря, в устье реки Чжуцзян, открытый порт, туристический и финансовый центр, известный также как столица игорного бизнеса и крупный перевалочный пункт нелегальной торговли золотом и опиумом. Несмотря на то что занимаемая площадь всего 15,5 кв. км (полуостров Аомынь, острова Ганьцзы и Лухуань), темпы экономического роста территории составляют около 12%, а ВНП на душу населения — более шести тысяч долларов США в год, один из самых высоких в странах Восточной Азии. Такие показатели бывшей португальской колонии обусловлены открытостью национального рынка и низкими ставками налогов (с полным освобождением импорта), а также тем, что Макао имеет статус оффшорного сектора.

Правовой режим

Нормативной основой осуществления деятельности в оффшорном секторе Макао, то есть экономической деятельности, ориентированной на иностранные рынки и используемой исключительно нерезидентами, через заключение сделок в иностранной валюте, является Декрет — закон N 58/99/М, одобренный главой администрации Макао В. Р. Виейрой 13 октября 1999 года. С его принятием утратили силу: — Декрет — закон от 4 мая 1987 года N 25/87/М; — Закон от 28 декабря 1908 года N 6/8/М; — ст. 7 Декрета — закона от 5 июля 1993 года N 32/93/М; — Кодекс «81.01.40 — Оффшорные банки». Первый из отмененных актов (N 25/87/М) действовал в течение одного года со дня вступления Декрета — закона N 58/99/М в силу — 1 ноября 1999 года. Годичный период был установлен для того, чтобы институты, уполномоченные на осуществление деятельности на территории Макао в соответствии с ранее действовавшими положениями, «адаптировали» свой статус под новые требования. Действующий закон состоит из восьмидесяти статей, распределенных по семи главам. Он определяет виды деятельности, разрешенной к проведению в оффшорном секторе Макао. В законе закреплены требования к организации субъектов предпринимательства, порядок налогообложения и применения штрафов за совершенные нарушения. Регламентация вопросов, связанных с правилами поведения оффшорных институтов при осуществлении своей деятельности, делегирована Управлению Макао по иностранной валюте и Институту по торговле и защите инвестиций.

Виды разрешенной деятельности

Любые исключения из правил требуют разграничения того, что разрешено, и того, что запрещено. Для эффективного контроля за деятельностью уполномоченных субъектов в зоне, в которой действует особый правовой режим, необходимо четко определить виды разрешенной и запрещенной экономической деятельности. В той или иной мере, через различные инструменты, данная практика используется в различных государствах. Так, в Китайской Народной Республике создание совместных предприятий разрешено в энергетике, строительстве, химической и металлургической промышленности, машиностроении и т. п. Учреждение на территории материкового Китая предприятий иностранного капитала в таких областях, как периодическая печать, издательство, радио, телевидение, кино, страхование, почтово — телеграфная связь, запрещено. В оффшорном секторе Макао разрешено осуществлять следующие виды экономической деятельности: — финансовая деятельность (банковская, страховая и иная деятельность, в отношении прибыли от которой распространяется положение ст. 17 Акта «О финансовой системе Макао», утвержденного Декретом — законом от 5 июля 1993 года N 32/93/М); — доверительное управление; — коммерческая деятельность и вспомогательные услуги, определенные главой администрации Макао. Уполномоченным субъектам запрещено осуществлять сделки с резидентами (то есть с физическими лицами, имеющими идентификационную карту резидента Макао, или с лицами и организациями, которые рассматриваются таковыми в целях режима иностранной валюты территории) на приобретение, аренду или лизинг недвижимого имущества на территории Макао, предоставление кредита для приобретения, ренты или лизинга, предоставление гарантий или имущественных залогов, выполнение любых видов услуг для резидентов. Помимо этого, запрещено осуществлять любые сделки в национальной валюте Макао — патака.

