Медицинские товары и услуги: льгота по НДС по медицинским услугам
(Авдеев В. В.)
(«Налоги» (газета), 2013, N 11)
МЕДИЦИНСКИЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ:
ЛЬГОТА ПО НДС ПО МЕДИЦИНСКИМ УСЛУГАМ
В. В. АВДЕЕВ
Из ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации вытекает, что льготой по налогу признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков законодательно предусмотренные преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Законодательство по НДС содержит значительное количество различных льгот, в т. ч. и в отношении деятельности по оказанию медицинских услуг. Все ли медицинские услуги освобождаются от налогообложения и какие условия должны выполняться у налогоплательщика-льготника, их оказывающего, вы узнаете, прочитав данную статью.
Льготному режиму налогообложения в гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) посвящена ст. 149 НК РФ, которая содержит как обязательные виды льгот, так и те, применять которые налогоплательщик может добровольно. Обязательные виды льгот, от использования которых налогоплательщик отказаться не вправе, определены п. п. 1 и 2 ст. 149 НК РФ, а льготы, применяемые по инициативе самого налогоплательщика, перечислены в п. 3 указанной статьи.
Так как льгота по оказанию медицинских услуг закреплена п. 2 ст. 149 НК РФ, то она относится к разряду обязательных льгот, применять которую налогоплательщик НДС обязан независимо от своего желания.
Подпунктом 2 п. 2 ст. 149 НК РФ установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.
При этом законом прямо определено, что ограничение, установленное пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета.
Подпунктом 2 п. 2 ст. 149 НК РФ установлено, что в целях гл. 21 НК РФ к медицинским услугам, в отношении которых предусмотрен обязательный льготный режим налогообложения, относятся не любые медицинские услуги, а только следующие их виды:
— услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;
— услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
— услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;
— услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
— услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;
— услуги патолого-анатомические;
— услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.
На первый взгляд все ясно и просто, перечень медицинских услуг, реализация которых должна осуществляться с обязательным применением льготы, законодательно закреплен самим пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ. Однако, несмотря на то, что льгота по оказанию медицинских услуг действует не один год, практика показывает, что у налогоплательщиков до сих пор существует ряд неясных моментов по ее использованию. Учитывая то, что в рамках одной статьи рассмотреть все нюансы, касающиеся использования льготы по медицинским услугам, вряд ли возможно, акцентируем внимание читателя на тех видах льготных медицинских услуг, с которыми налогоплательщикам НДС приходится сталкиваться чаще всего.
Вначале отметим, что для использования льгот, предусмотренных ст. 149 НК РФ, у налогоплательщика НДС должны выполняться как общие условия их применения, распространяемые исключительно на всех налогоплательщиков, так и специальные.
К общим условиям применения льгот, в т. ч. и по оказанию медицинских услуг, относятся следующие:
— если деятельность налогоплательщика, в отношении которой предусмотрен льготный налоговый режим, является лицензируемой, то применять льготу можно только при наличии лицензии. Требование о наличии лицензии установлено п. 6 ст. 149 НК РФ;
— использование льготного режима налогообложения признается правомерным только при наличии раздельного учета операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения. Требование о необходимости ведения раздельного учета выдвигает п. 4 ст. 149 НК РФ;
— льготный режим налогообложения применяется налогоплательщиком в своих интересах. Это правило вытекает из п. 7 ст. 149 НК РФ.
Специфика использования льготного режима налогообложения по медицинским услугам определена в самом пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Во-первых, отметим, что применение льготы по медицинским услугам не ставится в зависимость от организационно-правовой формы организации, оказывающей медицинские услуги. Следовательно, применять данную льготу могут любые медицинские фирмы, как коммерческие, так и финансируемые из бюджета. Это подтверждают и финансисты своим Письмом от 10 февраля 2012 г. N 03-07-07/20.
Кроме того, не связано применение льготы и с видом деятельности организации. Так, из Письма Минфина России от 12 октября 2010 г. N 03-07-07/67 можно сделать вывод, что пользоваться данной льготой может любая компания, оказывающая медицинские услуги, при наличии у нее соответствующей лицензии. Кроме того, по мнению финансистов, при наличии лицензии на медицинскую деятельность под медицинской организацией следует понимать и медицинские пункты, имеющиеся на балансе организаций. В частности, такая точка зрения изложена в Письме Минфина России от 7 мая 2003 г. N 04-02-05/2/21. Подтверждается такое мнение и примерами судебной практики, о чем свидетельствует, например, Постановление ФАС Московского округа от 15 февраля 2008 г. N КА-А41/488-08 по делу N А41-К2-2894/07.
