Отдельные виды компенсаций

(Виговский Е. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ КОМПЕНСАЦИЙ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 14 апреля 2009 года

Е. В. ВИГОВСКИЙ

Виговский Е. В., советник налоговой службы III ранга.

Общие положения

Одной из социальных гарантий государства является обязательное социальное страхование работников.

Обязательное социальное страхование — это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ субъектами обязательного страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователи, как определено настоящим Законом, — это организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Страховщики — некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц.

Как определено Законом, застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Очень важным является знание видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Согласно статье 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ (в ред. от 14.07.2008 N 117-ФЗ) «Об основах обязательного социального страхования» страховым обеспечением по отдельным видам обязательного страхования являются:

— оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

— пенсия по старости;

— пенсия по инвалидности;

— пособие по временной нетрудоспособности;

— пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

— пособие по беременности и родам;

— ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

— пособие по безработице;

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

— единовременное пособие при рождении ребенка;

— пособие на санаторно-курортное лечение;

— оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

В настоящей статье будут рассмотрены вопросы обеспечения работников, детей, внуков путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление, рассматриваться возможность обеспечения путевками при использовании средства Фонда социального страхования Российской Федерации, судебно-арбитражная практика и иные интересующие налогоплательщиков вопросы.

Санаторно-курортное лечение и оздоровление

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 N 309 (в ред. от 15.07.2008 N 531) утверждено Положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортные лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Данное Положение определяет порядок и условия предоставления работникам и членам их семей за счет средств обязательного социального страхования путевок на:

— санаторно-курортное лечение и оздоровление для профилактики заболеваний (далее именуются «санаторно-курортное лечение и оздоровление»);

— санаторно-курортное лечение в связи с необходимостью санаторного долечивания (далее именуется «долечивание») непосредственно после стационарного лечения заболеваний согласно перечню.

Путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление, а также на долечивание непосредственно после стационарного лечения приобретаются в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, имеющие лицензии на осуществление медицинской деятельности и сертификаты соответствия на питание, выданные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Продолжительность путевок в данных учреждениях составляет 14 — 24 дня.

Путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление приобретаются работодателями (далее именуются «страхователи») в соответствии с заявлениями работников и при наличии медицинских заключений, выданных соответствующими учреждениями здравоохранения.

Приобретение путевок в санатории для детей с родителями осуществляется в соответствии с медицинскими заключениями на санаторно-курортное лечение.

Вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации установлено, что региональные отделения Фонда социального страхования (далее именуется «Фонд») оказывают содействие страхователям в получении информации об имеющихся санаторно-курортных учреждениях, а при необходимости — иную помощь в решении вопросов приобретения путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление.

Расходы же на полную или частичную оплату стоимости путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей осуществляется из расчета стоимости пребывания в санаторно-курортном учреждении одного человека в сутки и продолжительности пребывания, установленных федеральным законом о бюджете Фонда на соответствующий год, а также исходя из предусмотренных региональным отделением Фонда страхователю ассигнований на эти цели, страхователь за счет средств обязательного страхования осуществляет самостоятельно.

При этом ассигнования на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей устанавливаются страхователю региональным отделением Фонда в пределах общей суммы ассигнований, предусмотренных региональному отделению на эти цели в соответствии с бюджетом Фонда на соответствующий год, с учетом расходования страхователем средств на выплату гарантированных государством пособий, потребности работников в санаторно-курортном лечении и оздоровлении, обеспечения путевками в предыдущие годы.

В соответствии с пунктом 7 Положения распределение и выдача работникам путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление, на оплату которых используются средства обязательного социального страхования, производятся с учетом предоставления работнику путевки не чаще одного раза в год на основании решения комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию страхователя.

Указанная комиссия образуется из представителей работодателя, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Путевка на санаторно-курортное лечение в санатории для детей с родителями выдается работающему родителю для совместного лечения с ребенком в возрасте от 4 до 15 лет включительно. В этом случае расходы за счет средств обязательного социального страхования удваиваются и осуществляются в пределах установленных страхователю ассигнований на санаторно-курортное лечение и оздоровление (пункт 8 Положения).

