Правовое регулирование страхования жизни и здоровья военнослужащих

(Касторнова Т. А.) («Финансовое право», 2008, N 8)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Т. А. КАСТОРНОВА

Касторнова Т. А., доцент кафедры «Финансовое право» ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» (Финакадемии), кандидат экономических наук.

Все отношения в области предоставления страховых услуг неразрывно связаны с правовым обеспечением. Законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование). Государство в лице федеральных органов власти не только регулирует отношения в области страхования путем издания нормативно-правовых актов, выдачи лицензий и осуществляет контроль и надзор за деятельностью страховых компаний, но и непосредственно вступает в правоотношения со страховщиками в качестве субъекта. В п. 1 ст. 935 ГК РФ говорится о двух видах обязательного страхования, которые могут быть возложены законом на указанных в нем лиц: — страхование жизни, здоровья или имущества других определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу; — страхование риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договора с другими лицами. Федеральный закон N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» <1> регулирует первый из указанных видов страхования. В нормах этого Закона предусмотрена обязанность соответствующих министерств и ведомств (в которых предусмотрено прохождение военной службы) страховать жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном страховании лиц на случай причинения вреда их жизни и здоровью. ——————————— <1> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1474.

В этом случае страхователями являются федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрены военная служба, служба, военные сборы. Объектами обязательного государственного страхования, согласно названному Закону, являются жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним лиц. Согласно ст. 1 Закона N 52-ФЗ страхование военнослужащих и приравненных к ним в обязательном страховании лиц осуществляется со дня начала военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, военных сборов по день окончания военной службы, службы, военных сборов. Необходимо отметить: если жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним лиц подлежат ОГС <2> по нескольким основаниям (по основаниям, предусмотренным Законом N 52-ФЗ, и по иным установленным федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ основаниям), то страховые суммы выплачиваются по выбору военнослужащих только по одному из таких оснований. ——————————— <2> ОГС — обязательное государственное страхование.

Договор ОГС заключается в порядке, предусмотренном ст. 6 Закона N 52-ФЗ. Срок договора — один календарный год. В обязательном порядке в него включаются: — соглашение о застрахованных лицах, об обязательствах и ответственности страхователя и страховщика; — перечень страховых случаев; — способы перечисления (выплаты) страховых сумм застрахованному лицу (выгодоприобретателю). Как следует из названия, указанный Закон распространяет свое действие не только на военнослужащих, но и на лиц, приравненных к ним в обязательном государственном страховании. Таким образом, застрахованными лицами являются: — граждане, призванные на военные сборы; — лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел; — лица рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы; — лица рядового и начальствующего состава органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; — сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. В соответствии с п. 10 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» <3> началом военной службы считается: ——————————— <3> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

— для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, — день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы; — для граждан, призванных на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, — день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссара; — для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, — день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений; — для граждан, поступивших на военную службу по контракту, — день вступления в силу контракта о прохождении военной службы; — для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, — дата зачисления в указанные образовательные учреждения. Таким образом, в случае если призывник, фактически еще не являющийся военнослужащим, получит повреждение здоровья при следовании из военкомата к месту службы, он может рассчитывать на страховую защиту, как и военнослужащий, течение срока военной службы начинается в 00 час. 00 мин. наступления соответствующего дня (например, день вступления в силу контракта, день убытия к месту прохождения военной службы и др.). В таких случаях в соответствующих справках будут указаны первичное воинское звание и минимальный месячный оклад по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Для граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, начало такой службы определяется приказом о приеме на службу, назначении на должность. Данный приказ объявляется сотруднику под расписку не позднее трех дней с момента его поступления в подразделение. Во всех случаях прекращение службы в органах внутренних дел оформляется соответствующими приказами начальников об увольнении сотрудников из органов внутренних дел либо исключении из списков личного состава лиц, прекративших гражданство Российской Федерации или признанных судом безвестно отсутствующими, а также умерших или погибших (п. 3.4 и п. 17.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, введенной в действие Приказом министра внутренних дел Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 300). Порядок страхования всех военнослужащих предусмотрен ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» <4>. Согласно п. 1 данной статьи военнослужащие, а также граждане, призванные на военные сборы, подлежат ОГС за счет средств федерального бюджета в порядке и на условиях, устанавливаемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, утверждаемыми в каждом федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. ——————————— <4> СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.

