Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности и криминалистическая методика расследования

(Гармаев Ю. П.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2002)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 апреля 2002 года

Ю. П. ГАРМАЕВ

Ю. П. Гармаев, ст. следователь отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры Бурятии, советник юстиции, к. ю.н., доцент.

1. Особенности преступности во внешнеэкономической сфере и проблемы практики расследования

Переход России к рыночной экономике, демонополизация и либерализация внешнеэкономической деятельности и связанные с этими явлениями непродуманные меры экономической политики государства — эти и целый комплекс сопутствующих причин политического, экономического, правового характера детерминировали лавинообразный рост преступности в сфере внешнеэкономической деятельности. <*> ——————————— <*> Здесь и далее, для краткости, — преступления в сфере ВЭД.

Коренным образом изменились качественные характеристики преступности в этой важнейшей для государства сфере экономики. В настоящее время преступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью, являются наиболее интеллектуальной, изощренной, профессиональной, высокоорганизованной и сверхприбыльной противоправной деятельностью. По оценкам многих ученых и практиков, преступления в сфере ВЭД наносят наибольший вред интересам государства. <*> ——————————— <*> См., например: Бурковская В., Истомин А., Устинова Т., Четвертакова Е. Состояние уголовного законодательства об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности (по материалам Ученого Совета НИИ укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ) // Уголовное право. N 2. 2001. С. 41.

При том, что в федеральном бюджете ежегодно до 70% доходной части (и более) должно формироваться за счет таможенных платежей и налогов, по самым скромным оценкам специалистов, в бюджет не поступает от 30 до 50% подлежащих уплате таможенных платежей и налогов (в США эта цифра составляет 15%). <*> По оценкам международных экспертов и ГТК РФ ежегодные размеры уклонения от уплаты таможенных платежей в России составляют от 14 до 20 млрд. долларов США. Примерно 35% импорта в стране — полностью контрабандный товар еще 50% — товары, по которым таможенная стоимость занижена. <**> ——————————— <*> Ларичев В. Д., Гильмутдинова Н. С. Таможенные преступления. М., 2001. С. 3. <**> Диканова Т. А., Осипов В. Е. Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием «грязных» денег: Методическое пособие. М., 2000. С. 9, 18.

По данным российского института глобализации, в последние семь лет за рубеж утекло не менее 155 миллиардов долларов, или по 22 миллиарда в год. Суммы криминального вывоза капитала за границу возрастают с каждым годом, и специалисты не рассчитывают на изменение ситуации к лучшему. <*> ——————————— <*> К каждому доллару полицейского не приставишь // Российская газета. 2001. 9 февраля.

Анализ научной и методической литературы, практики расследования таможенных и иных преступлений в сфере ВЭД дает основания выделить важнейшие особенности преступности в сфере ВЭД в современных условиях: 1) По оценкам криминологов, почти вся экономическая преступность в целом, а внешнеэкономическая — в особенности, носит ярко выраженный организованный, профессиональный характер, и проблемы борьбы с ней — это в первую очередь проблемы борьбы с организованной преступностью. Криминалистическое значение при этом имеет и то, что внешнеэкономическая деятельность является сферой интересов и одновременно «яблоком раздора» различных организованных криминальных структур, выступая при этом в качестве одного из решающих факторов борьбы за сферы влияния. При этом борьба за такое влияние ведется псевдоэкономическими и насильственными средствами. <*> Поэтому характерно, что общеуголовная преступность, которая ранее определяла уровень и тенденции преступности в целом, в настоящее время в значительной мере обслуживает экономическую организованную преступность. Несмотря на очевидность того факта, что преступления в сфере ВЭД совершаются преимущественно организованными преступными группами и сообществами, выявляется таких преступлений немного. <**> ——————————— <*> Сирма С. А. Борьба с организованной преступной деятельностью в сфере таможенного контроля (уголовно-правовой и криминологический аспекты): Автореф. дис… канд. юрид. наук. М., 1999. С. 16. <**> Подробнее об этом: Жбанков В. А. Таможенная преступность // Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. Долговой А. И. М., 2001. С. 488 — 491.

2) Преступность в сфере ВЭД характеризуется повышенной латентностью. По оценкам многих специалистов, показатели зарегистрированных преступлений, в частности таможенных, отражают не столько реальную характеристику этой преступности, сколько уровень их выявления правоохранительными органами. Особенно низка выявляемость этих преступлений в торговом обороте (торговая контрабанда, невозвращение валюты и др.). Вне поля зрения правоохранительных органов, по различным исследованным нами причинам, остаются наиболее опасные преступления, совершенные организованными преступными формированиями. К ответственности привлекаются в основном только рядовые исполнители. Организаторы преступлений остаются безнаказанными. 3) Значительная доля наиболее опасных преступлений в сфере ВЭД носит интернациональный характер. Проблема заключается в том, что организованные криминальные объединения, в отличие от правоохранительных органов, быстрее интегрировались с организованной преступностью зарубежных стран, действуя, как правило, на международном уровне. Проблема из внутринациональной превратилась в транснациональную, требующую согласованных усилий целого ряда государств. <*> ——————————— <*> Подробнее об этом см.: Сирма С. А. Указ. соч. С. 7.

4) Преступность в сфере ВЭД — это специфическое явление, по своему содержанию редко ограничивающееся однородными преступлениями. Эти деяния при уголовно-правовой квалификации подпадают под признаки совокупностей различных преступлений. Преобладающими в таких совокупностях являются следующие основные группы посягательств: — таможенные преступления (контрабанда (ст. 188 УК РФ), уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ), невозвращение валюты из-за границы (ст. 193 УК РФ) и др.); — сопутствующие преступления — прежде всего в сфере экономики: хищения (ст. ст. 159 — 160 и др.), налоговые преступления (ст. 198, 199 УК РФ), в сфере предпринимательства (ст. ст. 171 — 175 УК РФ и др.); — сопутствующие служебные преступления (должностные преступления (гл. 30 УК РФ), преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК РФ) и др.). 5) Из предыдущей особенности вытекает следующая, характеризующая преступления в сфере ВЭД как тесно связанные с коррупцией в органах власти и управления, коммерческих и иных организациях. Прежде всего, в работах многих авторов констатируется, что наиболее организованные и общественно опасные способы контрабанды, уклонения от уплаты таможенных платежей и других таможенных преступлений совершаются в соучастии с должностными лицами таможенных органов. <*> ——————————— <*> См., например: Ларичев В. Д., Гильмутдинова Н. С. Таможенные преступления: Уклонение от уплаты таможенных платежей. М., 2001. С. 183 — 184; Диканова Т. А., Осипов В. Е. Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием «грязных» денег: Методическое пособие. М., 2000. С. 20 — 24; Гармаев Ю. П. Должностные преступления в таможенных органах. М., 2002 и др. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Вопросы, касающиеся должностных преступлений в таможенных органах, рассмотрены также в монографии Ю. П. Гармаева «Уголовно-правовая характеристика должностных преступлений в таможенных органах», включенной в информационный банк. ——————————————————————

Наиболее масштабные способы контрабанды невозможны без участия в них целых организованных преступных групп, в которые входят руководители и работники железной дороги и других предприятий транспорта, торговых организаций, банков, добывающих предприятий, заводов-переработчиков и т. п. Контрабандные операции являются одним из мощнейших источников коррупции — этого бича современной России. <*> ——————————— <*> См., например: Смотраков И. Ю. Контрабанда нефти и нефтепродуктов // Расследование контрабанды: Практическое пособие. М., 1999. С. 144 — 153.

Как справедливо отметил Н. П. Яблоков, в криминальной деятельности практически каждой организованной группы или преступного сообщества можно выделить: определяющую (базовую, или стержневую), вспомогательную, побочную и нетипичную преступные виды деятельности. <*> Вышеприведенный анализ, изучение следственной практики показывает, что в структуре внешнеэкономической преступной деятельности определяющим ее видом, как правило, являются операции, связанные с незаконным перемещением через таможенную границу товаров и иных предметов, то есть таможенная преступность. ——————————— <*> Яблоков Н. П. Расследование организованной преступной деятельности. М., 2002. С. 50.