Документом, подтверждающим пребывание работника в санаторно-курортном учреждении, является отрывной талон к санаторно-курортной путевке, возвращаемый работником страхователю.

Порядок расходования средств обязательного социального страхования на оздоровление детей регулируется ежегодно принимаемыми федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на календарный год и решениями Правительства Российской Федерации об обеспечения отдыха и занятости детей.

В 2004 — 2008 годах и в плановый период 2009 и 2010 годов расходование средств обязательного страхования на оздоровление детей отделениями (филиалами отделений) Фонда осуществляется:

Годы Виды учреждений Срок путевки или Оплата за Законодательные

оплаты набора счет средств и нормативные

продуктов питания обязательного правовые акты

социального Российской

страхования Федерации

2008 и I. Полная или частичная оплата стоимости путевок для детей

плановый школьного возраста застрахованных граждан в:

период

2009 и Детские С Из расчета до Пункт 1 статьи

2010 санаторные продолжительностью 535 рублей на 6 Федерального

годов оздоровительные пребывания одного ребенка закона от

лагеря 21 — 24 дня в сутки в 2008 25.11.2008

круглогодичного году, N 216-ФЗ

действия, до 600 рублей

расположенные в 2009 году,

на территории до 642 рублей

РФ в 2010 году,

до 685 в 2011

году

Загородные С В порядке, Пункт 2 статьи

стационарные продолжительностью определяемом 6 Федерального

детские пребывания не Правительством закона от

оздоровительные более Российской 25.11.2008

лагеря 24 дней в период Федерации N 216-ФЗ

школьных каникул

II. Оплата стоимости набора продуктов питания для детей в:

Организованные Не более чем 21 Исходя из Часть 3 статьи

органами день пребывания в фактически 6 Федерального

исполнительной период школьных сложившихся закона от

власти каникул цен в данном 25.11.2008

субъектов регионе N 216-ФЗ

Российской

Федерации или

органами

местного

самоуправления

оздоровительные

лагеря с

дневным

пребыванием

детей и с

организацией

двух — или

трехразового

питания

Отделения (филиалы отделений) Фонда оплачивают путевки в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия по заявкам страхователей, содержащим наименование указанных санаторных лагерей, профили лечения и его сроки.

Проверки расходования средств Фонда социального страхования

В целях совершенствования контроля за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование Фондом социального страхования Российской Федерации принято Постановление от 07.04.2008 N 81, которым утверждены Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам.

Данными Методическими указаниями определены единые требования к назначению, проведению региональными отделениями ФСС РФ и их филиалами документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию, плательщиков единого социального налога, страхователей-работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, в том числе уплачивающих в добровольном порядке страховые взносы в Фонд на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, составлению и форме актов проверок, а также к порядку вынесения решений по результатам рассмотрения материалов проверок.

Сотрудниками Фонда осуществляется проведение проверок по следующим направлениям:

— устанавливается соответствие данных бухгалтерского учета путевок, отнесенных на расходы по обязательному социальному страхованию, первичным бухгалтерским документам (приходным, накладным), данным аналитического учета и данным расчетной ведомости по средствам Фонда по количеству, сумме и видам;

— устанавливается соответствие расходов на оздоровление детей, произведенных страхователем, сумме ассигнований, установленных отделением (филиалом отделения) Фонда страхователю на эти цели в проверяемом году;

— проверяется правильность оприходования, оформления, учета и хранения: документов по приобретению и выдаче путевок в оздоровительные лагеря в бухгалтерии страхователя, а также по путевкам, полученным от Фонда;

— счетов на оплату путевок (с указанием отдельно стоимости путевки и стоимости хозяйственных расходов);

— накладных на получение путевок;

— заявлений работников и медицинских справок по форме 070/У-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение», — для выделения путевки в детский санаторный лагерь;

— свидетельства о рождении ребенка;

— счетов стоимости (части стоимости) путевки, которую оплачивает отделение (филиал отделения) Фонда;

— платежных документов на оплату путевок;

— протоколов заседаний комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию с решениями о выделении путевок в детские оздоровительные лагеря и детские санаторные оздоровительные лагеря и условиях их оплаты;

— ведомостей выдачи работникам путевок с росписями в их получении;

— производится сверка с кассой поступлений частичной стоимости за путевки.