Уполномоченные субъекты

В оффшорном секторе Макао могут осуществлять экономическую деятельность две категории уполномоченных субъектов: оффшорные институты, имеющие юридический статус (то есть зарегистрированные на территории), и отделения институтов, зарегистрированные за рубежом. Уполномоченные субъекты, намеренные осуществлять экономическую деятельность, будь то оффшорный институт или отделение, должны отвечать общим и специальным требованиям. К общим требованиям относятся следующие: — для осуществления деятельности необходимо получение специального разрешения; — институты, получившие разрешения на учреждение отделений, совместно несут ответственность за сделки, заключенные отделением; — оффшорный институт, получивший разрешение на осуществление экономической деятельности, направляет уведомление в Департамент финансов и налогообложения Макао; — институт может действовать на Территории через одно отделение (открытие агентств и аналогичных представительств запрещено); — управляющие, директора или менеджеры отделений должны иметь право на определение и направление деятельности, а также право на урегулирование вопросов с третьими лицами, относящихся к деятельности отделения, и т. п. Общим требованием для всех институтов, намеренных осуществлять деятельность в оффшорном секторе Макао, является также необходимость указания в названии уполномоченного субъекта слов «оффшор» и «Макао», а также слова, позволяющего идентифицировать сферу его деятельности (траст, вспомогательные услуги и т. п.). Все оффшорные институты должны вести учет, организованный в соответствии с общими принципами организации бухгалтерского учета. При ведении записей используются официальные языки Территории (португальский и китайский); данные документации могут дублироваться с использованием английского языка. Специальные требования к оффшорным институтам определяются через сферу деятельности уполномоченного субъекта. Как уже было отмечено, в оффшорном секторе Макао разрешено осуществление трех видов экономической деятельности. Соответственно, оффшорные институты Макао подразделяются на: — финансовые институты; — доверительных управляющих; — коммерческие институты и институты по оказанию вспомогательных услуг. Организационно — правовой формой финансового института, осуществляющего деятельность в оффшорном секторе Макао, является компания с ограниченной ответственностью, как минимум 51% акций которой должны быть именными. Финансовые институты могут осуществлять деятельность в оффшорном секторе также через зависимую компанию или отделение. При этом зависимая компания должна постоянно иметь на Территории активы на сумму, эквивалентную 50% уставного капитала. Совет директоров, административный совет или менеджмент оффшорного института должен состоять как минимум из трех лиц, одно из которых должно быть резидентом Макао. Заявление о регистрации или учреждении оффшорного финансового института подается в Управление Макао по иностранной валюте. В течение восьми дней заявитель ставится в известность о необходимости представления дополнительной информации. Решение о регистрации или учреждении в форме приказа принимает глава администрации Макао, по рекомендации Управления. Заинтересованные стороны должны быть уведомлены о решении в течение 45 дней со дня подачи заявления или дополнительных материалов. После получения разрешения данные об оффшорном финансовом институте вносятся (также на основании заявления) в специальный регистр. Второй вид оффшорных институтов — это оффшорный институт доверительного управления (траст). Он должен иметь минимальный уставной капитал в размере 1000000 патака, когда сферой его деятельности являются два или более трастовых фонда, и 100000 — при одном трастовом фонде. При этом во втором случае организационно — правовой формой института должно быть партнерство (sociedade por guotas). Осуществление деятельности по доверительному управлению, так же как и в случае с финансовым институтом, носит разрешительный характер. Заявление подается в Управление Макао по иностранной валюте. К нему прилагаются сведения о заявителе, декларация аудитора или аудиторской компании, которая сертифицирует финансовую отчетность компании или отделения, проект соглашения о партнерстве, когда это необходимо. Заинтересованные стороны уведомляются о решении в течение тридцати дней со дня подачи заявления или со дня представления дополнительных материалов, если они были затребованы. В уполномочивающем решении, в частности, указываются сумма залога, учредительского и операционного сбора. Залог предназначен для обеспечения надлежащего исполнения обязательств доверительными управляющими. Организация, в чью пользу предоставлен залог, может использовать его, если доверительный управляющий нарушит свои обязательства. По выбору компании доверительного управляющего залог предоставляется в виде депозита, или банковской гарантии, или страхового залога. Если залог используется для обеспечения деятельности отделения, то он должен быть предоставлен от имени института, которому принадлежит отделение. Полномочия доверительных управляющих истекают по требованию заявителей или если компания доверительного управляющего: — не была зарегистрирована в течение шести месяцев со дня уведомления о разрешении; — не управляет трастовым фондом в течение шести месяцев; — выселена из своего помещения по решению суда и не переезжает на новое место в течение трех месяцев со дня выселения; — распущена. Разрешение на осуществление оффшорной компанией доверительного управления аннулируется, если оно было получено на основе фальсифицированных документов и иным способом, с нарушением законодательства, в установленный срок не уплачен сбор за открытие, не соблюдается требование о минимальном уставном капитале, не организована бухгалтерская отчетность и т. п. Третий вид оффшорного института — коммерческий институт и институт по оказанию вспомогательных услуг. Организационно — правовой формой таких институтов является зарегистрированная компания. Порядок регистрации, в том числе подачи заявления и процедуры предоставления разрешения осуществлять деятельность, проходит по правилам, применимым в отношении институтов доверительного управления. Един для этих институтов и порядок отзыва разрешения на осуществление деятельности. Оффшорному коммерческому институту или институту по оказанию вспомогательных услуг запрещено предоставлять услуги третьим сторонам, отличным от институтов, в отношении которых они являются зависимыми или отделениями.