Основными видами вспомогательной преступной деятельности являются сопутствующие экономические и служебные преступления. Так, если базовой направленностью преступной организации является контрабанда сырьевых товаров, то для этих целей создаются несколько «фирм-однодневок» (лжепредпринимательство, ст. 173 УК РФ). Крупные партии предмета контрабанды — нефтепродуктов, цветного металла и др. — похищаются различными способами, в том числе путем мошенничества (ст. 159 УК РФ), присвоения и растраты (ст. 160 УК РФ и т. п.), либо приобретается заведомо похищенный товар (ст. 175 УК РФ). Для реализации контрабандной операции обязательно используется подкуп должностных лиц таможенных органов, транспортных предприятий (ст. 290, 204 УК РФ) и т. д. 6) Преступность в сфере ВЭД характеризуется особой сложностью, изощренностью способов совершения и сокрытия преступлений. Способы эти, каналы преступной деятельности, преступные связи, предметы преступлений постоянно и активно видоизменяются, мгновенно и эффективно подстраиваясь под изменения не только законов, но и подзаконных нормативных актов, реагируя даже на изменения в деловых обычаях, средствах и методах работы соответствующих правоохранительных и контролирующих структур. Преступная деятельность находится в постоянной взаимосвязи с конъюнктурой регионального, национального и мирового рынков, включая рынки сбыта предметов, запрещенных к обороту (наркотики, оружие и др.). Криминальные объединения активно диверсифицируют свою деятельность, расширяя ее сферы. Так, в последние годы развивается контрабандный провоз мигрантов, радиоактивных отходов, отмывание денег, финансовое мошенничество посредством использования новейших информационных технологий. Несмотря на столь угрожающую обстановку, анализ следственной и судебной практики, ведомственных нормативных актов, научной и методической литературы позволяет сделать вывод о том, что правоохранительные органы, призванные бороться с преступностью в сфере ВЭД, не учитывают в должной мере приведенные особенности, качественные и количественные изменения в преступности. Основными недостатками расследования по уголовным делам о преступлениях в сфере ВЭД относятся: 1) Отсутствие необходимого взаимодействия между правоохранительными органами, в чью компетенцию входит борьба с преступлениями в сфере ВЭД, в том числе на международном уровне, при проведении мероприятий по раскрытию и расследованию преступлений. 2) Расследование в рамках конкретных уголовных дел направлено в основном на выявление единичных фактов контрабанды (ст. 188 УК РФ), уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ), невозвращения валюты (ст. 193 УК РФ). Следователи не усматривают сложные совокупности преступлений, многоэпизодность, организованный характер преступной деятельности. 3) К уголовной ответственности привлекаются, как правило, лишь рядовые исполнители, перевозчики («курьеры»), посредники в преступных операциях. Организаторы преступной деятельности, владельцы незаконно перемещаемых через таможенную границу ценностей в подавляющем большинстве случаев уходят от ответственности. 4) Практические работники часто просто «не успевают» за эволюционирующей организованной преступностью, не имея возможности противопоставить ей адекватные криминалистические средства, приемы и методы. Криминальная практика с каждым годом берет на вооружение целые группы новых способов совершения преступлений, которые часто вообще не выявляются, а порой и не оцениваются правоприменителями как преступные. 5) При этом коррупция в правоохранительных, контролирующих и иных государственных органах зачастую сводит на нет все усилия по уголовному преследованию руководителей и членов организованных преступных формирований в рамках расследования по наиболее сложным, многоэпизодным, причинившим значительный ущерб преступлениям. Крайне низкая результативность в выявлении и расследовании преступлений в сфере ВЭД свидетельствует в том числе и о том, что большинство сотрудников правоохранительных органов оказались профессионально не готовыми для расследования данных преступлений. Так, данные опроса практических работников, проведенного сотрудниками НИИ укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ, показали, что почти половина опрошенных осознают, что правильному применению норм уголовного законодательства в борьбе с преступлениями в сфере экономической деятельности (вся 22-я глава УК РФ) препятствует недостаточный уровень квалификации (47,9%). Как признают сами опрошенные, только 21,9% из них знакомы с научной (методической) литературой по данной проблеме. Именно с повышением профессионального уровня сотрудники правоохранительных органов (54,1%) напрямую связывают активизацию борьбы с экономической преступностью. <*> ——————————— <*> Устинова У., Истомин А., Бурковская В., Четвертакова Е. Состояние уголовного законодательства об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ) // Уголовное право. N 2. 2001. С. 38.

Многие исследователи в области уголовного права, криминологии, криминалистики, констатируя недостаточную разработанность методик расследования в целом всех преступлений в сфере экономической деятельности, особо отмечают важность и необходимость создания и внедрения в практику новых методик расследования преступлений в сфере ВЭД. Между тем комплексных исследований по этой теме, учитывающих криминалистически значимые особенности этих преступлений в современных условиях, до настоящего времени не предпринималось. 6) В настоящий момент в определенной степени разработанными и внедренными в практику являются только частнометодические рекомендации по расследованию контрабанды (ст. 188 УК РФ). Однако речь в них идет преимущественно лишь о тех видах этого опасного преступления, которые в литературе получили название «чемоданная контрабанда», то есть совершаемая гражданами, отправляющимися в турпоездки, командировки за рубеж, которую они прятали в одежде, багаже. Эти в целом относительно простые по механизму совершения преступления во многом потеряли свою актуальность, попросту устарели. Сейчас же более сложными, масштабными и общественно опасными являются, в частности, способы торговой контрабанды, масштабы которой исчисляются десятками вагонов, цистерн и пр. <*> А эти, как правило, многоэпизодные преступления теснейшим образом связаны с хищениями, отмыванием денег, уклонением от уплаты налогов, коррупцией и т. д. ——————————— <*> Диканова Т. А. Актуальные проблемы борьбы с таможенными преступлениями: Автореф. дис… д-ра юрид. наук. М., 2000. С. 25.

Кроме методик расследования контрабанды, только начинают появляться рекомендации по расследованию уклонения от уплаты таможенных платежей, невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте и других отдельных видов преступлений в сфере ВЭД. <*> ——————————— <*> См., например: Жегалов Е. А. Расследование уклонений от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица: Автореф. дис… канд. юрид. наук. Томск, 2001; Гармаев Ю. П. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. М., 2001 и др. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография Ю. П. Гармаева «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ): уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации» включена в информационный банк. ——————————————————————

Отдавая должное авторам имеющихся методических рекомендаций, следует отметить, что, в силу ограниченных ими самими рамок предмета и объекта исследования, опубликованные работы не обеспечивают решение важнейшей задачи — комплексного методико-криминалистического обеспечения деятельности правоохранительных органов по выявлению, расследованию и предупреждению преступной деятельности в сфере ВЭД. Как уже отмечалось, преступность в сфере ВЭД — это высокоорганизованная, профессиональная, высокотехнологичная, транснациональная и коррумпированная деятельность, приносящая преступным формированиям баснословные прибыли и осуществляемая путем совершения целого комплекса различных преступлений. В связи с этим предлагать практическим работникам только лишь рекомендации по расследованию отдельных видов преступлений, в частности контрабанды, без интеграции их в методике более высокого уровня обобщения, на наш взгляд, малоэффективно. Такие частные рекомендации, в отрыве от более обобщенных, в известном смысле «сужают кругозор» правоприменителей, дают им возможность выявлять и расследовать в основном лишь единичные, не самые опасные преступления, изобличать рядовых исполнителей. Исходя из приведенных особенностей преступности в сфере ВЭД, необходимо констатировать, что криминалистическое обеспечение борьбы с этими преступлениями должно иметь комплексный характер, обеспечивать эффективное применение криминалистических приемов и средств для выявления, расследования и предупреждения разнородных преступлений, относящихся как к базовой, так и вспомогательной и иным видам преступной деятельности. Следственные и оперативно-розыскные подразделения своими основными задачами должны ставить не только собственно раскрытие и расследование преступлений в сфере ВЭД, но и обеспечение развала, разгрома (уничтожения) организованных преступных формирований. <*> ——————————— <*> Организованная преступность — 2 / Под ред. А. И. Долговой, С. В. Дьякова. М.: Криминологическая Ассоциация, 1993. С. 208.

Указанные задачи могут быть решены путем разработки и внедрения в практику комплексной методики расследования преступлений в сфере ВЭД <*>, которая должна содержать научно обоснованные рекомендации высокой степени общности, позволяющие значительно более эффективно, организованно и целенаправленно выявлять, пресекать и расследовать прежде всего наиболее опасные формы преступности в этой важнейшей сфере экономики государства. ——————————— <*> Гармаев Ю. П. К проблеме классификации методик расследования преступлений // Тезисы Всероссийских криминалистических чтений, посвященных 100-летию со дня рождения А. Н. Васильева. М., 2002. С. 62 — 66.

