Быть здоровым сегодня — реально?

(Овсянников В.)

(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 48)

БЫТЬ ЗДОРОВЫМ СЕГОДНЯ — РЕАЛЬНО?

В. ОВСЯННИКОВ

Вадим Овсянников, студент ФГБОУ ВПО «Госуниверситет — УНПК», г. Орел.

Проект Закона об охране здоровья граждан пережил более ста поправок, став едва ли не самым широко обсуждаемым в Госдуме документом. Он вызвал крайне негативную реакцию со стороны профессионального сообщества — многие отмечали, что он недоработанный, «сырой» и его принятие грозит существующему здравоохранению и гражданам огромными проблемами. Несмотря на это, Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» подписан. С чем же так боролись медики и какие изменения мы получим?

Закон устанавливает основные принципы охраны здоровья, к которым отнесены соблюдение прав граждан и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет охраны здоровья детей, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи.

Закреплены единые стандарты получения бесплатной медицинской помощи на всей территории России, во всех медучреждениях независимо от формы собственности. При этом пациенту предоставляется возможность самостоятельного выбора лечащего врача и медицинского учреждения, но не чаще, чем раз в год.

Одним из главных нововведений стала конкретизация платных медицинских услуг, порядка и условий их оказания. В частности, не может быть платной скорая помощь, не подлежит оплате назначение по медицинским показаниям лекарств, не входящих в перечень жизненно необходимых, а также размещение в маломестных палатах пациентов по медицинским или эпидемиологическим показаниям, пребывание в больнице родителя вместе с ребенком до четырех лет по медицинским показаниям.

Устанавливается, что с 2015 года система сертификации в сфере медицинской и фармацевтической деятельности будет заменена на процедуру аккредитации. Кроме того, ужесточаются требования к претендентам на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью, запрещается выписка рецептов, нарушающая принцип беспристрастности врача, принятие от пациентов подарков, денежных средств, оплаты отдыха и т. д.

Особо оговаривается, что врач не может отказать в медпомощи в случае угрозы жизни пациента. Также вводится норма о профессиональной ошибке медработника.

Среди новшеств — введение критерия редких (орфанных) заболеваний. Таковыми признаются заболевания, выявленные у одного человека на 10 тыс. населения. Больные с редкими заболеваниями смогут гарантированно получать лекарства за счет средств регионального бюджета и перечисленных на счета бюджетов регионов пожертвований.

Помимо этого четко разделяются полномочия федеральных и региональных органов власти. К функциям первых относится организация спасения жизни людей при чрезвычайных ситуациях, эвакуации, а также координация и внедрение передовых медицинских технологий. За региональными властями закрепляются полномочия по оказанию первой и скорой помощи.

Также впервые дано развернутое определение паллиативной помощи — помощи неизлечимо больным для максимально комфортного проведения последних дней жизни, без боли и страданий. Эта помощь, оказываемая в медицинских организациях, тоже включена в государственные гарантии и будет бесплатной. В России планируется развивать систему хосписов, особенно для больных онкологическими заболеваниями.

Еще одна новация — обязанность всех следить за своим здоровьем и вовремя проходить медосмотры. Замминистра здравоохранения В. Скворцова комментирует: «Одним из девяти принципов системы здравоохранения становится приоритет профилактики. С 2013 года мы возвращаемся к системе ежегодных диспансеризаций для детей и взрослых. Ее можно будет пройти в учреждении первичной медицинской помощи — поликлинике, амбулатории, которую человек сам будет выбирать на год».

Также документом определены виды (первичная медико-санитарная, специализированная, в том числе высокотехнологичная, скорая, паллиативная), формы (экстренная, неотложная, плановая) и условия оказания (вне медицинской организации, амбулаторно, в стационаре) медицинской помощи.

Кроме того, Закон N 323-ФЗ урегулирует вопросы, связанные с деторождением, донорством органов и тканей человека, применением репродуктивных технологий, проведением различных видов медицинских экспертиз и освидетельствований.

У профессиональных медицинских сообществ появилось право участвовать в разработке стандартов, протоколов лечения и тарифов в системе ОМС. Впервые предусмотрено утверждение программы госгарантий бесплатной медицинской помощи для граждан РФ сроком на три года.

На медицинские организации в свою очередь ложится обязанность по страхованию гражданской ответственности перед пациентами минимум на три года. В документе оговаривается ответственность за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья и причинение вреда жизни или здоровью при оказании медицинской помощи.

Какие же нормы Закона N 323-ФЗ вызывают сомнения?

Наибольшее число протестов вызвали такие положения, как разрешение суррогатного материнства и тестирования школьников на наркотики, новые правовые основы трансплантации, в том числе у детей, а также введение обязательной «недели тишины» между обращением женщины и проведением аборта на сроке беременности до 11 недель, или «48 часов тишины» — на сроке от 11 до 12 недель.

Первое, что пугает, — это новое определение понятия «здоровье», согласно которому здоровье — не просто отсутствие заболеваний, но «состояние полного физического, душевного и социального благополучия» (ст. 2). Такое юридическое определение здоровья создаст некоторые проблемы в практике применения норм права из других областей. Так, например, ст. 77 СК РФ указывает, что органы опеки имеют право немедленно отобрать ребенка у родителей «при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью». Расширительное толкование создает предпосылки к злоупотреблению этой статьей и отъему детей у родителей по надуманным основаниям.

Еще одна неоднозначная норма нового законопроекта — о медицинской стерилизации людей, то есть об устранении возможности их размножения. Такая мера теперь может по решению суда применяться и без согласия стерилизуемого, если тот признан недееспособным, например психически больным. Отчасти это объяснимо, поскольку многие такие больные неспособны контролировать свое репродуктивное поведение.

Однако норма о принудительной стерилизации (а также прерывании беременности) по решению суда и заявлению представителя недееспособного лица может породить многочисленные коррупционные злоупотребления. В России уже известны случаи, когда недееспособными признавали психически здоровых людей, не угодных властям, и чаще всего — при помощи одного из родственников.

Другой спорный момент — порядок обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания — устанавливается законодательством субъектов РФ. Но что же такое — полноценное питание беременной женщины? И как государство будет обеспечивать всех малоимущих?

Таким образом, многие вопросы остались недоработанными, более того, просто непонятными. Тем не менее Закон начнет действовать с 1 января 2012 года, за исключением нормы об обязательности исполнения медицинскими организациями единых требований по оказанию медицинской помощи, которая начнет действовать с 1 января 2013 года. Очевидно, после вступления его в законную силу каждый на своем личном опыте оценит все его плюсы и минусы.

——————————————————————