Правовой статус турагента
(Кусков А. С.) («Адвокат», 2012, N 8)
ПРАВОВОЙ СТАТУС ТУРАГЕНТА
А. С. КУСКОВ
Кусков Алексей Сергеевич, преподаватель отделения сервиса Саратовской государственной юридической академии, практик туристского бизнеса.
В статье А. С. Кускова предпринята попытка определения правового статуса туристских агентств. Автор анализирует вопросы о правовой природе и сущности турагентской деятельности, выделяет основные направления турагентской деятельности и важнейшие формы работы турагентов с туроператорами. Особое внимание уделено проблемам договорной практики турагентской деятельности и путям их правового разрешения.
Ключевые слова: турагентская деятельность; турагент; туроператор; договор о реализации туристского продукта; турпродукт; агентский договор; названный принципал; неназванный принципал; нераскрытый принципал; турброкер; турорганизатор.
Legal status of a travel agent A. S. Kuskov
In article of the lecturer of the Department of service of the Saratov State Academy of Law, practical worker of tourist business A. S. Kuskov (e-mail: askuskov@mail. ru) attempt of determination of legal status of travel agencies is undertaken. The legal nature and essence of activity of travel agencies are defined, the main directions of activity of travel agencies are allocated, and most important forms of work of travel agents with travel operators are allocated and analyzed. The special attention is given to contractual practice of activity of travel agencies. Problems of implementation of activity of travel agencies are allocated, ways of their legal permission are offered.
Key words: activity of travel agencies; a travel agent; travel operator; the contract on realization of a tourist product; a tourist product; the agency contract; the called principal; the unnamed principal; the unsolved principal; the tourist broker; the travel organizer.
Туристский бизнес в последние десятилетия демонстрирует весьма заметные и позитивные тренды развития. Не обошли стороной такие тенденции и Россию. Однако успешное развитие туризма в нашей стране сдерживается целым рядом факторов, одним из которых является несовершенство нормативно-правового регулирования деятельности основных субъектов хозяйствования — туроператоров и турагентов. Деятельность туроператоров регулируется законодательством достаточно эффективно, а вот турагенты пока еще находятся в правовом вакууме. Отраслевое законодательство в нашей стране начало развиваться в 1996 г. — с момента принятия Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» <1> (далее — Закон об основах). Данный Закон многократно изменялся и дополнялся, а наиболее значимые его редакции были приняты в 2007 и 2012 гг. Отмена лицензирования турагентской деятельности и поправки 2007 г. привели к исключению турагентов из правового поля, а редакция 2012 г. не привела к исправлению ситуации, о которой в один голос говорили и остались неуслышанными все представители туристской общественности. ——————————— <1> СЗ РФ. 2009. N 26. Ст. 3121.
Для определения правового статуса турагента сначала необходимо определить природу и сущность турагентской деятельности. Закон об основах не дает определения турагента, но концептуально определяет турагентскую деятельность как деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемую юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагентом). При этом продвижение турпродукта понимается как комплекс мер, направленных на реализацию турпродукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и др.); а реализация турпродукта — как деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации турпродукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором. Мы же позволим себе несколько конкретизировать указанную выше норму, выделив следующие направления турагентской деятельности: — рекламное — проведение рекламы турпродукта агентами за свой счет, под свою ответственность и всеми доступными способами; — информационное — доведение турагентами достоверной информации о турпродукте и его потребительских свойствах до потребителя; — реализационное — предварительное бронирование тура и прием оплаты за предстоящий тур у клиента в момент заключения договора; — комплектующее — приобретение турагентами у туроператора и контрагентов дополнительных услуг и атрибутов комфорта; — турообразующее — возможность приобретения у различных туроператоров отдельных услуг и самостоятельного формирования турпакета. ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС») и Некоммерческое партнерство «Национальный центр независимой экспертизы» в 2011 г. разработали проект Национального стандарта Российской Федерации «Туристские услуги. Услуги турагентов. Общие требования» <2>, в котором турагент определяется как организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, сформированного туроператором на основании заключенного с ним договора, и (или) отдельных туристских услуг. ——————————— <2> ГОСТ Р «Туристские услуги. Услуги турагентов. Общие требования» (проект). М.: Стандартинформ, 2011.