Налогообложение

Притягательность любого оффшорного сектора, в том числе и Макао, определяется в первую очередь действующим фискальным режимом Территории. Налоговая система Макао была образована в начале XX века. Налогообложение построено на основе концепции «территориального источника», которая означает, что все доходы и прибыль, возникшие или полученные в Макао у любого лица или предприятия, подлежат обложению. Низкие ставки или упрощенная структура налогов являются основными характеристиками налогообложения в Макао. Всего в Макао применяются около двадцати видов налогов и сборов, которые можно разделить на две традиционные группы: прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются с дохода и имущества. К ним, в частности, относятся: налог на дополнительный доход, профессиональный налог, промышленный налог, налог на наследование и дарение, налог на передачу недвижимого имущества, налог на привилегии и т. п. Основными косвенными налогами, которыми облагается потребление товаров и услуг, являются акцизы, налог на туризм, гербовый сбор. Менеджеры и руководящий состав оффшорных институтов освобождены от профессионального налога (imposto profissional) в отношении жалованья, полученного ими от оффшорных институтов до 31 декабря третьего года после начала деятельности в Макао. Сами оффшорные институты, осуществляющие деятельность на территории Макао, освобождены от следующих налогов: — подоходного налога (imposto complementar); — промышленного налога (contribuicao industrial); — налога на наследование и дарение движимого и недвижимого имущества (imposto de sucessoes e doacoes); — налога на передачу недвижимого имущества (imposto de sisa); — гербового сбора (imposto de selo) со страховых полисов, касающихся оффшорных рисков, контрактов, заключенных с предприятиями, не имеющими домицилия на Территории (в результате осуществления оффшорной деятельности), подарков между лицами, на которых распространяется освобождение от налога на наследование и дарение, банковских сделок, осуществленных за пределами сферы оффшорной деятельности, регистрации оффшорных институтов, включая дополнение или увеличение их акционерного капитала. Перечисленные освобождения не являются безусловными. Каждое освобождение сопряжено с соблюдением определенных требований. Так, оффшорные институты, освобожденные от подоходного налога, не должны представлять декларации, равно как уплачивать его, при условии, что доход аккумулирован через оффшорную деятельность. Освобождение от промышленного налога не включает в себя освобождение от обязательств, закрепленных в ст. 8 и 9 (о декларировании) Правил «О промышленном содействии», утвержденных Законом от 31 декабря 1977 года N 15/77/М. Налог на наследование и дарение движимого и недвижимого имущества, а также налог на передачу недвижимого имущества подлежат уплате, если имущество не используется исключительно при осуществлении оффшорной деятельности в течение пяти лет после представления освобождения. Для Территории основным источником доходов от деятельности, осуществляемой в оффшорном секторе Макао (помимо фиксированных размеров взносов отдельных субъектов), являются два вида сборов. Оффшорные институты, уполномоченные на осуществление деятельности на территории Макао, должны уплатить сбор за открытие и сбор за осуществление деятельности (операционный сбор) в течение шести месяцев. Суммы этих сборов определяются главой администрации Макао. Сбор за открытие деятельности уплачивается до начала осуществления деятельности. При первой уплате операционного сбора его сумма определяется пропорционально количеству месяцев осуществления деятельности. Операционный сбор уплачивается в январе и июле при условии, что разрешение на осуществление деятельности подтверждено в начале первой или второй половины года. Сбор за открытие и операционный сбор относятся к доходам властей, уполномоченных на проведение процедуры лицензирования. Уплаченный сбор возврату не подлежит, даже если лицензия (разрешение) закончилась или была отозвана. Помимо этих сборов отдельные уполномоченные субъекты в начале каждого года уплачивают фиксированную сумму, размер которой зависит от вида деятельности. Например, для оффшорных банков эта сумма равна 180000 патака, а для страховых компаний — 500.