Военнослужащие и иные сотрудники МВД России подлежат ОГС в соответствии со ст. 29 Закона от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции» <5>. При этом их страхование осуществляется как за счет средств федерального бюджета, так и средств, поступающих в специальные фонды на основании договоров от организаций. ——————————— <5> ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.

Порядок страхования указанных лиц установлен Инструкцией о порядке проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, в системе МВД России, утвержденной Приказом МВД России от 16.12.1998 N 825 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России» <6>, которая разработана в соответствии с Законом N 52-ФЗ. ——————————— <6> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 15 февраля 1999 г. N 7.

Сотрудники, военнослужащие и работники ГПС МЧС России. Статьей 9 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» <7> определено, что условия и порядок обязательного государственного личного страхования сотрудников, военнослужащих Государственной противопожарной службы устанавливаются не только федеральными законами, но и законодательными актами субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами РФ. ——————————— <7> СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3649.

Порядок оформления документов, выплаты страховых сумм по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в соответствии с Законом N 52-ФЗ установлен Инструкцией о проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной Приказом Минюста России от 13.04.2006 N 114 «Об утверждении Инструкции о проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» <8>. ——————————— <8> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 15 мая 2006 г. N 20.

По вышеперечисленным категориям лиц, к выгодоприобретателям, в пользу которых заключается договор ОГС, относятся сами застрахованные лица. В случае гибели или смерти застрахованного лица выгодоприобретателями по ОГС, помимо застрахованных лиц, в соответствии с п. 4 ст. 2 Закона N 52-ФЗ являются: — супруг (супруга), состоящий (состоящая) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним; — родители (усыновители) застрахованного лица; — дедушка и бабушка застрахованного лица — при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех лет; — отчим и мачеха застрахованного лица — при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет; — дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности до окончания обучения или до достижения ими 23 лет; — подопечные застрахованного лица. Страховым случаем при обязательном государственном страховании военнослужащих и приравненных к ним лиц является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату. Страховыми случаями при осуществлении ОГС, согласно ст. 4 Закона N 52-ФЗ, являются: — гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов; — установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов; — получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии); — досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военной службы, признанных военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе или не годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы. Если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения службы, то военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания службы. Интересно, что в Законе РФ от 26.06.1992 N 3132 «О статусе судей в Российской Федерации» <9> в ст. 20 о мерах по социальной защите судей и членов их семей говорится, что страхование жизни, здоровья и имущества судьи подлежит обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. При этом жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию на сумму его пятнадцатилетней заработной платы. ——————————— <9> ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.

При этом перечень повреждений здоровья в данном Законе отсутствует и приведен совершенно иной юридический состав, определяющий страховой случай. Законодателем установлены три страховых случая: а) смерть; б) причинение судье повреждения здоровья, исключившего возможность заниматься профессиональной деятельностью; в) причинение судье повреждения здоровья, не повлекшего стойкой утраты трудоспособности, которая бы исключала возможность заниматься профессиональной деятельностью. Необходимо отметить, что законодатель четко обозначил норму, квалифицирующую все указанные случаи как страховые, — обязательное наличие факта причинения повреждения здоровью при посягательстве на жизнь и здоровье судьи в связи с его служебной деятельностью (п. 1 ст. 1 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ <10>). ——————————— <10> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455.