Вопросы налогообложения

Весьма часто возникают вопросы по поводу налогообложения налогом на доходы физических лиц сумм компенсаций стоимости путевок для детей сотрудников в санаторно-курортные организации, выплаченных за счет средств Фонда социального страхования России.

В такой ситуации необходимо исходить из нижеследующего.

Согласно пункту 9 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ суммы полной или частичной компенсации работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ.

Также не подлежат налогообложению НДФЛ суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, предоставляемые:

— за счет средств организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

— за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ;

— за счет средств, получаемых от деятельности, в отношении которой организации (индивидуальные предприниматели) применяют специальные налоговые режимы.

К санаторно-курортным и оздоровительным организациям относятся санатории, санатории-профилактории, профилактории, дома отдыха и базы отдыха, пансионаты, лечебно-оздоровительные комплексы, санаторные, оздоровительные и спортивные детские лагеря.

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

— федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

— бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

— местные бюджеты, в том числе:

— бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

— бюджеты городских и сельских поселений (статья 10 Бюджетного кодекса РФ).

Следовательно, суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для детей сотрудников в санаторно-курортные и оздоровительные организации, находящиеся на территории РФ, за счет средств ФСС России не подлежат налогообложению НДФЛ. Аналогичные разъяснения даны в письме УФНС России по г. Москве от 19.09.2008 N 28-11/089849.

Необходимо также отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 312 внесены изменения в Правила осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции.

Абзац 1 пункта 1 изложен в новой редакции. В частности, данные Правила определяют порядок осуществления выплаты денежных средств один раз в год:

— военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абзаце первом пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», сотрудникам органов внутренних дел и иным лицам (далее — военнослужащие и сотрудники) — для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации.

Выплаты для оплаты стоимости путевок осуществляются в размере до 75 процентов, а выплаты на проведение отдыха детей — в размере 100 процентов стоимости путевки детей застрахованных граждан в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия (продолжительностью до 24 дней), предусмотренной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год.

Судебно-арбитражная практика

Существует значительная судебно-арбитражная практика рассмотрения дел по спорам между организациями и Фондом социального страхования Российской Федерации, его территориальными отделениями.

Общество обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением к инспекции о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу о привлечении к налоговой ответственности, а также о признании не соответствующими закону требований от 15.06.2005 об уплате налоговых санкций и об уплате налога.

Решением суда первой инстанции от 24.08.2005 заявление удовлетворено частично. Признаны недействительными ненормативные акты инспекции в части доначисления НДС, налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ), соответствующих сумм пеней и штрафов по п. 1 ст. 122 и ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.10.2005 решение было оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просила указанные судебные акты отменить в части удовлетворения заявления о признании неправомерным привлечения общества к ответственности по ст. 123 Кодекса за неудержание НДФЛ с сумм компенсации стоимости путевок, выплаченных работникам, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 210, 211, 217 НК РФ.

Законность обжалуемых судебных актов была проверена судом кассационной инстанции.

Суд пришел к следующим выводам.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для начисления налогоплательщику НДФЛ, пеней и привлечения Общества к ответственности по ст. 123 НК РФ.

Вывод судов являлся правильным и соответствовал материалам дела.

Согласно п. 1 ст. 210 Кодекса, при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

В соответствии с п. 9 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций.

Как следовало из материалов дела, на балансе налогоплательщика находился санаторий-профилакторий, путевки в который продавались работникам общества по льготной цене.

Поскольку суды установили, что расходы на оплату путевок в названный санаторий производились налогоплательщиком за счет средств, оставшихся в его распоряжении после уплаты налога на прибыль, основания для доначисления Обществу оспариваемых сумм НДФЛ, пеней и взыскания штрафа у инспекции отсутствовали.

Более того, в оспариваемых актах суды правильно указали на то, что возложение на общество обязанности по уплате налога противоречило нормам законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 207 Кодекса налогоплательщиками НДФЛ являются физические лица.