Многие специалисты в области правового регулирования туристской деятельности предлагают свои определения турагента (см. табл.).
Таблица
Авторские определения понятия «турагент»
Определение Автор Источник
Лицо, осуществляющее Е. Л. Писаревский Правовое предпринимательскую деятельность регулирование по продвижению и реализации туристской турпродукта, созданного деятельности: Дис. туроператором, а также оказанию … канд. юрид. наук. иных туристских услуг, не СПб.: СПбГУ, 1999. связанных с перевозкой и С. 57, 58 размещением
Юридическое лицо или А. Е. Толстова Гражданско-правовое индивидуальный предприниматель, регулирование осуществляющий деятельность по оказания туристских рекламированию и реализации услуг в Российской комплексной туристской услуги, Федерации: Дис. … созданной туроператором от своего канд. юрид. наук. имени, но за счет туроператора, Краснодар: КубГАУ, либо от имени и за счет 2004. С. 75 туроператора
Юридическое или физическое лицо, Н. В. Сирик Индустрия туризма: занимающееся предпринимательской гражданско-правовое деятельностью по продвижению и регулирование. реализации туристского продукта, Saarbrucken: LAP сформированного туроператором, и LAMBERT Academic оказанием других дополнительных Publishing GmbH & Co, услуг, не входящих в турпродукт 2011. С. 98
Юридическое лицо или Т. Э. Погудина Гражданско-правовая индивидуальный предприниматель, защита сторон действующее от имени и в договора оказания интересах туроператора либо от туристских услуг: своего имени, но в интересах Дис. … канд. юрид. туроператора и осуществляющее наук. М.: РГГУ, продвижение комплекса туристских 2009. С. 93 услуг, а также его предоставление туристам и (или) иным заказчикам по договору оказания туристских услуг
Юридическое или физическое лицо, Д. С. Ушаков Прикладной занимающееся рекламированием, туроперейтинг. доведением до потребителя и Ростов н/Д: Феникс, продажей разработанных 2010 туроператором турпакетов
В связи с этим важно определить основные виды туристских услуг, предоставляемых турагентами. Перечень таких услуг представлен в проекте ГОСТ Р «Туристские услуги. Услуги турагентов. Общие требования»: 1) реализация туристского продукта, сформированного туроператором: предоставление информации о реализуемом туристском продукте и туроператоре, его сформировавшем; принятие заказа и бронирование; заключение договора о реализации туристского продукта; страхование туристов и экскурсантов; проведение инструктажа туристов и экскурсантов, в том числе по обеспечению безопасности; предоставление туристских услуг в соответствии с заключенным договором; оценка и контроль качества исполнения услуг; 2) бронирование и реализация отдельных туристских услуг: бронирование, приобретение, оформление и реализация билетов на пассажирский транспорт различных видов; бронирование мест в гостиницах и иных средствах размещения; бронирование мест отдыха с полным комплексом услуг; бронирование, приобретение и реализация билетов на развлекательные и спортивно-зрелищные и другие досуговые мероприятия различных видов; бронирование и реализация экскурсионных услуг; 3) доставка туристских путевок, билетов на транспорт различных видов, а также на развлекательные, спортивно-зрелищные и досуговые мероприятия; 4) прочие услуги турагента: дополнительное страхование туристов и рисков; проведение инструктажей, в том числе по вопросам безопасности; информационно-рекламные, консультационные (консалтинговые) и другие услуги по ГОСТ Р 53522 <3> (п. 5.13 — 5.16). ——————————— <3> ГОСТ Р 53522 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения» от 15 декабря 2009 г. N 772-ст. М.: Стандартинформ, 2010.