Данная норма касается также прокуроров и следователей военной прокуратуры. По Федеральному закону N 52-ФЗ они подлежат обязательному государственному личному страхованию не как военнослужащие, а как работники прокуратуры, при наступлении соответствующего страхового случая они имеют право воспользоваться нормами ст. 45 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации» <11> от 17 января 1992 г. N 2202-1. Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях: ——————————— <11> ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 8. Ст. 366.

— гибели (смерти) прокурора или следователя в период работы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью, — их наследникам в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячного денежного содержания прокурора или следователя; — причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, — в размере, равном 36-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания; — причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на способность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, — в размере, равном 12-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания. В случае причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, им ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между их среднемесячным денежным содержанием и назначенной в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по обязательному государственному личному страхованию. В случае гибели (смерти) прокурора или следователя в связи с исполнением служебных обязанностей, а также уволенных со службы прокурора или следователя, умерших вследствие причинения им телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей, нетрудоспособным членам их семей, находившимся на их иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного содержания погибшего (умершего) и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца без учета суммы выплат, полученных по обязательному государственному личному страхованию. Для определения указанной части денежного содержания среднемесячное денежное содержание погибшего (умершего) делится на число членов семьи, находившихся на его иждивении, в том числе трудоспособных. За семьей погибшего (умершего) сохраняется право на получение благоустроенного жилого помещения на условиях и основаниях, которые имели место на момент гибели (смерти) прокурора или следователя. Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего прокурору или следователю или членам их семей, в связи с их служебной деятельностью, подлежит возмещению им или членам их семей в полном объеме, включая упущенную выгоду, в установленном порядке. В случае обязательного государственного страхования степень тяжести увечий (ранений, травм, контузий) застрахованных лиц определяется соответствующими медицинскими органами федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрены военная служба, служба, военные сборы (п. 1 ст. 11 Закона N 52-ФЗ). Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, содержится в Постановлении Правительства РФ N 855 <12>. ——————————— <12> СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3900.

На основании ст. 5 Закона N 52-ФЗ размеры страховых сумм определяются исходя из окладов месячного денежного содержания <13> (ОМДС) этих военнослужащих и приравненных к ним лиц, в которые входят: ——————————— <13> Оклады денежного содержания в справках, представляемых в страховую организацию, указываются без учета их повышения за службу в отдаленных и с тяжелыми климатическими условиями местностях и других установленных законодательством повышений.

— месячные оклады по занимаемой должности; — месячные оклады по воинскому (специальному) званию. Особый порядок определения страховых выплат установлен в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Для них размеры страховых сумм определяются исходя из минимального месячного оклада по занимаемой должности и месячного оклада по воинскому званию, установленных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Если страхователь не выполнил правила страхования или заключил договор с условиями, ухудшающими положение застрахованного лица, то при наступлении страхового случая страховая сумма выплачивается на тех же условиях, что и при надлежащем способе организации страхования. Выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая и необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы. Их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ N 855. Состав документов зависит от условий наступления страхового случая. Так, в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов оформляются: — заявление о выплате страховой суммы от каждого выгодоприобретателя по обязательному государственному страхованию (несовершеннолетние дети застрахованного лица включаются в заявление одного из супругов, опекуна или попечителя); — справка командира воинской части (начальника учреждения, руководителя организации) об обстоятельствах наступления страхового случая и сведения о застрахованном лице; — копия свидетельства о смерти застрахованного лица; — копия выписки из приказа командира воинской части (начальника учреждения, руководителя организации) об исключении застрахованного лица из списков личного состава воинской части (учреждения, организации); — копии документов, подтверждающих родственную связь выгодоприобретателей с застрахованным лицом; — копия постановления органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства застрахованного лица над подопечными; — копия документа органа опеки и попечительства, подтверждающего отсутствие родителей у застрахованного лица и факт его воспитания и содержания выгодоприобретателями; — справка образовательного учреждения об обучении детей застрахованного лица в возрасте от 18 до 23 лет с указанием даты зачисления на обучение; — копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности детям застрахованного лица до достижения ими 18-летнего возраста, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы; — заявление об отказе выгодоприобретателя от получения страховых сумм по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья, право на которые он имеет в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, в случае гибели (смерти) застрахованного лица. В таком случае страховая организация, получившая такое заявление, направляет его копии страховым организациям, осуществляющим страхование жизни и здоровья указанных лиц по этим законам и нормативным правовым актам. В случае смерти застрахованного лица до истечения одного года после увольнения с военной службы (окончания сборов), кроме вышеперечисленных документов, необходимо представить копию заключения учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, приведших к смерти застрахованного лица. Порядок оформления выплаты страховых сумм в ВС РФ прописан в Инструкции, утвержденной Приказом Минобороны России N 455 «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы» <14>. ——————————— <14> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 34.