Вновь создаваемые методические рекомендации должны учитывать новеллы уголовного законодательства, появление новых способов совершения преступлений и т. д., то есть соответствовать основным направлениям дальнейшего развития частнометодических криминалистических рекомендаций <*>. Однако разработка такого комплекса невозможна без построения надлежащего «фундамента» — основания формирования, в качестве которого должны быть приняты понятие и классификация преступлений в сфере ВЭД. ——————————— <*> Об этих направлениях, в частности, говорит Р. С. Белкин. См.: Курс криминалистики: Учеб. пособие для вузов. 3 изд., дополненное. М., 2001. С. 751.

Вопрос о видах преступлений, входящих в общность «преступления в сфере ВЭД», ранее в криминалистических исследованиях предметно не рассматривался. До настоящего времени разрабатывались только методики расследования отдельных видов преступлений, прежде всего контрабанды (ст. 188 УК РФ). Подразумевалось, что этот состав входит в классификационную группу «таможенные преступления», сформированную уголовно-правовой наукой. Вместе с тем в криминалистической литературе общепризнано, что уголовно-правовые критерии не в состоянии обеспечить учет всех особенностей преступных деяний, которые имеют значение для выявления и раскрытия преступлений <*>, хотя большинство ученых признает основополагающий характер уголовно-правовой классификации <**>. ——————————— <*> См., например: Герасимов И. Ф. Вопросы криминалистической классификации в методике расследования преступлений // Демократия и право развитого социалистического общества: Материалы Всесоюз. конф. 21 — 23 ноября 1973. М., 1975. С. 339. <**> См., например: Белкин Р. С. Указ. соч. С. 743.

Поэтому, с одной стороны, очевидно, что в основу криминалистической классификационной группы преступлений в сфере ВЭД необходимо положить ряд составов, объединяемых в уголовно-правовой и криминологической литературе термином «таможенные преступления». С другой стороны, только таможенными преступлениями анализируемая общность ограничиваться вряд ли может. Рассмотрим проблему поэтапно.

2. Внешнеэкономические преступления в уголовном праве

В уголовно-правовой науке к вопросам о понятии и перечне преступлений в сфере ВЭД обращались многие ученые. Среди них Б. В. Волженкин, Л. Д. Гаухман, Т. А. Диканова, В. А. Жбанков, С. Ю. Иванова, Н. А. Лопащенко, С. В. Максимов, В. И. Михайлов, Л. Ю. Родина, А. В. Федоров, А. И. Чучаев, П. С. Яни и др. Активные дискуссии вызвали следующие вопросы: 1) определение наименования и понятия данной группы преступлений; 2) определение перечня составов преступлений, предусмотренных уголовным законом, относящихся к данной видовой группе. Так, некоторые авторы именуют анализируемые преступления таможенными (преступления в сфере таможенного дела, преступления в сфере таможенной деятельности), и эта точка зрения более распространена. Другие обозначают их как преступления в сфере ВЭД. Проблему не следует расценивать как сугубо терминологическую, поскольку она тесно связана с определением видового объекта преступлений. В наиболее обобщенном виде первая позиция характеризуется тем, что ее приверженцы (А. В. Федоров, В. И. Михайлов, В. А. Жбанков, Т. А. Диканова, С. Ю. Иванова и др.) называют таможенными те преступления, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов и в чью компетенцию входит борьба не только с таможенными преступлениями, но и с таможенными правонарушениями, в соответствии с требованиями Таможенного кодекса РФ. Так, по мнению Т. А. Дикановой, таможенные преступления (преступления в таможенной сфере) объединяются в одну группу по признаку их совершения при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, контроль за которым осуществляют таможенные органы. <*> ——————————— <*> Диканова Т. А. Актуальные проблемы борьбы с таможенными преступлениями: Автореф. дис… д-ра юрид. наук. М., 2000. С. 13.

С. Ю. Иванова под таможенными преступлениями понимает общественно опасные виновные посягательства, существенно нарушающие деятельность таможенных органов по реализации ими целей и задач, установленных законодательством. <*> ——————————— <*> Иванова С. Ю. Уголовно-правовое обеспечение деятельности таможенных органов России: Автореф. дис… канд. юрид. наук. М., 1999. С. 21.

Другие ученые формируют понятие «преступления в сфере ВЭД» через определение более широкого видового объекта преступного посягательства — общественные отношения, обеспечивающие интересы внешнеэкономической деятельности. <*> ——————————— <*> См., например: Гаухман Л. Д., Максимов С. В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998. С. 19; Л. Ю. Родина к данному видовому объекту относит и экономическую безопасность государства. См.: Родина Л. Ю. Ответственность за контрабанду: социально-экономические, криминологические и уголовно-правовые аспекты. Автореф. дис… канд. юрид. наук. М., 1998. С. 11.

Так, Ю. И. Сучков определяет видовой объект преступлений в сфере ВЭД как внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов всех форм собственности. <*> Анализируя данный объект, автор тщательно исследует сущность понятия «внешнеэкономическая деятельность» с позиции уголовного и таможенного права. <**> ——————————— <*> Сучков Ю. И. Защита внешнеэкономической деятельности РФ по уголовному и таможенному законодательству (проблемные аспекты теории и законодательства): Дис… д-ра юрид. наук. СПб., 1997. С. 104. <**> Сучков Ю. И. Указ. соч. С. 51 — 62.

На наш взгляд, для целей формирования криминалистической методики расследования следует принять последнюю точку зрения в той ее части, в которой она охватывает наиболее обширный круг общественных отношений, благ и интересов, охраняемых уголовным законом, наиболее полный перечень субъектов криминальной и криминалистической деятельности, а также самую широкую сферу деятельности, в которой совершаются преступления данного вида. Полагаем, что группу преступлений в сфере ВЭД нельзя ограничивать только рамками тех нарушений, которые посягают на деятельность таможенных органов и по которым они проводят дознание. Например, в соответствии с новым УПК РФ дознаватели органов пограничной службы проводят дознание по ч. 1 ст. 188 УК РФ, если контрабанда задержана этими органами в отсутствие таможенных органов РФ (п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ). Исходя из первой точки зрения, если контрабанду задержали пограничники и дознание по делу проведено ими же, то такое преступление нельзя назвать таможенным. Исходя же из второй точки зрения, такое посягательство, безусловно, относится к преступлениям в сфере ВЭД. Учитывая единство закономерностей преступной и криминалистической деятельности любого вида и способа контрабанды, кем бы она ни была выявлена, криминалистическая методика расследования должна формировать рекомендации для всех участников уголовного судопроизводства прежде всего со стороны гособвинения (глава 6 УПК РФ), в том числе для органов дознания пограничной службы. Вместе с тем, как и многие авторы, считаем возможным для целей настоящего исследования и с учетом доминирующей в литературе и практике терминологии называть данную видовую группу «таможенными преступлениями». <*> Такой подход связан еще и с разграничением, удобством использования понятий, поскольку термином «преступления в сфере ВЭД» в его методико-криминалистическом значении в настоящей работе охватывается еще более широкий круг преступлений, предусмотренных УК РФ, о чем будет сказано ниже. ——————————— <*> Например, Б. В. Волженкин, как и многие другие ученые, понятия «таможенные преступления» и «преступления в сфере ВЭД» приравнивает. См.: Волженкин Б. В. Экономические преступления. СПб., 1999. С. 58.

Следующим важным вопросом, породившим оживленные дискуссии в уголовно-правовой науке, является перечень статей УК РФ о таможенных преступлениях. Следует сразу оговорить, что для целей криминалистической методики расследования к таможенным преступлениям мы, как и многие другие ученые, относим контрабанду (ст. 188 УК РФ); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ); уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ). Это, на наш взгляд, наиболее полный и исчерпывающий перечень (вновь подчеркнем: исходя из уголовно-правовой классификации). Аналогичную позицию занимают Т. А. Диканова, В. А. Жбанков, В. И. Михайлов, А. В. Федоров и другие авторы. Споры, по существу, возникают только в отношении включения в перечень двух норм: ст. 193 и 194 УК РФ. Так, Л. Д. Гаухман и С. В. Максимов исключают из перечня состав уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ), относя его к числу налоговых преступлений. <*> Свое мнение авторы обосновывают доводом о специфике непосредственного объекта уклонения — сферы финансов в части формирования бюджета от сбора таможенных платежей, что в целом действительно соответствует объекту налоговых преступлений. <**> ——————————— <*> Гаухман Л. Д., Максимов С. В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998. С. 17 — 18. <**> Гаухман Л. Д., Максимов С. В. Указ. соч. С. 47.

