Правовые аспекты медицинского обследования лиц, вступающих в брак, в Российской Федерации, Украине и Беларуси
(Матвеева Н. А.) («Медицинское право», 2007, N 1)
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛИЦ, ВСТУПАЮЩИХ В БРАК, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УКРАИНЕ И БЕЛАРУСИ
Н. А. МАТВЕЕВА
Матвеева Н. А., старший преподаватель кафедры семейного и ювенального права Российского государственного социального университета.
Россия, Украина и Беларусь на современном этапе — это сложившиеся независимые государства со своими национальными системами права. В связи с тем что восточнославянские народы, населяющие эти государства, имеют общие исторические и культурные корни, уходящие в глубь веков, представляет особый интерес сравнительно-правовой анализ современного законодательства Российской Федерации, Украины и Беларуси. Так, семейное законодательство каждого государства пытается убедить граждан в том, что оно охраняет права и законные интересы, вытекающие из брачных и семейных отношений. Для того чтобы данное положение увидеть в действии, по нашему мнению, необходимо повернуть российское семейное законодательство в иное русло решения вопроса медицинского обследования лиц, желающих зарегистрировать брак. Только физически, генетически и психически здоровые мужчина и женщина могут создать здоровую семью, не перенося бремя серьезных болезней на свою «вторую половину» и будущих детей. Российский и украинский законодатель не были первопроходцами в установлении норм, посвященных медицинскому обследованию лиц, вступающих в брак. Они учитывали уже сложившийся опыт некоторых государств дальнего зарубежья. В соответствии с семейным законодательством, например, Соединенных Штатов Америки «первое, что необходимо лицам, вступающим в брак, — это ознакомиться с медицинским сертификатом и дополнить его. В каждом штате департамент здравоохранения утверждает список заболеваний, информацию о которых лицо, болеющее ими или болевшее, обязано сообщить при вступлении в брак. Целый ряд заболеваний препятствует вступлению в брак» <1>. Так, если лицо при вступлении в брак скрыло от другого супруга сведения о наличии заболеваний или о том, что оно раньше перенесло заболевание, включенное в специальный реестр заболеваний, о которых необходимо сообщить при вступлении в брак (к ним относятся гепатит, желтуха и другие), сведения о сексуальных расстройствах, бесплодии, то создается «ситуация, при которой согласие, данное на брак, считается заявленным под воздействием заблуждения, что, в свою очередь, является основанием для признания брака недействительным по требованию введенной в заблуждение стороны» <2>. ——————————— <1> Семейное право Российской Федерации и иностранных государств. Основные институты / Под ред. В. В. Залесского. М., 2004. С. 35. <2> Там же. С. 152.
Также и итальянский законодатель полагает, что «заблуждение относительно личных качеств супруга имеет место, если оспаривающий действительность брака супруг не дал бы согласия на вступление в брак, если бы ему достоверно было известно, что другой супруг страдает физическим или психическим заболеванием либо аномалией или отклонением в сексуальной сфере, которые препятствуют ведению семейной жизни» <3>. ——————————— <3> Там же. С. 148.
Польский законодатель считает, что «психическое заболевание или слабоумие одного из супругов угрожает совместной жизни или здоровью будущего потомства» <4>. ——————————— <4> Там же. С. 150.
Франция также демонстрирует свое стремление обеспечить здоровое потомство: «…законодательство Франции предусматривает запрет на вступление в брак лиц, страдающих определенными заболеваниями. Статья 63 Французского гражданского кодекса обязывает будущих супругов представить должностному лицу, ведущему акты гражданского состояния, медицинские свидетельства, выданные не более чем за два месяца и удостоверяющие, что данные лица подверглись медицинскому обследованию на предмет вступления в брак» <5>. Для регистрации брака и мужчина, и женщина должны предоставить должностному лицу, ведущему акты гражданского состояния, помимо привычных документов медицинское свидетельство. ——————————— <5> Там же. С. 42.
Бесспорно, это чрезвычайно важные нормы, ибо на сегодняшний день известны заболевания, протекающие в скрытой форме, но передающиеся половым путем или по наследству. Также известно, что наследственными являются не только душевные, но и другие болезни. Как в таких случаях обеспечить рождение здорового потомства в семье? Законодательство СССР не запрещало браки с лицами, страдающими наследственными или заразными заболеваниями, хотя в других странах в той или иной мере такие запреты законом предусмотрены <6>. ——————————— <6> Рабец А. М. Закон для семьи. Вопросы и ответы. Кемерово, 1991. С. 39.
