О праве на получение компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (по материалам судебной практики)

(Ефремов А. В.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2013, N 8)

О ПРАВЕ НА ПОЛУЧЕНИЕ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ В СВЯЗИ

С РАСХОДАМИ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, КОММУНАЛЬНЫХ

И ДРУГИХ ВИДОВ УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТОМ 4 СТАТЬИ 24

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

(ПО МАТЕРИАЛАМ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ)

А. В. ЕФРЕМОВ

Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

Рассмотрены материалы судебной практики по оформлению справок о праве на получение компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг.

Ключевые слова: Закон о статусе военнослужащих, расходы по оплате жилого помещения, компенсация, справки.

The right to receive compensation for the costs to pay for premises, utilities and other services in accordance with paragraph 4 of Article 24 of the Federal Law «On the Status of Servicemen»

A. V. Efremov

Materials considered jurisprudence on registration certificates of eligibility for compensation payments in connection with the cost of paying the dwelling, utilities and other services.

Key words: Law on the status of military personnel, expenses for payment of the dwelling, the compensation information.

Правилами оформления справок о праве на получение компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», утвержденными Приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 июня 2009 г. N 565 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 г. N 475», предусмотрено, что справка о праве на получение компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» оформляется на каждого члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, записи, произведенные в справке и корешке справки, заверяются подписью военного комиссара (лица, его замещающего) и скрепляются гербовой печатью. Документы (копии документов), послужившие основанием для выдачи справки, приобщаются к корешку справки.

Выдача справки производится под роспись в корешке справки и регистрируется в книге учета справок о праве членов семей погибших (умерших) военнослужащих на получение денежной компенсации в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг. Если в справку либо в корешок справки внесена неправильная или неточная запись, то заполняется новая справка, а испорченная уничтожается в установленном порядке, о чем составляется соответствующий акт. Если справка пришла в негодность или утрачена, то на основании заявления члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, на которого была оформлена справка, в военном комиссариате по месту жительства по решению военного комиссара (лица, его замещающего) выдается дубликат справки, после этого в верхнем углу справки и корешка справки производится запись: «Дубликат». О выдаче дубликата справки сообщается в орган социальной защиты населения, который производил выплату денежной компенсации на основании утраченной (пришедшей в негодность) справки.

Если член семьи после выдачи ему справки изменил место жительства, в связи с чем обратился с заявлением о выдаче справки взамен утраченной (пришедшей в негодность) в военный комиссариат по новому месту жительства, сообщение о выдаче дубликата справки также направляется в военный комиссариат, выдавший утраченную (пришедшую в негодность) справку. Количество выданных справок отражается в годовом отчете по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию лиц, уволенных с военной службы.

Однако в правоприменительной практике по вопросу предоставления указанных льгот и компенсаций нередко возникают споры, которые иногда разрешаются только в судебном порядке. Так, 27 декабря 2012 г. судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке дело N 33-2958/2012 по апелляционной жалобе ответчика — Департамента социальной защиты населения администрации г. Липецка на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 4 июля 2012 г., которым было постановлено: «Признать за К. В.Д. право на получение компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Данное решение является основанием для выдачи К. В.Д. справки о праве на получение компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Данное решение является основанием для производства компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» с 1 января 2005 года».

При рассмотрении апелляционной жалобы судебная коллегия установила: К. В.Д. обратилась в суд с иском к военному комиссариату Липецкой области, Департаменту социальной защиты населения администрации г. Липецка о признании права на получение льгот, взыскании компенсационных выплат, ссылаясь на то, что получала компенсационные выплаты по квартплате как вдова военнослужащего, потерявшая кормильца. Однако с 2005 г., когда был расширен круг компенсационных выплат, а также повышен размер предоставляемых льгот, ей компенсационные выплаты не были повышены, повторная справка, подтверждающая право на указанные льготы, военным комиссариатом Липецкой области не выдана. Просила признать за ней право на получение льгот в соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также обязать Департамент социальной защиты населения г. Липецка произвести доплату компенсационных выплат с 1 января 2005 г. по 31 мая 2012 г.

