Правовой статус резидента особой экономической зоны в Российской Федерации

(Романов Р. И., Рыбаков С. А.) («Адвокатская практика», 2013, N 2)

ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕЗИДЕНТА ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

Р. И. РОМАНОВ, С. А. РЫБАКОВ

——————————— <*> Romanov R. I., Ry’bakov S. A. Legal status of resident of special economic zone in the Russian Federation.

Романов Роман Иванович, адвокат, LL. M адвокат Московской коллегии адвокатов «ГРАД».

Рыбаков Сергей Анатольевич, адвокат, президент Московской коллегии адвокатов «ГРАД».

В статье авторы рассматривают этапы правового статуса резидентов как субъектов предпринимательской деятельности на территории особых экономических зон.

Ключевые слова: правовой статус резидента, особые экономические зоны (ОЭЗ), предпринимательская деятельность.

The author of the article considers the stages of a legal status of residents as subjects of entrepreneurial activity on the territory of special economic zones.

Key words: legal status of resident, special economic zones, entrepreneurial activity.

Мировая практика показывает, что различного рода экономические зоны (вне зависимости от того, как их называют, — свободные экономические зоны, особые экономические зоны, зоны свободной торговли или как-то иначе) способны быть инструментом, стимулирующим экономическое развитие страны в целом или отдельных направлений экономической деятельности. Согласно отчету Минэкономразвития Российской Федерации о результатах функционирования особых экономических зон (далее — ОЭЗ) за 2011 г. в Российской Федерации действует (на начало 2012 г.) 25 особых экономических зон — 4 промышленно-производственных, 4 технико-внедренческих, 14 туристско-рекреационных (7 из которых включены в т. н. Северо-Кавказский туристический кластер) и 3 портовых <1>. ——————————— <1> URL: http://www. economy. gov. ru/minec/activity/sections/sez/doc20120928_04.

Кроме того, 25 января 2013 г. объявлено о создании ОЭЗ промышленно-производственного типа на территории Калужской области <2>. ——————————— <2> URL: http://www. economy. gov. ru/minec/press/news/doc20130125_012.

Развитие ОЭЗ на территории Российской Федерации имеет высокие темпы. В частности, отвечая на вопросы журналистов в ходе пресс-конференции, посвященной подведению итогов работы ОЭЗ в 2012 г., заместитель министра экономического развития Российской Федерации Олег Савельев обозначил ряд устойчивых тенденций роста основных показателей развития ОЭЗ в уходящем году <3>. Прирост фактических инвестиций в 2012 г. составил 61%: на 01.10.2012 фактические инвестиции резидентов составили 63,7 млрд. руб. (что на 24,3 млрд. руб. больше, чем по состоянию на 01.10.2011). На 46% вырос объем произведенной в ОЭЗ продукции в денежном выражении: с 50,3 млрд. руб. на 01.10.2011 до 73,6 млрд. руб. к 01.10.2012. Консолидированные налоговые отчисления в 2012 г. выросли на 74%: с 3,9 млрд. руб. (01.10.2011) до 6,9 млрд. руб. (01.10.2012). Количество созданных в ОЭЗ рабочих мест превысило 8000. При этом за последний год их количество увеличилось на 20%. ——————————— <3> URL: http://www. economy. gov. ru/minec/press/news/doc20121225_04.

С учетом отсутствия в действующем российском законодательстве определения резидента ОЭЗ исследователи отмечают возможность существования нескольких видов резидентов особых экономических зон, правовое положение которых в значительной степени зависит от типа созданной особой экономической зоны <4>. ——————————— <4> Нилов К. Н. Правовое положение резидентов особой экономической зоны в Калининградской области: некоторые проблемы // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Серия «Экономические и юридические науки». Вып. 9. Калининград, 2007. С. 49.