Б. В. Волженкин, оставляя в перечне таможенных преступлений ст. 194 УК РФ, исключает из него ст. 193 УК РФ — невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Данное преступление он относит к группе валютных. Обосновывается это также характеристикой основного объекта, которым признается установленный государством порядок обращения валютных ценностей. <*> Аналогичной позиции придерживаются С. Ю. Иванова, Ю. И. Сучков и другие авторы. <**> ——————————— <*> Волженкин Б. В. Экономические преступления. СПб., 1999. С. 58. <**> См., например: Иванова С. Ю. Уголовно-правовая охрана деятельности таможенных органов России. Ульяновск. С. 60 — 64.

На наш взгляд, оба «спорных» преступления следует включить и в единый уголовно-правовой (и далее в криминалистический) комплекс таможенных преступлений по целому ряду причин, в том числе ввиду сложного, составного характера видового объекта этих преступлений. В целом в уголовно-правовой науке принято считать объекты всех преступлений в сфере экономической деятельности сложными (составными, синтетическими) <*>. ——————————— <*> Отчасти поэтому существует множество самых противоречивых классификаций преступлений, предусмотренных главой 22 УК РФ. См., например: Лопащенко Н. А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятия, система, проблемы квалификации и наказания. Саратов, 1997. С. 42 — 43; Горелик А. С., Шишко И. В., Хлупина Г. Н. Прес тупления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Красноярск, 1998. С. 6 — 7 и др.

Не является исключением и видовой объект преступлений, предусмотренных ст. 193 и 194 УК РФ, в структуру которого, кроме названных элементов, входит и законодательно урегулированная деятельность таможенных органов, специфические таможенные правоотношения, урегулированные таможенным законодательством, носящим, в свою очередь, синтетический, комплексный характер. Так, невозвращение валюты является одновременно и таможенным, и валютным правонарушением <*>, а при наличии предусмотренных уголовным законом признаков — преступлением. Уклонение от уплаты таможенных платежей также посягает одновременно и на налоговые, и на таможенные правоотношения. ——————————— <*> См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2001 г. N 7-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, жалобами открытых акционерных обществ «АвтоВАЗ» и «Комбинат «Североникель», обществ с ограниченной ответственностью «Верность», «Вита-Плюс» и «Невско-Балтийская транспортная компания», товарищества с ограниченной ответственностью «Совместное российско-южноафриканское предприятие «Эконт» и гражданина А. Д. Чулкова» (Собрание законодательства РФ от 04.06.2001 N 23. Ст. 2409).

Не случайно новый уголовно-процессуальный закон обязывает таможенные органы проводить предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой ст. 188 УК РФ и частью первой ст. 194 УК РФ (п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ), и неотложные следственные действия по делам обо всех других названных нами таможенных преступлениях в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ. Изложенное лишний раз подтверждает позицию ведущих криминалистов о том, что уголовно-правовые критерии не в состоянии обеспечить учет всех особенностей преступных деяний, которые имеют значение для выявления и раскрытия преступлений. <*> К этому можно лишь добавить, что особенно затруднено применение уголовно-правовых классификаций для разработки методик расследования экономических, служебных преступлений, организованной преступной деятельности. Хотя, безусловно, учет этих классификаций важен и необходим. ——————————— <*> См., например: Герасимов И. Ф. Вопросы криминалистической классификации в методике расследования преступлений // Демократия и право развитого социалистического общества: Материалы Всесоюз. конф. 21 — 23 ноября 1973. М., 1975. С. 339.

3. Сопутствующие внешнеэкономические преступления

Итак, обозначив группу из пяти таможенных преступлений (точнее сказать — статей УК РФ) как единый комплекс, основанный на уголовно-правовом и уголовно-процессуальном критерии, можно было бы предположить, что эта группа удовлетворяет целям криминалистической классификации преступлений и соответственно может служить единственным и достаточным основанием формирования комплекса методических криминалистических рекомендаций по расследованию преступлений в сфере ВЭД. Но этот вывод был бы преждевременным, не основанным на учете современных закономерностей преступной деятельности в сфере ВЭД, с одной стороны, и нынешнего состояния практики раскрытия и расследования этих преступлений — с другой стороны. Напомним, что важнейшей особенностью преступности в сфере ВЭД является ее организованный, профессиональный и комплексный характер. Таможенные преступления в практике практически всегда сопряжены с совершением нескольких сопутствующих экономических, служебных и иных преступлений. Так, следователь по особо важным делам Волго-Вятской транспортной прокуратуры И. Ю. Смотраков, обобщая собственный богатый опыт расследования дел о «торговой» контрабанде (нефтепродуктов, металла и др.), справедливо отметил, что наиболее масштабные контрабандные операции невозможны без участия в них целых организованных преступных групп, в которые могут входить руководители и работники добывающих предприятий, заводов-переработчиков, железной дороги и других предприятий транспорта, торговых организаций, банков и т. п. Сверхдоходы контрабандистов тратятся не только «на красивую жизнь», но и используются для подкупа служащих различных ведомств и уровней, без которых зачастую сама эта противозаконная деятельность просто невозможна. Тем самым контрабанда в торговом обороте — один из мощнейших источников коррупции — этого бича современной России. <*> ——————————— <*> См., например: Смотраков И. Ю. Контрабанда нефти и нефтепродуктов // Расследование контрабанды: Практическое пособие. М., 1999. С. 144 — 153.

Эти закономерности и их связь с методикой расследования подчеркивают в своих работах Т. А. Диканова, В. А. Жбанков, В. Д. Ларичев, Н. С. Гильмутдинова, И. Ю. Смотраков и др. <*>. Таким образом, общественно опасные деяния в сфере ВЭД при уголовно-правовой квалификации практически всегда подпадают под признаки идеальных либо реальных совокупностей разнородных преступлений. ——————————— <*> См., например: Ларичев В. Д., Гильмутдинова Н. С. Таможенные преступления: Уклонение от уплаты таможенных платежей. М., 2001. С. 227 — 231.

Преобладающими в таких совокупностях являются сочетания (связи) таможенных преступлений с тремя группами сопутствующих: — преступления в сфере экономики: хищения (ст. ст. 158 — 160, 163 — 164 и др.), налоговые преступления (ст. 198, 199 УК РФ), в сфере предпринимательства (ст. ст. 171 — 175 УК РФ), против интересов кредиторов (176 — 177, 195 — 197), преступления, нарушающие установленный порядок обращения денег и ценных бумаг (185 — 187), связанные с проявлениями монополизма и недобросовестной конкуренции (178 — 180, 182 — 184); <*> ——————————— <*> В данном перечне за основу принята классификация экономических преступлений, предложенная Б. В. Волженкиным. См.: Волженкин Б. В. Указ. соч. С. 57 — 58.

— служебные преступления, то есть должностные преступления (гл. 30 УК РФ), преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК РФ), должностные преступления в сфере предпринимательства (ст. 169 — 170, п. «в» ч. 2 ст. 174, п. «в» ч. 2 ст. 174.1 УК РФ и др.); <*> ——————————— <*> В данной группе сопутствующих преступлений особо нужно выделить должностные преступления в таможенных органах — как наиболее опасные, «жестко» связанные с таможенными и наиболее часто встречающиеся в совокупностях.

— иные сопутствующие. Вторая группа не случайно обозначена нами как «служебные преступления». Этот термин, предложенный уголовно-правовой наукой, наиболее полно обозначает соответствующий перечень преступных деяний, чего нельзя сказать о некоторых смежных понятиях, например: «должностные» или «коррупционные» преступления. Под должностными в уголовно-правовой литературе по сложившейся традиции принято понимать только деяния, предусмотренные гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». В криминологической литературе коррупционные преступления характеризуют подкупом — продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей. <*> ——————————— <*> Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. Долговой А. И. М., 2001. С. 558.