Кроме того, воспользоваться данной льготой могут и врачи, занимающиеся частной медицинской практикой.
Обратите внимание! Врачам, занимающимся частной медицинской практикой, необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, т. к. отсутствие такой регистрации может привести к очень неблагоприятным последствиям для физического лица.
Если налоговому органу удастся документально доказать факт ведения гражданином, не зарегистрированным в надлежащем порядке, предпринимательской деятельности, то ему обязательно доначислят суммы соответствующих налогов. Ведь с точки зрения налогового права индивидуальные предприниматели — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Причем граждане, ведущие бизнес, не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Напомним, что в соответствии со ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) гражданин обязан зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя только тогда, когда он осуществляет предпринимательскую деятельность.
Так как самостоятельного понятия предпринимательской деятельности НК РФ не содержит, то на основании п. 1 ст. 11 НК РФ можно использовать понятие предпринимательства, закрепленное в гражданском праве Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Официальная точка зрения Минфина России о том, когда у физического лица возникает необходимость регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, изложена в Письме Минфина России от 16 августа 2010 г. N 03-04-05/3-462.
По мнению чиновников о наличии в действиях гражданина признаков предпринимательства могут свидетельствовать, в частности, такие факты, как:
— изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации;
— хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок;
— взаимосвязанность всех совершаемых физическим лицом в определенный период времени сделок;
— устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами.
При наличии достаточных оснований считать, что вышеуказанные признаки имеются в наличии, физическое лицо обязано зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица.
Если деятельность частного врача, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, будет расценена как предпринимательская, то он будет признан налогоплательщиком НДС, ведь по общему правилу, установленному ст. 143 НК РФ, организации и индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Ссылка на то, что врач, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, не может рассматриваться в качестве самостоятельного налогоплательщика НДС, в силу п. 2 ст. 11 НК РФ не будет принята фискалами во внимание.
Следует иметь в виду, что врач, не имеющий соответствующей регистрации, будет привлечен еще и к административной ответственности по ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Напомним, что в соответствии с п. 1 указанной статьи КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Мы уже отметили, что льготный режим налогообложения в лицензируемой сфере деятельности признается правомерным только при наличии специального разрешения. Сегодня основным нормативным документом в сфере лицензирования является Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ). Подпунктом 46 п. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ установлено, что медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
Следовательно, использование льготы при оказании медицинских услуг может быть признано правомерным у налогоплательщика НДС только при ее наличии. Такого же мнения придерживаются и большинство арбитров. Так, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 20 июля 2007 г. по делу N А31-1989/2006-16 суд признал правомерными действия налоговой инспекции, доначислившей организации суммы налога на добавленную стоимость, т. к. в отсутствие лицензии на медицинскую деятельность организация не вправе была использовать льготу в части оказания медицинских услуг.
Правда, если лицензия отсутствует у налогоплательщика по вине лицензирующего органа, то такой налогоплательщик может избежать мер налоговой ответственности, на это указывает Постановление ФАС Поволжского округа от 23 декабря 2010 г. по делу N А55-3874/2010.
Обратите внимание! Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 «О лицензировании медицинской деятельности» (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (далее — Положение о лицензировании).
В силу п. 6.5.1 Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту Российской Федерации (Управлении Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 205, выдача лицензий на медицинскую деятельность осуществляется территориальными управлениями Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации.
Итак, состав субъектов — налогоплательщиков НДС, которые могут использовать льготу по медицинским услугам, мы рассмотрели. Теперь рассмотрим подробнее некоторые виды медицинских услуг, в отношении которых у налогоплательщиков возникает традиционно много вопросов.
Как уже было отмечено, в целях налогообложения НДС льготный режим налогообложения применяется не по всем видам медицинских услуг, а только по тем, которые прямо перечислены в пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.
В первую очередь под действие данной льготы подпадают услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию (далее — ОМС).
Напомним, что отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 326-ФЗ).
Согласно ст. 3 Закона N 326-ФЗ ОМС — вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Законом N 326-ФЗ случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Перечень медицинских услуг, предоставляемых медицинскими организациями и учреждениями в рамках ОМС, определяется Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации ежегодно. На текущий 2012 г. такая Программа утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 г. N 856 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год».
В рамках указанной Программы гражданам бесплатно предоставляются:
— первичная медико-санитарная помощь;
— скорая, в т. ч. специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь;
— специализированная, в т. ч. высокотехнологичная, медицинская помощь.