Стремительные темпы современной жизни не всегда предоставляют возможность плановой диспансеризации тех или иных слоев населения. Решение вступить в брак — это серьезный шаг зрелых во всех отношениях лиц. Чтобы не подвергнуть опасности ставшего дорогим человека и будущее потомство, следовало бы пройти медицинское обследование на предмет брака, который, как известно, заключается с целью создания семьи, и поставить в известность предполагаемого супруга о состоянии здоровья, о способности иметь детей. В современном российском обществе на этот счет существуют предрассудки. По статистике, небольшое число россиян, решивших вступить в брак, пользуются возможностью медицинского обследования, ибо оно, к большому сожалению, не является обязательным. Так, в соответствии с п. 1 ст. 15 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ) медицинское обследование лиц, вступающих в брак, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводятся учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения по месту их жительства бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак. Данной норме еще до принятия ныне действующего СК РФ предшествовал Закон СССР от 22 мая 1990 г., предусматривавший, что в целях охраны здоровья вступающих в брак и их потомства учреждения здравоохранения должны оказать помощь лицам, подавшим заявление о вступлении в брак, в проведении медицинского обследования. Обследование можно было пройти, как и теперь, только на добровольных началах. Сегодня в п. 2 ст. 15 СК РФ закреплено, что результаты медицинского обследования лица, вступающего в брак, составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование. Данная норма вполне естественна, ибо действительно существует медицинская (врачебная) тайна, которая не должна разглашаться лицами, которым она стала известна при исполнении служебных обязанностей или при прохождении производственной практики. («Врачебная тайна — это информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания, а также иные сведения, полученные при его обследовании и лечении. С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну» <7>.) Однако законодателю следует предусмотреть обязанность самих лиц, вступающих в брак, проинформировать друг друга о состоянии здоровья каждого из них, не принуждая идти на должностное преступление медиков. ——————————— <7> Глашев А. А. Медицинское право. Практическое руководство для юристов и медиков. М., 2004. С. 30.
Отсутствие решения об обязательном медицинском обследовании — серьезное упущение отечественного законодателя. Предварительное знание о заболевании или предрасположенности к нему у будущего супруга, а также о его способности иметь здоровое потомство позволит избежать внутрисемейных конфликтов и сократит и без того большое число разводов в России. Представляется необходимым внести в СК РФ существенное изменение, касающееся обязательного медицинского обследования лиц, вступающих в брак, а также обоюдного ознакомления с его результатами. Надо отметить, что в ранее действовавшем Кодексе о браке и семье РСФСР 1969 г. (КоБС РСФСР) вообще не затрагивался вопрос медицинского обследования лиц, желающих свой брак зарегистрировать, подобной нормы в нем не было. Поэтому положительным является сам факт наличия в СК РФ ст. 15. Однако современная жизнь стремительно меняется. Поэтому назрела насущная необходимость нового подхода к вопросу медицинского обследования лиц, вступающих в брак. Л. М. Пчелинцева полагает, что «для лиц, вступающих в брак, весьма важно знать о состоянии здоровья друг друга. Неосведомленность по данному вопросу может привести к негативным последствиям (заражение друг друга тяжелым инфекционным заболеванием, рождение больного ребенка и т. п.)» <8>. ——————————— <8> Пчелинцева Л. М. Семейное право России. М., 1999. С. 100.
Аналогичную точку зрения высказывает и М. В. Антокольская, сожалеющая о том, что, хотя «в ходе работы над проектом СК РФ было высказано предложение об обязательном медицинском освидетельствовании супругов перед вступлением в брак и обязательном сообщении друг другу о наличии заболевания, оно принято не было. В нынешней ситуации плата за ненарушение прав одного супруга слишком высока, поскольку такие последствия, как заражение СПИДом или рождение умственно отсталого ребенка, необратимы. Наличие уголовной ответственности за заражение венерическим заболеванием или СПИДом тоже существенно не меняет дела, поскольку при отсутствии обязательного медицинского обследования один из вступающих в брак может сам не знать о наличии у него этого заболевания» <9>. ——————————— <9> Антокольская М. В. Семейное право. М., 2003. С. 116.
Хотя п. 3 ст. 15 СК РФ справедливо позволяет лицу обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным, если другой супруг скрыл от него наличие венерического заболевания или ВИЧ-инфекции, одномоментно, а порой и вообще устранить ущерб, причиненный его здоровью, не представляется возможным. Поэтому, как известно из ст. 13 Федерального закона от 30 марта 1995 г. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» <10>, ВИЧ-инфицированное лицо имеет полное право на информацию о своем медицинском освидетельствовании. «Это означает, что лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется работником учреждения, проводившего медицинское освидетельствование, о результатах освидетельствования и необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения ВИЧ-инфекции, а также об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения либо за заражение другого лица. Так государство пытается, во-первых, предотвратить распространение столь тяжкого, угрожающего жизни другого супруга заболевания, во-вторых, предупредить появление не способной к выполнению своих функций семьи, в-третьих, обезопасить будущее потомство» <11>. ——————————— <10> СЗ РФ. 1995. N 14. Ст. 1265. <11> Нечаева А. М. Семейное право. М., 2000. С. 117.