Итак, турагент не является субъектом гражданских правоотношений со специальной правоспособностью. Он может иметь права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, нести ответственность за определенные результаты такой деятельности. Согласно статьям 23 и 49 Гражданского кодекса РФ турагент обладает общей правоспособностью, что дает ему право на осуществление как турагентской, так и любой другой деятельности за исключением запрещенных ее видов, а также тех, которые могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Исходя из сказанного выше предлагается следующее определение: турагент — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на основе заключенных договоров коммерческую деятельность по продвижению и реализации комплекса туристских услуг (комплексной туристской услуги, турпродукта), сформированного туроператором, а также деятельность по реализации дополнительных услуг, не входящих в указанный комплекс (рекламных, страховых, информационно-консультационных, паспортно-визовых и т. д.). В абзаце шестом ст. 9 Закона об основах указывается, что продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между ним и туроператором. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, — от своего имени. То есть в соответствующей норме закрепляются две схемы работы туроператоров с турагентами. Однако современная практика турагентской деятельности предполагает существование не двух, а пяти схем взаимодействия турагентов с туроператорами и исполнителями услуг: — работа по схеме «названный принципал» — продажа агентом турпродукта от имени и по поручению туроператора, который несет всю ответственность перед туристами за нарушение условий договора; — работа по схеме «неназванный принципал» — продажа турпродукта агентом по поручению туроператора, но от своего имени, что предполагает усиление ответственности турагента за нарушения условий договора; — работа по схеме «нераскрытый принципал» — продажа турагентом собственного турпродукта, поглощающего продукт туроператора, который при этом может даже не называться; — работа по схеме «турорганизатор» — продажа турагентом собственного турпродукта, сформированного из приобретенных у контрагентов сертифицированных услуг; — работа по схеме «турброкер» — покупка у туроператора турпродукта или туристских услуг с последующей их перепродажей другим туроператорам и турагентам (преимущественно в высокий сезон). В статьях 10 и 10.1 Закона об основах определяются особенности реализации туристского продукта туроператорами и турагентами, указывается на то, что между туристами и турагентами заключается договор о реализации туристского продукта, приводятся его существенные условия. Договор о реализации турпродукта, заключаемый между туристом и турагентом, должен помимо основной информации включать сведения: о турагенте (наименование и адрес); туроператоре, сформировавшем тур (наименование, адрес, его гарантии, членство в объединении, реестровый номер); потребительских свойствах турпродукта; возможности туриста обращаться с требованием возмещения ущерба непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение. Турагент взаимодействует с туроператором на основе ряда договоров (договор поручения, договор коммерческой концессии, договор комиссии, договор агентирования). Наиболее распространенным вариантом отношений туроператоров и турагентов является агентирование с обязательным заключением агентского договора. В соответствии с пунктом 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала (в этом случае договор близок к договору комиссии) либо от имени и за счет принципала (в этом случае договор близок к договору поручения). В статье 1011 ГК РФ содержится отсылочная норма, позволяющая применять к агентским соглашениям нормы, регулирующие комиссию или поручение, в зависимости от тех или иных схем работы туроператоров с турагентами. Эта норма говорит о значительном сходстве агентского договора с договорами комиссии и поручения. Однако следует указать и на несколько отличий агентского договора от договоров комиссии и поручения: а) агентский договор всегда возмездный; б) агентский договор предполагает обязательную отчетность перед туроператором; в) агентский договор может носить исключительный характер; г) агентский договор дает турагенту более широкий спектр свобод деятельности, а также большую степень независимости от туроператора; д) агентский договор предполагает не только совершение сделок, но и совершение иных фактических действий и т. д. Итак, агентский договор в системе договоров, предусмотренных гражданским законодательством России, представляет собой сложное переплетение норм о договорах комиссии и поручения и регулируется этими нормами с учетом особенностей, которые вытекают из существа данного договора. По своему содержанию агентский договор в целом ближе к договору комиссии, чем к договору поручения, ибо агент, подобно комиссионеру, обычно является профессиональным предпринимателем. Поэтому данный договор всегда возмездный и не носит лично-доверительного характера даже при совершении агентом сделок от имени принципала <4>. ——————————— <4> Сирик Н. В. Особенности договора агентирования в туристской деятельности // Современное право. 2006. N 9. С. 12 — 17.