Страховые суммы выплачиваются на основании Перечня документов, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 855. При этом командирами воинских частей на основании учетно-послужных документов пострадавших военнослужащих, материалов расследований и других документов оформляются справки об обстоятельствах наступления страхового случая и сведения о застрахованном лице по форме, утвержденной в приложениях к Инструкции. Воинские части оформляют их в двух экземплярах: первый экземпляр вместе с другими документами в течение месяца направляют в страховую организацию, второй хранится в финансовом органе воинской части в течение трех лет. При невозможности представления воинской частью в страховую организацию всех документов (ввиду проживания членов семьи погибших военнослужащих вне места дислокации воинской части и т. п.) справка установленной формы и другие необходимые в данном случае документы направляются в страховую организацию. Одновременно воинские части сообщают членам семей погибших военнослужащих, проживающих отдельно, о перечне документов, которые необходимо представить через военные комиссариаты по месту жительства для получения страховых сумм. Воинская часть одновременно с представлением документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, в обязательном порядке информирует страховую организацию о наступлении страхового случая, а также по ее запросу направляет сведения об обстоятельствах его наступления. Отметим, если суд установит, что страховой случай наступил вследствие совершения застрахованным лицом общественно опасного деяния, нахождения в алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении либо является результатом умышленного причинения вреда своему здоровью или самоубийства, то копия решения суда представляется в страховую организацию. Командиры, а также ответственные за осуществление ОГС должностные лица воинских частей, виновные в необоснованном отказе в предоставлении и оформлении застрахованным лицам (выгодоприобретателям) документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ. Выплата страховых сумм производится застрахованным лицам (в случае их гибели — выгодоприобретателям) на территории РФ путем перечисления страховой суммы в рублях способом, определенным договором страхования. При этом они перечисляются на существующие или вновь открытые счета Сбербанка России в 15-дневный срок со дня получения документов, на основании которых принимается решение об указанной выплате. В соответствии с Федеральным законом от 28.07.2004 N 88-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 07.09.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» <15> кредитным организациям запрещено открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет, либо его представителя (пп. 2 п. 5 ст. 7 Закона N 115-ФЗ). В соответствии с принятыми изменениями застрахованным лицам (выгодоприобретателям), заинтересованным в своевременном получении причитающихся им страховых сумм, необходимо предварительно открыть (в случае отсутствия) счет (вклад) в отделении Сбербанка России и сообщить страховщику его реквизиты. ——————————— <15> СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3418.

Минобороны России издало распоряжение от 17.09.2004 N 180/4/4-535, в котором разъяснило дополнительные условия выплат страховых сумм и единовременных пособий: страховщику помимо платежных реквизитов соответствующего отделения Сбербанка России нужно сообщать номера счетов, открытых гражданами. В случае задержки выплаты страховой суммы, как определено п. 4 ст. 11 Закона N 52-ФЗ, страховщик обязан выплатить из собственных средств застрахованному либо выгодоприобретателю штраф в размере 1% от страховой суммы за каждый день просрочки. Также в Законе N 52-ФЗ перечислены случаи, при которых страховщик освобождается от выплаты страховой суммы, а именно: — если страховой случай наступил вследствие умышленных действий либо общественно опасного деяния застрахованного, признанных таковыми судом; — если застрахованный находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Мотивированное решение об отказе сообщается застрахованному лицу или выгодоприобретателю в письменной форме в срок, установленный для выплаты страховой суммы. Страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы в случае смерти застрахованного лица, если смерть застрахованного наступила вследствие самоубийства и к этому времени это лицо находилось на военной службе, службе не менее шести месяцев или если его смерть является результатом доказанного судом доведения до самоубийства, независимо от срока нахождения застрахованного лица на военной службе, службе. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 213 НК РФ <16> полученные страховые суммы не подлежат обложению НДФЛ: при определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном действующим законодательством. ——————————— <16> СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