Семейное законодательство Беларуси, к сожалению, данный вопрос не затрагивает вовсе, если не принимать во внимание ничего не значащую норму ст. 14 Кодекса о браке и семье Беларуси (КоБС Беларуси) «Подготовка к браку», где говорится, что в целях подготовки вступающих в брак к семейной жизни при отделах записи актов гражданского состояния могут создаваться службы правового, медицинского и психологического консультирования. Большое уважение по этому поводу вызывает национальное семейное законодательство Украины. Справедливости ради необходимо отметить, что и в ранее действовавшем Кодексе о браке и семье УССР 1969 г. (далее — КоБС УССР) существовала норма о состоянии здоровья лиц, желающих зарегистрировать брак. Так, в ст. 18 КоБС УССР говорилось о том, что лица, вступающие в брак, должны быть взаимно осведомлены о состоянии здоровья друг друга. Пункт 1 ст. 30 Семейного кодекса Украины (далее — СК Украины) также гласит, что лица, подавшие заявление о регистрации брака, должны сообщить друг другу о состоянии своего здоровья. Однако, как справедливо отмечает Ю. С. Червоный, данная норма «не предусматривает последствий, которые наступают в случае нарушения этого требования. Закон не предусматривает возможности отказа в регистрации брака по медицинским показаниям» <12>. Однако наиболее важным в решении данного вопроса представляется не отказ в регистрации брака по медицинским показаниям, а взаимная осведомленность лиц, вступающих в брак, о состоянии здоровья друг друга и о возможных последствиях для каждого из них в случае заболевания одного или обоих супругов. Только в подобной ситуации окончательно можно говорить о добровольности брачного союза, ибо «в таком случае будущий партнер получает возможность принять осознанное решение о том, заключать брак или нет» <13>. ——————————— <12> Научно-практический комментарий Семейного кодекса Украины / Под ред. Ю. С. Червоного. Киев, 2000. С. 67. <13> Антокольская М. В. Семейное право. М., 2003. С. 116.
На современном этапе норма о состоянии здоровья лиц, подавших заявление о регистрации брака, и их взаимном осведомлении справедливо расширена. Так, п. п. 3 — 5 ст. 30 СК Украины гласят, что государство обеспечивает создание условий для медицинского обследования лиц, подавших заявление о регистрации брака. Порядок осуществления медицинского обследования лиц, подавших заявление о регистрации брака, устанавливает Кабинет Министров Украины. Результаты медицинского обследования хотя и являются тайной, но не для лиц, намеревающихся вступить в брачное правоотношение. В отличие от п. 3 ст. 15 СК РФ, где говорится, что, если одно из лиц, вступивших в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последний вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным, п. 5 ст. 30 СК Украины раздвигает границы данной проблемы. Так, украинский законодатель полагает, что сокрытие тяжелой болезни, а равно болезни, опасной для другого супруга, их потомков, может являться основанием для признания брака недействительным. «Установление приведенного положения ч. 5 ст. 30 СК Украины объясняется заботой о семье, здоровье другого супруга и о потомстве» <14>. ——————————— <14> Червоный Ю. С., Волосатый Г. С., Калитенко О. М., Труба В. И. Семейное право Украины. Харьков, 2004. С. 153.
Как видим из этой нормы, речь идет не только о венерических заболеваниях и ВИЧ-инфекции. Известны и другие заболевания, представляющие опасность для окружающих больного людей, например: туберкулез, алкоголизм, токсикомания и наркомания, заболевания нервной системы, инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета и ряд других заболеваний. В связи с этим целесообразно предложить при помощи профессиональных медиков — теоретиков и практиков более детально разработать перечень заболеваний, опасных для будущих супруга и детей. В российское семейное законодательство внести поправку, обязывающую лиц, подавших заявление о регистрации их брака в загс, пройти медицинское обследование, о результатах которого известить друг друга. Также можно предложить работникам загса при подаче заявления для регистрации брака давать направление жениху и невесте в специальные центры планирования семьи для прохождения медицинского обследования, а при бракосочетании задавать молодоженам не только вопрос об их согласии на брак, но и об их осведомленности о состоянии здоровья друг друга. Наличие такой нормы сократит число необдуманных и скоропалительных браков, заставит лиц, желающих зарегистрировать брак, задуматься о его природе и сущности, таким образом, еще раз проверить свои чувства и серьезность намерений. Своевременное знание о заболевании будущего супруга и тем не менее желание разделить с ним свою судьбу автоматически снимет ряд семейных проблем и поможет особым образом решить вопросы планирования семьи.
——————————————————————