К вопросу о выплате подъемного пособия членам семьи военнослужащего при их переезде к новому месту военной службы военнослужащего в другой населенный пункт

(Зайков Д. Е.) («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 4)

К ВОПРОСУ О ВЫПЛАТЕ ПОДЪЕМНОГО ПОСОБИЯ ЧЛЕНАМ СЕМЬИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО ПРИ ИХ ПЕРЕЕЗДЕ К НОВОМУ МЕСТУ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО В ДРУГОЙ НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ

Д. Е. ЗАЙКОВ

Твердость правового порядка требует, чтобы гражданин зависел от законов, а не от лиц, их применяющих.

Г. Ф.Шершеневич

Зайков Д. Е., старший юрисконсульт 25-го Государственного научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации, старший лейтенант юстиции.

Важнейшим показателем, характеризующим состояние Вооруженных Сил Российской Федерации, является состояние системы социальных гарантий для военнослужащих и членов их семей <1>. ——————————— <1> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года // Российская газета. 2007. N 90.

При этом если в отношении военнослужащих в указанной сфере государственная политика имеет определенные ориентиры, предпринимаются отдельные меры по совершенствованию социальной защиты военнослужащих, то членам их семей в этой сфере уделяется явно недостаточное внимание. Данная ситуация осложняется разнородностью правовых статусов членов семей военнослужащих (иностранные граждане, инвалиды, пенсионеры, несовершеннолетние, государственные служащие и др.), необходимостью принимать во внимание различные обстоятельства, влияющие на объем их социальных гарантий и компенсаций с учетом требований действующего законодательства. Тем не менее социальная защита членов семей военнослужащих является перспективным направлением развития законодательства о статусе военнослужащих. Так, до сих пор однозначно не урегулирован вопрос о порядке и основаниях выплаты в Вооруженных Силах Российской Федерации подъемного пособия членам семьи военнослужащего при служебных перемещениях. Данные правоотношения в настоящее время регламентируются соответствующими положениями Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации 2006 г. от 30 июня N 200 (далее — Порядок). Следует отметить, что указанный правовой акт по сравнению с ранее действовавшей Инструкцией о дополнительных денежных выплатах военнослужащим при переездах на новое место военной службы в другой населенный пункт, направлении в служебные командировки и выполнении задач вне места постоянной дислокации воинской части, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 10 августа 1999 г. N 355 (далее — Инструкция), по мнению автора, содержит ряд принципиальных положений в части, регламентирующей условия выплаты подъемного пособия военнослужащим и членам их семей при служебных перемещениях, что позитивно сказывается на возможности реализации указанными субъектами своего права на получение соответствующего пособия <2>. ——————————— <2> См., например: Зайков Д. Е. Выплата подъемного пособия военнослужащим: какие вопросы еще не решены? // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 7. С. 27 — 30.

Пункт 3 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривает следующие условия выплаты подъемного пособия членам семьи военнослужащего: — наличие у военнослужащих гражданства Российской Федерации; — переезд на новое место военной службы военнослужащих в другой населенный пункт или в близлежащие от указанного места населенные пункты либо (из-за отсутствия жилой площади) в другие населенные пункты. В то же время, как представляется, в целях подтверждения наличия факта переезда Порядок предусматривает еще одно условие — наличие регистрации членов семьи военнослужащего по новому месту военной службы военнослужащего <3>. ——————————— <3> Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Действующее законодательство не содержит положений, устанавливающих регистрацию по месту жительства в качестве исключительного или приоритетного доказательства установления места жительства гражданина, хотя на практике именно так и происходит.

При этом министр обороны Российской Федерации действовал в пределах своей компетенции и не ограничил право военнослужащих и членов их семей на получение подъемного пособия, а напротив, упорядочил механизм выплаты подъемного пособия, определив основанием для выплаты членам семьи военнослужащего, переехавшим на новое место службы военнослужащего, наличие регистрации по месту жительства и месту пребывания <4>. ——————————— <4> Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2003 г. N КАС03-239.