Заметим, что медицинские услуги в рамках ОМС оказываются бесплатно лишь застрахованным лицам, в качестве которых выступают физические лица, на которых распространяется ОМС в соответствии с Законом N 326-ФЗ.
Медицинские организации в свою очередь оказывают их на платной основе, получая финансирование от страховой медицинской организации, заключившей с медицинской организацией договор на оказание услуг в рамках ОМС.
Отметим, что страховые медицинские организации не входят в российскую систему здравоохранения, они лишь получают из территориальных фондов обязательного медицинского страхования финансирование на оказание медицинских услуг в рамках ОМС и заключают с «медиками» договор на их оказание.
Медицинскую помощь в системе ОМС оказывают медицинские организации, под которыми в целях Закона N 326-ФЗ понимаются организации любой организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой.
Они осуществляют свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС.
Как сказано в п. 1 ст. 39 Закона N 326-ФЗ, договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы ОМС и которым решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в установленном Законом N 326-ФЗ порядке.
По договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы ОМС, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
У кого-то может возникнуть вопрос: какой смысл освобождать данные услуги от налогообложения, если они оказываются застрахованным лицам бесплатно? Как ни странно, смысл имеется — отсутствие данной льготы привело бы к тому, что «медикам» пришлось бы платить налог с безвозмездно оказанных ими медицинских услуг.
Во-вторых, освобождаются от налогообложения НДС платные медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению, оказываемые населению. Причем форма и источник их оплаты значения не имеют, главное, чтобы они входили в одноименный Перечень медицинских услуг, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2001 г. N 132 (далее — Перечень N 132).
Согласно Перечню N 132 освобождаются от обложения НДС:
— услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в т. ч. доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы;
— услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках стационарной медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы;
— услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, включая проведение медицинской экспертизы;
— услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях;
— услуги по санитарному просвещению, непосредственно оказываемые населению.
Особо обращаем внимание на то, что в данном случае речь идет о платных услугах, оказываемых именно населению. Поэтому если льготная услуга, включенная в Перечень N 132, оказывается юридическому лицу, то льготный режим налогообложения не применяется.
Отметим, что фактически данный Перечень определяет только виды медицинской помощи, в рамках которой оказываются платные услуги, и не содержит конкретных положений в отношении тех или иных видов услуг, освобождаемых от налогообложения. Это, в свою очередь, приводит к большому количеству споров между налоговиками и налогоплательщиками в части использования льготы.
Поэтому при решении вопроса о том, освобождается ли от налогообложения та или иная услуга, помимо Перечня N 132, налогоплательщику НДС следует руководствоваться иными нормативными документами, например Положением о лицензировании.
Кроме того, не лишним будет и использование Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 мая 2007 г. N 323, которым утвержден Порядок организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи.
Так как медицинская деятельность относится к лицензируемым видам деятельности, то исходить нужно из того, нужна ли лицензия на оказание спорной услуги или нет. Если вид услуги поименован в Перечне работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, приведенном в Приложении к Положению о лицензировании, то такая услуга, как правило, освобождается от налогообложения.
Возьмем, к примеру, услуги по проведению различного вида медицинских осмотров. В Перечне N 132 такая услуга не поименована, в связи с чем не понятно, освобождается ли она от НДС. Причем налоговики довольно часто считают, что применение льготы по данной услуге не предусмотрено, а следовательно, при проверках доначисляют налогоплательщикам суммы НДС.
Однако большинство судов считает иначе, основывая свою позицию на том, что проведение различных видов медицинских осмотров включено в Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, на оказание таких услуг требуется лицензия, поэтому использование льготного режима налогообложения по такому виду услуг признается правомерным.
Так, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 8 мая 2007 г. N А19-25411/06-56-Ф02-2681/07 по делу N А19-25411/06-56, исследовав материалы дела, арбитры пришли к выводу о том, что услуги по проведению медицинских осмотров являются услугами по диагностике и профилактике заболеваний, оказываемых населению в рамках амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, подлежащей лицензированию, поэтому налогоплательщик правомерно использовал льготу.
Аналогичный вывод суда сделан и в Постановлении ФАС Московского округа от 15 февраля 2008 г. N КА-А41/488-08 по делу N А41-К2-2894/07 в отношении оказания услуг по лечебной физкультуре, оказываемых организацией в рамках санаторно-курортного лечения.