При исследовании специфики правового положения (статуса) резидента ОЭЗ следует исходить из таких образующих указанный статус компонентов, как: — общие условия приобретения статуса; — процедура приобретения статуса; — ограничения, налагаемые на резидента; — гарантии статуса резидента; — основания прекращения статуса. Далее рассмотрим их по порядку. 1. К общим условиям приобретения статуса резидента следует отнести следующие группы требований к приобретению статуса резидента ОЭЗ, связанные: а) с организационно-правовой формой претендента. Согласно законодательным положениям в качестве резидентов промышленно-производственной и портовой особых экономических зон может быть признано только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (кроме унитарного предприятия) (ч. 1 и ч. 2.2 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — Закон об ОЭЗ)). Потенциальными резидентами технико-внедренческих и туристско-рекреационных ОЭЗ могут быть как коммерческие организации (кроме унитарных предприятий), так и индивидуальные предприниматели. Унитарные предприятия исключены из числа лиц, которые вправе осуществлять хозяйственную деятельность на территории ОЭЗ в качестве резидентов, поскольку не являются собственниками закрепленного за ними имущества и не могут им распоряжаться; б) с необходимостью государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Коммерческая организация или индивидуальный предприниматель (в зависимости от типа ОЭЗ), претендующие на статус резидента ОЭЗ, должны быть зарегистрированы на территории того муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (или на территории одного из муниципальных образований, если ОЭЗ расположена на территориях нескольких муниципальных образований); в) с заключением соглашения о ведении предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ. Коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, претендующие на статус резидента ОЭЗ, должны заключить с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении деятельности на территории особой экономической зоны; г) с инвестиционными вложениями в развитие ОЭЗ, а также с обеспечением уплаты таможенных пошлин, налогов при осуществлении деятельности (для отдельных видов экономических зон). Обязательным условием заключения соглашения об осуществлении предпринимательской деятельности в промышленно-производственных и портовых экономических зонах является обязательство потенциального резидента об осуществлении капитальных вложений. Согласно ч. 2 ст. 12 Закона об ОЭЗ резидент промышленно-производственной ОЭЗ обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 3 млн. евро, на день представления заявки на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности в органы управления ОЭЗ. Также предусмотрена обязанность резидента вложить не менее 1 млн. евро в течение первого года деятельности. Для резидентов портовых ОЭЗ предусмотрена обязанность осуществить капитальные вложения в размере не менее чем 10 млн. евро при строительстве объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта, в т. ч. новых морского порта, речного порта, аэропорта, и не менее чем 3 млн. евро при реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта (ч. 2 ст. 31.11 Закона об ОЭЗ). Помимо требования об осуществлении капитальных вложений Закон об ОЭЗ устанавливает условие об обеспечении уплаты таможенных пошлин, налогов при осуществлении портовой деятельности, размер которых в определенных законом случаях не может быть менее 30, 10, 2,5 млн. руб. (ч. 3 ст. 31.11 Закона об ОЭЗ). Без обязательного соблюдения указанного требования соглашение об осуществлении деятельности в портовых ОЭЗ не может быть заключено. Как видно из сказанного, основные отличия по условиям приобретения статуса резидентов ОЭЗ заключаются в субъектном составе потенциальных резидентов, а также в наличии или отсутствии финансового барьера в виде обязанности осуществить капитальные вложения в развитие ОЭЗ или осуществить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в определенной сумме. 2. Общий алгоритм получения статуса резидента является единым для всех претендентов на приобретение статуса резидента ОЭЗ вне зависимости от ее типовой формы и включает в себя следующие основные этапы: а) подача в территориальный орган уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа управления ОЭЗ (Минэкономразвития России) заявки и комплекта документов для регистрации юридического или физического лица в качестве резидента ОЭЗ; б) заключение с территориальным органом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа управления ОЭЗ соглашения о ведении экономической деятельности на территории ОЭЗ; в) регистрация юридического или физического лица в качестве резидента ОЭЗ, внесение в реестр резидентов ОЭЗ и выдача свидетельства; г) сообщение территориальным органом уполномоченного Правительством федерального органа управления ОЭЗ сведений о регистрации резидента в налоговый и таможенный органы, направление им копии соглашения о ведении экономической деятельности в ОЭЗ. Отметим, что сроки от момента представления в уполномоченный орган заявки и сопутствующих документов на заключение соглашения о ведении экономической деятельности в качестве резидентов до включения в реестр резидентов ОЭЗ одинаковы для резидентов всех видов ОЭЗ. В общей сложности, суммируя отведенное законодателем время на соблюдение всех последовательно сменяющих друг друга процедур, связанных с получением статуса резидента ОЭЗ, можно сказать, что этот процесс занимает 53 дня. Коммерческая организация или индивидуальный предприниматель признаются резидентом ОЭЗ с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ (ч. 3 ст. 9 Закона об ОЭЗ), и именно с этого момента лицо вправе использовать льготы и преимущества, вытекающие из особого режима ведения предпринимательской деятельности <5>. ——————————— <5> См. подробнее: Реут А. И. Статус резидента особой экономической зоны // Современное право. 2006. N 5. С. 24.