Необходимо отметить, что Инструкция предусматривала конкретно регистрацию по месту жительства, в том числе по адресу воинской части (за исключением одного случая, когда данному условию удовлетворяла регистрация по месту пребывания, — для членов семьи военнослужащего, обучающегося в военно-учебном заведении со сроком обучения более одного года, если в установленном порядке была предусмотрена регистрация не по месту жительства, а по месту пребывания (на период обучения)). Однако Порядок в данной части несколько изменил ранее существовавший подход: в соответствии с п. 309 Порядка указанным условием является регистрация членов семей военнослужащих по новому месту военной службы военнослужащего, в том числе по их просьбе — по адресам воинских частей. В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. N 5242-1 (далее — Закон о регистрации) предусмотрено два вида регистрации: по месту пребывания и по месту жительства. Таким образом, при отсутствии в Порядке указания на конкретный вид регистрации и исходя из буквального толкования соответствующих правовых норм, можно прийти к выводу, что подъемное пособие членам семьи военнослужащего выплачивается при соблюдении иных условий, при наличии регистрации как по месту жительства, так и по месту пребывания по новому месту военной службы военнослужащего. Однако подобный подход, нашедший свое применение в войсках, не был поддержан Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны Российской Федерации, которое в своем письме от 16 марта 2007 г. N 180/1/2/175 изложило следующую позицию: Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (статья 15) определено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (далее именуются — военнослужащие), и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Вопросы регистрации военнослужащих и членов их семей регулируются Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», которым введен институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед гражданами, государством и обществом, а также даны определения понятиям «место пребывания» и «место жительства». Регистрация военнослужащих в пределах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, и Инструкцией, утвержденной Приказом МВД России от 23 октября 1995 г. N 393. Согласно этим нормативным правовым актам гражданин, изменивший место жительства, обязан в установленном порядке оформить регистрацию по новому месту жительства и сняться с регистрационного учета по прежнему месту жительства. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, регистрируются по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства. При такой регистрации они с регистрационного учета по месту жительства не снимаются. Граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, регистрируются по месту пребывания. В отношении военнослужащих этими актами предписано регистрировать их по месту жительства на общих основаниях и определено, что военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке. Учитывая изложенное, поскольку для военнослужащих и членов их семей, прибывших на новое место их военной службы, законодательством предусмотрена регистрация по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей, за исключением лиц, регистрируемых в установленных случаях по месту пребывания, подъемное пособие на указанных членов семей следует выплачивать при наличии такой регистрации. Аналогичной позиции по данному вопросу придерживался Верховный Суд Российской Федерации при вынесении решения от 28 апреля 2003 года N ВКПИ03-11. При этом военнослужащие и члены их семей, имеющие право на регистрацию по месту жительства, но регистрируемые по месту пребывания, вправе обжаловать такие решения, в том числе путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На членов семей военнослужащих, переехавших для постоянного проживания к месту его военной службы на территорию иностранного государства, место регистрации которых на территории Российской Федерации не изменилось, вместо свидетельства о регистрации представляются сведения о датах пересечения ими Государственной границы Российской Федерации. При их отсутствии следует руководствоваться сведениями о регистрации указанных лиц в случаях, когда законодательством иностранного государства, на территории которого дислоцируются воинские формирования Российской Федерации, предусмотрена соответствующая регистрация указанных лиц по месту прохождения военнослужащим военной службы». Представляется, что указанная позиция Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Российской Федерации не основана на правильном толковании действующего законодательства и нарушает права и законные интересы членов семей военнослужащих. Использование законодателем в п. 309 Порядка выражения «регистрация членов семьи военнослужащего по новому месту военной службы военнослужащего, в том числе по их просьбе по адресу воинской части» означает, что для выполнения одного из условий выплаты подъемного пособия членам семьи военнослужащего достаточно представления доказательств регистрации либо по месту жительства, либо по месту пребывания. При этом, несмотря на то обстоятельство, что п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривает возможность регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресу воинской части, действующее законодательство не запрещает регистрировать военнослужащих и членов их семей по месту пребывания, в том числе по адресу воинской части. Конечно, подобный вид регистрации является скорее вынужденной мерой для определенной категории военнослужащих и членов их семей (к ним можно отнести лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договору социального найма в населенном пункте, отличном от места прохождения военной службы военнослужащего, для которых снятие с регистрационного учета по месту жительства равноценно утрате жилого помещения <5>), используя которую они, в частности, выполняют возложенную и на них Законом о регистрации обязанность по регистрации по месту жительства или по месту пребывания в пределах Российской Федерации <6>. ——————————— <5> Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства. <6> При этом данные лица в связи с отсутствием постоянной регистрации зачастую реально лишены отдельных прав, гарантий и льгот, что очень характерно для крупных населенных пунктов, в частности для города Москвы, несмотря на наличие в Законе о регистрации положения о том, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Регистрация по месту пребывания, исходя из ее правовой природы, носит временный характер, который применительно к членам семей военнослужащих обусловлен периодом времени ожидания предоставления жилого помещения (при его отсутствии) либо периодом времени, в течение которого военнослужащий проходит военную службу в населенном пункте, отличном от того, в котором находится жилое помещение, где члены семьи военнослужащего зарегистрированы по месту жительства. При этом в указанном случае, как правило, срок регистрации по месту пребывания привязывается к сроку контракта о прохождении военной службы военнослужащего <7>. ——————————— <7> Установление срока, по истечении которого гражданин обязан покинуть место пребывания, является вмешательством органов исполнительной власти и других органов регистрационного учета в гражданские, жилищные и иные правоотношения, складывающиеся на основе согласия сторон, и ограничивает конституционное право граждан на свободу выбора места пребывания и жительства. Срок нахождения в том или ином месте временного пребывания должен определяться самим гражданином. Его установление государством недопустимо, поскольку означает ограничение свободы волеизъявления при выборе места пребывания (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 4-П).