Нужно сказать, что на практике всегда много вопросов вызывало оказание стоматологических услуг. Однако сейчас, по мнению автора, этот вопрос перестал быть спорным. Стоматологические услуги перечислены в Перечне работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 10 мая 2007 г. N 323. Соответственно, они включены в Перечень N 132, следовательно, в отношении их применяется льготный режим налогообложения.
В отношении такого вида льготных услуг, как услуги по сбору у населения крови, отметим следующее. В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163 (далее — ОКУН), услуги по сбору у населения крови относятся к медицинским услугам, поименованным в общем разд. 081000 «Медицинские услуги», и классифицируются:
— по коду 081107 «Услуги по сбору и переливанию крови» в подразделе 081100 «Услуги стационарных лечебных учреждений»;
— по коду 081210 «Услуги по сбору и переливанию крови» в подразделе 081200 «Услуги, оказываемые в поликлиниках (поликлинических отделениях)».
Таким образом, оказание услуг по сбору крови является самостоятельным видом деятельности налогоплательщика, следовательно, данный вид услуг не подлежит обложению НДС на основании пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.
При этом установленная льгота распространяется именно на услуги по сбору крови у населения. Поэтому в случае оказания комплексных услуг по сбору крови (поиск доноров, сбор крови, ее переработка, хранение, транспортировка и прочее), льгота применяется только в части услуг по сбору крови, все иные услуги будут облагаться налогом в общем порядке.
При использовании льготы по услугам скорой помощи рекомендуем налогоплательщикам ознакомиться с Постановлением ФАС Поволжского округа от 31 марта 2006 г. по делу N А55-23286/2005, в котором арбитры указали, что воспользоваться данной льготой может не только медицинское учреждение, оказывающее услуги скорой помощи, но и организация, предоставляющая медицинской организации машины скорой помощи для перевозки больных.
Отдельно стоит остановиться на косметических услугах. Законодательно они выведены из состава льготных услуг. Тем не менее в отношении их существует ряд неясностей, которые могут поставить в тупик даже очень грамотного специалиста. Так, сегодня нет однозначного ответа на вопрос, может ли использоваться льгота в отношении косметических услуг по пластической хирургии. Ряд специалистов считает, что использование льготного режима налогообложения невозможно только в отношении косметических услуг с кодом ОКУН 081501. Например, такие разъяснения по этому поводу содержатся в Письме МНС России от 8 февраля 2002 г. N 03-1-09/18/291-Д504 «О налоге на добавленную стоимость», если же речь идет об оказании услуг по пластической хирургии, имеющей иной код по ОКУН, то применение льготного режима возможно.
Другие специалисты полагают, что услуги пластической хирургии не могут оказываться в льготном режиме. В обоснование своей точки зрения они ссылаются уже на Общероссийский классификатор экономической деятельности (ОКВЭД), который относит косметологические услуги в состав «Прочей деятельности по охране здоровья» (код 85.14), причем без разделения косметологии на терапевтическую и хирургическую. А так как прочая деятельность по охране здоровья не поименована в Перечне N 132, то и применение льготного режима невозможно. Аналогичное мнение изложено Минфином России в Письме от 25 ноября 2011 г. N 03-07-07/77.
Кроме того, пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ прямо указано, что в общем порядке облагаются НДС ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги. Исключение составляют лишь ветеринарные и санитарные услуги, финансируемые из бюджета. Как видим, в отношении возможности использования льготы по данному виду услуг законодатель вводит дополнительное условие — наличие договора на их оказание с указанием источника финансирования. Если средства в оплату данных услуг поступают из бюджета, то льгота предоставляется при наличии справки, выдаваемой финансовыми органами, о выделении необходимых средств из бюджета.
Все остальные медицинские услуги, не поименованные в пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, облагаются НДС в общем порядке. Например, нередко медицинские организации используют льготу по такому виду услуг, как выписка амбулаторной карты. Это в корне неверно, такая услуга не рассматривается в качестве медицинской услуги, следовательно, она облагается НДС в общем порядке. Такие же разъяснения по данному поводу приведены в Письме УМНС России по г. Москве от 24 декабря 2003 г. N 24-11/71239. В последнее время довольно часто при пребывании в стационаре лечебные учреждения предоставляют своим пациентам палаты повышенной комфортности. В связи с чем возникает много вопросов по поводу того, может ли медицинское учреждение использовать льготу при оказании таких услуг. Как разъяснили в Письме УФНС России по г. Москве от 28 апреля 2006 г. N 19-11/34945 налоговики столицы, реализация услуг по предоставлению улучшенных комфортных условий пребывания в стационаре облагается НДС в общем порядке, т. е. по ставке 18%.
——————————————————————