Рынок алкоголя: условия стали жестче

(Федоров Ю.)

(«Бизнес-адвокат», 2006, N 4)

РЫНОК АЛКОГОЛЯ: УСЛОВИЯ СТАЛИ ЖЕСТЧЕ

Ю. ФЕДОРОВ

Юрий Федоров, юрист.

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2005 г.) были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее — Закон), вступившие в силу с 1 января 2006 г.

В Законе уточнены или сформулированы заново многие ранее установленные понятия и определения. Установлен перечень документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Теперь согласно ст. 10.2 Закона легальность алкогольного бизнеса можно подтвердить следующими документами:

1) товарно-транспортной накладной;

2) справкой, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) (форма данной справки утверждается Правительством РФ);

3) справкой, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации) (форма данной справки утверждается Правительством РФ);

4) уведомлением (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60% объема готовой продукции).

Полное или частичное отсутствие вышеуказанных документов влечет за собой признание оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции незаконным, со всеми вытекающими отсюда неблагоприятными последствиями.

Изменения и дополнения, внесенные в Закон, в целом усиливают административный контроль в области производства и оборота алкогольной и иной спиртосодержащей продукции и существенно расширяют полномочия органов государственной власти в данной сфере общественных правоотношений. Вместе с тем важно отметить, что в Законе содержатся и многие положения, имеющие четкую либеральную направленность, которая выражена в следующем.

Во-первых, значительно сужена область применения Закона. Так, в предыдущей редакции в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона из-под его юрисдикции была выведена деятельность граждан (физических лиц), производящих продукцию, содержащую этиловый спирт не в целях сбыта; деятельность организаций, связанная с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также деятельность аптечных учреждений, связанная с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти. В дополнение к этому согласно новой редакции п. 3 ст. 1 действие Закона теперь не распространяется также на деятельность по производству и обороту пива и натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта.

Во-вторых, новой редакцией Закона были отменены следующие права и полномочия федеральных и региональных органов государственной власти:

1) установление минимальных цен на отдельные виды спиртных напитков;

2) определение квот на закупку этилового спирта, необходимого для удовлетворения потребностей Российской Федерации и субъектов РФ;

3) установление единого порядка аккредитации организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

4) установление порядка сертификации денатурата и денатурированной продукции, а также порядка государственной регистрации наименований указанной продукции;

5) установление порядка государственной регистрации основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции (если ранее у чиновников было полномочие устанавливать в данной сфере порядок как сертификации, так и государственной регистрации, то теперь у них осталось право на одну лишь сертификацию);

6) определение квот на закупку этилового спирта, необходимого для обеспечения потребностей соответствующего субъекта РФ в этиловом спирте, и распределение квот на закупку этилового спирта между организациями исходя из объема утвержденных квот;

7) установление и осуществление комплекса мер по упорядочению поставок и розничной продажи алкогольной продукции в целях защиты здоровья и жизни граждан, в том числе аккредитации организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции (в новой редакции Закона — ст. 6) (вместо вышеуказанного полномочия чиновникам предоставлено право вводить декларирование розничной продажи алкогольной продукции и устанавливать порядок представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции);

8) проведение государственного контроля за качеством, объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе через введение специальных защитных мер в отношении предназначенной для розничной продажи алкогольной продукции;

9) проведение контроля за наличием и функционированием контрольных спиртоизмеряющих приборов, а также счетчиков спиртосодержащих жидкостей, измеряющих концентрацию и объем абсолютного алкоголя в готовой продукции;

10) собственное правовое регулирование субъектами РФ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (согласно новой редакции Закона — ст. 6) (субъектами РФ определяется лишь порядок финансирования деятельности по реализации предусмотренных п. 1 ст. 6 Закона полномочий органов государственной власти субъектов РФ);

11) проведение региональными властями обязательной маркировки алкогольной продукции, производимой и реализуемой на территории РФ региональными специальными марками. Вместо региональных специальных марок вводятся федеральные специальные марки и акцизные марки, для получения которых организация обязана в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона представить в государственный орган, уполномоченный Правительством РФ, или в таможенный орган документы, перечень которых ограничен и расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что вышеуказанный уполномоченный государственный орган при выдаче марок не вправе требовать у организации иных документов, помимо перечисленных в п. 2 ст. 12 Закона. К ним относятся:

— заявление о выдаче марок с указанием вида алкогольной продукции, содержания этилового спирта в ней, объема маркируемой алкогольной продукции, емкости подлежащей маркировке потребительской тары алкогольной продукции, количества испрашиваемых марок;

— справка налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов и сборов или справка таможенного органа об отсутствии у организации задолженности по уплате таможенных платежей;

— отчет об использовании ранее выданных марок в установленной Правительством РФ форме;

— копия лицензии, предусмотренной Законом;

— копия сертификатов соответствия технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему;

— копия договора (контракта) поставки алкогольной продукции (для организации, осуществляющей импорт алкогольной продукции);

— подтверждение в порядке, установленном Правительством РФ, правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака;

— обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства в порядке, установленном Правительством РФ.

Что же касается непосредственного содержания федеральной специальной марки и акцизной марки, то согласно пп. 3.1 и 3.2 ст. 12 Закона в них должны содержаться следующие сведения о маркируемой ими алкогольной продукции:

1) наименование алкогольной продукции;

2) вид алкогольной продукции;

3) содержание этилового спирта;

4) объем алкогольной продукции в потребительской таре;

5) наименование производителя алкогольной продукции;

6) местонахождение производителя алкогольной продукции;

7) страна происхождения алкогольной продукции;

8) подтверждение соответствия установленным требованиям качества и безопасности;

9) подтверждение правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака;

10) иные определяемые Правительством РФ сведения. Важно отметить, что сведения, перечисленные в первых пяти вышеуказанных пунктах (наименование алкогольной продукции, вид алкогольной продукции, содержание этилового спирта, объем алкогольной продукции в потребительской таре, наименование производителя и др.), должны быть указаны на русском языке. Вопросы изготовления федеральных специальных марок и акцизных марок, установления их цены, нанесения на них всех вышеперечисленных сведений, указанных в п. 3.1 ст. 12 Закона, маркировка ими алкогольной продукции теперь целиком и полностью находятся в компетенции Правительства РФ и осуществляются в утвержденном им порядке;

11) проведение аккредитации организаций, осуществляющих оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции как региональными, так и федеральными органами государственной власти.

В-третьих, в Закон внесены изменения правового и технического характера, значительно облегчающие предпринимателям процесс производства и оборота алкогольной и иной спиртосодержащей продукции, в частности:

— упрощен порядок оборота этилового спирта и поставок алкогольной и спиртосодержащей продукции предприятию, осуществляющему закупки и поставки данной продукции, теперь согласно ст. 9 Закона необходимо лишь получить соответствующую лицензию и представить уведомление без всяких квот, процентов акций (долей) и иных ограничений, установленных ранее;

— сняты ограничения на оборот импортной алкогольной продукции на территории РФ (ранее доля импортной алкогольной продукции (за исключением вин, коньячных изделий и пива), ввоз которой осуществлялся на таможенную территорию РФ, не должна была превышать 10% от общего годового объема реализуемой на территории РФ алкогольной продукции, а доля алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15% объема готовой продукции должна была составлять не менее 60% годового объема ввозимой на таможенную территорию РФ алкогольной продукции);

— с 13 до 15 повышен градус алкогольной продукции (п. 3 ст. 16 Закона), которой допускается торговать в розницу в местах массового скопления граждан, местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях (которые определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами РФ), а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин и в других подобных местах;

— отменено лицензирование закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях);

— действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии со ст. 20 Закона не может быть приостановлено решением лицензирующего органа в случае невнесения в установленный срок платы за проведение ежегодных обследований организации на соответствие установленным Законом условиям, необходимым для осуществления лицензируемых видов деятельности, а также в случае несоблюдения установленных минимальных цен на алкогольную продукцию.