Так, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что регистрация является лишь предусмотренным Законом о регистрации способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства. По смыслу названного Закона, определение гражданином места своего пребывания и срока нахождения в нем не обязательно связано с наличием соответствующего жилого помещения в качестве места пребывания, что предполагает, в частности, регистрацию гражданина и в иных помещениях, предназначенных или организованных для временного проживания <8>. ——————————— <8> Определение Конституционного Суда Российской Федерации «Об отказе в удовлетворении ходатайства Министерства внутренних дел Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» от 28 марта 2003 г. N 102-О.

Необходимо отметить, что право выбора регистрации по месту пребывания или по месту жительства зависит исключительно от волеизъявления члена семьи военнослужащего (выражается в соответствующем рапорте военнослужащего) и может быть обусловлено различными жизненными обстоятельствами. В связи с вышесказанным установление должностными лицами финансовой службы требования о наличии регистрации по месту жительства в качестве обязательного условия выплаты подъемного пособия членам семьи военнослужащего противоречит не только соответствующим положениям Порядка, но и основополагающим принципам правового государства, а также нарушает право указанной категории граждан на выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации и, как следствие, ставит под сомнение возможность реализации членами семьи военнослужащего права на получение подъемного пособия. Исходя из анализа положений п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в контексте ст. 2 Закона о регистрации <9>, можно прийти к выводу, что служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, и общежития являются местом пребывания, а не жительства <10> (таковым является, например, служебное жилое помещение). Основной целью существования указанных жилых помещений является предоставление жилья для временного размещения военнослужащих и членов их семей с момента прибытия к новому месту прохождения военной службы до момента получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. ——————————— <9> В соответствии со ст. 2 Закона о регистрации под местом пребывания понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно, а под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. <10> Так, по мнению В. Н. Литовкина, жилое помещение, пригодное для временного проживания, является не столько местом жительства, сколько местом пребывания граждан (Литовкин В. Н. Право собственности и другие вещные права на жилище // Жилищное право. 2001. N 1).