Термин же «служебные преступления» применяется в ряде научных работ для объединения в единую группу должностных преступлений и преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК РФ). <*> ——————————— <*> См.: Волженкин Б. В. Служебные преступления. М., 2000. С. 50 — 58.

Прежде всего нужно отметить, что перечень должностных преступлений явно не соответствует не только целям настоящей работы, но и всем другим публикациям, посвященным методике расследования так называемых «должностных» преступлений. Зачастую в учебниках и пособиях в методике расследования должностных преступлений фактически рассматривают более широкий круг деяний, предусмотренных УК РФ. Так, в учебнике по криминалистике под редакцией Р. С. Белкина предлагается именно такое наименование методики. <*> Однако уже в параграфе о родовой криминалистической характеристике преступлений авторы используют термин «коррупционные преступления» с соответственно расширенным, по сравнению с гл. 30 УК РФ, перечнем анализируемых посягательств. В него авторы внесли, например, ст. ст. 201 — 204 УК РФ. ——————————— <*> Аверьянова Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Россинская Е. Р. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. проф. Белкина Р. С. М., 2000. С. 848 — 865.

Термин «коррупционные преступления» вряд ли удобен и корректен в соответствующих методических рекомендациях по ряду причин. Во-первых, к этой группе в литературе принято относить только умышленные преступления, во-вторых, совершенные только из корыстной заинтересованности. Соответственно не будут относиться к их числу весьма распространенные в практике злоупотребления должностными полномочиями и превышения полномочий (ст. ст. 285, 286, 201 УК РФ и другие, специальные по отношению к указанным составы преступлений), если они совершены из иной личной заинтересованности либо вообще без специального мотива, что допускает, например, конструкция состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ. Практическим работникам хорошо известно, что корыстная заинтересованность далеко не всегда имеет место по делам о служебных преступлениях, а если и присутствует, то трудно доказуема. Соответственно «иная личная заинтересованность» <*> часто вменяется в вину субъектам этих преступлений как «альтернативный мотив». ——————————— <*> Частично действующее и ныне Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.90 N 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» под «иной личной заинтересованностью» предлагает понимать такие мотивы, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т. п. (п. 17).

Аналогичная проблема имеет место и по делам о должностной халатности (ст. 293 УК РФ), состав которой также не относится к категории «коррупционных». Но в практике борьбы с экономической преступностью уголовные дела с квалификацией по этой статье УК РФ весьма распространены. Часто такие дела — лишь неумелое прикрытие беспомощности следствия в доказывании умысла и корыстного мотива должностного преступника. Однако и термин «служебные преступления» следует понимать в более широком значении, нежели только перечень преступлений, предусмотренных главами 23 и 30 УК РФ. Для целей криминалистической методики расследования к служебным преступлениям необходимо относить, например, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ), незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ), невыплату заработной платы (ст. 145.1 УК РФ), воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ) и ряд других основных, а часто — квалифицированных составов преступлений, предусмотренных различными главами УК РФ, где субъектом их совершения является должностное лицо либо управленец предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности. Кроме изложенного, правоприменительная практика показывает, что к числу часто встречающихся в идеальных и реальных совокупностях по делам о таможенных преступлениях относятся и иные, кроме перечисленных, посягательства: в сфере незаконного оборота наркотиков (ст. 228 — 234 УК РФ), оружия и боеприпасов (ст. ст. 222 — 226 УК РФ), другие группы преступлений. Учет этих совокупностей также, на наш взгляд, крайне необходим при формировании методики расследования преступлений в сфере ВЭД. Суммируя изложенное, приходим к выводу, что к числу преступлений в сфере ВЭД, исходя из уголовно-правового основания формирования данной межвидовой (комплексной) группы, относятся: — таможенные преступления; <*> ——————————— <*> Далее, для краткости, они будут обозначаться как «основная группа», «преступление из основной группы», «основной состав».

— сопутствующие экономические; — сопутствующие служебные; — иные сопутствующие. (См. схему 1 <*>) ——————————— <*> Не приводится.

В свою очередь, каждая группа сопутствующих преступлений может быть классифицирована как по уголовно-правовым, так и по криминалистическим критериям, причем не по одной, а, при необходимости, по нескольким ступеням конкретизации. Так, сопутствующие экономические могут быть подразделены на: сопутствующие в сфере предпринимательства, сопутствующие налоговые, сопутствующие против интересов кредиторов и др. (см. схему 1 <*>). ——————————— <*> Не приводится.

Среди сопутствующих должностных прежде всего мы особо выделяем должностные преступления в таможенных органах, <*> как наиболее часто встречающуюся, организованную и общественно опасную форму служебной преступности в сфере ВЭД. ——————————— <*> В данном случае именно должностные, а не служебные, поскольку работники таможенных органов, совершающие эти преступления, всегда являются должностными лицами в соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ.

Другими сопутствующими служебными могут быть: сопутствующие должностные преступления в иных органах, регулирующих ВЭД (в службе ВЭК России, в органах Центробанка РФ и др.); в иных правоохранительных органах (в органах МВД, ФСНП и др.); служебные преступления управленцев коммерческих и иных организаций, функционирующих в сфере ВЭД). Среди иных сопутствующих необходимо особо выделить: — сопутствующие преступления, связанные с предметами, оборот которых в сфере ВЭД запрещен или ограничен; <*> ——————————— <*> Далее в тексте и в схеме 1, для краткости, «запрещенные предметы».

— и преступления, не связанные с такими предметами. Как известно, одним из особо опасных видов контрабанды, преобразующим ее в квалифицированный, «тяжкий» состав преступления (ч. 2 ст. 188 УК РФ), является контрабанда наркотических средств и психотропных веществ, радиоактивных или взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, ядерного, химического и биологического оружия и др. Уже только приобретение, хранение, перевозка, сбыт и иные деяния, связанные с данными предметами, помимо их перемещения через таможенную границу, образуют самостоятельные составы преступления (ст. 228 — 231, 234, 220 — 226 УК РФ и др.), большинство из которых расположены в разделе IX УК РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». <*> Поскольку эти преступления не поглощаются составом контрабанды при квалификации деяний виновного, они образуют идеальные либо реальные совокупности с таможенными и другими сопутствующими преступлениями. ——————————— <*> Отчасти поэтому в уголовно-правовой литературе высказывалось предложение о перемещении контрабанды «запрещенных предметов» (ч. 2 ст. 188 УК РФ) в главу о преступлениях против общественной безопасности (гл. 24 УК РФ). См., например: Пашаев Г. Ш. Проблемы уголовно-правовой борьбы с контрабандой в Азербайджанской Республике. Автореф. дис… канд. юрид. наук. М., 1998. С. 8.

Правильно отмечает О. Ю. Сучков о том, что обстоятельствами, подлежащими доказыванию при расследовании контрабанды наркотических средств и психотропных веществ (ч. 2 ст. 188 УК РФ), являются не только факты их перемещения через таможенную границу, но и все события, связанные с предварительным незаконным завладением ими, в том числе изготовление, хищение, культивирование наркосодержащих растений и др. (ст. ст. 228, 229 и 231 УК РФ, так как ответственность за эти деяния наступает по совокупности с одним или несколькими из перечисленных составов преступлений. <*> ——————————— <*> Сучков О. Ю. Особенности производства по делам о контрабанде наркотических средств и психотропных веществ: Автореф. дис… канд. юрид. наук. М., 2000. С. 16.