Общество в силу положений п. 1 ст. 24 НК РФ является налоговым агентом, на которого, согласно п. 1 ст. 226 Кодекса, возложена обязанность по исчислению, удержанию с доходов налогоплательщика и уплате в бюджет сумм НДФЛ.

Пункт 9 ст. 226 НК РФ прямо предусматривает, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Положения Кодекса, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.

При таких обстоятельствах суды обоснованно признали недействительными оспариваемые ненормативные акты инспекции.

Доводы заявителя жалобы отклонены, поскольку были основаны на неправильном толковании норм материального права.

Решения суда первой и постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области признаны законными и отмене не подлежали (Постановление Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2006 по делу N Ф09-6083/05-С2).

Приобретение путевок для внуков

Несомненно, разъяснения налоговых органов об уплате тех либо иных налогов и сборов для налогоплательщиков являются обязательными, которыми также можно руководствоваться, в том числе и отстаивая свою точку зрения в Арбитражных судах.

В силу статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков.

Также по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах налогоплательщики вправе получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения.

Согласно статье 34.2 «Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов» Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Давать письменные разъяснения о действующих налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов обязаны также и налоговые органы (статья 32 НК РФ).

Таким образом, и Минфин России, и ФНС являются органами, которые дают официальные разъяснения.

Но бывают случаи, когда действующие разъяснения противоречат сложившейся судебно-арбитражной практике.

В данном случае налогоплательщикам необходимо руководствоваться п. 1, пп. 3, статьи 111 НК РФ.

В соответствии с данной статьей Кодекса одним из обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, является выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).

В связи с изложенным налогоплательщикам следует руководствоваться данной нормой статьи при возникновении спорных ситуаций в арбитражных судах.

Примером рассматриваемой темы является противоречивое разъяснение УФНС РФ по городу Москве (письмо от 04.02.2002 N 27-11-11а/5057).

По вопросу о том, подлежит ли включению в налоговую базу физических лиц стоимость путевок в дом отдыха на территории России, предоставленных внукам (возраст до 7 лет) работников за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций, налоговая инспекция разъяснила следующее.

В соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.95 N 223-ФЗ членами семьи являются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).

В силу этого налоговая служба пришла к выводу, что суммы компенсации стоимости путевок, приобретенных для внуков работников, не являющихся членами их семьи, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.

Вместе с тем в своем Постановлении Семнадцатый арбитражный апелляционный суд от 28.10.2008 N 17АП-7873/2008-ГК по делу N А50-7961/2008, рассматривая конкретное дело, пришел к следующему выводу.

Суть спора

Государственное учреждение — Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — ГУ) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к федеральному государственному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» (далее — ФГУЗ) о взыскании убытков, причиненных нецелевым расходованием средств социального страхования, на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.09.2008 в удовлетворении исковых требований было отказано.

Истец, ГУ, с решением арбитражного суда был не согласен и просил его отменить как незаконное и необоснованное, иск удовлетворить. ГУ считало, что расходование средств обязательного социального страхования ответчика на оздоровление внучки работника филиала ФГУЗ Бабиковой Н. В. было произведено с нарушением статьи 10 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2005 год», согласно которой средства обязательного социального страхования направляются на оплату путевок детей застрахованных граждан. Ссылка суда на то, что нормативные акты, противоречащие федеральному закону, применению не подлежат, необоснованная.

Федеральный закон от 29.12.2004 N 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2005 год» и Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» друг другу не противоречат.

Так, статья 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ является общей нормой, предусматривающей виды страхового обеспечения, статьей 19 этого же Закона установлено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год.

В соответствии с указанными нормами, Федеральным законом от 29.12.2004 N 202-ФЗ, являющимся специальным в данном случае, установлено, что путевки за счет средств обязательного страхования могут быть предоставлены только детям застрахованных граждан. Противоправность действий ФГУЗ заключалась в использовании путевки не по целевому назначению.

По утверждению заявителя апелляционной жалобы, материалами дела доказаны: факт нецелевого расходования средств социального страхования, причинная связь между фактом, послужившим основанием для наступления ответственности в виде возмещения убытков, и причиненными убытками, размер убытков и вина ответчика.