Представитель ответчика — военного комиссариата Липецкой области исковые требования не признал, ссылаясь на отсутствие оснований для предоставления истице указанных льгот. Представитель ответчика — Департамента социальной защиты населения администрации г. Липецка в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, разрешение дела оставил на усмотрение суда. Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше. В апелляционной жалобе ответчик — Департамент социальной защиты населения администрации г. Липецка просит отменить решение суда в части определения срока производства компенсационных выплат с 1 января 2005 г., ссылаясь на нарушение норм материального права.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений истицы на жалобу, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит частичной отмене по следующим основаниям.

В силу п. 4 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, имеют право на компенсационные выплаты по оплате: общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях — жилой площади), а также найма, содержания и ремонта жилых помещений, а собственники жилых помещений и члены жилищно-строительных (жилищных) кооперативов — содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах; коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда; установки квартирных телефонов по действующим тарифам, услуг местной телефонной связи, оказанных с использованием квартирных телефонов, абонентской платы за пользование радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами; топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставки для проживающих в домах, не имеющих центрального отопления. За членами семей военнослужащих, потерявшими кормильца, родителями, достигшими пенсионного возраста, и родителями-инвалидами старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, сохраняется право на социальные гарантии по оказанию медицинской помощи, санаторно-курортному лечению, проезду к месту этого лечения и обратно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 г. N 475 утверждены Правила предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, которыми определен порядок предоставления выплат, предусмотренных п. 4 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Пунктом 16 указанных Правил установлено, что размер компенсационных выплат определяется из расчета 60% расходов по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг (кроме услуг местной телефонной связи и абонентской платы за пользование радиотрансляционной точкой), составляющих долю членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего в составе общих расходов, приходящихся на всех граждан, зарегистрированных в жилом помещении. Функции по предоставлению компенсационных выплат рассматриваемой категории граждан возложены на органы социальной защиты населения.

Из материалов дела следует, что истица К. В.Д. состояла в зарегистрированном браке с К. К.С., который являлся пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. Приказом главнокомандующего войсками противовоздушной обороны СССР от 15 ноября 1960 г. К. К.С., майор технической службы, на основании Закона СССР «О новом значительном сокращении Вооруженных Сил СССР» от 15 января 1960 г. и в соответствии с Положением о прохождении воинской службы офицерами, генералами и адмиралами Советской Армии и Военно-Морского Флота уволен в запас по п. «а» ст. 59 (по выслуге установленных сроков действительной службы) с правом ношения военной формы одежды. К. К.С. умер в соответствующем году, в повторный брак истица не вступала. Судом установлено, что с 1 мая 1999 г. вдове К. В.Д. как инвалиду II группы назначена пенсия по случаю потери кормильца за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в связи со смертью супруга К. К.С.

В соответствии с п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 475, компенсационные выплаты членам семей погибших (умерших) военнослужащих осуществляются на основании справок установленного образца, выданных уполномоченными органами федеральной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. 19 мая 1999 г. военным комиссариатом Липецкой области К. В.Д. была выдана справка, согласно которой она имеет право на льготу по оплате общей площади жилых помещений, коммунальных услуг: водоснабжения, водоотведения, вывоза бытовых и других отходов, газоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, абонентной плате за пользование радио и коллективной телевизионной антенной в размере 50% за указанные услуги в соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

28 апреля 2012 г. военный комиссариат Липецкой области отказал К. В.Д. в выдаче справки установленного образца для предоставления льгот в соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона, ссылаясь на то, что К. К.С. был уволен в запас по выслуге лет установленных сроков действительной службы, что не является основанием для предоставления льгот, предусмотренных ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Разрешая заявленные требования истицы К. В.Д., суд первой инстанции признал данный отказ незаконным, исходил из наличия у истицы права на получение компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» с 1 января 2005 г. При этом на основании анализа положений Закона СССР от 1 сентября 1939 г. «О всеобщей воинской обязанности», Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1955 г. «О предельном возрасте состояния на действительной военной службе и в запасе для офицеров, генералов и адмиралов Советской Армии и военно-морских сил, пограничных войск и войск охраны», действовавших в период увольнения супруга истицы, а также принятых впоследствии Закона СССР от 12 октября 1967 г. «О всеобщей воинской обязанности», Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе», действующего в настоящий момент Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» суд пришел к выводу, что формулировка увольнения по п. «а» ст. 59 Положения о прохождении воинской службы «по выслуге установленных сроков действительной службы» означает увольнение майора К. К.С. по достижении предельного возраста (40 лет) состояния на действительной военной службе. Судом учтены наличие у К. К.С. звания майора, основание его увольнения с действительной военной службы по достижении сорокалетнего возраста в запас, его выслуга лет.