К этому же перечню следует отнести, например, преступление, предусмотренное ст. 238 УК РФ, где «запрещенными предметами» являются товары и продукция, работы и услуги, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, а равно неправомерно выданные официальные документы, удостоверяющие соответствие перечисленного требованиям безопасности (ч. 1 ст. 238 УК РФ). Многие практические работники недооценивают, а порой просто не распознают эти порой не столь «заметные» на фоне контрабанды, прочих «основных» составов, но крайне опасные преступления, не дают им должную оценку, не используют данные о них в ходе расследования. Значение выявления и расследования сопутствующих преступлений по уголовным делам о преступлениях в сфере ВЭД просто невозможно переоценить. Основная группа преступлений и три сопутствующих находятся в специфической взаимосвязи. Преступная деятельность в сфере ВЭД практически всегда связана с совершением одного или нескольких преступлений основной группы. Чаще всего это контрабанда (ст. 188 УК РФ) и/или уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ). Эти же преступления в практике чаще всего совершаются в совокупности между собой. К основному преступлению (группе преступлений) практически по любому уголовному делу «примыкает» одно или несколько преступлений из «сопутствующих» групп, образуя при уголовно-правовой квалификации очень сложные и взаимосвязанные совокупности преступлений, имеющие важное тактическое и стратегическое значение для выбора средств, приемов и методов расследования преступлений по конкретному уголовному делу. Например, контрабандный экспорт крупной партии нефтепродуктов железнодорожным транспортом практически всегда сопряжен с уклонением от уплаты таможенных и налоговых платежей со стороны участника ВЭД, чаще всего сопряжен с лжепредпринимательством либо хищением, отмыванием денег и др. (сопутствующие экономические преступления), практически невозможен без соучастия таможенника (злоупотребления, взяточничество, служебный подлог, то есть сопутствующие служебные преступления), совершается с использованием поддельных документов (ст. 327 УК РФ), часто бандой, преступным сообществом (ст. ст. 209, 210 УК РФ) (иные сопутствующие преступления) и т. д. Знание следователем этих особенностей предопределяет специфику: предмета доказывания (ст. 73 УПК РФ), выдвижения версий, первоначальных и последующих следственных действий, проведения обязательных тактических операций, тактику допросов, задержания и т. д. Например, если в ходе расследования либо проведения ОРМ до возбуждения уголовного дела выявлен факт контрабанды нефтепродуктов, то обязательной проверке подлежит версия о соучастии в преступлении должностного лица таможенного органа, версия о незаконном происхождении (приобретении) предмета перемещения (хищение нефтепродуктов, лжепредпринимательство и т. д.), версия об уклонении от уплаты таможенных и налоговых платежей, другие версии. Соответственно к числу обязательных тактических операций следует отнести операцию по выявлению сопутствующего служебного преступления и т. д. Из перечней и схемы видно, что объединить столь разнородные преступления в рамках единой классификационной группы для создания методики расследования было бы невозможно, да и нецелесообразно, если бы не применение специфического криминалистического признака, свойства, критерия. Единство, взаимозависимость и взаимообусловленность основной группы преступлений (таможенные) с сопутствующими преступлениями, в целях разработки комплексной криминалистической методики, подтверждается специфическим криминалистическим критерием общности — сферы внешнеэкономической деятельности, к рассмотрению которой мы и переходим.

4. Криминалистический критерий внешнеэкономических преступлений

В криминалистическом значении «сфера деятельности» относится к элементам обстановки совершения преступления. Сфера деятельности — это «кусок», «участок» социальной действительности, к которому прикладывается деятельность того или иного индивида. <*> Н. П. Яблоков, исследуя общие черты организованной преступности, подчеркивает определяющий характер сферы деятельности, в которой осуществляется ОПД того или иного вида, для формирования методики расследования. <**> ——————————— <*> Образцов В. А. Криминалистическая классификация преступлений. Красноярск, 1988. С. 56, 102 — 103. <**> Яблоков Н. П. Расследование организованной преступной деятельности. М., 2002. С. 61 — 62.

Сам термин «внешнеэкономическая деятельность», несмотря на сложную, междисциплинарную структуру и частое применение как в разноотраслевом законодательстве, так и в литературе, до настоящего времени не имеет ни универсального законодательного определения, ни устоявшегося доктринального. В частности, понятие «внешнеэкономическая деятельность» сформулировано в ст. 1 Федерального закона «Об экспортном контроле» от 18.07.99 N 183-ФЗ, однако только для целей настоящего Закона, как внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). Существуют и иные определения, отличающиеся от приведенного. <*> ——————————— <*> Так, в справочной литературе внешнеэкономическая деятельность определяется как совокупность направлений, форм, методов и средств торгового, производственного, научно-технического, валютно-финансового и кредитного сотрудничества государства с зарубежными странами, а также одну из сфер хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, связанных с международной научно-технической кооперацией и выходом на внешний рынок. См.: Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. М., 1988. С. 34 — 37.

Анализ приведенного определения, а также научной литературы, практики деятельности таможенных и иных государственных органов в сфере внешнеэкономической деятельности позволяет с высокой степенью условности обозначить сферы, которые охватываются ВЭД. К ним относятся: внешнеторговые, финансовые, производственные и инвестиционные отношения (см. схему 2 <*>). ——————————— <*> Не приводится.

В свою очередь, каждая из перечисленных сфер внешнеэкономической деятельности имеет собственную структуру. Так, в частности, преступления в сфере внешнеторговых связей, относящейся к наиболее криминализированным сферам ВЭД, в Федеральном законе от 13.10.95 N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (в ред. от 10.02.99) определяется как вид предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (ст. 2). Таким образом, к преступлениям в сфере внешней торговли можно отнести: преступления в сфере обмена товарами, работами и услугами; информацией и интеллектуальной собственностью. В свою очередь, каждая из этих сфер также делится на элементы (см. схему 2 <*>). Так, преступления в сфере обмена товарами делятся на: связанные с торговлей этими товарами (купля-продажа); связанные с бартером товаров. ——————————— <*> Не приводится.

Очевидно, что в каждом из приведенных в схеме элементов данной многоуровневой системы, рассматриваемом как сфера социальной действительности и ее подсферы, совершаются все виды преступлений из 4 разнородных групп (уголовно-правового основания методики), которые мы именуем внешнеэкономическими. Они различаются по способу, механизму следообразования, источникам криминалистически значимой информации, субъектам совершения и т. д., но имеют при этом общие закономерности.

5. Понятие и криминалистически значимые особенности преступлений в сфере ВЭД

Вышеупомянутые закономерности мы отмечаем как криминалистически значимые особенности, присущие всем без исключения преступлениям в сфере ВЭД вне зависимости от того, под признаки какого состава преступления, предусмотренного УК РФ, а чаще — совокупности преступлений, подпадают те или иные общественно опасные деяния. К основным особенностям преступлений в сфере ВЭД относятся: 1. ВЭД регулируется целым комплексом правовых норм, отнесенных к различным отраслям и институтам национального законодательства, а также к нормам международного права. Прежде всего речь идет о таможенном законодательстве, а также о гражданском, валютном, банковском, законодательстве о государственной службе, административном и др. Так, правовое регулирование ВЭД обеспечивается Таможенным кодексом (ТК РФ), который определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела (преамбула к ТК РФ). Однако следует подчеркнуть, что далеко не только Таможенный кодекс и акты ГТК РФ выступают регулятором ВЭД. Источником его правового регулирования являются Федеральные законы: «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «Об экспортном контроле», «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об иностранных инвестициях в РФ» и др. В случаях, не урегулированных федеральными законами, ВЭД регламентируется нормами гражданского законодательства. <*> Это лишь основные источники внутригосударственного правового регулирования ВЭД. ——————————— <*> Исходя из положений ч. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ.

Кроме этого, в соответствии с Конституцией РФ (п. 4 ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. К числу таких норм относится, в частности, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.) <*>, являющаяся важным регулятором ВЭД, и многие другие международные акты. ——————————— <*> Ведомости СССР. 1990. N 23. Ст. 428.

Своеобразным, но важным регулятором ВЭД являются также и обычаи делового оборота, то есть сложившиеся и широко применяемые в какой-либо сфере предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе. Этот регулятор коммерческих отношений прямо предусмотрен ГК РФ (п. 1 ст. 5). В частности, к таким правилам относятся Международные правила толкования торговых терминов (Инкотермс). Российская арбитражная практика активно использует эти правила в разрешении внешнеэкономических споров. <*> ——————————— <*> См., например: Обзор практики рассмотрения споров по делам с участием иностранных лиц, рассмотренных арбитражными судами после 01.07.95. Инф. письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.96 N 10 (Вестник ВАС РФ. 1997. N 3. С. 97 — 98).

Изложенное вновь подчеркивает правильность разделяемой нами позиции о сфере ВЭД. Это не таможенная сфера (таможенные преступления, преступления в сфере таможенного дела), <*> как определяют некоторые ученые, а внешнеэкономическая, то есть значительно более широкая сфера, имеющая различные, разноотраслевые источники правового регулирования и иные криминалистически значимые признаки. Преступная деятельность в сфере ВЭД нарушает нормы не только, а порой и не столько таможенного законодательства. По каждому конкретному уголовному делу подлежит изучению и анализу весь комплекс правоотношений, урегулированных гражданским, валютным и другими отраслями законодательства. Нормативная модель деятельности включает в себя и международно-правовые нормы и обычаи делового оборота. По каждому делу следователь обязан использовать нормы таможенного и иного законодательства для предъявления обвинения, для применения наряду с уголовно-процессуальными мерами принуждения иных видов воздействия. ——————————— <*> См., ____ на с. ___ статьи.