Однако Законом установлены новые требования к порядку лицензирования и к документации, предоставляемой в лицензирующий орган для получения лицензии:

а) в заявлении о выдаче лицензии должны быть указаны полное и (или) сокращенное наименование и организационно-правовая форма юридического лица (организации), а также место его нахождения и место нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;

б) организацией должны быть представлены копии сертификатов соответствия основного технологического оборудования;

в) организацией должен быть представлен также документ, подтверждающий наличие у нее уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с п. 9 ст. 8 и п. п. 2.1 и 2.2 ст. 11 Закона;

— упразднены установленные ст. 21 Закона особенности лицензирования экспорта и импорта алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, которое происходит теперь на общих основаниях;

— отменен ранее установленный в ст. 26 Закона запрет на производство алкогольной продукции, за исключением вина и виноматериалов в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством РФ, спиртосодержащей непищевой продукции (в том числе вина шампанского, игристого и газированного) без счетчиков спиртосодержащих жидкостей, измеряющих концентрацию и объем абсолютного алкоголя в готовой продукции, и производство вина (в том числе вина шампанского, игристого и газированного) без средств измерения объема готовой продукции.

В-четвертых, организации, использующие оборудование для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, освобождены Законом от обязательной государственной регистрации основного технологического оборудования для производства этилового спирта и (или) алкогольной продукции.

Вместе с тем Законом предусмотрены следующие меры по ужесточению административного контроля над производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и иной спиртосодержащей продукции и расширению полномочий органов государственной власти в данной сфере торгово-хозяйственных отношений.

1. Органы государственной власти РФ получили новые полномочия: устанавливать максимальное содержание этилового спирта в спиртосодержащей продукции и вводить единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (так называемую единую государственную автоматизированную информационную систему) для осуществления государственного контроля за объемом производства и оборота указанной продукции.

2. Органы государственной власти РФ и субъектов РФ помимо введения государственной регистрации выданных лицензий, а также лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий получили новое полномочие определять порядок лицензирования и выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции. Кроме того, субъекты РФ получили следующие полномочия:

а) вводить декларирование розничной продажи алкогольной продукции на своих территориях (п. 5 ст. 14 Закона);

б) устанавливать порядок представления и форму деклараций о розничной продаже алкогольной продукции, а также порядок представления в установленный срок в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, сведений об объеме розничной продажи алкогольной продукции (п. 5 ст. 14 Закона);

в) устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции (п. 3.1 ст. 16 Закона);

г) устанавливать для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 млн. руб. (п. 3.2 ст. 16 Закона);

д) осуществлять государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями. Органы местного самоуправления в соответствии с новой редакцией ст. 23 Закона теперь лишены такого полномочия, как государственный контроль. Осуществление государственного контроля за счет средств проверяемых организаций запрещено (п. 2 ст. 23 Закона).

3. Под действие ст. 8 Закона, устанавливающей обязанности организаций, использующих оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, теперь подпадают и организации, использующие оборудование для оборота данных товаров. Перечень видов основного технологического оборудования утверждается Правительством РФ.

4. Организации, использующие оборудование для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением оборудования для производства вина и виноматериалов), должны оснастить данное оборудование автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции. Основное технологическое оборудование для производства вина, виноматериалов и для производства в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством РФ, спиртосодержащей непищевой продукции должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции.

5. Сертификат соответствия и положительное заключение государственной экологической экспертизы на основное технологическое оборудование, выданные в порядке, установленном законодательством РФ, теперь в соответствии со ст. 8 Закона обязаны иметь не только организации, осуществляющие производство этилового спирта и алкогольной продукции и использующие указанное оборудование, изготовленное как на территории РФ, так и за ее пределами, но и организации, осуществляющие производство спиртосодержащей продукции.

6. Требование об обязательном внедрении оборудования, позволяющего полностью перерабатывать или утилизировать основные отходы спиртового производства (барду), и наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы не распространяется на организации, использующие основное технологическое оборудование с мощностью не более 100 декалитров этилового спирта в сутки в пересчете на безводный спирт, основные отходы которого потребляются животноводством.

7. Путем введения имущественного ценза (10 млн. руб. уставного капитала, а для производства водки — не менее 50 млн. руб.) законодательно ограничивается число предприятий, имеющих право осуществлять производство этилового спирта (и водки). Указанные предприятия делятся Законом на две категории:

1) казенные предприятия;

2) иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 млн. руб. (для производства водки — не менее чем 50 млн. руб.).