Статья 2 Закона N 52-ФЗ устанавливает, кто может осуществлять обязательное государственное страхование военнослужащих. Страховщиками по ОГС могут быть страховые организации, имеющие лицензии на осуществление ОГС и заключившие со страхователями договоры ОГС. К деятельности по ОГС допускаются страховые организации, которые соответствуют требованиям, установленным ст. 3 Закона N 52-ФЗ: — уставный капитал сформирован без участия иностранных инвестиций; — наличие практического опыта работы в области личного страхования не менее одного года; — выполнение финансовых показателей, установленных федеральным органом по надзору за страховой деятельностью, гарантирующих финансовую обеспеченность взятых на ответственность страховых обязательств. Выбор страховщиков осуществляется на конкурсной основе. При этом отношения, связанные с размещением заказов на оказание услуг для государственных нужд и заключение любого государственного контракта, в том числе и на обязательное государственное страхование, должны производиться в строгом соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон N 94-ФЗ) <17>. Данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Согласно нормам Федерального закона N 94-ФЗ размещение заказа на осуществление обязательного государственного страхования может быть осуществлено двумя способами: ——————————— <17> СЗ РФ. 2005. N 30 (часть I). Ст. 3105.

— путем проведения конкурса <18>; ——————————— <18> Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (ст. 20 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказа ние услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 25.07.2005. N 30 (часть I). Ст. 3105).

— путем проведения аукциона <19>. ——————————— <19> Под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта (ст. 32 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 25.07.2005. N 30 (часть I). Ст. 3105).

Если для определения страховой организации с целью заключения государственного контракта при проведении конкурса происходит сравнительный анализ условий исполнения государственного контракта с его фиксированной ценой, то при проведении аукциона победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного контракта. Таким образом, появляется реальная возможность экономии бюджетных средств, выделяемых по данной статье расходов федеральному органу исполнительной власти. Заключать контракт предпочтительней, проводя аукцион, но при проведении мероприятий по его подготовке возникают определенные трудности. Одна из них — это подготовка конкурсной документации для проведения аукциона, в которой необходимо сформулировать требования к его участникам так, чтобы произвести отбор наиболее предпочтительных участников, отвечающих требованиям федерального законодательства и требованиям страхователя. Именно здесь и возникают трудности, связанные с наличием конкуренции норм двух федеральных законов, которые явно противоречат друг другу. Так, пп. 2.1 ст. 34 «Документация об аукционе» Федерального закона N 94-ФЗ гласит, что не допускается включать в документацию об аукционе требования к участнику размещения заказа, в том числе: — требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы; — требования к его деловой репутации; — требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Федеральным законом N 94-ФЗ. Федеральный закон N 52-ФЗ в п. 2 ст. 3 закрепляет особый порядок лицензирования деятельности страховщиков и дополнительные меры контроля за их деятельностью и, в свою очередь, устанавливает, что к деятельности по обязательному государственному страхованию допускаются страховые организации: — уставный капитал которых сформирован без участия иностранных инвестиций; — имеют практический опыт работы в области личного страхования не менее одного года; — имеют показатели финансовой надежности, установленные федеральным органом по надзору за страховой деятельностью, гарантирующие финансовую обеспеченность взятых на ответственность страховых обязательств. Также к особенным требованиям Федерального закона N 52-ФЗ можно отнести прохождение особого порядка лицензирования <20>, который предполагает получение страховой организацией лицензий: ——————————— <20> См.: п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» // СЗ РФ. 30.03.1998. N 13. Ст. 1474.