Штрафы

Право на получение льгот (налоговых и др.) всегда сбалансировано мерами принуждения, реализуемыми уполномоченными субъектами через применение санкций в отношении лиц, совершивших правонарушение. При нарушении порядка осуществления экономической деятельности в оффшорном секторе Макао предусмотрено установление штрафов. Основные составы нарушений связаны с осуществлением деятельности оффшорными коммерческими институтами и институтами, оказывающими вспомогательные услуги, а именно:

Сумма штрафа (патака) Нарушение

От 100000 до 500000 Осуществление коммерческой деятельности и предоставление вспомогательных услуг без разрешения

От 75000 до 300000 Осуществление оффшорными институтами коммерческой деятельности и предостав — ление ими вспомогательных услуг, кото — рые запрещены

От 50000 до 200000 Начало осуществления коммерческой дея — тельности и предоставление услуг без соблюдения установленных требований

От 20000 до 100000 Неисполнение оффшорными институтами требований о форме оффшорных институ — тов, месте осуществления деятельности, языке, на котором должны вестись запи — си, наименовании (в том числе специаль — ных требований к наименованию коммер — ческих институтов и институтов, оказы — вающих вспомогательные услуги), направ — лении ежегодного доклада и отчетности оффшорными коммерческими институтами и институтами, оказывающими вспомогатель — ные услуги

От 1000 до 50000 Неисполнение доверенным лицом обязан — ности о прохождении регистрации в уста — новленные сроки

Названные нарушения носят административный характер, и правовой режим определяется Декретом — законом от 4 октября 1999 года N 52/99/М. Право применения штрафов за первые четыре группы нарушений находится в ведении Института Макао по торговле и защите инвестиций. Он же проводит соответствующие процедуры. Штрафы в отношении доверенных лиц, нарушивших обязанность по прохождению в установленные сроки регистрации, налагаются регистратором. Штрафы подлежат уплате в течение десяти дней со дня уведомления нарушителя о вынесении соответствующего решения. При этом уплата штрафов за нарушение в виде осуществления коммерческой деятельности и предоставления вспомогательных услуг без разрешения и начало осуществления коммерческой деятельности и предоставление услуг без соблюдения установленных требований не освобождают нарушителя от уплаты всех относящихся налогов. Если штраф не уплачен в установленный период, то уполномоченным органом Макао инициируются так называемые фискальные процедуры. Сумма полученного штрафа имеет статус дохода Территории. Апелляция в отношении применения штрафа может быть подана в Апелляционный суд Макао, который вправе приостановить применение штрафа.

* * *

В конце девяностых годов прошлого столетия Макао перешло под юрисдикцию Китайской Народной Республики. Территория получила статус особого административного района с собственной конституцией — Основным законом, вступившим в силу 20 декабря 1999 года. Однако, так же как и в случае с Гонконгом, отношения между материковым Китаем и Макао построены по схеме «одно государство — две системы». Это означает, что еще как минимум 49 лет власти Территории будут самостоятельно регулировать вопросы экономики и права, в том числе и порядок осуществления деятельности в оффшорном секторе Макао. Следует обратить внимание, что в отечественной литературе Гонконг тоже иногда включается в список оффшорных зон Азиатско — Тихоокеанского региона <*>. Однако в противоположность Макао он таковым не является. Так же как и в Макао, в Гонконге такой инструмент, как налоговые льготы, применяется. Однако, в отличие от Макао, освобождение от уплаты отдельных налогов и возможность регистрации деятельности в законодательстве Гонконга «не увязываются» с выполнением условий, аналогичных тем, что предусмотрены в Декрете — законе N 58/99/М. На сегодняшний день нет в Гонконге и ордонанса, провозглашающего даже какую-либо часть территории особого административного района Гонконг в виде оффшорной зоны. В Гонконге не существует особых норм для оффшорных компаний ни в целом, ни относительно конкретных направлений их деятельности — налогообложение ориентируется только на источник получения прибыли. ——————————— <*> Самоев Р. Г. Общая теория налогов и налогообложения. Учебное пособие. М., 2000. С. 143.

——————————————————————