В соответствии с пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Ответчик, ФГУЗ, не был согласен по мотивам, изложенным в письменном виде на апелляционную жалобу, считал решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований истца законным и обоснованным, соответствующим судебной практике.

Как следовало из материалов дела, ФГУЗ обратилось в ГУ — Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с просьбой выделить путевки в летние оздоровительные учреждения для детей сотрудников, в частности одну путевку в лагерь «Комета». Указанная путевка была оплачена, выдана и получена представителем ответчика.

Получение путевки в детский оздоровительный лагерь было отражено ответчиком в расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за 2005 год.

На основании заявления работника ответчика — Бабиковой Н. В. последней была выдана указанная путевка для внучки — Лепихиной Ю., проживающей с бабушкой — Бабиковой Н. В. в одной квартире, одной семьей с ведением совместного хозяйства.

По результатам проведенной документальной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию не были приняты к зачету расходы, произведенные страхователем, плательщиком единого социального налога, с нарушением требований законодательных и иных нормативных актов по обязательному страхованию, в частности, на оплату путевки в оздоровительный лагерь «Комета» в сумме 6510 рублей, выданной Лепихиной Ю., родители которой не являлись работниками ответчика.

Средства, не принятые к зачету, было предложено возместить истцу.

В связи с неисполнением требования о возмещении убытков истец обратился в арбитражный суд с данным иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из недоказанности истцом: противоправности действий ответчика; наличия убытков и причинной связи между ними.

Выводы суда, основанные на полном, всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств, их надлежащей оценке, суд апелляционной инстанции нашел правильными, соответствующими материалам дела и требованиям закона.

Какие выводы сделал суд

В силу Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий материального и (или) социального положения работающих граждан вследствие необходимости получения санаторно-курортного лечения.

Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 8 данного Закона, страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию является оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 19 этого же Закона).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляются через бухгалтерии работодателей.

Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера (пункт 10).

Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке (абзац 3 пункта 18).

Положением о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работникам и членов их семей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 N 309, определены порядок и условия предоставления работникам и членам их семей за счет средств обязательного социального страхования путевок, в том числе на санаторно-курортное лечение и оздоровление для профилактики заболеваний.

Как указал суд, из системного толкования Семейного кодекса Российской Федерации (статья 2, глава 15) следует, что бабушка и внучка являются членами семьи.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Страховые выплаты, которые произвел истец, не являются для него ущербом, так как осуществлены в рамках деятельности страховщика. Истец, выплачивая стоимость путевки, исполнял свои обязанности, прямо возложенные на него законодательством об обязательном социальном страховании и иными нормативными правовыми актами.

С учетом изложенных положений закона, на основании представленных сторонами доказательств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оздоровление Лепихиной Ю., являющейся членом семьи работника страхователя — Бабиковой Н. В., в 2005 году за счет средств Фонда по обязательному социальному страхованию, не противоречит целям обязательного социального и положениям Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», следовательно, существенные нарушения установленных правил расходования средств государственного социального страхования в данном случае отсутствуют, в связи с чем не имелось противоправности в действиях ответчика.

Доводы истца о том, что Федеральным законом от 29.12.2004 N 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» предусмотрено направление средств обязательного социального страхования на полную или частичную оплату стоимости путевок из членов семьи только для детей застрахованных граждан, о противоправности действий ответчика с учетом ранее изложенных обстоятельств не свидетельствовали.

Таким образом, судом первой инстанции правомерно были признаны необоснованными исковые требования ГУ — Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы подлежали отклонению как необоснованные.

Суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имелось и решение Арбитражного суда Пермского края от 01.09.2008 являлось законным и обоснованным, было принято в соответствии с нормами материального и процессуального права и отмене или изменению не подлежало.

Из изложенного можно сделать вывод, что разъяснения компетентных органов по вопросам уплаты налогов и сборов (Минфина России, ФНС России) иногда противоречат сложившейся судебной практике, поэтому их применение является порою исключительно невыгодным для налогоплательщиков.

К сожалению, многие предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности не используют нормы действующего законодательства по приобретению путевок на оздоровление своих работников и членов их семей.

——————————————————————