Так, факт возбуждения уголовного дела в отношении руководителя организации по подозрению в совершении уголовно наказуемого уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ) не исключает ответственности организации как юридического лица за совершение таможенного правонарушения (по ст. ст. 282 — 284 ТК РФ и др.) Причем для привлечения юридического лица — участника ВЭД к административной ответственности за нарушение таможенных правил (НТП) нет нужды доказывать умысел. Таможенным и валютным законодательством предусмотрена ответственность без вины в ее уголовно-правовом значении. Достаточно доказать только объективные обстоятельства правонарушения. И этого уже достаточно для наложения штрафа до 300% стоимости перемещенного товара или суммы неуплаченных таможенных платежей. 2. Важную роль во внешнеэкономической деятельности играют особенности законодательства иностранного государства (государств). Это свойство преступлений в сфере ВЭД исходит, в частности, из характера правоспособности иностранного лица — участника ВЭД (ст. 1 Закона «Об экспортном контроле»). Законодательство иностранного государства играет решающую роль при решении вопросов о привлечении к ответственности иностранного участника, об экстрадиции, при направлении МСП, в вопросах тактики отдельных следственных действий и операций, связанных со сбором доказательств внешнеэкономического преступления. 3. Преступления в сфере ВЭД осуществляются в специфической сфере экономики, характеризующейся взаимодействием юридических и физических лиц — участников ВЭД, как правило, двух и более государств. Соответственно преступления в сфере ВЭД совершаются российскими участниками ВЭД, в основном в соучастии с иностранными лицами. Ст. 1 Закона «Об экспортном контроле» к российским участникам ВЭД относит: — юридических лиц (далее — ЮЛ), созданных в соответствии с законодательством РФ, имеющих постоянное местонахождение на ее территории; — индивидуальных предпринимателей (далее — ИП), зарегистрированных на территории РФ в порядке, установленном ее законодательством; — физических лиц, имеющих постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, обладающих правом осуществления ВЭД в соответствии с законодательством РФ. В той же статье Закона иностранными лицами признаются: — ЮЛ и организации в иной организационно-правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены; — физические лица, гражданская правоспособность и гражданская дееспособность которых определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются; — лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором данные лица имеют постоянное место жительства. <*> ——————————— <*> Подобные положения о субъектах ВЭД предусмотрены п. п. 6 — 9 ст. 18 ТК РФ.

Естественно, субъектами преступлений в сфере ВЭД, если они не являются физическими лицами, являются представители ЮЛ и иных организаций, осуществляющие ВЭД от их имени (далее — представители), в деяниях которых имеются все признаки соответствующих преступлений в сфере ВЭД. Вместе с тем следственная практика показывает, что к уголовной ответственности за преступления в сфере ВЭД чаще всего привлекаются только граждане — российские участники, а среди них подавляющее большинство — физические лица, и значительно реже — представители ЮЛ или ИП. Так, по многочисленным в практике делам о контрабандном ввозе наркотических средств на территорию РФ осуждаются, как правило, только российские граждане — перевозчики наркотиков («курьеры», «челноки» и т. д.). Такая практика не ставит под сомнение сформулированный признак анализируемых преступлений, поскольку: — иностранные лица — соучастники преступлений, как правило, просто не выявляются следствием и не привлекаются к ответственности по делу по целому ряду исследованных ниже причин; — иностранные лица иногда оказывают содействие в таких преступлениях не в видах и формах уголовно наказуемого соучастия (ст. 33, 35 УК РФ), а используются преступниками «вслепую» для достижения преступного результата. Из изложенного видно, что данная особенность преступлений в сфере ВЭД предопределяет обязательное выдвижение версий о соучастии иностранного лица, особенности планирования, организации следственных действий и тактических операций в отношении иностранных граждан, направление международных следственных поручений (МСП) и целый ряд иных криминалистических средств, приемов и методов. Из названной особенности с закономерностью вытекает следующая: 4. Наиболее организованные, профессиональные, масштабные преступления в сфере ВЭД совершаются не только и не столько участниками — физическими лицами, непосредственно перемещающими товар («курьерами», «челноками» и т. п.), а прежде всего руководителями и представителями ЮЛ, ИП и иных организаций, осуществляющими ВЭД от их имени. Однако привлечение именно этих лиц к уголовной ответственности крайне затруднено, ввиду противоречивого характера таможенного законодательства в вопросах о персональной ответственности представителей. Наука уголовного права, уголовный закон и Верховный Суд РФ как субъект его толкования также до сих пор не разработали единых критериев квалификации деяний руководителей и представителей. Следственная и судебная практика по делам о «торговой» контрабанде только начинает формироваться и преодолевает значительные трудности в квалификации и доказывании. Проблемы в практике во многом определяются тем, что лица, непосредственно перемещающие крупные партии товаров железнодорожным, воздушным, водным транспортом (перевозчики, сопровождающие груз, летчики, водители и др.), часто не причастны к таможенному преступлению <*> или являются лишь низшим звеном преступного формирования — рядовыми исполнителями. Организуют и руководят преступной деятельностью руководители и представители, чьи офисы находятся далеко от таможенной границы — непосредственного места совершения преступления, порой даже в другом государстве. ——————————— <*> П. 20 ст. 5 нового УПК РФ.

К сожалению, можно обобщить, что имеющиеся на сегодняшний день методики расследования таможенных преступлений, прежде всего контрабанды, устарели отчасти именно потому, что ориентированы только на курьеров, а не на руководителей и представителей. Таким образом, ограниченный характер методик, пробелы в уголовном законе и доктрине во многом предопределяют сейчас недостатки криминалистической деятельности по делам о преступлениях в сфере ВЭД. 5. Регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется государством в лице уполномоченных им органов, среди которых центральное место занимает ГТК РФ. Участвуют в регулировании и контроле за этой деятельностью и другие структуры: Правительство РФ в лице Министерства экономического развития и торговли, органы валютно-экспортного контроля (ВЭК), Центральный банк и др. Преступления и правонарушения в сфере ВЭД призваны выявлять, пресекать и предупреждать целый ряд государственных органов и учреждений. ГТК РФ осуществляет непосредственное руководство таможенным делом в РФ (ч. 2 ст. 7 ТК РФ), таможенные органы осуществляют целый ряд функций, направленных на реализацию таможенной политики, защиту экономической безопасности РФ и т. д. (ст. 10 ТК РФ), в том числе являются органом дознания по уголовным делам о таможенных преступлениях (ст. ст. 222 — 223 ТК РФ), ведут производство по делам о нарушении таможенных правил (НТП) (ст. 289 ТК РФ) и т. д. Таможенная служба в новых условиях хозяйствования выступает в качестве основного инструмента и проводника внешнеэкономической деятельности, приобретает качественно иное, более важное значение. Дальнейшее совершенствование механизма внешнеэкономических связей невозможно без повышения роли таможенной службы. <*> ——————————— <*> Жбанков В. А. Таможенная преступность // Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. Долговой А. И. М., 2001. С. 622 — 623.

Другие государственные органы имеют собственный объем полномочий по регулированию и контролю ВЭД, использование которых в рамках расследования — важнейшая задача следователя. Исходя из этого, следующей важной особенностью преступлений в сфере ВЭВ является то, что: 6. Реализация внешнеэкономической деятельности ее участниками находится в тесной связи, зависимости от действий (бездействия) должностных лиц и государственных служащих вышеназванных государственных органов и учреждений. Различные внешнеэкономические сделки предусматривают весьма сложный механизм их реализации, многоступенчатую систему контроля со стороны таможенных и иных органов. При этом высокая степень сложности технологических процессов в сфере таможенного дела, часто неоправданно запутанная система документооборота, учета и контроля при низком уровне ведомственного и иного контроля в таможенных органах часто являются благодатной почвой для совершения преступлений, позволяют эффективно скрывать их способы и следы. <*> Осуществление государством протекционистской таможенной политики посредством введения непомерно высоких ставок таможенных платежей по сути дела толкает предпринимателей к занижению таможенной стоимости, фальсификации документов, необходимых для таможенных целей, иным способам совершения и сокрытия таможенных преступлений. При этом наиболее крупномасштабные и эффективные способы уклонения от уплаты таможенных платежей, контрабанды, невозвращения валюты из-за границы практически невозможно осуществить без подкупа должностных лиц таможенных и иных органов. ——————————— <*> См., например: Гармаев Ю. П. Должностные преступления в таможенных органах. М., 2002. С. 13 — 20.