3. Ограничения, налагаемые на резидента в связи с осуществлением последним хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ, целесообразно разделить на несколько видов, в зависимости от определенных критериев: а) организационные ограничения. Помимо требований к субъектному составу относятся ограничения для резидентов на создание филиалов и представительств за пределами ОЭЗ (ч. 4 ст. 10 Закона об ОЭЗ). Резидент ОЭЗ должен быть зарегистрирован на определенной территории, ему запрещено открывать филиалы и представительства за пределами ОЭЗ. Данное требование соответствует положениям гражданского законодательства, которое предусматривает, что филиалы и представительства являются обособленными подразделениями юридического лица, но сами не обладают статусом юридического лица, что необходимо для претендентов на получение статуса резидентов ОЭЗ; б) функциональные ограничения. К данному виду ограничений следует относить ограничения, связанные с возможностью передачи прав и обязанностей резидентов иным лицам в порядке правопреемства. Резидент ОЭЗ не вправе передавать свои права и обязанности по соглашению о ведении деятельности на территории ОЭЗ и договору аренды земельного участка другому лицу, а резидент ОЭЗ, являющийся арендатором земельного участка, находящегося в государственной и (или) муниципальной собственности, не вправе сдавать его в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять земельный участок в безвозмездное срочное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив (ст. 35 Закона об ОЭЗ). Кроме того, специальным функциональным ограничением можно считать запрет для лица, утратившего статус резидента портовой ОЭЗ (в т. ч. в связи с досрочным прекращением действия соглашения об осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ), на осуществление предпринимательской деятельности в ОЭЗ на общих основаниях. При этом также подлежит расторжению договор аренды земельного участка (ч. 2 ст. 31.20 Закона об ОЭЗ); в) ограничения, связанные с режимом объектов недвижимости на территории ОЭЗ. Законом предусмотрены запреты: (i) на размещение объектов жилищного фонда на территории ОЭЗ (за исключением туристско-рекреационной ОЭЗ) (ч. 4 ст. 4 Закона об ОЭЗ); (ii) запрет для портовых ОЭЗ на включение в себя имущественных комплексов, предназначенных для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров (ч. 2.2 ст. 4 Закона об ОЭЗ); (iii) запрет на право собственности на земельные участки в границах ОЭЗ, которые могут предоставляться только во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды (ч. 2 ст. 32 Закона об ОЭЗ), и ряд др. 4. Законом об ОЭЗ резидентам предоставлено два типа гарантий: от неблагоприятного изменения налогового законодательства и гарантии на судебное разрешение споров. Указанные виды гарантий означают законодательно гарантированную стабильность налоговых и иных льгот, предоставляемых резидентам ОЭЗ, а также судебную защиту их прав и интересов. Кроме того, сам Закон об ОЭЗ является определенной гарантией для инвесторов, вкладывающих свои средства в развитие ОЭЗ, т. к. правовая основа создания и деятельности таких зон, как и гарантии прав инвесторов, заложена на законодательном уровне и не может произвольно отменяться или изменяться подзаконными нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти. 5. Общий законодательный порядок лишения статуса резидентов в соответствии с положениями ч. 8 ст. 9 Закона об ОЭЗ предусматривает только судебное решение вопроса в случаях, предусмотренных законом, и влечет за собой прекращение действия соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной или портовой деятельности. Лишение статуса резидента ОЭЗ (исключительно в судебном порядке) возможно в следующих случаях: а) при неисполнении резидентом ОЭЗ предписания об устранении нарушений до проведения внеочередной проверки лицо может быть лишено статуса резидента ОЭЗ по решению суда на основании заявления органов управления ОЭЗ; б) при двух и более существенных нарушениях резидентом ОЭЗ налогового и (или) таможенного законодательства лицо может быть лишено статуса резидента ОЭЗ по результатам рассмотрения судом заявления органов управления ОЭЗ. Здесь следует указать два принципиальных момента. Во-первых, лишение статуса резидента ОЭЗ производится не в административном порядке, а на основании вступившего в законную силу решения суда, принятого по заявлению уполномоченных органов по управлению ОЭЗ. Во-вторых, для вынесения судом такого решения необходимо наличие не только неоднократных (два и более), но и существенных нарушений налогового и (или) таможенного законодательства. Как представляется, использование законодателем термина «существенных» в данном случае не совсем корректно. Данный термин является оценочной категорией, законодательством же не установлено критериев существенности. В связи с этим на практике возможны споры и разногласия по поводу того, что считать существенным, а что нет. Подытоживая сказанное, следует отметить, что механизм формирования правового статуса резидентов ОЭЗ включает два этапа. Первый этап связан с фактом государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности (общий правовой статус), второй — с процессом расширения и обогащения статуса посредством осуществления процедуры заключения соглашения об осуществлении экономической деятельности на территории ОЭЗ и включения субъектов предпринимательской деятельности в реестр резидентов ОЭЗ (специальный правовой статус). Фактически речь идет о двойном порядке регистрации резидентов ОЭЗ в отличие от иных субъектов предпринимательского права. Правовой статус резидентов особых экономических зон — правовое положение субъектов предпринимательской деятельности, установленное в соответствии с законодательством об особых экономических зонах, в условиях особого режима экономической деятельности на территории особой экономической зоны, связанное со специальным административным механизмом приобретения, реализующимся через специальную правоспособность, ограничения, запреты и гарантии, систему льготного налогообложения и таможенных преференций.

——————————————————————