При этом военнослужащие и члены их семей должны регистрироваться в таком случае в указанных жилых помещениях (служебных жилых помещениях, пригодных для временного проживания, и общежитиях) по месту пребывания, однако по их просьбе — по месту жительства по адресу воинской части <11>. ——————————— <11> При обеспечении служебным жилым помещением или жилым помещением для постоянного проживания военнослужащий и члены его семьи снимаются с регистрации по месту жительства по адресу воинской части (по месту пребывания в служебном жилом помещении, пригодном для временного проживания, или общежитии) и регистрируются по месту жительства в предоставленном жилом помещении.

Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождают для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, в том числе и права членов семьи военнослужащего на выплату подъемного пособия. В Определении от 22 июня 2005 г. по делу N 93-Г05-7 Верховный Суд Российской Федерации указал, что регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета. Место жительства гражданина может быть установлено на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (например, подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т. д.) <12>. В рассматриваемом случае подтверждением факта переезда членов семьи военнослужащего также могут быть, например, решение жилищной комиссии о предоставлении служебного жилого помещения, пригодного для временного проживания, ведомости учета расчетов за проживание в общежитии и др. ——————————— <12> Определение Конституционного Суда Российской Федерации «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Кушнарева Андрея Михайловича на нарушение его конституционных прав положениями Гражданского процессуального кодекса РСФСР» от 13 июля 2000 года N 185-О.

Ссылка Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Российской Федерации на решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2003 г. N ВКПИ03-11 <13>, оставленное без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2003 г. N КАС03-239, также является безосновательной, так как Верховный Суд Российской Федерации, проверяя законность отдельных положений в настоящее время утратившей силу Инструкции, хотя и подтвердил обоснованность установления регистрации по месту жительства в качестве обязательного условия выплаты подъемного пособия членам семьи военнослужащего <14>, тем не менее не мог учитывать внесенные в 2006 г. Порядком изменения в условия выплаты подъемного пособия членам семьи военнослужащего (наличие регистрации как по месту жительства, так и по месту пребывания). В связи с этим указанный судебный акт надлежит трактовать исключительно с учетом внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. ——————————— <13> Право в Вооруженных Силах. 2005. N 4. <14> Так, Верховный Суд Российской Федерации указал, что исполнение обязанности по регистрации является достоверным подтверждением факта изменения места жительства, в связи с которым государство в установленных законом случаях производит выплату подъемного пособия. Неисполнение гражданином данной обязанности ставит под сомнение факт изменения им места жительства и не дает оснований для производства соответствующих выплат.

Возникают также вопросы с учетом положений п. 314 Порядка, касающиеся возможности злоупотребления правом членами семьи военнослужащего на получение подъемного пособия при переезде к новому месту военной службы военнослужащего при наличии регистрации по месту пребывания (например, при регистрации по месту пребывания членов семьи военнослужащего, прибывших к месту военной службы военнослужащего, временно — на каникулы, в отпуск). Представляется, что в данном случае ответственность за предоставление недостоверных сведений, касающихся изменения места жительства своего члена семьи, должен нести соответствующий военнослужащий. Однако установление презумпции злоупотребления правом в данном случае необоснованно, в то же время существуют различные методы, в частности административные, обеспечивающие юридическую прозрачность рассматриваемых правоотношений, которые можно применить в конкретном случае. Кроме того, злоупотребление правом в данном случае может иметь место также и при наличии регистрации по месту жительства, которая будет являться только формальным основанием, если таковая будет оформлена исключительно в целях получения членами семьи военнослужащего подъемного пособия с последующим незамедлительным снятием с регистрационного учета. В целях законодательного разрешения рассматриваемой проблемы необходимо внесение изменений в Порядок в части определения альтернативных юридических фактов, подтверждающих факт изменения места жительства — переезда членов семьи военнослужащего к новому месту службы военнослужащего. Так, использование в данных целях исключительно регистрации по месту жительства или пребывания не соответствует содержанию и правовой природе регистрации, не учитывает положения ч. 2 ст. 3 Закона о регистрации, не соответствует официальному толкованию понятия «место жительства» и нарушает право членов семьи военнослужащего на получение подъемного пособия.

——————————————————————