— Федеральной службы страхового надзора Российской Федерации на осуществление обязательного государственного страхования с приложением Методики расчета тарифных ставок по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья; — Федеральной службы безопасности Российской Федерации на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Указанные требования Федерального закона N 52-ФЗ объясняются, прежде всего, необходимостью осуществления особого порядка обязательного государственного страхования и спецификой субъектов и объектов данного вида страхования. Противоречия, имеющиеся в отдельных нормах федерального законодательства, могут являться предпосылкой как для несвоевременного исполнения отдельных государственных гарантий, к которым относится обязательное государственное страхование, так и невыполнения в полной мере норм, регулирующих правоотношения в этой области. Подтверждением этого может служить приостановка 10 декабря 2007 г. Федеральной антимонопольной службой размещения заказа на оказание услуг обязательного государственного страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к Федеральной миграционной службе и назначенных на должности рядового и начальствующего состава в подразделениях системы ФМС России. Основанием выданного предписания стала жалоба ОАО СК «Русский мир» на действия Федеральной миграционной службы при проведении аукциона по определению страховой организации для заключения государственного контракта на оказание услуг обязательного государственного страхования. В соответствии с документацией об аукционе, размещенной 19 ноября 2007 г. государственным заказчиком на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов, были установлены следующие требования к участникам аукциона <21>: ——————————— <21> Интернет-сайт: http://www. zakupki. gov. ru.

1) наличие уставного капитала, сформированного без участия иностранных инвестиций; 2) филиалы во всех регионах Российской Федерации; 3) наличие единого централизованного расчетного центра в г. Москве, позволяющего осуществить оперативную выгрузку данных и составление отчетов по запросу страхователя; 4) закрепление в филиалах участника конкурса менеджеров (специалистов по обязательному государственному страхованию) в каждом субъекте Российской Федерации, оказывающих консультативные услуги застрахованным лицам и выгодоприобретателям по государственным контрактам. Сами по себе указанные требования объяснимы тем, что подразделения ФМС России расположены во всех регионах, а место оказания услуг по обязательному государственному страхованию — территория Российской Федерации. Также страхователь, скорее всего, хотел обезопасить свои риски путем недопущения для участия в аукционе маленьких компаний, не имеющих опыта работы по данному виду страхования. В частности, в ФАС России были представлены следующие объяснения установленных требований: 1. Отсутствие в уставном капитале иностранных инвестиций. Данное требование закреплено в п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ. 2. Наличие филиалов во всех регионах Российской Федерации. Данное требование относится к месту оказания услуг по обязательному государственному страхованию сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу в ФМС России, содержащихся за счет федерального бюджета, подлежащих страхованию в 2008 г., а именно ко всей территории Российской Федерации. Территориальные подразделения ФМС России расположены в каждом регионе Российской Федерации. И в данном случае речь идет не о наличии производственных мощностей, а об обеспечении дальнейшего выполнения обязательств в случае заключения государственного контракта. 3. Наличие единого централизованного расчетного центра в г. Москве, позволяющего осуществить оперативную выгрузку данных и составление отчетов по запросу страхователя. Данное требование относится также к обеспечению дальнейшего выполнения обязательств в случае заключения государственного контракта, которые будут способствовать осуществлению дополнительного контроля за деятельностью страховщиков (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ). 4. Закрепление в филиалах участника конкурса менеджеров (специалистов по обязательному государственному страхованию) в каждом субъекте Российской Федерации, оказывающих консультативные услуги застрахованным лицам и выгодоприобретателям по государственным контрактам. Данное требование не может рассматриваться как противоречащее п. 2.1 ст. 34 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», так как речь в данном случае не идет об опыте работы или наличии трудовых ресурсов. Смысл требования заключается в выделении данного вида страхования в филиалах страховщика с целью обеспечения оказания своевременных и качественных услуг застрахованным лицам (выгодоприобретателям). Некоторые из перечисленных требований вступали в противоречия с нормами Федерального закона N 94-ФЗ. В связи с этим ОАО СК «Русский мир» посчитало, что установление указанных требований участникам размещения заказа полностью не соответствует пп. 2.1 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ. Кроме того, оспаривалось решение о выбранном способе размещения заказа со ссылкой на Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона <22>. И страховые услуги, в данном случае услуги по обязательному государственному страхованию, не указаны в приведенном Перечне. На основании вышеизложенного предлагалось провести проверку действий государственного заказчика при размещении заказа на оказание услуг по обязательному государственному страхованию. ——————————— <22> Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержден распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2007 г. N 609-р // СЗ РФ. 2007. N 21. Ст. 2550.