8. Для предприятий и организаций, осуществляющих производство и оборот спиртосодержащей непищевой продукции, установлена обязанность (ст. 10.1 Закона) указывать на этикетках этой продукции, предназначенной для розничной продажи, информацию о недопустимости использования спиртосодержащей непищевой продукции в пищевых целях (при этом в отношении денатурированной спиртосодержащей продукции вместо слов «этиловый спирт» должно использоваться слово «денатурат»). Данная информация должна быть расположена на лицевой стороне этикетки и занимать не менее 10% ее площади (за исключением этикеток парфюмерно-косметической продукции).

9. Организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40% объема готовой продукции, обязаны осуществлять не только декларирование, но и учет объема их производства и оборота.

10. Индивидуальные предприниматели теперь не имеют права осуществлять розничную продажу алкогольной продукции. В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона поставки и (или) розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий.

11. Вводится запрет на продажу алкогольной продукции в образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях.

12. Вводится лицензирование закупки, хранения и поставки алкогольной и всей спиртосодержащей продукции, как пищевой, так и непищевой. При этом лицензии на спиртосодержащую пищевую и непищевую продукцию выдаются отдельно (п. 4 ст. 18 Закона).

13. Значительно расширен список случаев, когда действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа. К таким случаям относятся:

а) непредставление в установленный срок организацией в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, сведений об объеме производства и поставок алкогольной и спиртосодержащей продукции;

б) поставка и закупка этилового спирта, в том числе денатурата, и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60% объема готовой продукции без уведомления;

в) отсутствие технологического оборудования, позволяющего полностью перерабатывать и (или) утилизировать барду на очистных сооружениях (для организаций, осуществляющих производство этилового спирта);

г) использование для производства этилового спирта и алкогольной продукции нового основного технологического оборудования с нарушением требований п. 10 ст. 19 Закона (т. е. в случае, когда после приобретения нового основного технологического оборудования, которое будет использовано для производства этилового спирта и алкогольной продукции, лицензиат не представил в лицензирующий орган перечень видов данного оборудования и сертификаты соответствия);

д) нарушение требований п. п. 2.1 и 2.2 ст. 11 Закона, устанавливающих, что производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции (за исключением водки) вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 млн. руб. (указанное ограничение размера оплаченного уставного капитала (уставного фонда) не распространяется на организации, расположенные в районах Крайнего Севера (ст. 2.1), и что производство водки вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 50 млн. руб. (ст. 2.2);

е) передача федеральных специальных и акцизных марок другой организации.

14. Вводятся новые запреты в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности, запрещается:

а) поставка и розничная продажа продукции, содержащей этиловый спирт и произведенной в домашних условиях, в том числе физическими лицами;

б) осуществление любых технологических процессов и операций по переработке денатурированного этилового спирта или денатурированной спиртосодержащей продукции в целях удаления денатурирующих веществ;

в) использование пищевого сырья при производстве этилового спирта из непищевого сырья;

г) розничная продажа алкогольной продукции без представления в установленный срок в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, сведений об объеме розничной продажи алкогольной продукции;

д) производство и оборот спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта сверх максимального содержания этилового спирта в спиртосодержащей продукции, устанавливаемого в соответствии с абз. 17 ст. 5 Закона;

е) производство денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции с содержанием денатурирующих веществ, не соответствующих установленному Законом перечню и концентрации денатурирующих веществ, либо с нарушением порядка использования денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции;

ж) производство этилового спирта при отсутствии технологического оборудования, позволяющего полностью перерабатывать и (или) утилизировать барду (основной отход спиртового производства) на очистных сооружениях;

з) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе;

и) розничная продажа алкогольной продукции, которая содержит этиловый спирт, произведенный из непищевого сырья, или денатурирующие вещества;

к) розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных ст. 10.2 Закона;

л) розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований ст. 16 Закона, определяющей порядок поставок и розничной продажи алкогольной продукции;

м) розничная продажа этилового спирта, питьевого этилового спирта, за исключением случая, предусмотренного п. 4 ст. 16 Закона.

——————————————————————