Особого внимания заслуживает порядок формирования доходов турагентства. Заключаемый между туроператором и турагентом договор предполагает выплату последнему вознаграждения за продвижение и реализацию туров, которое в практике туристской деятельности получило название агентской комиссии, имеющей три формы: 1) определенный процент от стоимости реализуемых туров (в среднем 5 — 12%); 2) фиксированная денежная сумма, не зависящая от цены тура (обычно не менее 1500 — 2000 руб. за проданный тур); 3) редкий и невыгодный для туроператора вариант, предполагающий агентскую наценку на отпускную цену его турпродукта. Комиссионное вознаграждение обеспечивает равенство отпускных цен на продукт как у оператора, так и у агента. Это принципиально важный момент для потребителей, так как их желание обращаться за покупкой тура непосредственно к оператору теряет всякий смысл. Для стимулирования продаж турпродукта операторов применяется технология прогрессивной комиссии. К примеру, за продажу первых десяти путевок агент получает комиссионное вознаграждение в размере 5% за каждый реализованный тур; за продажу 20 — 25 путевок — 7 — 8%; за продажу 50 и более путевок — 10%. Суть такого приема заключается в установлении прямой зависимости между количеством проданных туров и величиной агентской комиссии. Определим теперь еще один важный аспект деятельности турагентов — несение ответственности за неисполнение тех или иных обязательств, наложенных на них условиями договора о реализации турпродукта. Начнем с того, что для осуществления агентской деятельности (и, соответственно, несения какой-либо ответственности) физическое лицо должно обладать полной дееспособностью, в противном случае оно не сможет совершать юридические действия, связанные с предпринимательством. При совершении турагентом действий права и обязанности могут возникнуть как у турагента, так и у принципала (туроператора). Определяющим здесь является то, от чьего имени выступает агент: если он действует от своего имени, он приобретает права и обязанности, если же он действует от имени принципала, права и обязанности возникают у принципала. Закон об основах в статье 9, определяя степень ответственности турагентов, указывает на то, что туроператор и турагент несут солидарную и индивидуальную ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта. До заключения договора турагент обязан предоставить туристу всю необходимую информацию о потребительских свойствах турпродукта, включая условия пользования соответствующими услугами. Если вследствие неполноты или недостоверности полученной информации турист заключил договор о приобретении турпродукта, не обладающего нужными ему свойствами, он вправе потребовать расторжения указанного договора и возмещения причиненных убытков (п. 2 ст. 732 ГК РФ). Так, супруги Р. обратились с иском к турагентству о расторжении договора, возмещении убытков и морального вреда, мотивируя это тем, что они заключили договор на организацию поездки в Египет. Один из супругов предъявил паспорт гражданина Израиля, предварительно убедившись в том, что он действителен для поездки в любую страну мира. В турагентство супруги об этом сообщили, и договор, несмотря на это, был заключен. Однако посольство Египта затягивало ответ по поводу возможности въезда супругов в страну, и им предложили поехать в Таиланд, на что те согласились. Однако Р. с паспортом Израиля не смог пройти в Москве таможенный контроль, в результате чего поездка не состоялась. Руководствуясь статьей 6 Закона об основах, где указывается, что турист имеет право на полную и достоверную информацию об условиях въезда в страну пребывания, суд удовлетворил иск (Определение Центрального районного суда г. Красноярска от 