В связи с этим признак тесной взаимозависимости преступлений в сфере ВЭД с коррупцией в контролирующих органах, как уже ранее отмечалось, имеет определяющее значение для методики расследования преступлений в сфере ВЭД. 7. Внешнеэкономическая деятельность связана с перемещением различных предметов. К числу этих предметов относятся: товары, определение которых дано в п. 1 ст. 18 ТК РФ, в том числе и указанные в диспозициях ст. ст. 189 — 190, 193 УК РФ; иные предметы, в том числе перечисленные в диспозиции ч. 2 ст. 188 УК РФ либо не перечисленные в ней и не обладающие потребительской стоимостью, то есть не имеющие свойств товара, но подлежащие оценке путем экспертного заключения. <*> ——————————— <*> Подробно о перечне и характеристике предметов контрабанды и иных преступлений в сфере ВЭД см., например: Михайлов В. И., Федоров А. В. Таможенные преступления. СПб., 1999. С. 17 — 45, 61 — 70, 80 — 83, 94 — 95, 109 — 111.

Характеристика каждого вида предметов, перемещаемых через таможенную границу, имеет важное криминалистическое значение для расследования, в связи с чем эти предметы необходимо классифицировать по различным криминалистически значимым основаниям. Важнейшим основанием для классификации является правовой режим оборота перемещаемых предметов. По этому признаку все они делятся на: запрещенные к обороту или оборот которых ограничен; иные предметы, оборот которых не ограничен. Так, в предмет доказывания по делам о преступлениях, связанных со второй группой предметов, входит определение их стоимости, поскольку минимальный критерий ее размера предусмотрен: по ч. 1 ст. 188 УК РФ — 500 МРОТ, по ст. 193 УК РФ — 10000 МРОТ и по ст. 194 УК РФ — 1000 МРОТ. По делам же о преступлениях, совершаемых по поводу предметов, оборот которых запрещен или ограничен (ч. 2 ст. 188, 189, 190 УК РФ), их стоимость не имеет квалифицирующего значения, а потому является хоть и важным, но факультативным элементом предмета доказывания. Обязательным же является установление правовых оснований соответствующего запрета или ограничения в обороте (путем анализа нормативно-правовых актов, проведения экспертиз, допроса свидетелей, специалистов и т. п.). Перемещаемые предметы могут быть также классифицированы по физической природе на: имеющие вещественную форму и не имеющие таковой. К первым относятся: валюта, движимое и недвижимое имущество, оружие, наркотические средства и т. д. Ко вторым следует отнести: информацию, технологии, услуги, электрическую, тепловую, иные виды энергии и др. Анализ уголовных дел показал, что практически все они расследовались в отношении «овеществленных» предметов. Крайне незначительное количество дел о контрабанде информации, технологий, услуг, различных видов энергии можно объяснить как объективными сложностями процесса доказывания, так и серьезными затруднениями практиков в выявлении этих посягательств, а также полным отсутствием методических рекомендаций по расследованию преступлений, связанных с перемещением через таможенную границу неовеществленных предметов. Криминалистика в ближайшее время должна создать такие методики. Классификацию предметов внешнеэкономических преступлений можно продолжить по иным основаниям, а также уровням. 8. Преступления в сфере ВЭД характеризуются тем, что названные предметы перемещаются через таможенную границу РФ. Понятие и содержание термина «таможенная граница» довольно подробно проанализированы в уголовно-правовой литературе, <*> в таможенном законодательстве и разъяснениях к нему. Не вдаваясь в детали, стоит лишь остановиться на важнейших, криминалистически значимых понятиях и их особенностях. Так, таможенной границей РФ в соответствии со ст. 3 ТК РФ являются пределы таможенной территории РФ, а также периметры свободных таможенных зон и таможенных складов. Под таможенной территорией РФ понимается территория, на которой Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. В большей части таможенная и государственная границы совпадают, за исключением пределов свободных зон и таможенных складов. ——————————— <*> См., например: Михайлов В. И., Федоров А. В. Таможенные преступления. СПб., 1999. С. 45 — 51.

Все таможенные преступления совершаются по поводу перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу. Так, с объективной стороны контрабанда (ст. 188 УК РФ) и незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ), являются оконченными преступлениями с момента фактического пересечения таможенной границы. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ) и невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ) являются оконченными составами не с момента перемещения, а с момента истечения предельного срока возврата предметов этих преступлений. Однако и данные преступления предусматривают факт перемещения — вывоза соответственно валюты и предметов как обстоятельство, только при наличии которого могут быть совершены эти деяния. Аналогичная в этом отношении конструкция и у состава уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ). В наиболее общем виде это преступление является оконченным в связи с истечением установленного срока уплаты таможенных платежей. Однако, согласно ст. 110 ТК РФ, эти платежи уплачиваются именно при перемещении через таможенную границу предметов. Вот почему, как правило, не являются внешнеэкономическими преступлениями широко распространенные в последние годы незаконные операции, именуемые «фиктивным экспортом». Большая часть способов этой организованной преступной деятельности фактически сводится к тому, что преступники добиваются возмещения им из государственного бюджета сумм НДС в связи с инсценировкой экспорта крупных партий товара, при том что фактически товар не перемещается через таможенную границу РФ. То есть отсутствие анализируемого признака — факта перемещения — исключает внешнеэкономический характер преступлений. Эти деяния квалифицируются, как правило, по ст. 159 УК РФ — мошенничество — и по другим сопутствующим преступлениям. Важным аспектом перемещения через таможенную границу является активно дискуссируемый в уголовно-правовой науке вопрос о моменте перемещения товаров и иных предметов при вывозе из РФ. Так, С. И. Никулин, Т. Ю. Погосян, А. А. Милиновский и другие ученые считают моментом перемещения, то есть моментом окончания состава контрабанды, факт подачи ГТД или иное действие, непосредственно направленное на реализацию этого намерения, еще до фактического перемещения предметов преступления через таможенную границу. Свое мнение авторы обосновывают нормой, предусмотренной п. 5 ст. 18 ТК РФ, где дается понятие перемещения при вывозе товаров, разработанное для целей данного Кодекса. <*> ——————————— <*> См., например: Уголовное право. Особенная часть. М.: Инфра-М-Норма, 1997. С. 316 — 317.

Однако мы разделяем мнение другой группы авторов, которые утверждают, что содержание понятий, установленных ст. 18 ТК РФ, не во всех случаях применимо в квалификации преступлений. Перемещением при вывозе, равно как и при ввозе, будет фактическое пересечение таможенной границы. <*> Данное положение имеет важное значение для расследования всех внешнеэкономических преступлений, поскольку предопределяет не только вопросы квалификации, но и средства, приемы и методы их расследования. ——————————— <*> Подробно см., например: Михайлов В. И., Федоров А. В. Таможенные преступления. СПб., 1999. С. 49 — 51.

Таковы, на наш взгляд, основные особенности, присущие всем преступлениям в сфере ВЭД.

* * *

Суммируя изложенное, необходимо сформулировать определение исследуемой группы преступлений. Преступления в сфере ВЭД — это совокупность предусмотренных УК РФ таможенных и сопутствующих разнородных преступлений, посягающих на общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности, совершаемых российскими и иностранными лицами — участниками ВЭД, их представителями, в том числе в соучастии с государственными служащими, должностными лицами, управленцами и работниками коммерческих и иных организаций, имеющими определенные полномочия в сфере ВЭД, по поводу перемещения через таможенную границу РФ товаров и иных предметов в нарушение норм таможенного и иного законодательства РФ, международных правовых норм. Данное определение, предложенная классификация преступлений в сфере ВЭД предлагаются как основание формирования современной комплексной методики расследования этих преступлений, которая должна содержать научно обоснованные рекомендации высокой степени общности, позволяющие значительно более эффективно, организованно и целенаправленно выявлять, пресекать и расследовать прежде всего наиболее общественно опасные, масштабные и организованные преступления в этой важнейшей сфере экономики государства.

——————————————————————