Узники разъяснений
(Гурченков С.) («ЭЖ-Юрист», 2011, N 11)
УЗНИКИ РАЗЪЯСНЕНИЙ
С. ГУРЧЕНКОВ
Сергей Гурченков, юрист аппарата Уполномоченного по правам человека в Калужской области.
Имеют место случаи, когда бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, отказывают в обеспечении жильем. Правомерно ли это?
Прав ли Минрегион?
В пункте 3 своего письма от 19.03.2010 N 10496-СК/07 Минрегион России со ссылкой на п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации…» (далее — ФЗ N 122-ФЗ) разъясняет, что законодатель, наделяя бывших несовершеннолетних узников фашизма правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет не идентифицирует их с участниками ВОВ, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Таким образом, данные категории граждан обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов» не подлежат. Указом Президента РФ от 15.10.1992 N 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» было постановлено предоставлять проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов ВОВ соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих (п. 1 Указа N 1235). Льготы, поименованные в п. 1 Указа N 1235, предоставляются из тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам ВОВ (п. 2 Указа N 1235). Постановлением Минтруда России от 07.07.1999 N 20 «Об утверждении разъяснения «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» было разъяснено, что при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, — инвалиды и участники ВОВ. Поскольку с выходом Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее — ФЗ «О ветеранах») для инвалидов и участников ВОВ предусмотрены льготы соответственно ст. ст. 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы (п. 5 Постановления N 20). Пунктом 8 ст. 154 ФЗ N 122-ФЗ установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов ВОВ. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих. Указом N 714 постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах». Учитывая изложенное, можно сделать следующие выводы. 1. Действующее законодательство РФ приравняло по предоставляемому перечню ежемесячных денежных выплат, мер социальной поддержки и льгот бывших несовершеннолетних узников фашизма и инвалидов ВОВ, участников ВОВ. 2. Нормы права, регулирующие социальные гарантии, льготы и меры социальной поддержки бывших несовершеннолетних узников фашизма, носят отсылочный характер. Меры социальной поддержки для инвалидов ВОВ и участников ВОВ предусмотрены ст. ст. 14 и 15 ФЗ «О ветеранах», следовательно, при определении перечня мер социальной поддержки, предоставляемых бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, необходимо руководствоваться названными статьями ФЗ «О ветеранах». 3. Право инвалидов ВОВ и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем прямо предусмотрено ст. ст. 14 и 15 ФЗ «О ветеранах». 4. Действующее законодательство РФ не содержит норм права, указывающих на то, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма не предоставляются какие-либо меры социальной поддержки, установленные ст. ст. 14 и 15 ФЗ «О ветеранах», в том числе мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем. 5. Положения действующего законодательства РФ о предоставлении бывшим несовершеннолетним узникам фашизма мер социальной поддержки, установленных для инвалидов ВОВ и участников ВОВ, не могут толковаться как не предусматривающие обеспечение бывших несовершеннолетних узников фашизма жильем на основании ФЗ «О ветеранах» и Указа N 714. Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета согласно ФЗ «О ветеранах», следовательно, подлежат обеспечению жильем в соответствии с Указом N 714.
Руководствуемся Законом, а не письмом
Может ли письмо Минрегиона России от 19.03.2010 N 10496-СК/07 являться основанием для отказа в обеспечении жильем бывших несовершеннолетних узников фашизма? Отвечая на данный вопрос, необходимо отметить следующее. Названное Министерство не наделено полномочиями по официальному разъяснению положений федеральных законов и указов Президента РФ. Разъяснения Минрегиона России, содержащиеся в п. 3 письма от 19.03.2010 N 10496-СК/07, являются лишь позицией названного министерства по вопросу толкования и применения норм действующего законодательства РФ в части обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета бывших несовершеннолетних узников фашизма. С учетом изложенного, разъяснения не соответствуют действующему законодательству и противоречат ему. Министерство не вправе самостоятельно толковать волю законодателя и произвольно сужать круг лиц, которым предоставляется такая мера социальной поддержки, как улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, поскольку бывших несовершеннолетних узников фашизма законодатель приравнял к инвалидам ВОВ и участникам ВОВ, которым такая поддержка положена на основании ФЗ «О ветеранах». Письмо Минрегиона России от 19.03.2010 N 10496-СК/07 не является нормативным правовым актом и официальным разъяснением норм закона. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В данном случае права бывших несовершеннолетних узников фашизма ограничиваются письмом Минрегиона России, которое не является федеральным законом. Более того, не является нормативным правовым актом. Итак, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение жильем в соответствии с Указом N 714 и ФЗ «О ветеранах». Письмо Минрегиона России от 19.03.2010 N 10496-СК/07 не может служить основанием для отказа бывшим несовершеннолетним узникам фашизма в реализации их права на обеспечение жильем в соответствии с указанными нормативными правовыми актами. При принятии решений правоприменительные органы должны руководствоваться действующим законодательством. Указанная позиция подтверждается судебной практикой, складывающейся в субъектах РФ. Суды удовлетворяют иски бывших несовершеннолетних узников фашизма, которые сами обращаются в суд или в их интересах обращаются прокуроры, об обеспечении жильем в соответствии с Указом N 714 и ФЗ «О ветеранах». Информация об удовлетворении таких исков размещена на официальных сайтах судов общей юрисдикции <1>, Генеральной прокуратуры РФ и прокуратур субъектов РФ <2>, на сайтах уполномоченных по правам человека в субъектах РФ <3>. ——————————— <1> Сайт Ленинского районного суда г. Пензы. Новость от 25.11.2010 (http:// leninsky. pnz. sudrf. ru/ modules. php? name= press_ dep&op;= 1&did;=235); сайт Пензенского областного суда. Новость от 07.09.2010 (http:// www. oblsud. penza. ru/ articles/ 2010/ 09/ 071.asp). <2> Сайт Генеральной прокуратуры РФ. Новость от 14.12.2010 (http:// genproc. gov. ru/ news/ news-57723/); сайт прокуратуры Пензенской области. Новости от 27.10.2010 и 08.11.2010 (http://www. procpenza. ru/news/1531; http://www. procpenza. ru/ news/ 1560); сайт прокуратуры Амурской области. Новость от 23.11.2010 (http://www. prokamur. ru/ news. php? rec_id= 83&mon;= 11&yer;= 2010&res;=); сайт прокуратуры Иркутской области. Новость от 29.11.2010 (http:// www. irkproc. ru/ news/ 2023.html). <3> Сайт Уполномоченного по правам человека в Калужской области. Новость от 19.01.2011 (http:// www. ombudsman. kaluga. ru/ news/?content= item&item;= 1008).
——————————————————————