11 мая 2006 г. по делу N 2-599/2006). Существует ряд проблем, актуализирующихся при работе турагентов по системам нераскрытого принципала или турорганизаторства. Так, агенты весьма часто дополняют турпродукт оператора своими собственными услугами, предоставляемыми как на возмездной, так и на безвозмездной основах. При непосредственном потреблении данных услуг во время поездки возникает ряд ситуаций, приводящих к угрозе жизни и здоровью туристов. Например, турагент дарит клиенту в дополнение к туру оператора автобусную экскурсию в Стамбул. По пути автобус с туристами попадает в аварию. Туроператор ответственности за услугу не несет, так как она не предусмотрена договором. А Закон об основах такие ситуации не регулирует, избавляя, тем самым, агентов от ответственности. Как пишет Н. В. Сирик <5>, на практике возникают трудности при отнесении той или иной деятельности к туроператорской или турагентской. Любое агентство в той или иной степени занимается комплектованием услуг — страхует туристов, реализует авиабилеты, бронирует места в гостиницах. В то же время в их работе превалирует агентская деятельность по реализации готового турпродукта. Так, к туроператорам, по сути, можно отнести любое региональное агентство, приобретающее турпродукт, к примеру, у московского туроператора и добавляющее к нему услугу по перевозке туристов из своего региона в Москву. ——————————— <5> Сирик Н. В. Субъекты договора оказания туристских услуг // Туризм: право и экономика. 2003. N 3. С. 6.
Р. В. Шабров указывает на то, что «заслуживает внимания вопрос о праве турагента заключать посреднические договоры не с туроператором, а с туристом о приобретении отдельных составляющих туристского продукта. Примером может служить ситуация, когда турагент, действуя по поручению клиента, бронирует нужную гостиницу и (или) приобретает у перевозчика проездные документы. Отношения усложняются, если турагент, например, заключает договоры, направленные на получение туристом услуг по проживанию, питанию, экскурсиям с одним туроператором, а по перевозке и трансферу с другим» <6>. ——————————— <6> Шабров Р. В. Правовой статус турагента // Корпоративный юрист. 2009. N 1. С. 10, 11.
Возникает закономерный вопрос: имеет ли право турагент на совершение таких действий, так как, согласно статье 1 Закона об основах, право на формирование турпродукта имеет только туроператор? В данном случае происходит подмена договора о реализации туристского продукта договором агентирования, согласно которому турагент, получая от исполнителей услуги, реализует туристам их комплекс за общую цену. Ответственность за любые нарушения, связанные с порядком предоставления услуг, ложится на третьи лица, т. е. на исполнителей услуг, с которыми заключены соответствующие договоры. Согласно пункту 2 ст. 170 ГК РФ указанные сделки можно квалифицировать как притворные, направленные на прикрытие сделок в рамках договора о реализации турпродукта. Данную позицию, однако, не следует абсолютизировать в силу того, что указанную выше проблему можно решить путем внесения соответствующих изменений в действующие отраслевые нормативные правовые акты, к примеру, в Правила оказания услуг по реализации туристского продукта <7> (далее — Правила). Допуская такие схемы работы турагентов, как турброкерство и турорганизаторство, следует, во-первых, вменить в обязанность турагентам несение ответственности за все оказываемые лично ими услуги перед туристами согласно законодательству и, во-вторых, в обязательном порядке фиксировать подобные услуги в договоре, туристской путевке, программе обслуживания и иных документах. ——————————— <7> Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452 // Российская газета. 2007. N 159.
