Физкультура и спорт в тоталитарном государстве: «оздоровление народа» в нацистской Германии

(Кринко Е. Ф.)

(«Спорт: экономика, право, управление», 2009, N 3)

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ В ТОТАЛИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ:

«ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАРОДА» В НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ

Е. Ф. КРИНКО

Кринко Е. Ф., доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Объединенного отдела социально-политических и экономических проблем южных регионов Южного научного центра РАН (г. Майкоп).

XX в. превратил занятия спортом в массовое явление, а заботу о состоянии физического здоровья граждан в одно из основных направлений деятельности государства, наполнявшегося различным идеологическим содержанием, в зависимости от целей того или иного политического режима в данной связи весьма показательной представляется политика, проводившаяся в этом направлении руководством Третьего рейха. Следует отметить, что спорт, до этого считавшийся аристократическим занятием, получил широкое распространение еще в Веймарской республике, а ведущие немецкие спортсмены уже в 1920-е годы стали настоящими национальными кумирами. С приходом нацистов к власти развитие физкультуры и спорта стало рассматриваться как задача, имевшая важное политическое значение.

А. Гитлер в «Майн кампф» отдавал прямое предпочтение физическому воспитанию перед образованностью, указывая на необходимость не ограничиваться «механическим пичканьем молодежи знаниями», а обратить внимание в первую очередь «на воспитание здорового тела». Лишь во вторую очередь следовало обращаться к духовному развитию детей, но и здесь на первом месте стояло воспитание характера, силы воли и решительности. Такой подход противоречил традициям немецкой педагогики, и вскоре после прихода нацистов к власти были значительно увеличены часы на физическое воспитание во всех учебных заведениях. В 1934 г. в вузах ввели обязательный курс физкультуры в течение трех семестров, а в школах количество еженедельных уроков физкультуры возросло до пяти. Дети и молодежь в возрасте с 6 до 18 лет были обязаны вступать в военизированные и спортивные союзы: мальчики 10 — 14 лет — в «Дойче юнгфольк» («Немецкая молодежь»); 14 — 18 лет — в «Гитлерюгенд» («Гитлеровская молодежь»), девочки 10 — 14 лет — в «Юнгмедельбунде» («Союз девочек»); 14 — 21 года — в «Бунд дойчер медель» («Союз немецких девушек»). В директивах «по оздоровлению» членов Гитлерюгенда говорилось, что «только тем народам, которые в своем виде чисты и в своем жизненном ядре здоровы, обеспечено место под солнцем». В программу воспитания включались строевые занятия, обучение жизни в полевых условиях, соревнования, военные игры, стрельба, марш-броски (У. Ширер). Достижение физической мощи, силы и здоровья должно было обеспечить новому поколению превосходство над другими народами.

При этом обучение девочек во многом совпадало с тем, как осуществлялась подготовка мальчиков их возраста, и также включало продолжительные походы с тяжелыми рюкзаками по выходным дням, во время которых их приобщали к нацистской философии. Гитлер требовал воспитать из девушек «сильных и мужественных женщин». Вслед за ним и лидер немецкой молодежи, руководитель Гитлерюгенда в 1933 — 1940 гг. фон Ширах призывал: «Каждая девушка должна чувствовать, что несет ответственность за сохранение здоровья нашего народа». В соответствии с его указаниями одну треть времени, которую девушки проводили в молодежной организации, они должны были посвящать мировоззренческому обучению, а две трети — физической подготовке.

С 1935 г. проводились ежегодные спортивные соревнования, победивших в них юношей и девушек награждали специальными значками. Копье для метания и трамплин провозглашались несравнимо более полезными предметами для поддержания здоровья, чем губная помада. В то же время И. Геббельс высказывал опасения, что в результате приобщения девушек «к спартанскому образу жизни» они утратят свою привлекательность для мужчин, откровенно высмеивая «вспотевших амазонок». С 1936 г. «милитаризация» девушек все чаще подвергалась критике, особенно среди католиков, недовольных их слишком светским и «мальчишеским» воспитанием (Е. А. Паламарчук).

Пропаганда физкультуры и спорта нашла свое отражение не только в средствах массовой информации, но и в различных видах искусства. Художественные образы «типичного немца» отличались физической силой и выносливостью, выправкой и энергией, что наиболее ярко проявилось в скульптуре, в силу специфики ее выразительных средств. Историки искусства отмечают особую брутальность, присущую скульптуре в Третьем рейхе. Мужские статуи характеризовало преувеличенное напряжение лиц и мускулатуры, женщина же рассматривалась как сексуальный объект: обнаженные и беззащитные, лишенные тайны, безвольно стоящие женские фигуры были призваны подчеркнуть господство мужской силы (Р. Рейчел).

Настоящей кульминацией спортивных достижений нацистского режима должны были стать Олимпийские игры 1936 г. Решение об их проведении в Германии было принято еще до прихода нацистов к власти, и часть национальных спортивных организаций отказалась от участия в Олимпиаде из-за расистской и антисемитской политики рейха. Однако немецкий Национальный олимпийский комитет заявил о намерении соблюдать все олимпийские правила, и в феврале в Гармиш-Партенкирхене, в Баварии, а в августе в Берлине состоялись зимние и летние Олимпийские игры. Нацистский режим стремился доказать с помощью спортивных побед собственные достижения и убедить самих немцев в том, что они «превосходят все другие нации».

Особенно хорошо были организованы XI летние Игры, бюджет которых составил 100 млн. рейхсмарок, а прямые радиорепортажи из Берлина проводили 67 репортеров из 32 стран на 28 языках. Многие ритуалы, ставшие впоследствии непременным атрибутом современных Олимпиад, впервые были придуманы именно в Германии (олимпийский огонь, факельная эстафета, строительство Олимпийской деревни, торжественное открытие и закрытие Игр, их широкое освещение в СМИ). За несколько недель до начала Игр прекратились антисемитские и расистские выступления. Игры открыл сам Гитлер в окружении многочисленных почетных гостей, многие команды, проходя мимо трибуны, вскидывали руки в нацистском приветствии, которое они позже объявили «олимпийским». Немецким спортсменам удалось завоевать на летних Играх больше всего медалей (33 золотые, 26 серебряных и 30 бронзовых). Успехи Германии на зимних Играх оказались скромнее (3 золотые и 3 серебряные медали), здесь ее обошла Норвегия (О. Ю. Пленков).

В целом следует признать, что Германии в годы нацизма удалось достичь высоких показателей в развитии спорта и физкультуры. Были построены сотни спортивных площадок, спортивных залов и плавательных бассейнов, учреждены многочисленные спортивные секции и кружки. В составе Германского трудового фронта действовала организация «Сила в радости», занимавшаяся вопросами досуга и отдыха рабочих и поощрявшая их занятия спортом. Необходимо отметить и то, что помимо откровенно пропагандистских работ были созданы по-настоящему талантливые произведения, прославлявшие спортивные достижения, в числе которых и знаменитый кинофильм Л. Рифеншталь «Олимпия».

Однако нацистское руководство в развитии физкультуры и спорта преследовало политические цели, связанные с реализацией расистских принципов. Физическое воспитание связывалось с «повышением жизнеспособности» арийской расы. Кроме того, Третий рейх был заинтересован в физически подготовленных призывниках для пополнения армии. Наконец, способствуя развитию спорта, руководители Германии рассчитывали на поддержку широких слоев населения, особенно молодежи.

——————————————————————