Комиссией Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказа, в результате проведения проверки в соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона N 94-ФЗ, по итогам рассмотрения жалобы было принято решение о частичном ее удовлетворении. Относительно способа размещения заказа было определено, что услуги страхования, являющиеся предметом аукциона, не включены в Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2007 г. N 609-р. В то же время законодательство не содержит запрета на размещение заказа путем проведения аукциона на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, не включенных в данный Перечень. Указанные выше положения были изложены комиссией Федеральной антимонопольной службы в ответе на жалобу ОАО СК «Русский мир» и предписании Федеральной миграционной службе, в действиях которой признано нарушение ч. 2.1 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ. В частности, аукционной комиссии ФМС России предписывалось следующее: 1. При рассмотрении заявок на участие в аукционе не учитывать установленные в документации об аукционе требования, дублирующие требования к получению лицензии; требования о наличии у участников размещения заказа филиалов во всех регионах Российской Федерации; единого централизованного расчетного центра в г. Москве, позволяющего осуществить оперативную выгрузку данных и составление отчетов по запросу страхователя; менеджеров (специалистов по обязательному государственному страхованию), оказывающих консультативные услуги застрахованным лицам и выгодоприобретателям по государственным контрактам в каждом субъекте Российской Федерации. 2. В срок до 27 декабря 2007 г. представить в ФАС России копию документа, подтверждающего выполнение п. 1 предписания. Рассмотренный случай является ярким примером противоречия отдельных норм действующего законодательства и различного их понимания субъектами обязательного государственного страхования. При этом действия каждой из сторон обоснованны. Это объясняется тем, что федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, не желая рисковать бюджетными средствами, стремится заключить контракт с компанией, обладающей достаточным потенциалом для обеспечения интересов застрахованных. Одновременно страховые компании стремятся получить гарантированно выделяемые бюджетом денежные средства, получение которых позволит им не только улучшить свой имидж, но и получить солидный источник для дальнейшего развития <23>. ——————————— <23> Федеральным бюджетом на 2008 г. по данной статье расходов предусмотрено для: — Министерства внутренних дел — 1813544130 руб.; — Федеральной фельдъегерской связи — 10760000 руб.; — Федеральной миграционной службы — 51197200 руб. Данные представлены на интернет-сайте: http://www. zakupki. gov. ru.

Благодаря таким примерам происходит приведение действующих норм законодательства в единое целое. Возникшая ситуация может послужить поводом для законотворческой инициативы по приведению федеральных законов в соответствие друг с другом и принятию новых норм, регламентирующих порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд по конкретным направлениям деятельности. Заключение государственных контрактов путем проведения аукционов способствует не только открытости процесса выбора участников размещения заказов, снижению риска развития коррупционной составляющей при размещении государственных заказов, но и обеспечивает эффективную экономию бюджетных средств <24>. ——————————— <24> Сумма государственного контракта на оказание услуг обязательного государственного страхования составляет 20734866 руб. при начальной цене контракта 51197200 руб. При заключении данного контракта ФМС экономия составила 59,5%, или 30462334 руб.

——————————————————————