Есть еще одно обстоятельство, которое следует учитывать в данной ситуации. Наши законодатели, давая определение турпродукта в статье 1 Закона об основах, неправомерно указывают, что турпродукт в обязательном порядке должен включать две услуги — перевозку и размещение, оказываемые за общую цену. Однако в практике туристского обслуживания очень часто встречаются ситуации, когда турист предпочитает проблему перевозки решать самостоятельно, а все остальные услуги приобретает у турагентства. В этом случае речь о турпродукте уже вести нельзя, что, однако, не отменяет факт туристского обслуживания, оказания туристских услуг. В указанной ситуации весьма сложно оспорить законность осуществления турорганизаторской деятельности. Некоторые сложности возникают и в случае одностороннего отказа любой из сторон от исполнения условий договора, право на который дает статья 782 ГК РФ. Так, турист вправе отказаться от исполнения договора в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору (п. 1 ст. 782 ГК РФ и ст. 32 Закона «О защите прав потребителей» <8>). Исполнитель же вправе отказаться от исполнения обязательств по договору лишь при условии полного возмещения заказчику убытков (п. 2 ст. 782 ГК РФ). ——————————— <8> Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (в ред. от 29 сентября 2011 г.) // Российская газета. 1996. N 8.
Как показывает судебная практика, право на возмещение туристами фактически понесенных расходов имеют преимущественно туроператоры. Однако Правила в пункте 2 указывают нам на то, что турагент, действующий от своего имени, является исполнителем услуг по реализации турпродукта. Отраслевой Закон в определении «реализация турпродукта» отрицает статус турагента в качестве исполнителя услуг, закрепляя этот статус только за туроператором. Это говорит о том, что фактически понесенные расходы могут возникать у турагента только в связи с заключением договора о реализации турпродукта, а это на практике встречается крайне редко. Приведем пример. Президиум ВАС РФ оставил в силе решение суда первой инстанции, указав, что уплаченные ответчиком (турагент) штрафные санкции контрагенту — ООО «Богемия Сервис» (туроператор) не являются фактическими расходами, которые понес ответчик, а являются мерой ответственности, согласованной ответчиком и ООО «Богемия Сервис» в двустороннем договоре от 9 сентября 2009 г. Оплаченные ответчиком штрафные санкции в отношениях с истцом являются убытками, которые ответчик понес, оплатив штраф ООО «Богемия Сервис» (решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-135169/1034-1164). Итак, турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта, сформированного туроператором, согласно договору, а также предоставляет информационные, консультационные и иные дополнительные услуги, не входящие в состав турпродукта. Деятельность турагента, представленная в трех формах (названный принципал, неназванный принципал, нераскрытый принципал), регламентируется действующим общим и отраслевым законодательством и осуществляется в рамках ряда договоров — договора о реализации туристского продукта с туристами, агентского договора, договоров комиссии, поручения и коммерческой концессии с туроператорами, договоров купли-продажи и оказания услуг с контрагентами. Необходимо решить следующие проблемы, связанные с ведением турагентской деятельности: а) отсутствие инструментов регулирования турагентской деятельности; б) несение ответственности турагентами только за нарушения, связанные с заключением договора о реализации турпродукта (непредоставление информации или ненадлежащее информирование туристов о потребительских свойствах турпродукта); в) несовершенство правового регулирования турорганизаторской и турброкерской деятельности агентов; г) несовершенство механизма субсидиарной и солидарной ответственности туроператоров и турагентов за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязательств
Библиография
ГОСТ Р «Туристские услуги. Услуги турагентов. Общие требования» (проект). М.: Стандартинформ, 2011. ГОСТ Р 53522 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения» от 15.12.2009 N 772-ст. М.: Стандартинформ, 2010. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая: текст с изменениями и дополнениями на 15 мая 2012 года. М.: Эксмо, 2012. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (в ред. от 29 сентября 2011 г.) // Российская газета. 1996. N 8. Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452 // Российская газета. 2007. N 159. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ (в ред. от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ) // СЗ РФ. 2009. N 26. Ст. 3121. Сирик Н. В. Особенности договора агентирования в туристской деятельности // Современное право. 2006. N 9. Сирик Н. В. Субъекты договора оказания туристских услуг // Туризм: право и экономика. 2003. N 3. Шабров Р. В. Правовой статус турагента // Корпоративный юрист. 2009. N 1. С. 10, 11.
——————————————————————