Таким образом, вдова офицера запаса майора К. К.С., как член семьи пенсионера Министерства обороны Российской Федерации, потерявшая кормильца, вправе получать льготы, установленные п. 4 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», и справку о праве на получение компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанными выводами суда первой инстанции в силу их законности и обоснованности. Решение суда в данной части не оспаривается, судебная коллегия не находит оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы. Вместе с тем судебная коллегия полагает, что установление судом срока для производства компенсационных выплат с 1 января 2005 г. основано на неверном применении норм материального права, поскольку перерасчет производится лицам, которые ранее не получали льготы и компенсации, но имели на них право.

В соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Из материалов личного дела К. В.Д., представленного Департаментом социальной защиты населения администрации г. Липецка, следует, что истица получала меры социальной поддержки: в период с 1 июня 1999 г. по 1 января 2010 г. — льготы в натуральном виде в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах»; с 1 января 2010 г. по 30 июня 2012 г. — компенсацию в виде денежных выплат в размере 50% оплаты жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» как вдова участника войны и 50% оплаты коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» из средств федерального бюджета.

Кроме того, К. В.Д. получала субсидии по оплате расходов за жилое помещение и коммунальные услуги. Данные обстоятельства подтверждены заявлениями истицы о предоставлении таких льгот от 11 июня 2009 г., от 23 июля 2011 г. и представленными ею Департаменту справками Военного комиссариата Липецкой области от 29 июня 2011 г., от 27 июля 2011 г. о праве на льготы в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Согласно справке Советского отдела социальной поддержки Департамента социальной защиты населения администрации г. Липецка от 19 июля 2012 г. N 47 денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как супруге умершего участника Великой Отечественной войны прекращена с 1 июля 2012 г., с учета из льготной базы данных для предоставления мер социальной поддержки истица снята на основании личного заявления.

Учитывая приведенные обстоятельства, заявительный характер назначения данных выплат, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно подчеркивающего, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя, не может расцениваться как ущемляющее права граждан, а также тот факт, что с заявлением о начислении 60% компенсации согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 года N 475 К. В.Д. обратилась только 23 июля 2012 г., судебная коллегия пришла к выводу, что компенсационные выплаты по новому основанию могли быть назначены истице не ранее той даты, когда ей перестали начисляться те же компенсационные выплаты по прежнему основанию, т. е. право истицы на получение мер социальной поддержки как вдовы умершего военнослужащего возникло с 1 июля 2012 г. Так как истица в период с 1 января 2005 г. по 31 мая 2012 г. самостоятельно избирала формы социальной поддержки при наличии нескольких оснований, что подтверждается ее заявлениями, оснований для перерасчета компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» у ответчика не возникло. Решение суда в данной части подлежит отмене, в удовлетворении требований К. В.Д. к Департаменту социальной защиты населения администрации г. Липецка о взыскании компенсационных выплат с 1 января 2005 г. по 31 мая 2012 г. следует отказать.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Правобережного районного суда г. Липецка от 4 июля 2012 г. отменить в части обязания произвести перерасчет компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и постановить в этой части новое решение: «Обязать Департамент социальной защиты населения администрации г. Липецка назначить К. В.Д. компенсационные выплаты в связи с ежемесячными расходами по оплате помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» с 1 июля 2012 года. В иске К. В.Д. к Департаменту социальной защиты населения администрации г. Липецка о взыскании доплат компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» с 1 января 2005 года по 31 мая 2012 года отказать». В остальной части решение оставить без изменения.

——————————————————————